Контрольно-ревизионная деятельность

17 Марта 2017

Информация о результатах выборочной проверки финансово-хозяйственной деятельности Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения здравоохранения «Городская психиатрическая больница № 3 имени И.И. Скворцова-Степанова» за 2014-2015 годы и истекший период 2016 года

Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга в ходе проведения контрольного мероприятия «Выборочная проверка финансово-хозяйственной деятельности Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения здравоохранения «Городская психиатрическая больница № 3 имени И.И. Скворцова-Степанова» за 2014-2015 годы и истекший период 2016 года» установлено следующее:

 

  1. Нарушения при формировании и исполнении бюджетов

 

1.1. Нарушения в ходе формирования бюджета, а именно:

Выборочной проверкой правильности расчета штатной численности работников Учреждения установлено завышение планового фонда оплаты труда в результате:

- нарушения требований Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» в Больнице до мая 2014 года оказывались медицинские услуги по специальностям «Аллергология и иммунология», «эпидемиология», не предусмотренным лицензией, и были введены должности «врач аллерголог-иммунолог» - 0,5 ставки, «врач-эпидемиолог» - 1 ставка, «помощник эпидемиолога» - 1 ставка, на содержание которых были запланированы и израсходованы средства бюджета Санкт-Петербурга;

- нарушения установленного п. 4.3 Методики запрета на введение должностей по ведомости замены должностей за счет сокращения должностей, введенных в штатное расписание в соответствии с объемом выполняемой работы, при формировании штатного расписания Учреждением должности, введенные в штатное расписание в соответствии с объемом выполняемой работы, заменены на другие должности, в результате чего плановый фонд оплаты труда был завышен;

- нарушения п. 1.3 и 4.1 Методики в штатное расписание сверх штатных нормативов без оформления ведомости замены для осуществления деятельности городского организационно-методического консультативного отдела по психиатрии введены 12,5 ставок с плановым фондом оплаты.

Кроме того, в плановый расчет штатной численности должностей городского организационно-методического консультативного отдела по психиатрии включены не предусмотренные штатными нормативами 6 должностей персонала, которые при формировании штатного расписания были заменены на другие должности.

Введение в штатное расписание Учреждения штатов городского организационно-методического консультативного отдела по психиатрии привело к необоснованному завышению фонда оплаты труда работников;

- расчета ставок клинических фармакологов экономической службой Учреждения произведенного на основании приказа Минздрава России от 02.11.2012 № 575н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «клиническая фармакология» по приложению № 5 «Рекомендуемые штатные нормативы отделения клинической фармакологии», в то время как в структуре Учреждения данное отделение не организовано, плановый фонд заработной платы завышен;

- завышения расчета численности по должностям «заместитель главного врача по медицинской части» и «воспитатель» завышен плановый фонда заработной платы.

 

1.2. Нарушения в ходе исполнения бюджета

 

1.2.1. Нарушения порядка и условий оплаты труда работников казенных учреждений:

  • привели к потерям бюджета Санкт-Петербурга в результате:

- нарушения Учреждением требований п. 4.1 Положения о порядке оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 06.06.2014 № 213-р и разрешения выполнения работы по расширению зоны обслуживания при низком выполнении плановых показателей работы врачей: отоларингологов (от 25 % до 39 %), офтальмологов  (от 45 % до 57 %), травматологов-ортопедов (от 18 % до 37 %), урологов (от 23 % до 51 %), фтизиатров (от 52 % до 54 %), хирургов (от 28 % до 35 %), стоматологов-ортопедов (от 45 % до 54 %) произведены расходы на выплату заработной платы за фактически отсутствовавшие объемы работы;

- непринятия Учреждением в 2014 году при сокращении коечного фонда мер по сокращению штатной численности, на содержание которой были запланированы и израсходованы средства;

- нарушения п. 2.3 распоряжения Комитета от 06.06.2014 № 213-р                   «Об утверждении Положения о порядке оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга» главному врачу и главной медсестре Учреждения был установлен коэффициент специфики работы, отражающий опасные для здоровья и тяжелые условия труда, который был установлен в соответствии с проведенной в 2013 году аттестацией рабочих мест работников – кабинетов главного врача и главной медсестры, по результатам которой их деятельность была признана аттестующей организацией (ООО «Метролог») соответствующей по следующим факторам: по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса - 3.2. (вредный 2 степень) по фактору «Тяжесть труда», по 3 классу травмоопасности (опасный) - характер работы не обеспечивает безопасность, охрану здоровья и работоспособность работающего.

