Контрольно-ревизионная деятельность

27 Марта 2017

Информация о результатах выборочной проверки финансово-хозяйственной деятельности Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Пассажиравтотранс» за 2015 год и истекший период 2016 год

Контрольно-счетная палата по результатам контрольного мероприятия «Выборочная проверка финансово-хозяйственной деятельности Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Пассажиравтотранс» за 2015 год и истекший период 2016 года» выявила следующее.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Пассажиравтотранс» (далее – Предприятие) показал, что у Предприятия имеются резервы для оптимизации расходов и повышения доходов.

В частности, в ходе выборочных обследований объектов имущественного комплекса Предприятия выявлены недополученные доходы в виде арендной платы и возмещения затрат за аренду земельных участков в сумме не менее 36 млн. рублей.

Кроме того, проверкой установлено, что платежи от арендаторов и от организаций по договорам возмездного оказания услуг (предоставления рабочих мест) не обеспечивали в полном объёме возмещение затрат Предприятия за коммунальные услуги, фактически потреблённые сторонними организациями.

Наряду с этим, Предприятие осуществляло расходы на аренду земельных участков, оплату налоговых платежей, содержание имущества, не используемого в деятельности Предприятия, в сумме не менее 52 млн. рублей. Указанные расходы Предприятия не могут быть признаны эффективными и влекут рост субсидии, выделяемой из бюджета Санкт-Петербурга на осуществление регулярных перевозок.

Согласно представленному пояснению, Предприятие обратилось в адрес КИО с просьбой об изъятии из хозяйственного ведения отдельных объектов недвижимости, не используемых в деятельности Предприятия.

В нарушение установленного порядка предоставления субсидий в финансовом плане Предприятия на 2016 год, разработанном и утверждённом Предприятием и согласованном Комитетом по транспорту, объём запланированной субсидии превышает на 83,2 млн. рублей объём денежных средств в виде недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, запланированных в связи с осуществлением перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок по установленному Правительством Санкт-Петербурга тарифу и подлежащих возмещению в 2016 году за счёт субсидии из бюджета Санкт-Петербурга.

В нарушение вышеперечисленных норм, регулирующих порядок расчёта и предоставления субсидии, в первом полугодии 2016 года Предприятию перечислена субсидия в размере, превышающем на 272 млн. рублей затраты, произведённые Предприятием на перевозку пассажиров по маршрутам регулярных перевозок по установленному Правительством Санкт-Петербурга тарифу.

Планирование и перечисление бюджетной субсидии в излишних размерах позволяет Предприятию направлять средства субсидии на деятельность, непосредственно не связанную с осуществлением перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок по установленному Правительством Санкт-Петербурга тарифу, в том числе на реализацию социальных гарантий, предусмотренных Коллективным договором.

В ходе контрольного мероприятия установлены нарушения ведения бухгалтерского учета в части требований, предъявляемых к оформлению фактов хозяйственной жизни экономического субъекта первичными учётными документами, а также требований, предъявляемых к регистрам бухгалтерского учёта. Например, выявлены факты неоприходования по данным бухгалтерского учёта запасных частей, полученных от разборки транспортных средств, а именно: в ходе выборочного обследования выявлены бывшие в употреблении запасные части по 92 наименованиям в количестве 348 штук, не учтенные в бухгалтерском учёте Предприятия ни в количественном, ни в стоимостном выражении. Кроме того, в отдельных случаях в бухгалтерском учёте бывшие в употреблении запасные части отражались только в количественном выражении без указания их стоимости (в 2015 году по 136 наименованиям и в первом квартале 2016 года по 79 наименованиям).

 В проверяемый период установлены нарушения в сфере управления и распоряжения государственной  собственностью.

Так, в нарушение ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации и условий договоров аренды Предприятие в отдельных случаях не соблюдало порядок аренды земельных участков. В 11 случаях использовало без согласия арендодателя земельные участки на цели, не предусмотренные договорами аренды, например: для стоянки личных легковых автомобилей, для организации автосервиса сторонними организациями, для размещения газонаполнительной станции.

В нарушение условий договоров аренды, ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации Предприятие предоставляло в аренду помещения, общая площадь которых превышает площади, указанные в договорах аренды помещений.

В нарушение порядка распоряжения государственным имуществом, установленным ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Предприятие в отдельных случаях распорядилось недвижимым имуществом без согласия собственника.

В частности, часть арендуемых земельных участков предоставлено сторонним организациям (коммерческим структурам) для размещения их подвижного состава на территориях автобусных парков без договорных отношений и без оплаты.

Кроме того, установлены нарушения при осуществлении закупок для государственных нужд, нарушения при производстве ремонтных работ, при списании топлива, при оформлении путевых листов на транспортные средства, при отражении  достигнутых показателей деятельности структурных подразделений в отчётах о деятельности СПб ГУП «Пассажиравтотранс» и иные нарушения. 

Информация о результатах контрольного мероприятия направлена в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, в прокуратуру Санкт-Петербурга, Губернатору Санкт-Петербурга, вице-губернаторам Санкт-Петербурга, курирующим соответствующие сферы деятельности, для  рассмотрения отчета и осуществления в пределах своей компетенции мер по устранению выявленных нарушений.

Начальник инспекции № 2 В.В. Маргарян