Новости

Вадим Лопатников представил Заключение на отчет об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2017 год

18 июня 2018 года на заседании Бюджетно-финансового комитета Законодательного Собрания председатель Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга Вадим Лопатников представил заключение на отчет об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2017 год.

Тезисы доклада:

Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга проведена внешняя проверка отчета об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2017 год, а также годовой бюджетной отчетности всех главных администраторов бюджетных средств. На основании их результатов подготовлено заключение на отчет об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2017 год. Итоги внешней проверки годового отчета показали, что в 2017 году исполнение бюджета Санкт-Петербурга не во всех случаях происходило с соблюдением действующего бюджетного законодательства, либо недостаточно эффективно.

По доходам, оценивая годовые итоги исполнения бюджета, можно констатировать положительную динамику поступлений в бюджет, которая сложилась за последние годы и сохранилась в отчетном периоде.

Вместе с тем, при работе с задолженностью по доходам в размере 52,2 миллиардов рублей не удалось достичь ее снижения.

Задолженность:

  • по транспортному налогу – достигла 11,2 миллиардов рублей и увеличилась, к 2016 году, – на 2,9 миллиардов рублей (на 34,6 %).
  • по НДФЛ – увеличилась на 2 миллиарда рублей (или в 1,9 раза) и составила 4,1 миллиардов рублей.
  • по налогу на имущество организаций – увеличилась на 0,6 миллиардов рублей (или на 47,5 %) и составила 1,8 миллиардов рублей.
  • по земельному налогу – увеличилась на 0,3 миллиардов рублей (или в 1,7 раза) и составила 0,7 миллиардов рублей.
  • по неналоговым доходам, администрируемым Комитетом имущественных отношений, составила 23,3 миллиардов рублей, в том числе текущая задолженность по арендной плате – 21,3 миллиардов рублей. За 2017 год удалось сократить задолженность всего на 1,2 миллиардов рублей (или на 4,9 %).

В 2017 году часть прибыли в доход бюджета перечислили 22 ГУПа. Более 80 % поступлений пришлось на: «АТС Смольного» (87,7 миллионов рублей), «Инпредсервис» (24 миллиона рублей) и «ВЦКП многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства» (44,2 миллионов рублей).

По двум ГУПам снова сложилась задолженность по перечислению в бюджет части прибыли в общей сумме 2,1 миллионов рублей: это ГУП «Полигон «Красный бор» и ГУП РЭП «Парголово».

Хозяйственными обществами (с участием Санкт-Петербурга) перечислено дивидендов в сумме 525,2 миллионов рублей, из них 330,3 миллионов рублей поступило от ПАО «Ленэнерго», 75 миллионов рублей – от ОАО «Аэропорт «Пулково», 45,1 миллионов рублей – от АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад».

По расходам бюджет исполнен на 97 %, что является самым высоким результатом исполнения бюджета города за последние несколько лет, тем не менее:

  1. В течение года наблюдалось неравномерное исполнение бюджета. Освоение бюджетных ассигнований в конце года, особенно в декабре, создает риски неэффективного использования бюджетных средств.

Так, в четвертом квартале на исполнение бюджетных обязательств:

Комитетом по информатизации и связи направлено 5,7 миллиардов рублей (это 41,5 % всех расходов, предусмотренных Комитету на год);

Комитетом по промышленной политике и инновациям – 1,4 миллиардов рублей (или 70,5 %),

Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры – в последнем квартале также освоено 1,4 миллиардов рублей (или 49,4 % от бюджетных ассигнований 2017 года).

Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями – освоено 0,5 миллиардов рублей (более половины всех расходов Комитета).

  1. Ряд принятых на 2017 год бюджетных обязательств Санкт-Петербурга на общую сумму не менее 1,1 миллиардов рублей не был исполнен вообще, что не отвечает принципу результативности  и эффективности использования бюджетных средств.

Например:

  • Комитетом имущественных отношений не предоставлены бюджетные инвестиции акционерным обществам:

«АВЕНАРИУМ+» на разработку Концепции создания общественных пространств в Курортном районе (36,3 миллионов рублей);

«Апраксин двор» на сохранение и развитие исторического центра (27,1 миллионов рублей).

  • Комитетом по инвестициям вообще не исполнялись расходы:

на проектирование объекта «Линия легкорельсового транспорта по маршруту: Аэропорт «Пулково» - станция метро «Купчино» (5,7 миллионов рублей);

на разработку концепции по реализации проекта организации пассажирских перевозок железнодорожным транспортом по маршруту «Аэропорт «Пулково» - Санкт-Петербург-Витебский» (45,7 миллионов рублей);

на проведение экспертной оценки и формирование списка перспективных инвестиционных проектов и инвесторов в соответствии с ключевыми направлениями по привлечению инвестиций, определенных Советом по инвестициям при Губернаторе Санкт-Петербурга» (10 миллионов рублей).

  • Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры не исполнены обязательства по реализации концессионного соглашения о создании, реконструкции и эксплуатации трамвайной сети в Красногвардейском районе (930,3 миллионов рублей).
  • Комитетом по развитию туризма не обеспечена разработка проекта по изготовлению, оснащению и установке туристско-информационных киосков и пунктов во встроенных помещениях в историческом центре (3 миллиона рублей).
  • Комитетом по экономической политике и стратегическому планированию не проводились мероприятия по реализации государственной политики в сфере стратегического планирования (0,5 миллионов рублей).
  1. Наибольшее неосвоение бюджетных ассигнований 2017 года допустили 3 комитета:

Комитет по строительству (не освоил 10,5 миллиардов рублей или 41,6 %), Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (не исполнил 3,5 миллиардов рублей или 5,8 %), Комитет имущественных отношений (не исполнил 0,9 миллиардов рублей или 4,9 %).

  1. В Заключении Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга на проект бюджета 2017 года указывалось на риски неосвоения бюджетных ассигнований при условии их формирования без учета анализа уровня исполнения за предыдущие периоды.

Так, при существенном увеличении расходов, по отношению к 2016 году, низкий уровень кассового исполнения сформировался по расходам: на капитальный ремонт дорог (63,6 %) – у Комитета по развитию транспортной инфраструктуры, по расходам на капитальный ремонт кладбищ (25 %) у Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка, по расходам на капитальный ремонт объектов нежилого фонда (60,8 %) у администрации Колпинского района.

  1. Адресная инвестиционная программа.

В 2017 году отмечено уменьшение в 2,4 раза количества выданных авансов, а также существенное (в 5,3 раза) сокращение объема неотработанных авансов: с 29,8 миллиардов рублей до 5,6 миллиардов рублей. В наибольшей степени это обусловлено окончанием строительства стадиона на Крестовском острове.

  1. Из 79 объектов, запланированных к вводу в 2017 году, введено в эксплуатацию только 15, ввод в эксплуатацию 46-ти объектов сорван, по 18-ти, в том числе 13-ти объектам Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, работы завершены, но объекты в эксплуатацию так и не введены.

  2. В 2017 году допущен срыв сроков ввода в эксплуатацию объектов строительства и реконструкции, вследствие:
  • невыполнения работ по вине подрядчика (30 % случаев);
  • необходимости повторного прохождения экспертизы работ (13,6 %);
  • корректировки проектной документации (11,4 %);
  • нерешенности имущественно-правовых вопросов (9,1 %);
  • расторжения контрактов (9,1 %).
  1. При планировании и исполнении АИП не в полной мере учитывались замечания Контрольно-счетной палаты, в частности о недопустимости включения объектов:
  • в отсутствие расходных обязательств Санкт-Петербурга. В заключении на проект бюджета на 2017 год мы указывали на наличие 26 объектов, по итогам исполнения бюджета осталось 2 таких объекта. Расходы по ним исполнены в сумме 630,1 миллионов рублей;
  • не имеющих разработанной, прошедшей экспертизу и утвержденной проектно-сметной документации. При планировании Адресной инвестиционной программы 2017 года насчитывалось не менее 4 объектов, в течение 2017 года проектно-сметная документация по ним получена.
  1. Комитетом по промышленной политике и инновациям, Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры, Комитетом по строительству произведены безрезультативные расходы по 8 объектам, работы на которых в 2017 году не были завершены, при этом в АИП 2018 года они не включены, наиболее крупные из них:
  • строительство транспортной развязки на пересечении Пискаревского проспекта и проспекта Непокоренных. На конец 2017 года остаток сметной стоимости составил 0,3 миллиардов рублей. Строительная готовность объекта – 98 % (заказчик – Комитет по развитию транспортной инфраструктуры);
  • реконструкция тренировочной площадки Центра физической культуры, спорта, здоровья Петродворцового района Санкт-Петербурга. Остаток сметной стоимости – 0,2 миллиардов рублей. Строительная готовность – 53,4 % (заказчик – Комитет по строительству).
  1. Отдельно остановлюсь на эффективности исполнения госпрограмм Санкт-Петербурга.

