Контрольно-ревизионная деятельность

23 Марта 2017

Информация о результатах выборочной проверки финансово-хозяйственной деятельности Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1» за 2015 год и истекший период 2016 года

Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга в ходе проведения контрольного мероприятия «Выборочная проверка финансово-хозяйственной деятельности Санкт-Петербургского государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1» за 2015 год и истекший период 2016 года» установлено следующее:

 1. Нарушения при формировании и исполнении бюджетов

1.1. Нарушения в ходе формирования бюджета, а именно: порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в результате завышения планового фонда оплаты труда, вследствие:

  • необоснованного завышения дополнительной потребности на увеличение заработной платы отдельным категориям работников, что обусловлено расчетом указанной потребности без учета фонда оплаты труда по вакантным ставкам медицинского персонала;
  • завышения штатной численности работников и, соответственно, фонда оплаты труда на ее содержание на 17 должностей, не предусмотренных штатными нормативами;
  • необоснованного увеличения штатной численности работников в 2016 году и, соответственно, расходов на ее содержание;
  • установления коэффициента специфики работы за работу во вредных условиях труда административно-управленческому и прочему персоналу, отсутствующему в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, и, соответственно, завышения фонда оплаты труда.

1.2. Нарушения в ходе исполнения бюджета

1.2.1. Учреждением допущено расходование бюджетных средств на цели, не связанные с выполнением государственного задания (1 нарушение), а именно: бюджетные, полученные на финансовое обеспечение выполнения государственного задания для приобретения перевязочных средств и антисептических препаратов, предусмотренных технологическим регламентом выполнения государственных социально-медицинских услуг, были направлены Учреждением на цели, не соответствующие условиям их предоставления - на приобретение лекарственных средств, что, согласно определению ст. 306.4 БК РФ, квалифицируется как их нецелевое использование.

1.2.2. Учреждением допущены нарушения требования ст. 309 ГК РФ о надлежащем исполнении обязательств и осуществлена приемка и оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, несоответствующих условиям контрактов (договоров), а именно:

  • при расходовании средств на питание пациентов в отсутствие надлежащего контроля со стороны руководства Учреждения за приобретением продуктов питания в 2015 году и соблюдением условий государственных контрактов, в части объемов и стоимости поставок, Интернат в 2015 году осуществил приемку и оплату поставленных товаров по 10 государственным контрактам на поставку продуктов питания, не соответствующих условиям контрактов, что привело к финансовым потерям Учреждения;
  • при расходовании средств на оплату ремонтных работ в результате ненадлежащего выполнения должностными лицами Учреждения своих обязанностей по осуществлению контроля за выполнением ремонтных работ, Интернатом приняты и оплачены работы, несоответствующие условиям контракта, что привело к потерям бюджета Санкт-Петербурга.

В соответствии с представленной с пояснениями к Акту выпиской по лицевому счету бюджетного Учреждения от 03.10.2016 подрядной организацией средства возвращены на лицевой счет Интерната.

  1. Нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

2.1. Требований, предъявляемых к организации и осуществлению внутреннего контроля хозяйственной жизни экономического субъекта, а именно: в нарушение требований ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 46 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157-н, инвентарные номера на отдельные объекты основных средств нанесены не были, что свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля за сохранностью материальных ценностей Учреждения, а также о несоблюдении требований, предъявляемых к организации и осуществлению внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни экономического субъекта.

2.2. Требований, предъявляемых к оформлению фактов хозяйственной жизни экономического субъекта первичными учетными документами, а именно: ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» об оформлении каждого факта хозяйственной жизни первичным учетным документом, в котором должны быть выделены обязательные реквизиты.

  1. Нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными юридическими лицами:

3.1. Нарушения порядка формирования контрактной службы (назначения контрактных управляющих):

В нарушение требований ч. 23 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым до 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в состав контрактной службы Интерната включены сотрудники, не имеющие требуемой квалификации.

3.2. Нарушения порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, порядка его размещения в открытом доступе:

При размещении в ЕИС планов-графиков закупок Интерната на 2015 и 2016 годы и при их изменении допущено не менее 12 нарушений (в том числе, в 2015 году – не менее 8 нарушений, в 2016 – не менее 4 нарушений) Приказа Минэкономразвития России № 544, Казначейства России № 18н от 20.09.2013 «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы», Приказа Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31.03.2015 «Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы».

3.3. Несоблюдение требований к содержанию документации (извещения) о закупке:

3.3.1. В нарушение требований п.п. 2 и 4 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о сроках поставки товара (завершения работы), либо график оказания услуг, а также информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в 9 размещенных в ЕИС извещениях (в 2015 году – в 5 извещениях, в 2016 – в 4 извещениях) отсутствовали требуемые сведения.

3.3.2. В нарушение требований ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона, размещенная в ЕИС аукционная документация по 7 закупкам (в 2015 году – по 5 закупкам, в 2016 – по 2 закупкам) содержала информацию об источнике финансирования закупки, несоответствующую указанной в извещении.

