Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

23 Сентября 2016

Информация о результатах аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Санкт-Петербурга за 2015 год

Экспертно-аналитическое мероприятие по аудиту в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Санкт-Петербурга проведено в соответствии со статьей 98 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ), а также Планом работы Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга на 2016 год.

Отчет по результатам аудита в сфере закупок подготовлен на основе информации, полученной в результате контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга, а также информации, полученной от Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга из автоматизированной информационной системы государственного заказа Санкт-Петербурга (далее – АИС ГЗ), от исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и иных государственных органов.

По результатам проведенного аудита установлено следующее:

В 2015 году осуществлено закупок товаров, работ и услуг на общую сумму 292,3 млрд. рублей, что на 91,1 млрд. рублей (или на 45,3 %) больше, чем в 2014 году. Количество заключенных контрактов составило 262 407, что на 10 843 контракта (или на 4,3 %) больше, чем в 2014 году.

Основной объем закупок (206,2 млрд. рублей или 70,5 % от всего объема закупок) осуществлен в 3 и 4 кварталах 2015 года, что несет риски неисполнения отдельных контрактов со сроком исполнения в текущем финансовом году.

Крупнейшими главными распорядителями, обеспечившими 84 % всех закупок, стали следующие исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга (с учетом подведомственных учреждений):

  • Комитет по развитию транспортной инфраструктуры – в сумме 135,3 млрд. рублей (или 46,3 % от общего объема закупок);
  • Комитет по здравоохранению – в сумме 30,6 млрд. рублей (или 10,5 %);
  • Комитет по энергетике и инженерному обеспечению – в сумме 21,6 млрд. рублей (или 7,4 %);
  • Комитет по строительству – в сумме 15,4 млрд. рублей (или 5,3 %);
  • Комитет по информатизации и связи – в сумме 11,1 млрд. рублей (или 3,8 %).

По сравнению с 2014 годом в 2015 году в структуре способов определения поставщика произошли изменения, а именно:

  • Доля конкурсов с ограниченным участием в общем объеме способов осуществления закупок увеличилась с 5,1 % до 42,2 %, а объем таких закупок увеличился на 113,2 млрд. рублей (или в 12 раз). Количество проведенных конкурсов с ограниченным участием увеличилось на 1 061 процедуру (или в 2,6 раза).
  • Доля аукционов в электронной форме в общем объеме способов осуществления закупок сократилась в полтора раза – с 42,6 % в 2014 году до 28,5 % в 2015 году. Объем аукционов в электронной форме сократился на 2,3 млрд. рублей (или на 2,7 %), при этом количество увеличилось на 9 313 процедур (или на 14,7 %).
  • Доля открытых конкурсов сократилась в 2 раза – с 40,6 % до 19 %, а объем таких процедур сократился на 26,2 млрд. рублей (или на 32,1 %), при этом количество открытых конкурсов уменьшилось всего на 129 процедур (или на 10,4 %).

Выросла средняя сумма закупок, осуществленных путем проведения конкурса с ограниченным участием – в 4,6 раза, проведения запроса предложений – в 4,5 раза, закупки у единственного поставщика – на 22,7 %.

Достигнута общая экономия бюджетных средств в размере 13,4 млрд. рублей, что на 4,3 млрд. рублей больше, чем в 2014 году, или 4,94 % от начальной (максимальной) цены контракта, что сопоставимо с достигнутой экономией в процентном отношении к начальной (максимальной) цене контракта в 2014 году (4,92 %). Наибольший объем экономии в размере 7,7 млрд. рублей достигнут при проведении аукционов в электронной форме, наибольший процент экономии в размере 19,8 % был достигнут при осуществлении закупок путем запроса котировок.

Доля закупок у единственного поставщика (изначально объявленных) составила 9,2 % от общего объема закупок в 2015 году, что на 1,7 % меньше, чем в 2014 году. Доля закупок у единственного поставщика (с учетом несостоявшихся процедур) составила 52,6 % от общего объема закупок в 2015 году, а их объем увеличился на 79,7 млрд. рублей (или в 2,1 раза) по отношению к 2014 году, что характеризует негативную тенденцию, складывающуюся на рынке закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд Санкт-Петербурга, так как отсутствие условий для конкуренции между поставщиками (подрядчиками, исполнителями) неизбежно приводит к росту конечной цены заключаемых контрактов.

В 2015 году в поведении поставщиков прослеживается тенденция сокращения предложений, о чем свидетельствует рост количества случаев несостоявшихся процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также увеличение количества закупок у единственного поставщика. В Санкт-Петербурге в 2015 году крупнейшим подрядчиком, обеспечившим 30,4 % всех закупок, осуществлённых в рамках действия Федерального закона № 44-ФЗ, продолжает оставаться ОАО «Метрострой».

Во исполнение требований законодательства в сфере закупок, в целях совершенствования закупочной деятельности в Санкт-Петербурге и в соответствии с Планом мероприятий в 2015 году были приняты отдельные нормативные правовые акты, а также внесены изменения в ранее принятые акты, регулирующие правоотношения в сфере государственных закупок. Вместе с тем, часть вопросов в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Санкт-Петербурга продолжает оставаться неурегулированной, в частности, вопросы наделения государственных казенных учреждений полномочиями заказчика при реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга, а также государственных унитарных предприятий Санкт-Петербурга полномочиями заказчика от лица исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга на основании соглашений.

