ПРОВЕРКИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Информация о результатах выборочной проверки деятельности Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга за 2015 и 2016 годы

Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга провела контрольное мероприятие «Выборочная проверка деятельности Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга за 2015 и 2016 годы». 

В ходе контрольного мероприятия установлено следующее:

  1. Нарушения при формировании и исполнении бюджетов

1.1. Нарушение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации, а именно Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н:

- при администрировании доходов по подгруппе «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности» КИО в составе поступлений по подгруппе доходов «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности» учтены поступления пеней, штрафов, процентов за пользование денежными средствами, суммы неосновательного обогащения (в том числе образовавшиеся вследствие фактического использования находящихся в государственной собственности объектов недвижимости в отсутствие правовых оснований): в 2015 году – в сумме 611 238,2 тыс. рублей; в 2016 году – в сумме 507 601,3 тыс. рублей, тогда как указанные средства необходимо учитывать в составе неналоговых доходов бюджета Санкт-Петербурга по подгруппе «Штрафы, санкции, возмещение ущерба»;

- при финансировании расходов в 2015 году бюджетные средства в сумме 166 785,2 тыс. рублей израсходованы по коду вида расходов 880 «Специальные расходы», тогда как следовало отражать по коду вида расходов 853 «Уплата иных платежей», где аккумулируются расходы, осуществляемые в целях возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, понесенного ими в результате отчуждения принадлежащего им имущества; в 2016 году осуществлена выплата двойной суммы задатка в размере 551,2 тыс. рублей 551,2 тыс. рублей (в связи с отказом КИО от заключения договора на размещение НТО по результатам аукциона в отсутствие решения суда или мирового соглашения) по коду вида расходов 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда», тогда как указанные расходы должны аккумулироваться (планироваться и финансироваться) по коду вида расходов 853 «Уплата иных платежей.

1.2. Несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации (п. 1 ст. 40 БК РФ): при администрировании доходов на единый счет бюджета Санкт-Петербурга не зачислены средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной собственности, в доверительное управление: в 2015 году – в сумме 95 321,3 тыс. рублей; в 2016 году – в сумме 103 855,9 тыс. рублей. В результате, в расходной части бюджета Санкт-Петербурга не предусматривались ассигнования на содержание государственного имущества и выплаты вознаграждения доверительным управляющим.

1.3. Неправомерное предоставление льгот по платежам в бюджет Санкт-Петербурга в результате превышения установленного Законом Санкт-Петербурга от 02.12.2015 № 747-145 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» допустимого объема этих льгот, что привело к недопоступлению доходов бюджета Санкт-Петербурга - в 2016 году в сумме 270 839,1 тыс. рублей (данные о выпадающих доходах бюджетов отражаются в бюджетном учете только с 2016 года). Выборочно подтверждено неправомерное предоставление льгот по платежам в бюджет Санкт-Петербурга в результате применения при расчете арендной платы по 2-м договорам понижающего коэффициента социальной значимости, не предусмотренного действующим законодательством: в 2015 году – в сумме 155 815,9 тыс. рублей; в 2016 году – в сумме 155 815,9 тыс. рублей.

1.4. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в их направлении на оплату денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным законом (решением) о бюджете (ст. 306.4 БК РФ): в 2015 году – в сумме 1 067,5 тыс. рублей; в 2016 году – в сумме 1 091,4 тыс. рублей, а именно на:

1) содержание имущества, не закрепленного за органом исполнительной власти Санкт-Петербурга на каком-либо вещном праве и не учтенного на балансе: в 2015 году – в сумме 440,3 тыс. рублей; в 2016 году – в сумме 489,5 тыс. рублей;

2) выплату компенсаций гражданам за снесенные гаражи по судебным решениям, что не было предусмотрено за счет целевой статьи «Расходы на обеспечение ведения претензионно-исковой работы по защите интересов города» и расчетами и обоснованиями потребности к проекту бюджета Санкт-Петербурга, а подлежало финансированию по целевой статье «Расходы на осуществление выплат компенсаций гражданам - владельцам гаражей в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 21.10.2011 № 585-115»: в 2015 году - в сумме 97,2 тыс. рублей, в 2016 году - в сумме 50,7 тыс. рублей;

3) финансирование расходов на оплату работ по земельным участкам, не находящимся в государственной собственности, что не связано с реализацией мероприятий по целевой статье «Расходы на организацию и проведение инвентаризации объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, формирование пакетов документов, описывающих объекты недвижимости, в том числе проведения работ по межеванию земельных участков, находящихся в государственной собственности, и постановка их на государственный кадастровый учет»: в 2015 году - в сумме 530 тыс. рублей;

4) на выплату задатка в двойном размере победителю аукциона ООО «Крон» в связи с отказом КИО от заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта (на основании п. 2 ст. 381 ГК РФ), что не предусмотрено за счет средств целевой статьи «Расходы на обеспечение ведения претензионно-исковой работы по защите интересов города», так как указанные средства направлены не на ведение претензионно-исковой работы по защите интересов Санкт-Петербурга и не предусмотрены расчетами и обоснованиями потребности к проекту бюджета   Санкт-Петербурга - в 2016 году в сумме 551,2 тыс. рублей.

