Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Информация о результатах аудита закупок работ, услуг для обеспечения государственных нужд Санкт-Петербурга у единственного поставщика по основанию, установленному п. 6 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга проведен аудит закупок работ, услуг, осуществленных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и их подведомственными учреждениями, у единственного поставщика по основанию, установленному п. 6 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 2015-2016 годы и истекший период 2017 года.

Целью аудита являлись проверка, анализ и оценка информации о законности и обоснованности осуществления закупок у единственного поставщика работ или услуг, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

По результатам проведенного аудита установлено, что исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга и их подведомственные учреждения при осуществлении закупок у единственного поставщика по основанию, установленному п. 6 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», допускали отдельные нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а именно:

  • нарушение порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, его размещения в открытом доступе, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг» и Особенностями размещения в ЕИС планов-графиков на 2014 и 2015 годы, утвержденными совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 20.09.2013 № 544/18н;
  • несоблюдение требований, в соответствии с которыми государственные контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке;
  • отсутствие обоснования закупок, в связи с отсутствием утвержденных нормативных затрат на оказание отдельных услуг;
  • нарушения при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при заключении контрактов на охрану зданий, а также при заключении с единственным поставщиком не менее 147 контрактов на выполнение различных работ и услуг в отсутствие оснований, установленных п. 6 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, а именно, в отсутствие соответствующих федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, законодательных актов соответствующего субъекта Российской Федерации, которые наделяют таких поставщиков исключительными полномочиями по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ);
  • отсутствие в документально оформленном отчете обоснований о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), кроме как у единственного поставщика;
  • несоблюдение требований к содержанию извещения о закупке, отсутствие в контракте с единственным поставщиком сведений о расчете и обосновании цены контракта, несоответствие контракта (договора) требованиям, предусмотренным извещением о закупке;
  • непредставление (несвоевременное представление) информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками, или направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию;
  • внесение изменений в контракт (договор) с нарушением требований, установленных законодательством;
  • несвоевременное заключение контрактов с единственным поставщиком, а именно, заключение контрактов с возможностью исполнения обязательств до даты заключения контрактов;
  • неуведомление (несвоевременное уведомление) контролирующего органа в сфере закупок об осуществлении закупки у единственного поставщика.

Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга по результатам проведения аудита закупок работ, услуг для обеспечения государственных нужд Санкт-Петербурга у единственного поставщика по основанию, установленному п. 6 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», рекомендует государственным заказчикам Санкт-Петербурга и их подведомственным учреждениям:

  1. Соблюдать порядок формирования, утверждения, ведения плана-графика закупок и его размещения в открытом доступе, установленный законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
  2. Заключать государственные контракты в соответствии с планом-графиком закупок. Не осуществлять закупки, информация о которых отсутствует в утвержденных и размещенных в ЕИС планах-графиках.
  3. Своевременно заключать контракты с единственным поставщиком с целью исключения случаев выполнения работ (оказания услуг) до заключения контракта.
  4. Заключать контракты с единственным поставщиком по основанию, установленному п. 6 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, только при наличии соответствующего федерального закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации или нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, законодательного акта соответствующего субъекта Российской Федерации, которые наделяют конкретного исполнителя исключительными полномочиями на выполнение той или иной работы (оказание услуги). Кроме того, такой единственный подрядчик (исполнитель) должен иметь статус государственного учреждения (государственного унитарного предприятия), подведомственного соответствующему органу исполнительной власти.
  5. Своевременно и в полном объеме размещать в ЕИС необходимую информацию и документы (извещения о закупке, контракты с расчетом и обоснованием цены контракта, отчеты и документы об исполнении контракта), размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд.
  6. В обязательном порядке обосновывать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Отчет о результатах проведенного аудита направлен Губернатору Санкт-Петербурга для рассмотрения.

Начальник отдела аудита в сфере закупок  Н.М. Мироненко