         В результате неправомерного применения коэффициента специфики за работу в опасных для здоровья и тяжелых условия труда произведена переплата заработной платы главным врачам и главной медсестре Больницы;

  • привели к неправомерному расходованию средств бюджета Санкт-Петербурга поскольку из-за невыполнения Учреждением требований распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2013 № 26-рп «О Плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Санкт-Петербурге на 2013-2018 годы» о переводе работников на «эффективный контракт», в проверяемый период в условиях бригадной формы организации труда работали 29 структурных подразделений Учреждения (бригады среднего и младшего медицинского персонала), работникам которых в отсутствие правовых оснований (письменного согласования содержания и объемов дополнительной работы), работникам, работающим в условиях бригадного подряда, производились доплаты в виде коэффициентов трудового участия за выполнение работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий и других);
  • Больницей при превышении в 2014 и 2015 годах целевых показателей средней заработной платы: по врачебному персоналу - на 8,9 % и 6,4 %, соответственно; по среднему медицинскому персоналу – на 29,9 % и 33,1 %, соответственно; по младшему медицинскому персоналу – на 29,1 % и 26,3 %, соответственно, не достигнуты целевые показатели средней заработной платы по: работникам, имеющим высшее фармацевтическое или иное высшее образование, предоставляющим медицинские услуги (обеспечивающим предоставление медицинских услуг): в 2014 году - на 15 %, в 2015 году - на 12,1 %.

 

1.2.2. Больницей допущено расходование бюджетных средств на цели, не соответствующие бюджетной смете (1 нарушение), а именно: в нарушение п.2 ст. 161 БК РФ, выделенные Больнице из бюджета Санкт-Петербурга для исполнения бюджетных обязательств по выполнению функций бюджетного учреждения в части выполнения государственного задания по оказанию стационарной и амбулаторно-поликлинической специализированной психиатрической медицинской помощи, были направлены на оплату денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным бюджетной росписью и бюджетной сметой, - на оплату потребленных арендатором коммунальных услуг, что в соответствии с положениями ст. 306.4 БК РФ квалифицируется как их нецелевое использование.

1.2.3. В результате неосуществления Больницей установленных ст. 162 БК РФ бюджетных полномочий получателя бюджетных средств в части обеспечения результативности использования предусмотренных ей бюджетных ассигнований, Учреждением допущены нарушения (два) при расходовании средств на питание пациентов и приобретение медикаментов, перевязочных средств и расходных материалов, а именно:

  • расходы на питание 1 человека в сутки были существенно меньше утвержденных нормативов:

- в стационаре: на 28,5 рублей (или на 18,9 %) - в 2014 году; на 81,43 рублей (или на 36,4 %) – в 2015 году; на 129,74 рублей (или на 48,6 %) - за 1 квартал 2016 года;

- в стационаре (для пациентов льготной категории): на 105,8 рублей (или на 42 %) - в 2014 году; на 148,61 рублей (или на 46,2 %) – в 2015 году; на         226,74 рублей (или на 57,7 %) - за 1 квартал 2016 года;

- в дневном (ночном) стационаре: на 45,27 рублей (или на 45,1 %) - в 2014 году; на 83,79 рублей (или на 56,1 %) – в 2015 году; на 115,03 рублей (или на 64,7 %) - за 1 квартал 2016 года.

В проверяемый период не соблюдались среднесуточные нормы питания, в основном, по продуктам, насыщенным макроэлементами, минералами, микроэлементами, витаминами, а именно: фруктам и другим овощам (кабачкам, баклажанам, перцу сладкому, капусте цветной и брокколи, тыкве).

