ПРОВЕРКИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Информация о результатах выборочной проверки законности, эффективности и целевого использования средств бюджета и собственности Санкт-Петербурга Комитетом по здравоохранению и подведомственными ему учреждениями, в том числе: Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Межрайонный наркологический диспансер № 1», Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением здравоохранения «Городская станция переливания крови», Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Городское патологоанатомическое бюро» за 2012-2013 годы

В период с 13 января по 28 марта 2014 года проведена выборочная проверка законности, эффективности и целевого использования средств бюджета и собственности Санкт-Петербурга Комитетом по здравоохранению и подведомственными ему учреждениями, в том числе: Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Межрайонный наркологический диспансер № 1», Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением здравоохранения «Городская станция переливания крови», Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Городское патологоанатомическое бюро» за 2012-2013 годы.

Установлены следующие нарушения, допущенные:

1. Комитетом по здравоохранению

1.1. Факты причинения в 2012 году материального ущерба государству, в лице его субъекта Санкт-Петербурга, в результате оплаты транспортных услуг, предоставленных в Москве бывшему председателю Комитета, в отсутствие документов, обосновывающих указанные расходы.

1.2. Факты нецелевого расходования средств бюджета Санкт-Петербурга, в том числе:
- предусмотренные в бюджете, бюджетной росписи на содержание и обеспечение деятельности Комитета, направлены на приобретение новогодних украшений и услуг по их доставке и монтажу в помещениях, занимаемых Комитетом, что не соответствует целям их выделения;
- предусмотренные в бюджете Санкт-Петербурга по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» целевой статьи 5220182 «Расходы на реализацию плана мероприятий по совершенствованию и развитию материально-технической базы учреждений службы скорой медицинской помощи на 2012-2015 годы», были направлены в 2012 году на цели, не соответствующие определенным законом о бюджете и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2011 № 119, - на погашение (по исполнительному листу) задолженности перед ЗАО «Империя-Фарма» за поставленные в 2010 году в лечебно-профилактические учреждения Санкт-Петербурга эндопротезы тазобедренных суставов и электрокардиостимуляторы, что, в соответствии с определением ст. 306.4 БК РФ, является их нецелевым использованием.

1.3. В результате бездействия Комитета по передаче СПб ГБУЗ «Детская городская поликлиника № 68» Администрации Красногвардейского района слуховых аппаратов, закупленных для детского населения за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в 2012 году, они более полутора лет не используются, следовательно, средства бюджета Санкт-Петербурга израсходованы с нарушением установленного ст. 34 БК РФ принципа эффективности использования бюджетных средств.

1.4. Значительное сокращение объемов бюджетных ассигнований и, соответственно, количества и объемов мероприятий, по сравнению с предусмотренными Планами мероприятий: по развитию гериатрической службы в Санкт-Петербурге на 2011-2013 годы - на 85,1 %; по предупреждению распространения туберкулеза и материально-техническому обеспечению государственных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга, оказывающих медицинскую помощь больным туберкулезом, - на 81,6 %; по модернизации психиатрической службы в Санкт-Петербурге на 2012-2013 годы - на 63,7 %; по совершенствованию оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями в Санкт-Петербурге в 2012 году - на 63,8 %; по развитию онкологической службы по профилактике, раннему выявлению и лечению онкологической патологии - на 46,7 %, не позволило в полном объеме реализовать все намеченные задачи и направления по совершенствованию оказания медицинской помощи в Санкт-Петербурге по указанным направлениям.
В связи с тем, что на реализацию программ и планов мероприятий бюджетные ассигнования предусматриваются в объемах, отличных от определенных соответствующими нормативными правовыми актами, то возникает необходимость проведения инвентаризации программ и планов мероприятий на предмет соответствия объемов финансирования, указанных в соответствующих программах, объемам, утверждаемым законом о бюджете, что Комитетом в проверяемый период сделано не было.

2. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Межрайонный наркологический диспансер № 1»

2.1. В отсутствие надлежащего контроля со стороны руководства Диспансера за деятельностью структурных подразделений:
- специалистами Выборгского АНО в учетных формах, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ, неправомерно завышалось количество посещений и, в результате, формировалась недостоверная отчетность о выполнении государственного задания по Учреждению в целом;
- сотрудниками учреждения завышались объемы оказанных услуг, в отчетность, направляемую в Комитет по здравоохранению, вносились недостоверные данные о количестве посещений амбулаторно-наркологических отделений, государственное задание (в пересчете на посещения) фактически было выполнено только на 92,1 %.
В результате завышения в 2013 году количества посещений средства субсидии из бюджета Санкт-Петербурга были направлены на оплату фактически не оказанных услуг по амбулаторно-наркологической помощи, чем государству, в лице его субъекта Санкт-Петербурга причинен материальный ущерб.
   
2.2. В нарушение положений ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 05.10.2005 № 531-74 «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга» и пп. 2.4 распоряжения Комитета по здравоохранению от 15.02.2011 № 58-р «Об утверждении Положения о порядке оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга», руководителю учреждения в 2012 году при расчете должностного оклада неправомерно применен коэффициент квалификации к базовому окладу, в результате чего завышен должностной оклад и, соответственно, ежемесячные надбавки к должностному окладу за напряженность и интенсивность и материальные поощрения от платных услуг и незаконно начислена и выплачена заработная плата (с учетом начислений на оплату труда), что повлекло излишние расходы бюджета Санкт-Петербурга.

2.3. На введенные Диспансером сверх нормативов должности в количестве 114 единиц - в 2012 году и 122 единиц - в 2013 году, неправомерно запланированы и использованы ассигнования, что повлекло излишние расходы бюджета Санкт-Петербурга.

2.4. На оплату отпускных за неправомерно предоставленные дополнительные отпуска за работу с вредными условиями труда Диспансером использованы бюджетные средства, чем государству, в лице его субъекта Санкт-Петербурга, причинен материальный ущерб.

2.5. В результате безосновательного и неправомерного исключения из количества рабочих дней 48 дней - в 2012 году и 60 дней - в 2013 году на участие врачей психиатров-наркологов в профилактической работе, проводимой с населением (проведение лекций, бесед и другие мероприятия) были занижены показатели по оказанию государственных услуг в государственных заданиях.

2.6. Использование в качестве единицы измерения объема оказываемой государственной услуги показателя «прикрепленный контингент» вместо «посещение» не позволяет произвести реальную оценку объемов фактически оказанных услуг, в результате чего в отчетных формах о выполнении государственного задания отражаются заведомо недостоверные данные о выполненных объемах государственных услуг, на основании которых невозможно провести анализ фактического выполнения государственного задания и, соответственно, обоснованности размера и законности использования средств субсидии из бюджета Санкт-Петербурга.

2.7. Условиями Коллективного договора главному врачу Диспансера установлен дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 30 календарных дней, не предусмотренный условиями его трудового договора с работодателем - Комитетом.

3. Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения «Городская станция переливания крови»

3.1. Факты причинения материального ущерба:
•    государству, в лице его субъекта Санкт-Петербурга, в том числе:
- из-за необоснованного (не подтвержденного данными фактического расходования) списания лабораторией HLA-типирования доноров реагентов;
- в результате незаконного, в нарушение положений ст. 187 Трудового Кодекса РФ, начисления работникам учреждения заработной платы за работу по совместительству при направлении их на профессиональное обучение или при получении дополнительного профессионального образования с отрывом от работы;
- в результате неправомерного начисления и выплаты заработной платы за совмещение профессий сотрудникам при фактически отсутствующем и, соответственно, не выполнявшемся объеме работ;
- в результате ненадлежащего выполнения должностными лицами Станции своих должностных обязанностей по контролю за предоставлением ООО «Менахем» услуг по питанию доноров и неправомерной оплаты фактически не оказанных услуг;
- в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами Комитета по здравоохранению запрета на продажу услуг по ценам ниже себестоимости.
•    Учреждению - в результате недополучения доходов в виде арендной платы из-за грубого нарушения главным врачом Красняковым В.К. своих должностных обязанностей и передачи недвижимого имущества Санкт-Петербурга, находящегося в оперативном управлении у Станции, сторонней организации в безвозмездное пользование, без оформления в установленном порядке договорных отношений. Допущенное главным врачом Станции Красняковым В.К. неправомерное использование имущества, находящегося в оперативном управлении, свидетельствует о превышении им должностных полномочий, а также об отсутствии надлежащего контроля со стороны Комитета за деятельностью подведомственного Учреждения.