Как и годом ранее, по 15-ти целевым показателям (из 95-ти) плановые значения не были достигнуты, в частности:

  • Обеспеченность врачами, на 10 тысяч населения – 82,7 % (ответственный исполнитель – Комитет по здравоохранению);
  • Количество среднего медицинского персонала, приходящегося на 1 врача – 74 % (Комитет по здравоохранению);
  • Количество социально ориентированных некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории города, реализующих проекты в области здравоохранения, – 66,7 % (Комитет по здравоохранению);
  • Снижение уровня загрязнения водного бассейна, к уровню 2012 года» – 67,6 % (Комитет по благоустройству);
  • Эффективность использования существующих объектов спорта – 96,1 % (Комитет по физической культуры и спорта);
  • Объем платных услуг в сфере туризма – 95,3 % (Комитет по культуре);
  • Количество высокопроизводительных рабочих мест – 99,1 % (Комитет по экономической политике и стратегическому планированию).
  1. Динамика исполнения практически всех целевых показателей, при достижении лишь части индикаторов и высоким уровнем исполнения расходов свидетельствует о недостаточном качестве их планирования.

Так, по госпрограммам:

  • «Развитие транспортной системы» не достигнуты 4 из 27 индикаторов (ответственный исполнитель Комитет по транспорту);
  • «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергосбережения» – не достигнуты 1 из 23 индикаторов (ответственный исполнитель – Комитет по энергетике и инженерному обеспечению);
  • «Экономическое и социальное развитие территорий» – не достигнуты 5 из 14 индикаторов (ответственный исполнитель – Комитет по экономической политике и стратегическому планированию).
  1. По ряду целевых показателей фактические их значения значительно превысили плановые, что свидетельствует о возможном занижении прогнозных оценок их значений.

В частности:

  • по госпрограмме «Благоустройство и охрана окружающей среды» целевое значение показателя «Снижение уровня загрязнения воздушного бассейна Санкт-Петербурга (к уровню 2012 года)» запланировано на уровне – 3,7 %, фактически достигнутое – на уровне 15,4 %;
  • по госпрограмме «Обеспечение законности, правопорядка и безопасности» значение показателя «Степень удовлетворенности населения уровнем своей личной безопасности» в 2015 году перевыполнено в 1,3 раза, в 2016 и 2017 годах – в 1,2 раза.
  1. Несмотря на достижение целевых значений уже по итогам 2015-2016 годов, не были приняты меры по пересмотру плановых значений уже достигнутых целевых показателей. Это, в свою очередь, повлекло их перевыполнение по итогам 2017 года.

В частности, по целевым показателям:

  • Снижение уровня загрязнения воздушного бассейна – в 4,2 раза (ответственный исполнитель – Комитет по благоустройству);
  • Доля молодежи Санкт-Петербурга, принимающей участие в мероприятиях в сфере молодежной политики, в общей численности молодежи Санкт-Петербурга – 102,4 % (ответственный исполнитель – Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями).
  1. По отдельным госпрограммам сведения о выполнении показателей вовсе отсутствуют, либо имеют предварительную оценку, из-за не наступления срока официальной отчетности, в частности:
  • по госпрограмме «Повышение эффективности государственного управления» целевой показатель «Доля граждан, использующих механизм получения госуслуг в электронной форме». Фактическое значение целевого показателя отсутствует. Мониторинг показателя осуществляет Росстат на основании своей методики, плановый срок предоставления данных – март 2018 года, т.е. после формирования отчетности по госпрограмме;
  • по госпрограмме «Развитие предпринимательства и потребительского рынка» индикатор «Доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов малого и среднего предпринимательства». В связи с отсутствием данных за 2017 год фактическое значение индикатора рассчитано на основе данных лишь за январь-сентябрь 2017 года;
  • по госпрограмме «Содействие занятости населения» целевой показатель «Численность пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих». Срок опубликования Петростатом октябрь 2018;
  • по госпрограмме «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса» фактические данные Петростата будут доступны только в августе 2018 года по:
  • целевому показателю «Доля инновационной продукции в общем объеме продукции в обрабатывающих производствах»;
  • индикатору «Коэффициент обновления основных фондов в обрабатывающих производствах»;
  • По госпрограмме «Развитие здравоохранения»:
  • целевой показатель «Смертность от новообразований (в т.ч. от злокачественных), на 100 тыс. населения». Фактическое значение является прогнозным, окончательные данные по достижению показателя будут опубликованы Росстатом в августе 2018 года;
  • по индикаторам, связанным с выполнением территориальной программы госгарантий, не достижение плановых их значений связано с использованием при расчете фактического значения статистических данных Комитета по здравоохранению за 9 месяцев 2017 года;
  • По госпрограмме «Социальная поддержка граждан» целевой показатель «Доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения». Данные за 2017 год установлены Росстатом во втором квартале 2018 года.
  1. Таким образом, анализ состава показателей (индикаторов) и уровня исполнения свидетельствует о необходимости подготовки изменений в порядок их формирования и статистического наблюдения.
  2. Дебиторская задолженность по бюджету Санкт-Петербурга на 01 января 2018 года составила 87,5 миллиардов рублей, в том числе по доходам – 52,2 миллиардов рублей, по выданным авансам – 31,9 миллиардов рублей, по ущербу и иным доходам – 3,3 миллиардов рублей.