Несоблюдение при организации лечебного питания утвержденных норм, разработанных для сбалансированности рационов и соблюдения требований рационального питания, является негативным фактором, отрицательно влияющим на качество восстановления здоровья больных;

  • расходы на медикаменты, перевязочные средства и расходные материалы на 1 койко-день составляли от 9,6 % до 12,4 % от рассчитанной на основе стандартов оказания медицинской помощи потребности в них.

Несмотря на дефицит средств на обеспечение пациентов лечебным питанием, медикаментами, перевязочными средствами и расходными материалами и имеющихся в Учреждении резервах бюджетных средств, полученных и направленных на оплату труда работников сверх расчетной потребности, руководством Больницы не были приняты решения о перераспределении указанных средств для приобретения медикаментами, перевязочными средствами и расходными материалами в целях соблюдения установленных стандартов оказания медицинской помощи и интенсификации лечебного процесса. 

1.2.4. Направление Больницей средств бюджета Санкт-Петербурга, полученных в рамках реализации пункта 6.30 Программы «Профилактика заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), в Санкт-Петербурге на 2013-2015 годы» на приобретение расходных материалов для оказания специализированной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, на цели, не соответствующие условиям их предоставления, - приобретение лекарственных средств, согласно определению ст. 306.4 БК РФ, квалифицируется как их нецелевое использование.

  1. Нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, а именно:

2.1. Нарушение руководителем экономического субъекта требований организации ведения бухгалтерского учета, хранения документов бухгалтерского учета и требований по оформлению учетной политики.

Так, в нарушение требований статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которой первичные учетные документы подлежат хранению в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года, архив приходных документов (в том числе сопроводительных) за 2014 год в аптеке отсутствует;

2.2. Нарушение требований по оформлению фактов хозяйственной жизни экономического субъекта первичными учетными документами.

Так, учет стоматологических материалов Учреждением осуществлялся с нарушением требований ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а именно:

         - в соответствии с действующей в Учреждении Учетной политикой, утвержденной приказами от 10.01.2014 № 12 и от 31.12.2014 № 139,  обязанности по приему и выдаче в структурные подразделения медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения (в том числе стоматологических материалов) были возложены на заведующую аптекой.

Фактически заведующей аптекой приемка стоматологических материалов не осуществлялась, товар получала врач-стоматолог, которая не являлась материально-ответственным лицом.

Таким образом, заведующей аптекой не выполнялись возложенные на нее обязанности по приему и выдаче в структурные подразделения стоматологических материалов, но составлялись отчеты о приходе лекарственных средств в аптеку, которые, в отсутствие надлежаще оформленных первичных документов на поставку товара с подписью материально ответственного лица, принимались к учету бухгалтерской службой Учреждения;

- порядок списания материалов на зубопротезирование Учетной политикой учреждения не утвержден.

В нарушение действующего приказа Минздрава СССР от 30.12.1987 № 1337 «Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для учреждений здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР», при расходовании стоматологических материалов первичный учетный документ – заказ-наряд на изготовление зубных протезов формы 9-МЗ, не составлялся.

Кроме того, в нарушение п. 19 Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747, в соответствии с которым лекарственные средства и медицинские материалы отпускаются аптекой отделениям (кабинетам) в размере 10-дневной потребности, в 2014 году стоматологические материалы были приобретены в размере двухлетней потребности и сразу же списаны в регистрах бухгалтерского учета на расходы Учреждения.

Документы, подтверждающие оказание услуг по зубопротезированию пациентам Больницы в 2014 году, комиссии Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга не представлены.

 

  1. Нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью

3.1. Несоблюдение порядка обязательной регистрации возникновения прав на земельные участки, а именно: в нарушение требований ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Учреждением не оформлено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 224 788 кв. м.

Согласно пояснениям директора Больницы Коровченко П.В., документы на земельный участок с ориентировочным адресом (местонахождением): СПб, Фермское шоссе, д. 36, литер АВ находятся в стадии оформления;

3.2. При осмотре территории установлено, что на земельном участке имеются объекты основных средств, не числящиеся на балансе Больницы, а именно: 17 садиков (ограждений), оборудованных для прогулок больных; хозяйственная постройка из железобетонных плит (вблизи 57 корпуса), сооружение из красного кирпича (бывшая мастерская).