1.5. Нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями, а именно: КИО предоставлены субсидии Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению «Центр повышения эффективности использования государственного имущества» на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в нарушение положений ст. 69.2 БК РФ, Порядка определения объема и условия предоставления субсидий государственным бюджетным учреждениям Санкт-Петербурга и государственным автономным учреждениям, созданным на базе имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга, на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2011 № 1610, Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2011 № 63: в 2015 году - в сумме 78 742,9 тыс. рублей; в 2016 году – в сумме 83 877,3 тыс. рублей, вследствие: определения размера субсидий в отсутствие обоснований из-за применения в расчетах показателей, не подтвержденных утверждаемыми учредителем (в данном случае – КИО) индивидуальными сметами; формирования государственных заданий на основании технологических регламентов на оказание государственных услуг, не содержащих необходимых требований к виду, составу и технологии действий, предусмотренных п.п. 4, 5.3 Методических рекомендаций по формированию исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга технологических регламентов оказания государственных услуг (выполнения работ) государственными учреждениями Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли от 02.03.2011 № 182-р, что не обеспечивает достоверное определение объемов выполняемых работ по каждой государственной услуге раздельно и, соответственно, необходимых финансовых ресурсов; формирования государственных заданий по плановым объемам государственных услуг, определенных без учета показателей текущего финансового года (фактически выполненные объемы работ за предыдущий период), что не обеспечивает достоверность потребности в бюджетных ассигнованиях.

1.6. Нарушения при установлении случаев и порядка предоставления из бюджетов бюджетной системы субсидий юридическим лицам (за исключением субсидии государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, а именно: КИО в 2015 году предоставлены субсидии Акционерному обществу «Фонд имущества Санкт-Петербурга» в сумме 29 001 тыс. рублей с нарушением положений п. 2 ст. 78 БК РФ и Порядка предоставления в 2015 году субсидии акционерному обществу «Фонд имущества Санкт-Петербурга» на возмещение затрат, связанных с сопровождением продажи государственного имущества, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.08.2015 № 738, тогда как в соответствии с предусмотренными п.п. 10 п. 1 ст. 158 БК РФ полномочиями главному распорядителю бюджетных средств надлежит обеспечивать соблюдение получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении:

- в нарушение п. 5.6 Порядка от 24.08.2015 № 738, устанавливающего, в том числе перечень документов, представляемых для получения субсидии, без документального подтверждения АО «Фонд имущества» отсутствия задолженности по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период - в сумме 29 001 тыс. рублей, в том числе:

- в отсутствие документального подтверждения всех фактических затрат АО «Фонд имущества», связанных с сопровождением продажи государственного имущества при реализации арендаторами - субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права, что требуется в соответствии с. 5.2 Порядка от 24.08.2015 № 738, - в сумме 8 158,5 тыс. рублей;

- в завышенном размере за счет включения произведенных АО «Фонд имущества» расходов, не подлежащих возмещению, как не предусмотренных закрытым перечнем состава затрат, связанных с подготовкой, заключением и сопровождением договоров купли-продажи объектов нежилого фонда при реализации арендаторами преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в том числе с условием о рассрочке платежа и возникновения права залога в пользу Санкт-Петербурга - в сумме 439,4 тыс. рублей.

1.7. Неосуществление бюджетных полномочий главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, а именно: не реализованы бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренные ст. 158 БК РФ:

- в части планирования расходов – бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства без обоснований бюджетных ассигнований в отношении затрат на разработку проектной документации на строительство тепличного комплекса в общей сумме 7 680 тыс. рублей, что повлекло принятие денежных обязательств путем заключения договора об участии в собственности АО «СПП «Пушкинское», условия которого не отвечают требованиям законодательства;

- в части обеспечения соблюдения получателями условий, целей и порядка, установленных при предоставлении бюджетных инвестиций: в 2015 году – в общей сумме 2 255 675,3 тыс. рублей; в 2016 году – в общей сумме 2 541 175,5 тыс. рублей. Договорами об участии в собственности АО «ЗСД», ОАО «Калининское СПХ», АО «СПП «Пушкинское», АО «Центр выставочных и музейных проектов» в качестве условий предоставления бюджетных инвестиций предусмотрено документальное подтверждение акционерными обществами отсутствия задолженности по уплате налогов и иных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также отсутствия процедур ликвидации, приостановки осуществления финансово-хозяйственной деятельности или банкротства. Однако КИО как главный распорядитель бюджетных средств информацией, позволяющей оценить соблюдение получателями бюджетных инвестиций условий, целей и порядка их предоставления, не обладает, что является препятствием в реализации бюджетных полномочий надлежащим образом.