3.2.    Факты нецелевого расходования средств бюджета Санкт-Петербурга, в том числе:
• предусмотренные в бюджете и бюджетной росписи Санкт-Петербурга Учреждению на выполнение государственного задания, направлены на оплату за потребленные сторонней организацией коммунальные услуги;
•  предусмотренные в бюджете, бюджетной росписи и смете Учреждения на приобретение медицинского и лабораторного оборудования, фактически направлены на закупку кухонной и офисной мебели, т. е. на цели, не соответствующие условиям их выделения, что, согласно положениям ст. 306.4 БК РФ, является их нецелевым использованием.

3.3. В отсутствие надлежащего контроля со стороны Комитета по здравоохранению за деятельностью подведомственного учреждения, плановый фонд оплаты труда (с начислениями) был неправомерно завышен, в том числе в результате:
- завышения расходов на замену уходящих в отпуск и на учебу работников;
- завышения фонда на оплату работы в праздничные дни;
- введения в штатное расписание должностей, не предусмотренных штатными нормативами;
- необоснованного применения повышающих коэффициентов уровня управления и специфики к базовому окладу;
- необоснованного увеличения фонда надбавок и доплат, необходимого для достижения целевых значений средней заработной платы медицинских работников на 2013 год.
В результате Станция получила возможность расходовать указанные средства на выплату различных надбавок и доплат стимулирующего характера, что повлекло излишние расходы бюджета Санкт-Петербурга.

3.4. При проверке деятельности лаборатории HLA-типирования доноров установлены:
- недостача материальных ценностей;
- излишки материальных ценностей. Наличие излишков в лаборатории обусловлено тем, что учет (приход и расход) реагентов и расходных материалов осуществляется в единицах измерения (набор, упаковка и т.д.), указанных в государственных контрактах, без учета комплектности этих наборов, что приводит к недостоверности сведений о фактических остатках материальных ценностей, находящихся у материально-ответственных лиц Учреждения. В результате списанные, но фактически имеющиеся в наличии, расходные материалы поступают в свободное распоряжение сотрудников лаборатории;
- сотрудниками лаборатории HLA-типирования доноров (заведующей Маяцкой М.В. и материально ответственным лицом Кураксиной Г.Н.) самостоятельно, без санкции главного врача, от имени Учреждения заключались сделки с поставщиком расходных материалов, фальсифицировались документы, проводились исследования с использованием расходных материалов, поставленных по их личной договоренности, минуя соответствующие службы Станции, и осуществлялось проведение исследований, результаты которых не систематизированы (имеются лишь отдельные распечатки) и, соответственно, не используются, что свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны руководства Учреждения за деятельностью указанной лаборатории и со стороны Комитета за деятельностью Станции;
- на проводимые лабораторией HLA-типирования доноров, входящей в состав клинико-диагностической лаборатории Станции, исследования государственное задание не устанавливалось, оценить объемы фактически выполненных исследований (по типированию доноров), результаты которых не отражены в реестре доноров, а имеются лишь в виде отдельных распечаток в лаборатории, не представляется возможными, следовательно, оценить эффективность расходования в 2013 году средств бюджета Санкт-Петербурга на ее создание, оснащение и содержание не представляется возможным.


4. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городское патологоанатомическое бюро» (далее-Бюро или Учреждение)
   
4.1. Факты причинения материального ущерба государству, в лице его субъекта Санкт-Петербурга, в том числе:
- в результате отсутствия компенсации затрат за оказанные платные услуги и изготовление родонового концентрата из-за нарушения руководством Бюро установленного Положениями об организации предоставления платных медицинских услуг в СПб ГБУЗ «Городское патологоанатомическое бюро» запрета на продажу услуг по ценам ниже себестоимости;
- в результате бездействия Комитета по здравоохранению по включению СПб ГКУЗ «Городская психиатрическая больница № 6» в перечень медицинских учреждений, обслуживаемых Бюро, средства бюджета Санкт-Петербурга были неправомерно направлены на оплату услуг, которые для бюджетных учреждений Санкт-Петербурга должны оказываться на безвозмездной основе;
- в результате включения заместителем начальника Бюро по административно-хозяйственной работе Зверевым С.А. недостоверных данных об общей площади выполнения работ, что привело к завышению стоимости контракта.