3.3.3. В нарушение требований ч.ч. 5 и 8 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ и чч. 4 и 5 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063, Интернатом утверждена аукционная документация (извещение от 25.05.2015 № 0372200077715000045), в которой размеры штрафов за ненадлежащее исполнение обязательств Поставщиком и Заказчиком определены в размерах 5 % и 2 %, соответственно, от цены контракта, что не соответствует размерам штрафов, установленных пп. 4 и 5 указанных Правил (10 % и 2,5 %).

3.3.4. В нарушение требований п. 6 ч. 5 ст. 63 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ, Интернатом в 2015 году не включены в аукционную документацию требования к участникам закупки, установленные п. 10 ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ.

3.4. Несоответствие контракта (договора) требованиям, предусмотренным документацией (извещением) о закупке, протоколам закупки, заявке участника закупки:

В нарушение требований ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, Интернатом заключены 15 контрактов (в 2015 году – 8 контрактов, в 2016 – 7 контрактов), условия которых не соответствуют условиям размещенных в ЕИС извещений (документации) об осуществлении закупки, в части указания источников финансирования.

3.5. Невключение в контракт (договор) обязательных условий:

В нарушение требований ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, в 5 контрактах (в 2015 году – в 2 контрактах, в 2016 году – в 3 контрактах) не установлено фиксированное значение их цены.

3.6. Нарушения при допуске (отказе в допуске) участников закупки, отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или при отказе от заключения контракта (договора):

3.6.1. В нарушение требований ч. 3.1 ст. 53 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с ч. 2 ст. 51 указанного Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения, Интернатом в 2015 году была допущена 1 заявка участника закупки (извещение от 22.06.2015 № 0372200077715000052), условия которой не соответствуют условиям конкурсной документации.

3.6.2. В нарушение требований ч. 10 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов превышает их предельную отпускную цену и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается, Интернат в 2015 году не отказался от заключения контакта, в котором цена по отдельным лекарственным препаратам превышала их предельную отпускную цену. В результате, цена контракта была завышена на 2,4 тыс. рублей, а Интернатом произведены излишние расходы бюджета Санкт-Петербурга в указанной сумме.

3.7. Нарушения условий реализации контрактов (договоров), в том числе сроков реализации, включая своевременность расчетов по контракту (договору):

В нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Федеральным законом № 44-ФЗ, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги и отдельных этапов исполнения контракта, а также в нарушение условий заключенного контракта от 15.04.2015 № 0372200077715000020-0089328-01 (РНК 2781413375715000048), Интернатом 23.06.2015 произведена оплата услуг в сумме 276 тыс. рублей в отсутствие акта оказанных услуг, поскольку указанный акт был подписан 30.06.2015.

3.8. Внесение изменений в контракт (договор) с нарушением требований, установленных законодательством:

В нарушение требований ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, которые установлены указанной статьей, Интернатом в 2016 году заключены дополнительные соглашения к двум контрактам, которыми изменены сроки исполнения контрактов, что не предусмотрено ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

3.9. Несвоевременное представление информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестр контрактов:

В нарушение требований ч. 3 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 ч. 2 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в 2016 году требуемые сведения по 6 контрактам, направлены в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением установленного срока.

3.10. Несвоевременное размещение отчета о результатах отдельного этапа исполнения контракта (договора), о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге:

В нарушение требований пп. «б» п. 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093, согласно которому Отчет размещается заказчиком в единой информационной системе в течение 7 рабочих дней со дня оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком, Интернат разместил в ЕИС не менее 52 отчетов о результатах отдельного этапа исполнения контрактов (в 2015 году – 40 отчетов, в 2016 году – 12 отчетов) с нарушением установленного срока.

3.11. Приемка и оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, несоответствующих условиям контрактов (договоров):

В нарушение требований пп. 1, 2 ч. 1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Федеральным законом № 44-ФЗ, Интернатом в 2015 году осуществлена приемка и оплата поставленного оборудования не в соответствии с условиями заключенного контракта.

3.12. Включение в документацию (извещение) о закупке требований к участникам закупки, влекущих ограничение конкуренции:

В нарушение ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ Интернатом в 2016 году в документации о закупке (извещение от 22.06.2015 № 0372200077715000052) установлены требования к участникам закупки, не предусмотренные действующим законодательством в сфере закупок, а именно, требование о «правомочности заключать контракт».

3.13. Включение в документацию (извещение) о закупке требований к объекту закупки, приводящих к ограничению конкуренции:

В нарушение требований ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым описание объекта закупки должно носить объективный характер, Интернатом в п. 9 Приложения 2 к Техническому заданию (извещение от 22.06.2015 № 0372200077715000052) указаны требования, не позволяющие участникам закупки определить основные характеристики объекта закупки.

3.14. Нарушения при обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта (договора):

В нарушение требований ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, при обосновании в 2015 году начальной (максимальной) цены контракта на поставку грузового фургона цельнометаллического на 7 мест использовалась информация из коммерческого предложения ООО «Торговый дом «СПАРЗ», которая содержала сведения о цене товара, действительной до 30.04.2015, тогда как запрос Заказчика о стоимости товара направлен 05.05.2015.