1.8. Неосуществление бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета, установленных ст.ст. 6, 160_1 БК РФ, а именно:

1) КИО не осуществлено взыскание задолженности по доходам, получаемым в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества: в 2015 году – в сумме 32 906,4 тыс. рублей; в 2016 году – в сумме 31 366,6 тыс. рублей;

2) КИО не реализованы бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета, установленные положениями п. 2 ст. 160.1 БК РФ. Вследствие не осуществления претензионно-исковой работы в интересах Санкт-Петербурга не признана и не взыскана задолженность (в виде процентов за пользование денежными средствами в период просрочки платежей):

- по доходам, получаемым в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Санкт-Петербургу, что повлекло непоступление в бюджет Санкт-Петербурга возможных доходов: в 2015 году - в сумме 243,5 тыс. рублей, в 2016 году - в сумме 152,8 тыс. рублей;

- по выплате части прибыли, приходящейся на долю в уставном капитале общества, принадлежащую Санкт-Петербургу (в виде процентов за пользование денежными средствами в период просрочки платежей сроком 4 года или 1 459 календарных дней). При наличии судебного решения в пользу Санкт-Петербурга проценты за пользование чужими денежными средствами вследствие их удержания ООО «Спортивный комплекс «Юбилейный» составили бы 339,9 тыс. рублей, в том числе в 2015 году - в сумме 88,9 тыс. рублей;

3) при администрировании доходов по подгруппам «Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства», «Штрафы, санкции, возмещение ущерба», «Прочие неналоговые доходы» допущено неосуществление бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета в части непредставления сведений, необходимых для составления проекта бюджета, требования о предоставлении которых установлены положениями п. 1 ст. 160_1 БК РФ, а именно: не прогнозировались и не формировались для представления в Комитет финансов Санкт-Петербурга расчеты и обоснования к проектам бюджетов на 2015 и 2016 годы по этим неналоговым доходам;

4) при реализации полномочий в части предоставления государственного имущества в доверительное управление КИО не осуществлялся должный контроль соблюдения условий договоров доверительного управления и не реализованы бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета (ст.ст. 6, 160_1 БК РФ) по взысканию задолженности в виде пеней, штрафов, начислению, учету и контролю за правильностью исчисления и полнотой поступления средств, что повлекло непоступление в бюджет Санкт-Петербурга возможных дополнительных доходов: в 2015 году – в сумме 15 119,9 тыс. рублей; в 2016 году – в сумме 16 754,2 тыс. рублей;

5) не реализованы бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета, установленные положениями п. 2 ст. 160.1 БК РФ в части контроля правильности исчисления, полноты и своевременности осуществления платежей от продажи имущества, пеней и штрафов по ним, а также учета задолженности. Денежные средства от продажи государственного имущества Санкт-Петербурга, являющиеся доходами бюджета Санкт-Петербурга, перечислялись покупателями имущества на расчетный счет коммерческой организации – Акционерное общество «Фонд имущества Санкт-Петербурга» и лишь затем перечислялись этой коммерческой организацией на единый счет бюджета Санкт-Петербурга, что не соответствует установленному ст. 38_2 БК РФ принципу единства кассы, согласно которому зачисление всех кассовых поступлений осуществляется на единый счет бюджета.

6) претензионно-исковая работа КИО и осуществление полномочий по взысканию задолженности и принятию решений о признании безнадежной к взысканию задолженности (с учетом ежегодного увеличения суммы задолженности по арендной плате за земельные участки и ее размера, превышающего поступления) не могут быть признаны надлежаще исполненными.

1.9. Нарушения при выполнении или невыполнение государственных задач и функций государственными органами, а именно:

1) при выполнении государственной функции по закреплению за государственными предприятиями и учреждениями государственного имущества Санкт-Петербурга на праве хозяйственного ведения или оперативного управления:

- по данным Реестра собственности Санкт-Петербурга на 01.01.2017 970 объектов жилищного фонда Санкт-Петербурга закреплены на соответствующих вещных правах за государственными учреждениями и государственными предприятиями в отсутствие у организаций права на осуществление содержания жилищного фонда, что является нарушением требований Жилищного кодекса РФ и законодательства Санкт-Петербурга;

- в рамках осуществления государственной функции по закреплению за государственными учреждениями государственного имущества Санкт-Петербурга на праве оперативного управления КИО не приняты незамедлительные меры по прекращению прав владения имуществом, находящимся в оперативном управлении государственного казенного учреждения «Дом писателя» и переданного по договору безвозмездного пользования от 25.05.2016 № 25/05-16 Автономной некоммерческой организации «Книжная лавка писателей» в качестве предоставления государственной преференции (без торгов), что указывает на ненадлежащий контроль со стороны собственника имущества в лице КИО соблюдения АНО «Книжная лавка писателей» целевого использования государственного имущества;

2) при выполнении государственной функции по заключению от имени Санкт-Петербурга договоров аренды:

- при заключении договора аренды с Централизованной религиозной организацией «Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России» в отсутствие правовых оснований к размеру арендной платы применен понижающий коэффициент социальной значимости, равный 0,1 (вместо 1), не предусмотренный для расчета арендной платы арендатору, вид деятельности которого не соответствует виду, установленному для определения такого коэффициента, что привело к недополучению арендной платы: в 2015 году - в сумме 1 095,7 тыс. рублей; в 2016 году - в сумме 1 534 тыс. рублей;