4.2. В отсутствие надлежащего контроля со стороны Комитета по здравоохранению за деятельностью подведомственного учреждения, плановый фонд оплаты труда (с начислениями) был неправомерно завышен, в том числе:
- в результате необоснованного включения в надтарифный фонд расходов на оплату за работу медицинского персонала в праздничные дни, которая в проверяемый период не осуществлялась;
- в результате включения в штатное расписание должностей, не предусмотренных штатными нормативами и при отсутствии объема работ по ним.

4.3. Средства бюджета Санкт-Петербурга, выделенные Бюро в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), были направлены на оплату содержания кустовой радоновой лаборатории, осуществляющей свою деятельность исключительно на коммерческой основе, что, согласно положениям ст. 306.4 БК РФ, является их нецелевым использованием.
В результате направления средств бюджета Санкт-Петербурга в указанной сумме на содержание радоновой лаборатории, государству, в лице его субъекта Санкт-Петербурга, причинен материальный ущерб.

4.4. В проверяемый период, в нарушение требований Положений о бригадной форме организации и оплаты труда Бюро в трудовых договорах, заключенных с бригадами, объем работ (нагрузка - количество исследований) не отражался; допускались факты неправомерных выплат дополнительной заработной платы в виде КТУ, а именно:
•    работникам, не включенным в состав бригад;
•    врачебному персоналу, не имеющему специального допуска к выполнению должностных обязанностей среднего медицинского персонала;
•    врачебному персоналу из фонда оплаты труда младшего медицинского персонала;
•    младшему медицинскому персоналу из фонда оплаты труда  среднего медицинского персонала;
•    членам бригады консультативно-методического совета за неподтвержденные объемы выполненной работы.

4.5. В отсутствие надлежащего контроля со стороны Комитета по здравоохранению за деятельностью подведомственного учреждения, руководство Бюро, в условиях существенного недоукомплектования кадров и, соответственно, значительной экономии фонда оплаты труда, получило возможность бесконтрольно расходовать бюджетные средства на выплату различных надбавок и доплат, в том числе и неправомерно начисленных.

4.6. Факты неправомерного начисления и выплаты заработной платы, в том числе:
- начальнику Бюро и его заместителю - в результате неправомерного применения повышающих коэффициентов к должностному окладу;
- в результате завышения должностных окладов работников организационно-методического отдела из-за неправомерного применения коэффициента квалификации за наличие категории по должности врач-патологоанатом и коэффициента специфики за работу во вредных условиях;
- в результате  необоснованного применения коэффициента квалификации и завышения уровня управления при определении должностного оклада заведующей радоновой лаборатории;
- сотрудникам, неправомерно принятым, без согласования с Комитетом, на должности заместителей начальника Бюро по общим вопросам и по административно-хозяйственным вопросам.

4.7. В нарушение требования п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения РФ» об обязанности работодателя ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, информация о наличии вакантных ставках в агентстве занятости населения Выборгского района не размещалась и, соответственно, подбор специалистов на них не производился, т.е. Учреждение не было заинтересовано в привлечении кадров. Фонд заработной платы вакантных ставок использовался на доплаты за увеличение объема работы сотрудников подразделений и выплаты в бригадах.

4.8. В нарушение ст. 276 Трудового Кодекса РФ, распоряжения Комитета 
от 30.01.2009 № 37-р
 «О порядке оплаты труда руководителей государственных учреждений, подведомственных Комитету по здравоохранению» и трудового договора, заключенного с Комитетом по здравоохранению, начальником Бюро Ковальским Г.Б. без согласования с председателем Комитета, осуществлялась работа по совместительству на 0,5 ставки по должности «врач - патологоанатом» Выборгского ЦПАО. За выполнение работы по совместительству врача-патологоанатома в нарушение трудового законодательства, регламентирующего оплату труда руководителей, незаконно начислена и выплачена заработная плата.

4.9. В нарушение требований ст. 78.1 БК РФ и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2011 № 63 «О порядке формирования государственных заданий для государственных учреждений Санкт-Петербурга и порядке финансового обеспечения выполнения государственных заданий», в результате бездействия Комитета по здравоохранению, объемы финансирования на выполнение Учреждением государственного задания по оказанию государственных услуг на 2012 и 2013 годы формировались исходя из планируемого объема проводимых исследований и потребности в денежных средствах на содержание имущества и приобретение основных средств в отсутствие утвержденных нормативов финансовых затрат.

