Тексты официальных выступлений

Доклад Председателя Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга В.С.Лопатникова об итогах реализации Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, переданных внутригородскими муниципальными образованиями Санкт-Петербурга, 6 октября 2017 года

Уважаемый Георгий Сергеевич!  

Уважаемые коллеги!

 

Ежегодно на заседании нашей комиссии, а также на Съезде Совета муниципальных образований Санкт-Петербурга, я и мои коллеги докладываем Вам об итогах работы Палаты при проведении внешнего муниципального финансового контроля.

Еще раз напомню, что все 111 муниципальных образований города передали нам полномочия по осуществлению внешнего контроля.

В рамках заключенных Соглашений Палата проводит как предварительный, так и последующий контроль за  исполнением муниципальных бюджетов и программ.

Также Палата на постоянной основе осуществляет информационную помощь муниципальным образованиям. Так, в текущем году к нам поступило 25 обращений по вопросам местного значения.

В ходе плановых контрольных мероприятий по проверке формирования и исполнения местных бюджетов инспекторы КСП уже на местах работают с документами, осматривают объекты, производят необходимые обследования и фото-фиксацию. В план работы этого года включено 17 проверок внутригородских муниципальных образований. Полностью завершено 11 контрольных мероприятий.

Остановлюсь на результатах внешнего муниципального финансового контроля в текущем году.

Нами проведена внешняя проверка годовых отчетов об исполнении местных бюджетов за 2016 год, на основании которых подготовлены 109 заключений. Несмотря на то, что отчеты были представлены всеми ВМО, в отношении годовых отчетов двух муниципальных образований (ВМО №54 и ВМО посёлок Петро-Славянка) внешняя проверка не проведена, поскольку данные отчеты были представлены с нарушениями требований Бюджетного кодекса.

В целом, несмотря на имеющиеся замечания, можно отметить положительную тенденцию повышения уровня финансовой дисциплины на муниципальном уровне. Больше порядка стало при формировании бюджетной отчетности и годовых отчетов об исполнении бюджетов.

Тем не менее, факты нецелевого и неэффективного расходования средств бюджета выявляются.

Более подробно хочу рассказать вам о нарушениях и замечаниях, касающихся муниципальных закупок. Отмечается формальный подход к обоснованию закупок и начальной (максимальной) цены контракта. Так, коммерческие предложения, представленные для  определения начальной максимальной цены контракта, не содержат расчетов стоимости работ и услуг, предлагаемых к закупке. Что приводит к завышению цены контракта, а это, соответственно, влечет за собой потери бюджетных средств. В ходе проведенных контрольных мероприятий нами выявлено более 80 таких контрактов на общую сумму более 63 млн. рублей. 

При формировании документации для проведения аукционов муниципальные заказчики зачастую устанавливают излишне детализированные, избыточные требования к описанию товаров, работ или услуг, что, в конечном счете, приводит к отсутствию конкуренции при проведении закупок. Этот факт также отмечается и Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу.

Муниципальными заказчиками часто допускается объединение в один лот технологически или функционально не связанных работ или услуг, что существенно ограничивает конкуренцию и не позволяет получить экономию бюджетных средств. В таких закупках, как правило, участвует один поставщик, с которым заключается контракт без снижения начальной цены контракта. Обычно это контракты на выполнение работ по благоустройству или оказанию услуг на организацию культурно-зрелищных мероприятий. Таких муниципальных закупок осуществлено на общую сумму более 120 млн. рублей.

Многочисленные нарушения приемки и оплаты товаров, работ и услуг, не соответствующих условиям муниципальных контрактов по количеству и качеству, мы выявляем уже в ходе контрольных мероприятий. Только в этом году было установлено более 140 случаев на сумму более 15 млн. рублей, что повлекло прямые потери бюджетных средств в сумме более 690 тыс. рублей. Данные бюджетные средства пошли на оплату не выполненных работ, услуг и фактически не использованных материалов. 

Кратко остановлюсь на наиболее типичных нарушениях и замечаниях по итогам контрольных мероприятий.

Подробная справка была подготовлена и направлена в комиссию заранее.

Первое. Формирование и исполнение местных бюджетов происходит с многочисленными нарушениями бюджетной классификации расходов и требований по бухгалтерскому учету нефинансовых активов.

Второе. Расходование средств местного бюджета на организацию и проведение мероприятий, не связанных с вопросами местного значения или полномочиями органов местного самоуправления, что ведет к нецелевому использованию средств местного бюджета.

В ходе проведенных контрольных мероприятий выявлено нецелевое использование бюджетных средств на общую сумму более 36 млн. рублей.

Третье. Отсутствие единого подхода у органов местного самоуправления ВМО к реализации отдельных вопросов местного значения.

Четвертое. Необходима разработка муниципальных правовых актов, регулирующих порядок реализации вопросов местного значения, а также имущественные правоотношения.

Пятое. Продолжается практика приобретения за счет средств местных бюджетов имущества, которое не используется органами местного самоуправлениям ВМО и подведомственными им учреждениями в решении вопросов местного значения, а передается сторонним физическим и юридическим лицам в безвозмездное пользование и зачастую без оформления договорных отношений.

Шестое. С превышением предельного размера фонда оплаты труда продолжается формирование и расходование средств местного бюджета на денежное содержание сотрудников органов местного самоуправления.

Наконец, органами местного самоуправления создаются муниципальные учреждения, которые по функциям и задачам дублируют местные администрации. Или же в уставную деятельность таких учреждений включаются виды деятельности, не связанные с реализацией вопросов местного значения.

Подводя итоги, Контрольно-счетная палата полагает необходимым предложить следующее.

- Необходимо усилить внутренний контроль органами местного самоуправления в сфере бюджетных правоотношений, в том числе, контроль и ответственность сотрудников при приемке товаров, работ и услуг, приобретенных в рамках муниципальных контрактов (договоров);

- Нужно продолжить деятельность по разработке и утверждению муниципальных правовых актов, которые регулируют реализацию вопросов местного значения и имущественные правоотношения.

Также, по нашему мнению, совместно с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга и органами местного самоуправления требуется проведение дальнейшей работы по уточнению и конкретизации вопросов местного значения и внесения соответствующих изменений в законодательство Санкт-Петербурга.  

Спасибо за внимание.