КИО из-за отсутствия последующего контроля не обеспечено соблюдение отдельными арендаторами целевого использования государственного имущества, предоставленного в аренду целевым назначением в порядке оказания государственной преференции;

- КИО в 2016 году в нарушение Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» открытому акционерному обществу «Пассажирский порт» без проведения торгов предоставлен в аренду участок набережной реки Невы «Эрмитажный мост - Дворцовый мост», лит. А, спуск № 9 по договору аренды в порядке предоставления государственной преференции в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, тогда как указанная организация не является субъектом малого и среднего предпринимательства;

- КИО из-за отсутствия контроля не обеспечено соблюдение отдельными арендаторами условий договоров аренды участков набережных, заключенных в порядке предоставления государственных преференций, в части своевременного предоставления требуемых документов. В результате не осуществления контроля за своевременным выполнением арендаторами договорных условий, не осуществлялась и претензионно-исковая работа по взысканию пеней, что привело к недополучению возможных доходов бюджета Санкт-Петербурга: в 2015 году - в сумме 10 тыс. рублей; в 2016 году - в сумме 93,6 тыс. рублей;

КИО из-за отсутствия последующего контроля не обеспечено соблюдение отдельными арендаторами условий договоров аренды объектов нежилого фонда, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга, заключенных в порядке предоставления государственных преференций, а именно: в части страхования имущества;

3) невыполнение государственной функции по контролю за использованием и сохранностью государственного имущества Санкт-Петербурга:

- не обеспечено соблюдение религиозными организациями требований распоряжений КИО об обязательном оформлении ими правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых расположены переданные религиозным организациям в собственность здания;

- КИО не обеспечено проведение аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 и 2015 годы специализированной некоммерческой организации - Фонда капитального ремонта, что является нарушением требований федерального и регионального законодательства (ст. 187 ЖК РФ; ст. 6 Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 № 690-120 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге»; постановления Правительства  Санкт-Петербурга от 26.12.2014 № 1240 «Об обеспечении проведения аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»);

4) при реализации государственных задач и функций в сфере земельных отношений КИО допущены отдельные нарушения Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению в установленном порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности Санкт-Петербурга, и земельными участками, расположенными на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе осуществлению юридических действий, связанных с принудительным прекращением прав пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования земельными участками ввиду их ненадлежащего использования, принятию решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками при наличии заявлений правообладателей об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, если указанные полномочия в соответствии с действующим законодательством не отнесены к компетенции иных исполнительных органов государственной власти                Санкт-Петербурга, осуществлять юридические действия, связанные с разграничением государственной собственности на землю, утвержденного распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга от 22.10.2012 № 145-р, а именно:

- в части регистрации права собственности на земельные участки, расположенные в границах Санкт-Петербурга, при наличии законодательных оснований: не зарегистрировано право собственности на 515 земельных участков общей площадью 5 975 698 кв. м, занятых объектами недвижимого имущества, являющимися собственностью Санкт-Петербурга, тогда как предусмотренным п. 3.25. Положения о КИО полномочиям относится осуществление юридических действий, связанных с разграничением государственной собственности на землю; не предприняты действия по оформлению в собственность Санкт-Петербурга 1 591 объекта территорий зеленых насаждений общего пользования или 82,7 % от общего их количества - 1 924 объектов, прошедших кадастровый учет, учтенных в Законе Санкт-Петербурга от 08.10.2007 № 430-85 «О зеленых насаждениях общего пользования»;

- не сформированы земельные участки под лесопарками, расположенными в границах Санкт-Петербурга, тогда как в силу ч. 1 ст. 82 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся полномочия по владению, пользованию и распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (на землях Санкт-Петербурга определены границы Курортного лесопарка, занятого городскими лесами общей площадью 22 918 га, в который входят следующие участковые лесничества: Молодежное, Комаровское, Сестрорецкое, Приморское, Песочинское, Кипенское);

- в Реестре собственности Санкт-Петербурга не учтено 6 земельных участков (28,6 %), сформированных под городские пляжи;

- зафиксирована информация (по данным ИТС «Аренда») об использовании земельных участков без правоустанавливающих документов с образованием значительной задолженности пользователя (по 1 482 земельным участкам указано «фактическое пользование», по 541 земельному участку - «неосновательное обогащение», по состоянию на 01.01.2017 общая сумма задолженности за пользование данными участками по состоянию на 01.01.2017 составляет 4 497 854,5 тыс. рублей);

- в нарушение требований ст. 619 ГК РФ КИО допущено расторжение договора аренды земельного участка, предоставленного на инвестиционных условиях, в отсутствие соответствующего решения суда;

5) при выполнении государственной функции по заключению от имени Санкт-Петербурга договоров безвозмездного пользования КИО заключением договоров на предоставление коммерческим организациям объектов имущественного комплекса Санкт-Петербурга в безвозмездное пользование не обеспечено распоряжение государственным имуществом по принципу платности, приоритетность которого установлена Концепцией управления недвижимостью Санкт-Петербурга, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2001 № 30;

6) в нарушение требований ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», п. 1.6. Порядка разработки и утверждения исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций), утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2011 № 1037, КИО не разработан и не утвержден Административный регламент на осуществление государственной функции «По изъятию в установленном порядке имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения государственным унитарным предприятиям Санкт-Петербурга или на праве оперативного управления государственным учреждениям Санкт-Петербурга».