4.10. Начальником Учреждения Ковальским Г.Б. допущено не только нарушение условий договора безвозмездного пользования переданной Учреждению собственности Санкт-Петербурга, но и нарушение своих должностных обязанностей в части соблюдения условий использования и распоряжения имуществом (пп. 6.4. Устава), поскольку заключенные им с организациями (индивидуальными предпринимателями), оказывающими ритуальные услуги, договоры возмездного оказания услуг по организации рабочего места, фактически являются договорами скрытой аренды.
   

5. Соблюдение требований законодательства при оказании высокотехнологичной медицинской помощи несовершеннолетним жителям Санкт-Петербурга

5.1. Основанием для направления пациента в медицинскую организацию для оказания ВМП является решение Комиссии Комитета. В случае принятия Комиссией Комитета решения о направлении пациента в медицинское учреждение для оказания ВМП на пациента оформляется «Талон на оказание ВМП» с применением специализированной информационной системы Минздравсоцразвития России;
Талон заполняется в специализированной информационной системе Минздравсоцразвития России, при этом доступ в указанную информационную систему возможен только после подписания Соглашения о предоставлении субсидии на очередной год из федерального бюджета бюджету Санкт-Петербурга на софинансирование расходных обязательств                    Санкт-Петербурга, возникающих при оказании ВМП гражданам (на 2012 год Соглашение подписано 20.05.2012, на 2013 год - 23.05.2013). Таким образом, в реальном времени 5 месяцев (до июня 2012 и 2013 годов) Талоны на оказание ВМП гражданам своевременно не оформлялись (и не могли быть оформлены).
5.2. Лечение детей, которым оказывается ВМП, проводится преимущественно по жизненным показаниям. В 2012 году из 528 пролеченных детей 91 ребенок поступил в плановом порядке с оформленным Талоном, 437 пациентов поступили в экстренном порядке; в       2013 году – 244 пациента и 522, соответственно.

5.3. В ходе проверки установлены отклонения фактических затрат на лечение пациентов от стоимости квоты (как в большую, так и в меньшую сторону), что обусловлено тем, что Технологический регламент, на основании которого определяется стоимость квот, представляет собой унифицированный (усредненный) перечень лекарственных средств и расходных материалов, не учитывает индивидуальных особенностей пациента (возраст, масса тела и т.д.), тяжести его заболевания, а также осложнения, которые развиваются у пациента.

5.4. Согласно представленным Комитетом данным, в листе ожидания для получения необходимого лечения по ВМП в ДГБ № 1 по профилю «сердечно - сосудистая хирургия» по состоянию на 01.01.2013 числилось 65 детей, на 01.01.2014 - 11 человек.
Поскольку все 184 квоты, утвержденные на 2012 год по профилю «сердечно - сосудистая хирургия», были использованы до сентября указанного года, по экстренным показаниям был пролечен 61 пациент за счет средств обязательного медицинского страхования. В связи с отсутствием квот и, соответственно, доступа в специализированную информационную систему Минздравсоцразвития России в МИАЦ не могли быть внесены соответствующие данные о проведенном лечении (фактической госпитализации, выписки из больницы, окончательный диагноз, результат госпитализации и др.) и указанные пациенты продолжали числиться в листе ожидания ВМП. Госпитализация 3 пациентов была отложена на 2013 год в связи с дестабилизацией их состояния (дети прооперированы в январе              2013 года). Одному пациенту из-за сопутствующей патологии проведение оперативного лечения было возможно только в Москве.
Плановая госпитализация 11 пациентов, находящихся в листе ожидания по состоянию на 01.01.2014, была перенесена на 2014 год: 10 человек - по требованию родителей, одного пациента - в связи с дестабилизацией состояния.
Таким образом, пациентов, находящихся в очереди на оказание ВМП в ДГБ № 1, (по объективным причинам) по состоянию на 01.01.2013 фактически было 4 человека, по состоянию на 01.01.2013 - 11 человек.


Руководитель комиссии - начальник инспекции Е.Н. Кошелева