Отсутствие достоверного учета материальных ценностей не позволяет обеспечивать текущее содержание государственного имущества и надлежащий контроль за его сохранностью.

  1. Нарушения при осуществлении государственных (муниципальных закупок):

4.1. Отсутствие отчета об исполнении 5 (пяти) государственных контрактов и (или) о результатах отдельного этапа исполнения контракта (договора), о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге, а именно:

В нарушение ч.ч. 7 и 9 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, ч. 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093, Больницей отчеты об исполнении государственных контрактов и (или) о результатах отдельного этапа исполнения государственного контракта по 5 государственным контрактам на официальном сайте в установленном порядке не были размещены.

4.2. Непредставление, несвоевременное представление информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестр контрактов, о 4 (четырех) государственных контрактах, заключенных заказчиками, а именно, в нарушение требований ч. 2 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ реестр контрактов Учреждения не содержит информацию, предусмотренную п. 10 ч. 2 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ, а именно, информацию об исполнении контракта, в том числе информацию об оплате контракта, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта.

4.3. Нарушения при обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта (договора), цены контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком, а именно:

Без учета требований ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, согласно которым обоснование начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦ контракта) должно проводиться с учетом особенностей рынков конкретных товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд, Больницей при осуществлении двух закупок НМЦ контракта рассчитана без учета указанных особенностей, а именно:

При осуществлении закупок на выполнение работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений, их элементов, инженерных систем и оборудования в 2015 и 2016 годах НМЦ контракта рассчитана на основании «Укрупненных дифференцированных нормативов затрат на техническое обслуживание инженерных систем, оборудования и конструктивных элементов в зданиях лечебно-профилактических учреждений», разработанных ЗАО «Центр исследования и разработок в городском хозяйстве Санкт-Петербурга «Экополис» совместно с ОАО «Оргтехстрой», согласованных Комитетом по здравоохранению и рекомендованных к использованию Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли (письмо № 03/23 от 05.01.2003) (Распоряжение Комитета по здравоохранению от 28.02.2003 № 80-р) с учетом коэффициентов дефляции.

Применяемый Учреждением метод определения НМЦ контракта не отражает реальные расходы на техническое обслуживание зданий, сооружений, их элементов, инженерных систем и оборудования и изначально способствует завышению НМЦ контракта и применению любого размера понижающего коэффициента в зависимости от лимитов выделенного финансирования, тогда как реальная стоимость оказанных услуг подтверждается стоимостью заключенных контрактов, исполненных в полном объеме и без претензий со стороны Заказчика, и может согласовываться, в том числе, методом сопоставимых цен.

 

  1. Иные нарушения:
  • В нарушение требований ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пункта 4 Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 566н, медицинская помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения оказывалась Больницей без учета установленных стандартов медицинской помощи.
  • Учреждением, в отсутствие надлежащего контроля со стороны Комитета по здравоохранению:

- в 2014 году не выполнялся стандарт оказания медицинской помощи по профилю «анестезиология и реаниматология»;

- в 2014 году в соответствии с распоряжением Комитета по здравоохранению от 25.12.2012 № 699-р «О профиле и мощности учреждения» в Больнице функционировало структурное подразделение «Ночной стационар», не предусмотренное Порядком оказания психиатрической помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.05.2012 № 566н.

  • Наличие существенных отклонений достигнутых показателей, характеризующих качество оказанных государственных услуг (таких как: повторное поступление в течение года, оборот места, число больных, находящихся в стационаре свыше 1 года), от установленных в государственном задании, свидетельствует о недостаточности контроля со стороны руководства Учреждения за надлежащим ведением лечебно-диагностического процесса, результатами и сроками лечения и, соответственно, за оптимальным использованием ресурсов Больницы.

Руководитель комиссии - начальник инспекции № 4  Е.Н. Кошелева