 

  1. Нарушения ведения бухгалтерского учета (3 случая нарушений)

2.1. Нарушение требований, предъявляемых к проведению инвентаризации активов и обязательств в случаях, сроках и порядке, а также к перечню объектов, подлежащих инвентаризации определенных экономическим субъектом, а именно: из-за отсутствия инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны Санкт-Петербурга инвентаризация имущества осуществлялась путем сверки данных бюджетного учета с данными из Реестра собственности Санкт-Петербурга, что является нарушением требований, предъявляемых к проведению инвентаризации активов, так как п. 2 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 1.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 определено, что при инвентаризации должно выявляться фактическое наличие соответствующих объектов, сопоставляемое с данными регистров бухгалтерского учета. КИО ежегодным проведением инвентаризации только путем сверки данных бюджетного учета с данными из Реестра собственности Санкт-Петербурга не подтверждалось фактическое наличие объектов, что препятствует достоверной оценке имущества казны Санкт-Петербурга.

2.2. Руководителем экономического субъекта допущены нарушения требований организации ведения бухгалтерского учета, а именно: нарушены требования, предъявляемые к регистру бухгалтерского учета, предусмотренные ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», выразившиеся в отражении в регистре бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета – нефинансовых активов, по заниженной стоимости, в том числе следующих объектов:

- включенных в состав казны Санкт-Петербурга, и затем переданных в оперативное управление государственным бюджетным образовательным учреждениям, по заниженной стоимости на 821 620,2 тыс. рублей (приобретенные в собственность Санкт-Петербурга 6 объектов образования приняты к бухгалтерскому учету имущества казны Санкт-Петербурга по счету 010800000 по стоимости цены выкупа (на момент частичной оплаты) в общей сумме 3 331 172,6 тыс. рублей без учета процентов за рассрочку платежа – в сумме 821 620,2 тыс. рублей, тогда как общая цена по договорам купли-продажи от 30.12.2013 №№ 3946-3951 объектов состоит из цены выкупа объектов и суммы процентов за рассрочку платежа). Таким образом, субъектом учета не обеспечено формирование полной и достоверной информации о наличии государственного имущества, как требуется согласно п. 4 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета;

- приобретенные в собственность Санкт-Петербурга автомобильные дороги в количестве 12 объектов приняты к бухгалтерскому учету имущества казны      Санкт-Петербурга по счету 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны» по заниженной стоимости на 293 239,1 тыс. рублей (по стоимости цены выкупа в общей сумме 1 189 532,5 тыс. рублей без учета процентов за рассрочку платежа – в сумме 293 239,1 тыс. рублей, тогда как общая цена по договору купли-продажи дорожных объектов состоит из цены выкупа дорожных объектов и суммы процентов за рассрочку).

 

  1. Нарушения при осуществлении государственных закупок (24 случая)

3.1. Неприменение мер ответственности по контракту (договору) (отсутствуют взыскания неустойки (пени, штрафы) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя), выразившееся в неприменении в 2016 году мер ответственности по контрактам (договорам) в части взыскания неустойки (пени, штрафов) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя), что не соответствует требованиям ст.ст. 34, 94, 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (11 случаев), в том числе:

1) в общей сумме 32 003 тыс. рублей по 10 государственным контрактам (при финансировании расходов на реализацию ГП и Закона Санкт-Петербурга от 11.04.2001 № 315-45 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Молодежи - доступное жилье»);

2) в сумме 1,2 тыс. рублей по 1 государственному контракту (при финансировании расходов на проведение оценки рыночной стоимости имущества, индивидуальной оценки уровня арендной платы, проведение торгов и финансирование работ по заключаемым инвестиционным договорам).

3.2. Нарушение условий реализации контрактов, в том числе сроков реализации, включая своевременность расчетов по контракту (договору), предусмотренных ст. 34 и ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (11 случаев), в том числе:

1) несоблюдение в 2015 году по 10 государственным контрактам сроков по заключению дополнительных соглашений об определении окончательного общего объема финансирования строительства по результатам обмера и суммы возврата застройщиком излишне перечисленных в качестве аванса денежных средств, установленных условиями государственных контрактов, что привело к несвоевременности расчетов в общей сумме 40 206,5 тыс. рублей и отвлечению средств бюджета на срок от 246 до 289 дней (в том числе по целевым статьям: 0915082 «Расходы на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам социального найма специализированных жилых помещений за счет средств федерального бюджета» - в сумме 156,7 тыс. рублей, 0918323 «Расходы на реализацию ГП «Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга» в соответствии с Адресной инвестиционной программой - в сумме 40 049,8 тыс. рублей);

