Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Информация по результатам аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Санкт-Петербурга за 2017 год

В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты СПб на 2018 год отделом аудита в сфере закупок подготовлен Отчет по аудиту в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Санкт-Петербурга за 2017 год.

По результатам проведенного аудита необходимо отметить следующее:

  • В 2017 году заказчиками Санкт-Петербурга (за исключением государственных унитарных предприятий) осуществлено закупок товаров, работ и услуг на общую сумму 233 070,8 млн. рублей, что на 40 527,8 млн. рублей (или на 21 %) больше, чем в 2016 году. Количество заключенных контрактов составило 273 153, что на 14572 контракта (или на 5,1 %) меньше, чем в 2016 году.
  • На этапе проведения процедуры определения поставщика в 2017 году конкурентными способами первоначально планировалось осуществить 72,7 % всех закупок на общую сумму 169 375,4 млн. рублей, что на 13 689,2 млн. рублей (или на 8,8 %) больше, чем в 2016 году. Однако, в результате проведенных процедур закупок, основной объем контрактов (на сумму 119 942,7 млн. рублей или 51,5 %) был заключен с единственным поставщиком, что обусловлено значительной долей конкурсов, аукционов и котировок признанных несостоявшимися. Количество контрактов, заключенных с единственным поставщиком в 2017 году составило 200 071 контракт или 73,2 % от общего количества контрактов.
  • В 2017 году основными способами заключения контрактов продолжают оставаться закупка у единственного поставщика и аукцион в электронной форме, доли которых в общем объеме закупок составляют 51,5 % и 31,7 %, соответственно.

1.4. Наибольший объем закупок в 2017 году был осуществлен во 2 квартале на сумму 63 755,3 млн. рублей (или 27,4 % всех закупок), по причине неудовлетворительной работы АИС ГЗ в начале 2017 года. В связи с чем, основной объем закупок, запланированный к осуществлению в 1 квартале 2017 года, был перенесен на 2 квартал 2017 года. Следует отметить, что в течение 2017 года закупки осуществлялись более равномерно, чем в 2016 году.

1.5. В 2017 году экономия на момент заключения контрактов составила 9 013,1 млн. рублей или 5,05 % (для сравнения: в 2016 году экономия составила 10 458,7 млн. рублей или 5,97 %).

1.6. Среднее количество поданных заявок на одну конкурентную процедуру в 2017 году составило 3,87 заявки, тогда как в 2016 году на одну процедуру закупки было подано в среднем 4,12 заявки.

1.7. Крупнейшими заказчиками, осуществившими 32,6 % всех закупок, стали следующие:

  • Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга – на сумму 33 300,9 млн. рублей (14,3 % от общего объема закупок);
  • СПб ГКУ «Фонд капитального строительства и реконструкции» – на сумму 24 082,2 млн. рублей (или 10,3 %);
  • СПБ ГКУ «Дирекция транспортного строительства» – на сумму 18 711,1млн. рублей (или 8 %).

Основная часть контрактов указанными заказчиками была заключена с единственным поставщиком, а достигнутая экономия была незначительна.

  1. На сегодняшний момент функционирование АИС ГЗ находится на удовлетворительном уровне. Комитетом по государственному заказу
    Санкт-Петербурга осуществляются мероприятия по устранению возникающих трудностей при работе с АИС ГЗ, в том числе по обеспечению планирования закупочной деятельности.
  2. В 2017 году Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга проведено 49 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в рамках которых осуществлялся аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Общее количество объектов, в которых проводился аудит в сфере закупок, составило 254, из них: 208 заказчиков Санкт-Петербурга и 46 муниципальных заказчиков. В рамках проведенных в 2017 году контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в сфере закупок выявлено 4 649 нарушений, что в 4,3 раза больше, чем в 2016 году.

3.1. По результатам проведенных в 2017 году Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга мероприятий, установлены следующие основные нарушения, допускаемые заказчиками:

  • нарушения при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • нарушения порядка формирования, утверждения и ведения плана закупок и плана-графика закупок, порядка их размещения в открытом доступе;
  • нарушения условий реализации контрактов (договоров), в том числе сроков реализации, включая своевременность расчетов по контракту (договору);
  • осуществление приемки и оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, несоответствующих условиям контрактов;
  • непредставление, несвоевременное представление информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками;
  • несоблюдение требований к содержанию документации (извещения) о закупке.

3.2. Среди нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, наиболее существенно влияющих на эффективность использования средств бюджета Санкт-Петербурга и местных бюджетов, необходимо выделить нарушения, допускаемые заказчиком при обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

3.3. Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга в 2017 году провела аудит организации процесса осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ государственными унитарными предприятиями Санкт-Петербурга.

В ходе проведения аудита были выявлены отдельные замечания и нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, что свидетельствует о том, что не все государственные унитарные предприятия Санкт-Петербурга на 01.01.2017 были надлежащим образом готовы к осуществлению закупок в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ, а именно, нарушения порядка формирования контрактной службы (назначения контрактных управляющих), комиссии (комиссий) по осуществлению закупок, формирования, утверждения и ведения плана закупок, плана-графика закупок, порядков их размещения в открытом доступе, нарушения при нормировании в сфере закупок, поскольку отдельными органами государственной власти Санкт-Петербурга не утверждены требования к закупаемым подведомственными им государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг, на 2018 год.

Отчеты о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направляются Палатой в адрес Губернатора Санкт-Петербурга, в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, в Прокуратуру Санкт-Петербурга и другие органы государственной власти Санкт-Петербурга для информирования и принятия мер в соответствии с их полномочиями. В целях принятия мер по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, главными распорядителями бюджетных средств Санкт-Петербурга и их подведомственными учреждениями разрабатываются планы по устранению выявленных нарушений; проводятся методическая работа и обучающие семинары по разъяснению законодательства о контрактной системе в сфере закупок, повышение квалификации сотрудников подведомственных учреждений; применяются меры дисциплинарного и административного воздействия в отношении сотрудников, допустивших нарушения. Контрольно-счетной палатой
Санкт-Петербурга на постоянной основе осуществляется контроль за полнотой и своевременностью осуществления запланированных заказчиками Санкт-Петербурга мероприятий по исправлению и недопущению впредь выявленных нарушений.

 

По результатам проведенного аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Санкт-Петербурга Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга считает необходимым рекомендовать следующее:

  1. Государственным заказчикам Санкт-Петербурга:
    • Провести анализ причин заключения значительного объема контрактов с единственным поставщиком в целях сокращения количества таких контрактов. Исключить случаи заключения контрактов с единственным поставщиком при отсутствии оснований, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ. Заключение контрактов с единственным поставщиком осуществлять только в случае обоснованной необходимости, и при доказанной невозможности применения конкурентных способов.
    • Обеспечить надлежащее образование сотрудников контрактных служб и комиссий по осуществлению закупок, проводить повышение квалификации указанных сотрудников на регулярной основе.
  2. Комитету по государственному заказу Санкт-Петербурга:
    • Рассмотреть возможность разработки необходимых нормативных правовых актов Санкт-Петербурга в части:
  • установления порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок за деятельностью государственных унитарных предприятий Санкт-Петербурга;
  • установления предельного срока утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий Санкт-Петербурга.
  • установить в качестве требования к лицам, осуществляющим ведомственный контроль, наличие высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок;
    • дополнить перечень вопросов, подлежащих обязательной проверке при проведении ведомственного контроля.

2.2. Продолжать работу по обеспечению стабильного функционирования и совершенствования АИС ГЗ.

 

 

Начальник отдела аудита в сфере закупок                      Н.М. Мироненко