В течение 2015 года все без исключения заказчики Санкт-Петербурга столкнулись с большими трудностями при размещении информации о своих закупках в АИС ГЗ и ООС. В 2015 году все заказчики Санкт-Петербурга были переведены на работу на новой платформе АИС ГЗ. Однако новая платформа вызвала многочисленные нарекания от заказчиков Санкт-Петербурга, поскольку требует значительной модернизации. В процессе активной эксплуатации система работала неудовлетворительно, в частности, были выявлены многочисленные ошибки в работе системы. Указанные ошибки, по мере поступления заявок от пользователей, устраняются специалистами службы технической поддержки Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга.

В 2015 году, по сравнению с 2014 годом, количество обращений, связанных с работой ООС, значительно снизилось, что говорит о существенном улучшении функционала системы и оперативном принятии мер по исправлению возникающих проблем. Однако в части функционирования АИС ГЗ складывается тенденция к увеличению количества обращений пользователей за разъяснениями при работе в АИС ГЗ, ошибок пользователей в связи со сложностью функционала и жалоб на некорректную работу АИС ГЗ. Кроме того, до настоящего времени АИС ГЗ, как и ЕИС, не имеет средств построения пользовательских отчетов и не предназначена для детального анализа информации пользователями.

В 2015 году Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга проведены 23 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, в рамках которых проводился аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. В рамках аудита в сфере закупок проверена 2 361 процедура закупок на общую сумму 68,3 млрд. рублей, нарушения выявлены по 226 процедурам на общую сумму 21,1 млрд. рублей, что составляет 9,6 % от количества проверенных контрактов и 30,9 % от общего объема проверенных закупок.

По результатам проведенного Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд  установлено, что в 2015 году сохраняется ряд системных нарушений и недостатков, которые существенно влияют на качественные показатели осуществления поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, а именно:

  • нарушения законодательства при формировании контрактной службы и конкурсной комиссии;
  • нарушения в процессе планирования закупок: форма планов-графиков не соответствует утвержденной форме, планы-графики не содержат обязательных реквизитов и информации, изменения в планы-графики не внесены или внесены с нарушением установленного срока; планы-графики и изменения в них размещены на ООС с нарушением установленного срока;
  • нарушения и недостатки при проведении процедуры закупки: осуществлялись закупки у единственного поставщика по основаниям, не предусмотренным Федеральным законом № 44-ФЗ, по ряду контрактов выявлены несоответствия условий контрактов положениям документации о закупке, документация содержит детальный перечень характеристик требуемого оборудования;
  • завышение начальной (максимальной) цены контрактов, что в конечном итоге приводит к удорожанию стоимости работ и потерям бюджета Санкт-Петербурга и местного бюджета;
  • нарушения, допущенные на стадии исполнения контракта: приемка товаров, работ, услуг, полностью или частично не соответствующих требованиям государственных контрактов, отсутствие экспертизы результатов исполнения контракта, необоснованное изменение условий государственных контрактов в части заключения дополнительных соглашений в связи с несоблюдением подрядчиками сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, погашения авансов, а также в части увеличения объемов и цены контракта, изменения адресного перечня мест выполнения работ;
  • расходование бюджетных средств без учета принципа эффективности, установленного ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
  • нарушения в части применения обеспечительных мер при исполнении контракта: непредставление подрядчиками банковской гарантии в установленный срок, или предоставление банковской гарантии, несоответствующей установленным требованиям;
  • неприменение мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, что привело к недополучению доходов бюджетом Санкт-Петербурга и местными бюджетами;
  • нарушения в части размещения обязательной информации о закупках на ООС, поскольку практически все проверенные в рамках аудита в сфере закупок государственные и муниципальные заказчики не размещали или размещали с нарушением сроков размещения отчеты о результатах отдельного этапа исполнения контракта, заключения по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, документы о приемке таких результатов, а также информацию об изменении, расторжении и исполнении контрактов.

Во многом, причинами выявленных нарушений и недостатков, в том числе имеющих процедурный характер, являются неквалифицированные действия государственных и муниципальных заказчиков, отсутствие надлежащего ведомственного контроля, а также адекватной ответственности за допускаемые государственными заказчиками и исполнителями правонарушения.

Ведомственный контроль, проведенный исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в 2015 году, организован и проведен более полно, эффективно и качественно, чем 2014 году. Контрольные мероприятия по соблюдению положений Федерального закона № 44-ФЗ и иных нормативных правовых актов в сфере закупок в 2015 году проведены 40 исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга из 50, что составляет 80 % от числа исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, имеющих подведомственные организации, осуществляющие закупки в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Для сравнения, в 2014 году таких исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга было всего 19 (или в 2 раза меньше).

При осуществлении ведомственного контроля в 2015 году исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга выявлено около 2 078 нарушений на различных этапах осуществления закупки (для сравнения, в 2014 году было выявлено всего 59 нарушений). К наиболее часто встречающимся относятся нарушения, допускаемые при планировании и исполнении контрактов: 759 и 748 нарушений, соответственно, тогда как в 2014 году наибольшее количество нарушений было отмечено при размещении закупки (23 нарушения).

В 2015 году, как и в 2014 году, проведение ведомственного контроля не было запланировано Комитетом по здравоохранению, Комитетом по инвестициям Санкт-Петербурга, Комитетом по строительству, Управлением ветеринарии Санкт-Петербурга. Отсутствие ведомственного контроля со стороны указанных органов власти, особенно со стороны Комитета по здравоохранению, который имеет 113 подведомственных организаций, создает риски неэффективного расходования значительных объемов бюджетных средств.

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о наиболее  эффективной работе по осуществлению ведомственного контроля, проведенной в 2015 году Администрацией Губернатора Санкт-Петербурга, Комитетом по образованию, Комитетом по социальной политике
Санкт-Петербурга, Администрациями Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, Калининского района Санкт-Петербурга, Колпинского района Санкт-Петербурга.

Начальник отдела аудита в сфере закупок Н.М. Мироненко