Новости

11 Апреля 2016

Российские и китайские контролеры обменялись опытом проведения аудита крупномасштабных проектов с государственным участием

11 апреля в Санкт-Петербурге состоялась вторая секция двустороннего российско-китайского семинара на тему «Аудит эффективности широкомасштабных проектов с государственными инвестициями».

В работе семинара приняли участие председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров, вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан, председатель Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга Вадим Лопатников, члены Президиума Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ, в том числе руководители контрольно-счетных органов регионов, входящих в Северо-Западный федеральный округ.

В ходе работы семинара российские и китайские специалисты получили возможность обменяться практическим опытом проведения аудита эффективности крупномасштабных проектов, реализуемых в России и Китае.

Председатель отделения Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, председатель Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга Вадим Лопатников выступил с докладом «Широкомасштабные инвестиционные проекты Санкт-Петербурга. Сотрудничество государства и бизнеса», в котором рассказал об опыте КСП Санкт-Петербурга в осуществлении аудита эффективности проектов, реализуемых с привлечением бюджетных средств.

Об основных полномочиях российского контрольного ведомства по осуществлению контроля за крупными проектами с государственным участием, а также о практике применения Счетной палатой в своей контрольной деятельности аудита эффективности рассказал аудитор Счетной палаты Российской Федерации Сергей Агапцов. В частности, он отметил, что в настоящее время Счетная палата России имеет достаточно широкие полномочия по контролю использования средств федерального бюджета организациями любой формы собственности, в том числе эффективности реализации крупных проектов с государственным участием.

«Все инструменты и механизмы государственной поддержки крупномасштабных проектов являются важнейшей областью контроля Счетной палаты на всех его этапах: предварительном (оценка обоснованности), оперативном (текущем) и последующем (оценка эффективности и результативности бюджетных расходов)», - заявил Сергей Агапцов. При этом он подчеркнул, что наиболее подробный и предметный финансовый аудит крупных проектов осуществляется именно в рамках последующего контроля

Как сообщил аудитор, в 2015 году Счетная палата приступила к осуществлению ряда мероприятий по контролю за расходованием средств Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование таких инфраструктурных проектов, как «Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область)», «Приобретение тягового подвижного состава», «Строительство «интеллектуальных сетей», «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей», «Строительство компле кса по добыче и подготовке газа, завода сжиженного природного газа и мощностей по отгрузке сжиженного природного газа и газового конденсата Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения на полуострове Ямал». «Общий предельный объем средств, направленных из Фонда на финансирование указанных проектов, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации, составляет 661,3 млрд. рублей», - подчеркнул Сергей Агапцов.

По словам аудитора, окончательные результаты аудита реализации указанных проектов будут известны в 2016 и 2017 годах после рассмотрения их на заседаниях Коллегии Счетной палаты.

Что касается применения аудита эффективности в контексте крупных проектов с государственными инвестициями, то, как отметил Сергей Агапцов, этот вид аудита пока недостаточно встроен в контрольные мероприятия Счетной палаты по проверке крупномасштабных проектов. Это во многом обусловлено масштабностью этого вида аудита, требующего длительных сроков проведения и детального согласования вопросов мероприятия. «В современных экономических условиях, - подчеркнул Сергей Агапцов, - когда требуется быстрое и оперативно е реагирование на поручения Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации, возникает необходимость проведения преимущественно финансового аудита по конкретным вопросам. При этом вопросы эффективности и результативности бюджетных расходов – в центре внимания Счетной палаты, но их рассмотрение идет вне рамок классического аудита эффективности».

В свою очередь заместитель руководителя Национального контрольно-ревизионного управления Китайской Народной Республики Чжан Тун отметил, что аудит госинвестиций - важная обязанность ревизионного управления КНР, возложенная центральным правительством. В последние два года полномочия в этой сфере были существенно расширены. Центральное правительство сейчас придает особенное значение данной сфере.

По его словам, аудит проводится на всех этапах реализации проектов и, в первую очередь, они должны отвечать национальной стратегии развития. «Оценка исполнения бюджета проекта на всех этапах позволяет вовремя выявлять нецелевое и неэффективное использование средств, а также коррупционные риски», - отметил глава китайской делегации, подчеркнув при этом, что особенное внимание аудиторы уделяют охране окружающей среды.

Он также отметил, что, благодаря работе Национального контрольно-ревизионного управления КНР, удалось сэкономить 2,8 трлн. юаней на инвестпроектах. «Они выявили неэффективные траты, которые впоследствии были сокращены в бюджете. 210 лиц было привлечено к уголовной ответственности или партийному дисциплинарному взысканию», - сообщил Чжан Тун.