Новости

Вадим Лопатников представил Заключение Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга на отчет об исполнении бюджета города за 2016 год

19 июня 2017 года Председатель Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга Вадим Лопатников представил на заседании Бюджетно-финансового комитета Законодательного Собрания Санкт-Петербурга заключение палаты на отчет об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2016 год.

В соответствии с бюджетным законодательством, Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга в период с 15 апреля 2017 года по 1 июня 2017 года проведена внешняя проверка годовой бюджетной отчетности всех 68 главных администраторов средств бюджета Санкт-Петербурга, в ходе которой не выявлено недостатков, способных повлиять на достоверность годового отчета об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2016 год. Отчет направлен Губернатором Санкт-Петербурга в Контрольно-счетную палату Санкт-Петербурга для проведения внешней проверки и Комитетом финансов Санкт-Петербурга – в Федеральное казначейство.

На основании результатов проверки палатой подготовлено заключение на отчет об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2016 год. По результатам внешней проверки подтверждена достоверность представленного отчета об исполнении бюджета города как носителя консолидированной информации о бюджетной деятельности в Санкт-Петербурге в 2016 году.

Членами Бюджетно-финансового комитета принято решение рекомендовать Законодательному Собранию принять законопроект «Об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2016 год» в первом чтении.

Основные тезисы доклада:

В течение 2016 года принимались меры, направленные на рациональное освоение выделенных ресурсов. Годовые назначения исполнены на 98 %, что является самым высоким результатом исполнения бюджета города за последние несколько лет.

Существенным резервом увеличения доходов является сокращение задолженности, в том числе сумм неуплаченных пеней и налоговых санкций. По состоянию на 1 января 2017 года задолженность налогоплательщиков составляет: по транспортному налогу 8,4 млрд руб., по налогу на доходы физических лиц - 2,1 млрд руб., по налогу на имущество организаций – 1,2 млрд руб., по земельному налогу – 432,3 млн руб.

Наибольшее неосвоение бюджетных ассигнований допустил Комитет по строительству (5,3 млрд руб.). Для сравнения, в 2015 году значительные объемы неисполненных бюджетных обязательств были у 5 комитетов.

Объем дебиторской задолженности за 2016 год увеличился на 33,8 млрд руб. или в 1,6 раза и по состоянию на 01.01.2017 составил 86,8 млрд руб., из них дебиторская задолженность по доходам – 46,6 млрд руб., по выданным авансам – 36,7 млрд руб. Образовалась просроченная дебиторская задолженность в сумме 8,1 млрд руб. В общем объеме просроченной дебиторской задолженности по бюджету Санкт-Петербурга основная доля приходится на ООО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» (2,7 млдр руб.), АО «Корпорация «Трансстрой» (1,3 млрд руб.), ОАО «Мостоотряд № 19» (576,9 млн руб.), ОАО «Мостострой № 6» (467 млн руб.), Некоммерческую организацию «Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (395,4 млн руб.).

Кредиторская задолженность за 2016 год увеличилась незначительно, на 4,4 млрд руб., и составила 38,4 млрд руб., из них просроченная – 133,4 млн руб.

Из 47 ГУПов, имущество которых находится в собственности города, часть прибыли в доход бюджета перечислили 24 ГУПа в размере 239,1 млн руб. Хозяйственными обществами (с участием Санкт-Петербурга) в бюджет города перечислено дивидендов в сумме 963,9 млн руб., из них 552,6 млн руб. от АО «Санкт-Петербургские электрические сети». Более 90 % всех поступлений (без учета АО «Санкт-Петербургские электрические сети») пришлось на 9 хозяйственных обществ, а именно: ОАО «Аэропорт «Пулково», АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад», ОАО «Петербургские аптеки» ОАО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья», ОАО «Городская страховая медицинская компания», ООО «Дирекция театрально-зрелищных касс», ОАО «Научно-техническое предприятие «Нави-Далс», ОАО «Центральная фармацевтическая база Санкт-Петербурга», АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга».

По итогам 2016 года задолженность хозяйствующих субъектов по перечислению в бюджет города части прибыли увеличилась в 3,8 раза. Основная задолженность (7,5 млн руб.) сложилась на конец отчетного периода у ГУП «Полигон «Красный бор», ГУП «Парголово», ОАО «Научно-техническое предприятие «Нава-Далс».

По Адресной инвестиционной программе произошел существенный (в 4,4 раза) рост за 2016 год выданных из бюджета города авансов. К концу 2016 года общий их объем (с учетом ранее выданных и неотработанных) достиг рекордной суммы в 29,8 млрд рублей, из них авансы комитета по строительству достигли 16 млрд руб.; комитета по развитию транспортной инфраструктуры – 11,6 млрд. руб.  В условиях, когда фирмы-подрядчики объявляют себя банкротом и не имеют имущества и средств, которыми они могли бы отвечать за невыполнение условий госконтрактов, создаются риски утраты государственных средств и возникновения «недостроев».

Из 80 запланированных на 2016 год к вводу объектов АИП введено только 15. Строительство 29 объектов завершено, а ввод 36 объектов сорван. В качестве причин срыва ввода в эксплуатацию объектов главными распорядителями указаны: расторжение госконтрактов в связи с недобросовестной работой подрядчиков, низкие темпы работы подрядчиков на объекте, необходимость корректировки проектно-сметной документации, неготовность конкурсной документации.

В ходе внешней проверки проведен мониторинг финансового обеспечения реализации всех 17 госпрограмм и проанализирована степень достижения целевых показателей. Анализ показал, что при исполнении  бюджета города в «программном» формате не реализованы требования федерального и регионального законодательства о включении основных параметров госпрограмм в Прогноз социально-экономического развития. Так, по итогам 2016 года, плановые значения 19 целевых показателей в 13 госпрограммах не достигнуты. Например, по госпрограмме «Развитие здравоохранения»: обеспеченность врачами (на 10 тыс. населения) достигнутый показатель составил 85,6 %; количество среднего медицинского персонала (на 1 врача) – 88,4 %. По госпрограмме «Экономическое развитие и экономика знаний»: количество высокопроизводительных рабочих мест Санкт-Петербурга (тыс. ед.) – 83,1 %.

Как и предполагала Контрольно-счетная палата, предусмотренная бюджетом 2016 года программа государственных заимствований Санкт-Петербурга не была исполнена. В целях своевременного и полного выполнения бюджетных обязательств за 2016 год впервые значительно сократились остатки временно свободных средств бюджета, размещенных в органе Федерального казначейства, которые были направлены на финансирование дефицита в объемах сверх предусмотренных бюджетом, что поспособствовало отказу от увеличения государственного долга. По данным Баланса исполнения бюджета Санкт-Петербурга на конец 2016 года, на счетах в органах Федерального казначейства числились остатки средств бюджета Санкт-Петербурга в сумме 12,8 млрд руб. Годом ранее их объем составлял 33,2 млрд руб. На депозитных счетах коммерческих банков, как и в 2015 году, размещено 5 млрд руб.