2) КИО не направлялись исполнителю требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) по 10 экспертизам (из 16 выполненных) за превышение на 4 дня контрактного срока выполнения работ, что является нарушением п. 5.4 государственного контракта от 23.03.2016 № 59 и п. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (по государственному контракту от 07.06.2016 № 104, заключенному с членом саморегулируемой организации оценщиков Российского общества оценщиков Иваненом Д.Г. на сумму 98,9 тыс. рублей, на проведение экспертиз результатов исполнения государственного контракта от 23.03.2016 № 59 об оценке рыночной стоимости имущества, индивидуальной оценке уровня арендной платы для принятия управленческих решений при финансировании расходов на проведение оценки рыночной стоимости имущества, индивидуальной оценки уровня арендной платы, проведение торгов и финансирование работ по заключаемым инвестиционным договорам).

3.3. Отсутствие обеспечения исполнения контракта (договора) (2 случая), а именно: в связи с принятием КИО представленных ООО «Строительная компания «Дальпитерстрой» банковских гарантий, обязательства которых не соответствуют предметам контрактов, что не может быть признано основанием, удовлетворяющим требованиям п.п. 2 п. 2 ст. 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части отражения обязательств принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией, в 2015 году заключены 2 государственных контракта на общую сумму 903 865,5 тыс. рублей в отсутствие надлежащего обеспечения их исполнения (по государственным контрактам: от 14.10.2015 № 0172200003115000065-145403-02 на долевое участие в строительстве многоквартирных домов по строительному адресу: Санкт-Петербург, пос. Шушары, Окуловская улица, участок 1 (северо-западнее дома 8, литера А по Окуловской улице); от 08.12.2015 № 0172200002515000255-0145403-02 на долевое участие Санкт-Петербурга в строительстве многоквартирного дома со встроенно-пристроенными помещениями и подземной автостоянкой, корпус 26, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, пос. Парголово, Пригородный, участок 353).

  1. Нарушения в сфере управления и распоряжения собственностью Санкт-Петербурга.

Нарушение порядка учета и ведения реестра государственного имущества, а именно: при осуществлении полномочий по учету государственного имущества КИО допущены нарушения порядка ведения Реестра собственности Санкт-Петербурга и учета имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга, установленного действующим законодательством (9 случаев), в том числе:

1) в Реестре недвижимого имущества Санкт-Петербурга не учтены отдельные объекты (2 540 автомобильных дорог общего пользования регионального значения; 206 объектов осушительной сети межхозяйственного назначения);

2) в Реестре собственности Санкт-Петербурга учтено 3 516 объектов, право государственной собственности на которые не зарегистрировано;

3) в подсистему Реестр государственной собственности Санкт-Петербурга ИТС КИО внесены сведения об объектах в количестве не менее 1 000, являющихся по данным системы собственностью Санкт-Петербурга, но которым не присвоен реестровый номер;

4) 811 объектов движимого и недвижимого имущества, из них объекты имущества казны Санкт-Петербурга в количестве 807 единиц учтены в Реестре собственности Санкт-Петербурга без указания стоимости;

5) не соблюдена структура Реестра собственности Санкт-Петербурга: по отдельным объектам недвижимого имущества не указаны кадастровые номера, площадь;

6) в базе данных организаций Санкт-Петербурга зарегистрированы предприятия с организационно-правовыми формами, не предусмотренными Общероссийским классификатором организационно-правовых форм;

7) в Реестре собственности Санкт-Петербурга учтены пакеты акций Санкт-Петербургских государственных бюджетных учреждений: ООО «Агама» стоимостью 185 тыс. рублей, акционером которого является Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Петербург-кино»; ЗАО «Рестораны музея «Павловск» стоимостью 49,7 рублей, акционером которого является Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник «Павловск», тогда как положениями п. 14 ст. 9_2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлен запрет на совершение бюджетными учреждениями сделок с ценными бумагами.

8) в Реестре недвижимого имущества Санкт-Петербурга: 6 объектов образования отражены в составе казны Санкт-Петербурга (а затем переданы в оперативное управление учреждениям) по заниженной на 821 620,2 тыс. рублей стоимости, то есть по цене выкупа в общей сумме 3 331 172,6 тыс. рублей, что не является, по сути, их балансовой первоначальной стоимостью; автомобильные дороги в количестве 12 объектов отражены в составе казны Санкт-Петербурга по заниженной на 293 239,1 тыс. рублей стоимости, то есть по цене выкупа в общей сумме 1 189 532,5 тыс. рублей, что не является, по сути, их балансовой первоначальной стоимостью;

9) в Реестре движимого имущества Санкт-Петербурга не отражены сведения о приобретенных в собственность Санкт-Петербурга по договору от 07.11.2016 № 157 акциях АО «СПП «Пушкинское» в количестве 27 777 на сумму 49 998,6 тыс. рублей.

