Тексты официальных выступлений

Выступление Председателя Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга Вадима Лопатникова на заседании Бюджетно-финансового комитета Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 29 октября 2018 года.

Тезисы выступления Председателя Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга Вадима Лопатникова на заседании Бюджетно-финансового комитета Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 29 октября 2018 года. Тема выступления: «Заключение Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга на проект Закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

 

В установленные сроки Контрольно-счетная палата провела финансово-экономическую экспертизу проекта закона о бюджете и подготовила заключение. Проект закона внесен своевременно. Нет претензий к полноте самого законопроекта, а также составу документов и материалов, которые представлены одновременно с ним. В законопроекте соблюдены все ограничения: по дефициту городского бюджета, объему госдолга и расходам на его обслуживание, а также предельному объему заимствований. Выполнены требования по установлению в нем всех обязательных элементов, предусмотренных законодательством о бюджете. На заключение получены развернутые комментарии Комитета финансов.

На выявленных нарушениях и недостатках, а также аргументах и рекомендациях, изложенных в нашем заключении, я хочу остановиться.

При прогнозировании доходов не учтены требования, предъявляемые из года в год к качеству, информативности и обоснованности расчетов. Имеются резервы повышения достоверности их прогнозирования и эффективности администрирования. По двум наиболее крупным налогам, составляющим 2/3 бюджета (налог на прибыль и НДФЛ), по нашему мнению, возможно некоторое увеличение поступлений. Кроме того, следует увеличить суммы от размещения на депозитах, которые, почему-то, планируют не на весь год. На 01 января 2019 года планируется задолженность: по транспортному налогу 7,7 миллиардов рублей, по налогу на имущество организаций 2,1 миллиардов рублей, по налогу на имущество физических лиц 1,9 миллиардов рублей, по земельному налогу 806 миллионов рублей.

 

В очередной раз Комитетом имущественных отношений прогнозируются поступления на основе крайне низких коэффициентов собираемости арендной платы. Доходы от аренды могут быть увеличены не менее, чем на 1,2 миллиардов рублей – в случае повышения коэффициентов собираемости. Мы рекомендуем Комитету имущественных отношений начать должным образом администрировать арендные платежи. Обращаем внимание на отсутствие информации о задолженности по тем договорам аренды, которые уже расторгнуты.

 

При планировании расходов не удалось избежать системных нарушений и нерешенных проблем. Они связаны, в первую очередь, с низким уровнем регламентации бюджетного процесса и правовой обеспеченности. Продолжаются случаи планирования ассигнований в отсутствие нормативных правовых актов. По некоторым социальным выплатам не обеспечено их нормирование. Не во всех случаях утверждены базовые нормативы для подведомственной сети. В ряде случаев они отсутствуют и по настоящее время. По отдельным расходам, предполагающим адресность, существуют риски расходования не целевым образом. Выявлены также излишние расходы, запланированные в завышенных объемах, которые ко второму чтению необходимо уточнить и оптимизировать.

Правительству города в первоочередном порядке необходимо принять нормативные правовые акты:

  • по антитеррористической защищенности объектов образования Санкт-Петербурга;
  • по единовременной денежной выплаты в связи с 75-летием полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (закон принят в 1 чтении);
  • по стоимости питания в образовательных учреждениях;
  • по предоставлению транспортных средств многодетным семьям;

Для участия Санкт-Петербурга в АО «ИТМО «Хайпарк», единственным учредителем которого является Федеральное агентство по управлению гос. имуществом, необходимо сформировать правовую основу. Для этого следует инициировать принятие правовых актов, как Российской Федерации, так и Санкт-Петербурга, необходимых для решения вопросов участия Санкт-Петербурга в будущем инвестиционном проекте. По информации Комитета финансов правовой акт, предусматривающий расходные обязательства по АО «ИТМО Хайпарк» проходит экспертизу в юридическом комитете Смольного.

В отсутствие утвержденных нормативов запланированы расходы:

Данные расходы исчислены на основе прогнозных нормативов. Их утверждение предусмотрено после формирования и рассмотрения проекта бюджета.

В отсутствие постановлений Правительства города запланированы инвестиции на сумму 534,4 миллионов рублей в проектирование, строительство и реконструкцию 17 объектов: Комитета по промышленной политике и инновациям, Комитета по строительству, Комитет имущественных отношений, Комитет по энергетике.

Это такие объекты, как:

  • создание комплексного проекта «ИТМО «Хайпарк» (292 миллиона рублей);
  • строительство участка Красносельско-Калининской линии метрополитена от станции «Казаковская» до станции «Сосновая поляна» (30 миллионов рублей);
  • замена эскалаторов вестибюля ст. «Чернышевская» (20 миллионов рублей).