3.15. Иные нарушения в сфере закупок:

3.15.1. В нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае закупки товаров, работ или услуг, которые, в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также услуг центрального депозитария, Интернатом по указанному основанию был заключен контракт на предоставление услуг междугородной и международной электрической связи. Поскольку услуги оказания международной связи не входят в Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи», основанием для осуществления закупки у единственного поставщика является осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

3.15.2. В трех контрактах, заключенных Интернатом в 2015 году, содержатся условия, не соответствующие предметам контрактов, а именно: согласно п. 5.7 контрактов на поставку медицинской мебели заказчик вправе отказаться принимать товар в следующих случаях: если  поставка продуктов питания просрочена; если количество, ассортимент и качественные характеристики поставляемых продуктов питания не соответствуют сведениям, указанным в спецификации (Приложение № 1 к настоящему Контракту); при обнаружении недопоставки продуктов питания; при отсутствии документов, подтверждающих качество и безопасность поставляемого  товара; а также при отсутствии Поставщика при приемке.

3.15.3. Нарушения при размещении информации в ЕИС:

3.15.3.1. В нарушение ч. 7 ст. 70 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которой в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта, заказчик обязан разместить подписанный контракт в единой информационной системе, Интернатом не размещен в ЕИС контракт от 13.11.2015 № 0372200077715000068-0089328-01 на поставку светильников-бра. Вместо него размещен контракт от 12.11.2015 № 14-15 на выполнение работ по текущему ремонту шлагбаума на въезде на территорию Учреждения.

3.15.3.2. В нарушение требований ч. 2 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее, чем за пять дней до даты заключения контракта, Интернат в 2016 году разместил 4 извещения с нарушением установленного срока.

3.15.4. В нарушение ч. 7 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ, п. 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063, согласно которым пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, Интернатом в 2016 году неправильно указаны периоды просрочки поставки товара в расчете пеней по двум контрактам.

  1. Иные нарушения:

 4.1. В проверяемый период Учреждением при организации питания проживающих по отдельным продуктам питания не соблюдались нормы их потребления в расчете на одного человека, а именно:

- превышались нормы: по пшеничному хлебу на 13 % и 10 %; картофелю на 11,1 % и 14,8 %; кондитерским изделиям на 90 % и 40 % - в 2015 году и в 1 полугодии 2016 года, соответственно;

- были меньше нормы: свежие овощи и зелень на 31,6 % - в 2015 году, на 21,6 % - в 1 полугодии 2016 года.

Факты несоблюдения условий государственных контрактов и натуральных норм потребления продуктов питания свидетельствуют об отсутствии надлежащего контроля со стороны Учреждения за поставками продуктов питания, необходимых для организации сбалансированного питания проживающих в Интернате;

4.2. При расходовании полученных от осуществления приносящей доход деятельности средств на оплату услуг по стирке белья в отсутствие надлежащего контроля за организацией работы по стирке белья, исполнителями работ предъявлены, а Учреждением оплачены фактически неоказанные услуги по стирке белья, что привело к финансовым потерям Учреждения.

4.3. При проведении анализа оказания социально-медицинских услуг установлены факты неэффективного использования оборудования, а именно:

- в Учреждении имеется аппарат УЗИ, который не может использоваться в связи с отсутствием в Технологических регламентах медицинских услуг по проведению ультразвуковых исследований;

- имеющийся в наличии аппарат «ИСКРА-1» для проведения процедуры д,арсонвализации не использовался в 2015 году, в связи с тем, что данную процедуру проживающим не назначали.

4.4. В 2015 году в технологический регламент включены услуги: сверхвысокочастотная электротерапия, диадинамотерапия получателям стационарных услуг, которые не могли быть оказаны в связи с отсутствием в Учреждении соответствующего оборудования.

4.5. В нарушение Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 № 1283 Учреждение не заполняет индивидуальные программы (планы, карты) реабилитации получателя социальных услуг, в связи с чем не представиляется возможным проверить полноту оказания мероприятий проживающим в рамках оказания социально-педагогических услуг.

4.6. Нарушение порядка расчетов с проживающими за предоставление им социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, установленного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2016 № 530, повлекло нарушение гарантированных прав и материальное ущемление ряда инвалидов и престарелых граждан, проживающих в Интернате.

Согласно представленным Учреждением пояснениям произведен перерасчет платы за предоставление социальных услуг и тем гражданам, с которых была излишне удержана плата осуществляется возврат денежных средств на лицевые счета.

4.7. Учреждение при расчете платы за предоставление социальных услуг в июле и августе 2016 года не учитывало суммы единовременных денежных выплат, полученных гражданами льготной категории в денежной форме.

В результате Учреждением за июль и август 2016 года недополучены доходы.

4.8. В 2015 году Интернатом допущены нарушения ст.  9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», постановления Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» при оформлении первичной учетной документации.

Руководитель комиссии - начальник инспекции № 4 Е.Н.Кошелева