  1. Нарушения в сфере деятельности организаций с участием Санкт-Петербурга в их уставных (складочных) капиталах и иных организаций, в том числе при использовании ими имущества, находящегося в государственной собственности

Нарушение порядка подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной ответственностью (2 случая), а именно: в нарушение порядка подготовки и проведения общих собраний акционеров, установленного положениями гл. 7 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», не соблюдены сроки проведения общих собраний акционеров ряда организаций; в нарушение порядка представления интересов Санкт-Петербурга на общем собрании участников (акционеров), участником (акционером) которых является Санкт-Петербург, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.07.2014 № 667, КИО в отдельных случаях осуществлялась выдача письменных указаний (директив) после проведения общего собрания участников (акционеров).

  1. Произведены расходы средств бюджета Санкт-Петербурга без учета принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 БК РФ, согласно которому участники бюджетного процесса при составлении и исполнении бюджетов должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств: в 2015 году – в сумме 2 322 581,5 тыс. рублей; в 2016 году – в сумме 2 428 178,3 тыс. рублей, в том числе на:

1) возмещение стоимости произведенных арендатором затрат на строительство объекта торговли, который подлежал сносу, в отсутствие правовых оснований (в нарушение условий договора аренды земельного участка, без проведения торгов, игнорируя судебное решение), что повлекло вместо защиты интересов Санкт-Петербурга потери бюджета Санкт-Петербурга - в 2016 году в сумме 31 924,6 тыс. рублей;

2) компенсационные выплаты, связанные с изъятием 6 объектов нежилого фонда, размер которых не может быть признан достоверным в связи с определением рыночной стоимости на основании отчетов независимых оценщиков, срок действия которых к моменту совершения сделок истек (превышал рекомендуемый на 14 - 30 дней), что не соответствует положениям ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»: в 2015 году - в сумме 75 504,6 тыс. рублей, в 2016 году - в сумме 56 533,3 тыс. рублей;

3) произведена приемка и осуществляется выкуп 6 нежилых зданий, построенных для размещения образовательных учреждений, по договорам купли-продажи от 30.12.2013 №№ 3946-3951, общие площади которых не соответствуют площадям, предусмотренным Соглашением о создании и эксплуатации на основе государственных частных партнерств зданий образовательных учреждений на территории кварталов II, III, V и VI жилого района «Славянка» Пушкинского района Санкт-Петербурга и заявленным в конкурсной документации победителя – ООО «СлавДорСервис», что повлечет выкуп объектов образования по завышенной стоимости в общей сумме не менее 226 860,3 тыс. рублей;

4) на приобретение в 2016 году 6 нежилых помещений на общую сумму 42 770 тыс. рублей, рыночная стоимость которых на момент заключения контракта утратила актуальность и потому не может быть признана достоверной с учетом положений ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ. Вследствие определения стоимости имущества, подлежащего приобретению в собственность Санкт-Петербурга, с отклонениями от законодательных норм не подтверждена результативность бюджетного инвестирования;

5) оплату выполненных работ по проведению проверки и оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности и использования государственного имущества в отсутствие мер по устранению выявленных нарушений, которые были допущены предприятиями и организациями, созданными с участием Санкт-Петербурга, при использовании государственного имущества, переданного им для осуществления финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с ограничениями, предусмотренными законодательством: в 2015 году - в сумме 900 тыс. рублей, в 2016 году - в сумме 775 тыс. рублей;

6) оплату выполненных работ (по оказанию услуг по мониторингу рынка продаж и аренды нежилого фонда Санкт-Петербурга и разработке на основе мониторинга проектов правовых актов Санкт-Петербурга, регулирующих вопросы установления размера и порядка определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга) в отсутствие использования для принятия соответствующих мер реагирования результатов мониторинга о несоответствии базы данных объектов нежилого фонда требованиям, установленным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.12.2005 № 1958 «О порядке определения базовых ставок и коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург»: в 2015 и 2016 годах в сумме по 5 000 тыс. рублей ежегодно;

7) приобретение в собственность Санкт-Петербурга акций, рыночная стоимость которых не может быть признана достоверной вследствие определения ее на основании отчетов об оценке, срок действия которых к моменту заключения договоров на приобретение акций истек, что не соответствует положениям ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»: АО «ЗСД» в количестве 167 690 ед.: в 2015 году – в сумме 2 241 176,9 тыс. рублей; в 2016 году – в сумме 2 241 176,8 тыс. рублей; АО «СПП «Пушкинское» - в 2016 году в количестве 27 777 ед. на сумму 49 998,6 тыс. рублей.

 

  1. Иные нарушения

7.1. В нарушение положений п. 57 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (утверждена приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н), КИО в представленных отчетах об исполнении бюджета по форме 0503127 отражены показатели по перевыполненным назначениям, тогда как в графе 9 «Неисполненные назначения» этого отчета подлежат отражению показатели только неисполненных назначений (определяются как разность показателей графы 4 «Утвержденные бюджетные назначения» и графы 8 «Исполнено (Итого)»).