Необходимо уменьшить расходы:

  • на страховые взносы по ОМС запланированные в завышенных объемах (на 2,6 миллиардов рублей);
  • для профсоюзных организаций (на 734,3 тысяч рублей). По информации Комитета финансов – ко 2 чтению замечания по необоснованным отчислениям в профсоюзы будут устранены.
  • на возмещение из городского бюджета затрат унитарных предприятий «Петербургский метрополитен» (на 263,3 миллионов рублей), «Ленсвет» (на 90 миллионов рублей), «Водоканал» (на 3,5 миллионов рублей);
  • на капитальный ремонт учреждений здравоохранения Центрального района (на 27,1 миллионов рублей).

В 2019 году предусмотрено повышение размера его ставки с 18 % до 20 %. Расходы бюджета исчислены с применением ставки НДС в размере 18 %. Согласно позиции Минфина, риски, связанные с исполнением контрактов, относятся к коммерческим рискам подрядчика.

Ко второму чтению необходимо уточнить:

  • объемы расходов за счет межбюджетных трансфертов;
  • размер имущественного взноса некоммерческой организации «Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». По информации Комитета финансов средства в сумме 714,2 тыс. рублей будут перераспределены ко 2 чтению;
  • подход к расчету стоимости проездных молодым специалистам;
  • объемы бюджетных инвестиций в объекты строительства, в первую очередь наиболее бюджетоемкие, с учетом реальных сроков ввода их в эксплуатацию.

Исполнительным органам, которые выступают учредителями бюджетных и автономных учреждений, необходимо:

Обеспечить своевременное утверждение базовых нормативов затрат;

Предусмотреть нормирование затрат по мероприятиям постоянного характера – в государственных заданиях, а не за счет субсидии на иные цели.

В условиях пенсионной реформы приведены рекомендации по части планирования и исполнения публичных нормативных обязательств.

Законом «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга разделен понятийный аппарат «пенсия за выслугу лет» и «доплаты за выслугу лет». Мы рекомендуем обеспечить обособленное планирование и исполнение этих обязательств по подразделам «Пенсионное обеспечение» и «Социальное обеспечение населения», соответственно. Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств необходимо предусмотреть отдельно по каждому виду. Отдельно - пенсии за выслугу лет и отдельно – доплаты за выслугу. Это требование Бюджетного кодекса.

Государственным заказчикам рекомендовано:

Прекратить практику включения в Адресную инвестиционную программу не готовых к началу строительства объектов по причинам:

  • положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства;
  • правоустанавливающих документов на земельный участок.

В качестве положительного момента хочу отметить следующее. В этом году проектно-сметная документация и положительные заключения государственной экспертизы имеются по всем объектам Адресной инвестиционной программы.

Рекомендуем также рассмотреть вопрос о возможности применения практики казначейского сопровождения крупных контрактов. Мы рассматриваем это как основную модель снижения рисков заказчиков, выплачивающих аванс.

В Санкт-Петербурге не учитывается положительный опыт работы Минэкономразвития, предъявляющего повышенные требования к включению объектов строек при наличии:

  • во-первых – обоснования невозможности применения проектной документации повторного использования;
  • во-вторых – при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок, а в случае их отсутствия - решений о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства.

Мы рекомендуем обеспечить применение проектной документации повторного использования. На сегодняшний день не востребовано проектно-сметной документации на 2,8 миллиардов рублей.

В 2019 году предусмотрено завершить работы по 74 объектам Адресной инвестиционной программы. Из них половина объектов – перенесенные, которые не будут введены в эксплуатацию в этом году. Это 5 объектов дорожного хозяйства, 8 садиков, 3 поликлиники, станция скорой помощи и здание перинатального центра, 10 школ и другие.

На строительство объектов социальной сферы и метрополитена запланировано 43 миллиардов рублей. С учетом тенденции срыва ввода в эксплуатацию таких объектов сохраняются риски неосвоения бюджетных ассигнований на эти цели.

 

Наши рекомендации особенно актуальны в свете планирования масштабных заимствований. Амбициозные задачи предстоит решать в условиях высокого уровня дефицита.

Комитету финансов рекомендуется обеспечить реалистичный подход к прогнозированию заимствований – с учетом фактически складывающихся сценариев развития на внутреннем финансовом рынке.

Сохранятся риски не размещения облигаций в объемах и на условиях, приемлемых для бюджета.

Считаем возможным сократить размер дефицита, в том числе за счет реализации наших рекомендаций по увеличению доходов и оптимизации расходов.

По информации Комитета финансов – ко 2 чтению будут сокращены расходы на обслуживание государственного долга.

Большинство рекомендаций по устранению нарушений и недостатков, которые выявила Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга – возможно учесть ко второму чтению проекта бюджета.

Поэтому он может быть рекомендован к принятию Законодательным Собранием за основу.

Спасибо за внимание.