Просроченная дебиторская задолженность составила 37,8 миллиардов рублей, из них по доходам – 24,9 миллиардов рублей, по выданным авансам – 10,8 миллиардов рублей.

  1. Кредиторская задолженность составила 63,2 миллиардов рублей, из них по принятым обязательствам – 26,8 миллиардов рублей, по доходам – 36 миллиардов рублей. Просроченная кредиторская задолженность по принятым обязательствам составила 135,4 миллионов рублей.
  2. Фактический дефицит бюджета по итогам 2017 года составил 43,4 миллиардов рублей или 62,2 % от запланированного объема, что объясняется перевыполнением плана по доходной части бюджета и неосуществлением запланированных расходов отдельными главными распорядителями.

Дефицит покрыт, как и планировалось, остатками средств бюджета, заемными средствами, а также средствами, привлеченными со счетов бюджетных и автономных учреждений, правда в других соотношениях.

  1. При предусмотренном в бюджете верхнем пределе государственного долга на конец 2017 года на уровне 73 миллиардов рублей объем заимствований составил 34,8 миллиардов рублей или 7,1%, к утвержденному общему годовому объему доходов бюджета, без учета безвозмездных поступлений. Это соответствует предельным ограничениям и свидетельствует о минимальной долговой нагрузке Санкт-Петербурга, несмотря на рост государственного долга в течение 2017 года в 2,5 раза.
  2. С учетом вовлечения в состав источников финансирования дефицита остатков временно свободных средств бюджета Санкт-Петербурга в объеме 9,3 миллиардов рублей, их размер впервые за последние годы сократился до 3,5 миллиардов рублей.
  3. Результаты внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета за 2017 год.

                Годовой отчет об исполнении бюджета, как и годовая бюджетная отчетность главных администраторов, представлены в Контрольно-счетную палату с соблюдением установленного срока, по всем формам, предусмотренным бюджетным законодательством. Основные характеристики годового отчета (доходы, расходы, дефицит бюджета) соответствуют сводным данным бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, а также показателям закона о бюджете и сводной бюджетной росписи по состоянию на конец отчетного периода.

 

 

Также было представлено Заключение по результатам внешней проверки отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга за 2017 год.

Тезисы доклада:

Проект закона Санкт-Петербурга «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга за 2017 год» по структуре соответствует требованиям бюджетного законодательства.

Основные характеристики проекта закона, соответствуют данным отчетов об исполнении бюджета Фонда и об исполнении консолидированного бюджета Санкт-Петербурга) на 01.01.2018.     

Доходы бюджета Фонда и распределение бюджетных ассигнований, отраженные в законопроекте, по объемам и кодам бюджетной классификации РФ соответствуют данным отчета об исполнении бюджета ТФ ОМС за 2017 год (форма № 0503117).

В 2017 году доходы бюджета Фонда составили 82 млрд. рублей, превысив утвержденный показатель на 1,3 млрд. рублей, и возросли по отношению к 2016 году на 17 %.

Основу структуры доходной части бюджета– 99,4 %, как и было запланировано исходя из законодательно установленных полномочий Фонда, составили межбюджетные трансферты, из них: доля безвозмездных поступлений из бюджета Федерального Фонда ОМС составила 69,8 %; средств бюджета Санкт-Петербурга – 22,7 %; прочих безвозмездных поступлений – 7,5 %.

 На выполнение принятых бюджетных обязательств направлено 81, 6 млрд. рублей или 99,6 %, что обеспечено доходной частью бюджета ТерФонда.

Наибольший объем составили обязательства по отрасли «Здравоохранение» - 99,4 % или 81 млрд. рублей, из них на финансирование Территориальной программы ОМС направлено 80,5 млрд. рублей, что на 17 % превысило объемы финансирования 2016 года.

Ассигнования по принятым бюджетным обязательствам распределены и израсходованы в соответствии с целевым назначением предоставляемых трансфертов из бюджетов Санкт-Петербурга, Федерального фонда ОМС, территориальных фондов ОМС иных субъектов РФ.

 

Внешней проверкой отчета об исполнении бюджета ТерФонда нарушений бюджетного законодательства не установлено.