7.2. В примерную форму договора доверительного управления, утвержденную распоряжением КУГИ от 20.01.2005 № 10-р, не внесены обязательные к применению с 01.01.2016 изменения (в случае передачи в доверительное управление объекта культурного наследия), предусмотренные Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в части включения в договор в качестве существенного условия обязательства по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядка и условий их выполнения.

7.3. В нарушение требований Положения о форме и порядке ведения Реестра государственных информационных систем Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.08.2010 № 1101 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О государственных информационных системах Санкт-Петербурга», КИО, как оператором Информационно-технологических систем:

- в период с 01.03.2016 до 10.03.2017 не была произведена актуализация сведений о системе ИТС «Кадастр-2», подлежащая ежегодному проведению с 1 февраля по 1 марта;

- в 2016 году сведения Информационно-технологической системы управления недвижимостью не были актуализированы (последняя актуализация сведений об ИТС КИО согласно свидетельству о регистрации № 1557/15/02 была произведена 30.03.2015), тогда как предусмотрена ежегодная актуализация сведений об информационных системах в период с 1 февраля по 1 марта (нарушение устранено КИО в ходе проведения контрольного мероприятия).

7.4. В Реестре собственности Санкт-Петербурга отсутствуют сведения о нематериальных активах, являющихся собственностью Санкт-Петербурга. В силу ст. 1226 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом. Тем самым, права Санкт-Петербурга на результаты интеллектуальной деятельности, возникающие из патентов, свидетельств, лицензий и т.д., являющиеся движимым имуществом (ст.ст. 128, 130 ГК РФ) подлежат учету в составе Реестра собственности Санкт-Петербурга.

7.5. Не обеспечена актуализация Перечня объектов недвижимого имущества Санкт-Петербурга, подлежащих передаче в доверительное управление, тогда как в отношении 179 объектов, включенных в указанный перечень собственником имущества приняты решения об ином распоряжении: проданы и находятся в частной собственности; переданы в федеральную собственность; предоставлены для реконструкции на инвестиционных условиях, в аренду, в безвозмездное пользование (нарушение устранено КИО в ходе проведения контрольного мероприятия).

7.6. Установлены отдельные нарушения, связанные с формированием бюджета Санкт-Петербурга, а именно:

- в качестве правового акта, содержащего решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, Правительством Санкт-Петербурга издано лишь постановление от 18.12.2014 № 1178 «О бюджетных инвестициях в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга путем приобретения в государственную собственность Санкт-Петербурга в 2014 году автомобильных дорог на территории жилого района «Славянка» Пушкинского района Санкт-Петербурга», тогда как согласно п. 3.3 Положения о бюджетных инвестициях правовые акты Правительства Санкт-Петербурга, содержащие решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга, должны содержать в обязательном порядке, в том числе, сроки осуществления бюджетных инвестиций, то есть весь период предоставления финансирования в виде бюджетных инвестиций;

- расходные обязательства по Программе «Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге» по целевой статье «Бюджетные инвестиции АО «Центр выставочных и музейных проектов» приняты Санкт-Петербургом в отсутствие достаточных оснований – нормативных правовых актов или иных других документов Санкт-Петербурга, предусматривающих реализацию проекта создания Музея блокады в Санкт-Петербурге;

- предусмотренные ст. 85 БК РФ основания для принятия расходных обязательств по предоставлению бюджетных инвестиций ОАО «ТД «СПб Дом книги» и АО «Центр выставочных и музейных проектов» на момент законодательной корректировки бюджета Санкт-Петербурга на 2016 год - 17.06.2016 отсутствовали, так как осуществление бюджетных инвестиций ОАО «ТД «СПб Дом книги» и АО «Центр выставочных и музейных проектов» включены в Программу «Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге» только постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.10.2016 № 936 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 № 488».

7.7. КИО не реализованы полномочия, предусмотренные п. 3.8 Порядка предоставления бюджетных инвестиций, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.10.2010 № 1435, в части приложения к согласованию правовых актов Правительства Санкт-Петербурга, в соответствии с которыми принимается решение о предоставлении бюджетных инвестиций на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Санкт-Петербурга, информации о наличии или отсутствии в соответствующем районе Санкт-Петербурга объектов нежилого фонда, находящихся в собственности Санкт-Петербурга и пригодных для размещения объектов.

7.8. Неприменение мер ответственности по контракту (договору), выразившееся в непринятии мер по удержанию неустойки и ее своевременному перечислению в доход бюджета в общей сумме 146 178,4 тыс. рублей, предусмотренных п. 9.4. договоров купли-продажи объектов образования (от 30.12.2013 №№ 3946-3951 с ООО «СлавДорСервис» в рамках финансирования расходов на реализацию Соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства зданий, предназначенных для размещения образовательных учреждений на территории кварталов II, III, V и VI жилого района «Славянка» Пушкинского района Санкт-Петербурга от 26.11.2012 № 45-с), что не соответствует требованиям ст. 332 ГК РФ.

Руководитель комиссии-Начальник инспекции № 1  М.В. Новикова