Ознакомиться с докладами и документами Всероссийской конференции контрольно-счетных органов «Реализация положений 44-фз, регламентирующих проведение аудита в сфере закупок, анализ, практика применения»

«Распределение приоритетных вопросов контрольной деятельности в сфере государственных и муниципальных закупок: опыт Республики Татарстан». Аудитор Счетной палаты Республики Татарстан А.Р. Валеев (доклад)

«Распределение приоритетных вопросов контрольной деятельности в сфере государственных и муниципальных закупок: опыт Республики Татарстан»

Валеев Азат Рустемович, аудитор Счетной палаты Республики Татарстан

Добрый день!

Уважаемые коллеги!

Согласно закону 44-ФЗ система контроля в сфере государственных и муниципальных закупок предусматривает осуществление мониторинга закупок, аудита, контроля со стороны государственных (муниципальных) органов, ведомственного контроля, контроля со стороны заказчика.

Как видим, мы – органы внешнего финансового контроля, не одни на этом большом поле и важно исключить дублирование при осуществлении контрольной деятельности.

В этой связи в декабре 2014 года по нашей инициативе с привлечением ведущих отраслевых экспертов Межведомственным координационным советом по вопросам государственного финансового контроля, который возглавляет Председатель Счетной палаты Республики Татарстан А.И. Демидов, подготовлены Методические рекомендации по организации системы контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Лимской декларацией руководящих принципов контроля, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом № 44-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан, с учетом Методических рекомендаций по проведению аудита в сфере закупок, утвержденных Коллегией Счетной палаты Российской Федерации.

В Методических рекомендациях по организации системы контроля в сфере закупок рассмотрены объекты, субъекты системы контроля, их полномочия, определены основополагающие принципы контроля, основные риски нарушений и недостатков, приоритетные вопросы контрольной деятельности.

Более 50 приоритетных вопросов систематизированы по 5 блокам:

1) Организация закупок;

2) Планирование закупок;

3) Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключение контрактов;

4) Исполнение контрактов;

5) Реализация результатов контроля (аудита, мониторинга).

По каждому из вопросов указаны субъекты системы контроля, уполномоченные на их проверку, в том числе закреплены вопросы за:

- органами Республики Татарстан (местного самоуправления), уполномоченными на осуществление контроля;

- органами внутреннего, ведомственного контроля;

- финансовыми органами;

- контрольно-счетными органами.

Даны ссылки на соответствующие нормативные правовые акты.

В документе отмечено, что в соответствии с Законом 44-ФЗ аудит в сфере закупок, осуществляемый контрольно-счетными органами, предполагает анализ и оценку результатов закупок, достижения их целей. При этом чисто процедурные вопросы закреплены преимущественно за органами внутреннего контроля.

То есть аудит со стороны органов внешнего финансового контроля должен быть нацелен на оценку в первую очередь эффективности закупок. Это в полной мере согласуется с нашими бюджетными полномочиями по проведению аудита эффективности.

Особое внимание мы уделяем проверке выполнения условий контрактов по срокам, объемам, ценам, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также эффективности системы управления контрактами, соблюдению предельных цен, нормативов расходов, обоснованности образования дебиторской задолженности, соблюдению лимитов авансирования.

Проверяем целевое и эффективное использование приобретенных ресурсов.

Анализируем также показатели, характеризующие уровень конкуренции в сфере закупок.

Проведение аудита в сфере закупок предполагает как экспертно-аналитические, так и контрольно-ревизионные мероприятия.

Следует отметить, что на сегодняшний день отсутствует единство подходов к размещению в сети Интернет информации о результатах аудита.

В приложении к Методическим рекомендациям представлена Типовая структура данных о результатах аудита в сфере закупок, подготовленная на основе Методических рекомендаций Счетной палаты Российской Федерации.

 

В рамках деятельности Межведомственного координационного совета совместной рабочей группой из представителей Управления Федеральной антимонопольной службы, Территориального управления Росфиннадзора, Прокуратуры, МВД, Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан, Счетной палаты, муниципальных контрольно-счетных органов подготовлено ежегодное Заключение по характерным нарушениям и недостаткам (в нем более 550 конкретных примеров).

Отдельным блоком в этом документе систематизированы нарушения Закона 44-ФЗ, в том числе:

1) В действиях комиссии заказчика по осуществлению закупок;

2) Допускаемые заказчиками при формировании документации о закупке, а также в извещениях о проведении запросов котировок, запросов предложений;

3) При составлении проектов государственных (муниципальных) контрактов;

4) Несоблюдение сроков при проведении закупки;

5) Нарушения при внесении информации в реестр контрактов.

Заключение в профилактических целях по традиции направлено во все министерства, ведомства и муниципальные образования республики.

 

С Методическими рекомендациями по организации системы контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Заключением по характерным нарушениям и недостаткам и другими документами, одобренными Межведомственным координационным советом по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан, можно ознакомиться на официальном сайте Счетной палаты Республики Татарстан (www.sprt.ru, раздел «МКС», подраздел «Принятые документы).

 

Благодарю за внимание!