ПРОВЕРКИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Информация о результатах контрольного мероприятия «Мониторинг использования бюджетных средств, направленных на проектирование и строительство футбольного стадиона в западной части Крестовского острова с разборкой существующих конструкций стадиона им. Кирова по адресу: Санкт-Петербург, Крестовский остров, Южная дорога, 25 и устранения нарушений, выявленных в 2012 году при проведении совместного со Счётной палатой Российской Федерации контрольного мероприятия» в Комитете по строительству за первое полугодие 2016 года

Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга с 27 июня по 6 июля 2016 года проведено плановое контрольное мероприятие «Мониторинг использования бюджетных средств, направленных на проектирование и строительство футбольного стадиона в западной части Крестовского острова с разборкой существующих конструкций стадиона им. Кирова по адресу: Санкт-Петербург, Крестовский остров, Южная дорога, 25 (далее – Объект, Стадион) и устранения нарушений, выявленных в 2012 году при проведении совместного со Счётной палатой Российской Федерации контрольного мероприятия» в Комитете по строительству (далее – Комитет) за первое полугодие 2016 года.

В результате мониторинга выявлено следующее.    

Палатой, в ходе анализа полноты и своевременности финансирования  проектирования и строительства Стадиона, выявлено, что в проверяемый  период Объект своевременно и в полном объёме был обеспечен финансированием из бюджета Санкт-Петербурга.

Законом Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» (с учётом изменений, внесённых законом Санкт-Петербурга от 17.06.2016) в рамках адресной инвестиционной программы Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов по объекту «Проектирование и строительство футбольного стадиона в западной части Крестовского острова с разборкой существующих конструкций стадиона им. Кирова по адресу: Санкт-Петербург, Крестовский остров, Южная дорога, 25», окончание строительства которого предусмотрено в 2016 году, утверждены следующие показатели:
- общая сметная стоимость работ строительства Стадиона в сумме 37,4 млрд. рублей, взамен ранее утверждённой в сумме 35 млрд. рублей, или с увеличением на 2,4 млрд. рублей;
- бюджетные ассигнования на 2016 год в сумме 7 млрд  рублей, вместо ранее утверждённых в сумме 4,6 млрд рублей, или с увеличением на 2,4 млрд. рублей.
Общая сумма лимитов финансирования на 2016 год, отражённых в трёх действующих в 2016 году государственных контрактах, заключённых Комитетом с целью создания и эксплуатации Объекта, составила 4,36  млрд рублей, что не превышает утверждённые на 2016 год бюджетные ассигнования.
В обоснование потребности в дополнительном финансировании в сумме 1,1 млрд. рублей Комитет сослался на увеличение цены государственного контракта с ООО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой-СПб» в результате применения индивидуального индекса пересчета сметной стоимости строительства на полный комплекс работ.
В обоснование потребности в дополнительном финансировании в сумме 1,2 млрд. рублей Комитетом представлена таблица с перечнем строительных работ, по которым предусматривается увеличение объёмов работ, в частности: по железобетонным конструкциям, металлическим конструкциям, инженерным сетям и работам, связанным с архитектурными решениями.
Изменения по увеличению объёмов работ планируются в следующих разделах: покрытие кровли стилобата, выкатное поле, архитектурные решения, железобетонные конструкции, гидроизоляция, реставрация павильонов, наружные сети канализации, распределительная сеть 10 кВ. Необходимо отметить, что сметные расчёты, обосновывающие стоимость дополнительных объёмов работ, в составе предъявленных документов, отсутствуют.
В июне 2016 года между Комитетом и ОАО «КБ высотных и подземных сооружений» заключён государственный контракт на выполнение работ по корректировке проектной документации по Объекту на сумму 49,8 млн. рублей. В соответствии с заданием на корректировку проектной документации необходимо:
- выполнить анализ планировочных и иных проектных решений в связи с актуализацией нормативных документов и внести изменения в проектную документацию;
- произвести корректировку конструкции слоев кровли в соответствии с рабочей документацией;
- выполнить теплотехнический расчет кровельного покрытия и откорректировать толщину теплоизоляционного слоя в соответствии с рабочей документацией;
- дополнить проектную документацию решениями по примыканию кровельного покрытия и подрельсового пути;
- откорректировать раздел «Конструктивные и объёмно-планировочные решения» с учетом выполненных работ на основании рабочей и исполнительной документации;
- откорректировать проектную документацию по свайному полю с учетом выполненных работ;
- принять класс бетона и армирование железобетонных конструкций по выполненным работам в соответствии с исполнительной документацией;
- откорректировать проектные решения в части используемого профиля раздвижной крыши и механической системы передвижения крыши;
- дополнить проектную документацию решениями по устройству подрельсового пути для раздвижной части крыши;
- откорректировать отдельные виды технологических решений и инженерных систем, раздел антикоррозийной защиты несущих металлоконструкций стационарной кровли, программу мониторинга технического состояния строительных конструкций объекта в целях обеспечения безопасного функционирования в процессе из воздействия и последующей эксплуатации и т.д.
На дату внесения корректировок в адресную инвестиционную программу Санкт-Петербурга на 2016 год, а также на момент проведения настоящего контрольного мероприятия, работы по корректировке проектной документации ещё не были приняты Комитетом у проектировщика.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, сметная стоимость объектов, финансируемых из бюджетов, подлежит обязательной государственной экспертизе, а проектная документация утверждается заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
На момент проведения мониторинга действовало заключение СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы» на сметную документацию со стоимостью Объекта в сумме 34,9 млрд. рублей.
Принимая во внимание то, что проектная документация по Объекту прошла государственную экспертизу и утверждена заказчиком в сумме 34,9 млрд. рублей, а также то, что иные варианты сметных расчётов ещё не приняты Комитетом от проектировщика, Контрольно-счётная палата Санкт-Петербурга полагает, что для включения в адресную инвестиционную программу Санкт-Петербурга на 2016 год дополнительных ассигнований по Объекту в сумме 1,2 млрд рублей отсутствовали надлежащие основания, предусмотренные Положением об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по подготовке решений о бюджетных инвестициях в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга, а также решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Санкт-Петербурга и порядке формирования и реализации адресной инвестиционной программы, утверждённым постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.10.2010.
Кроме этого, следует учитывать то обстоятельство, что столь существенная корректировка проекта может привести к постановке генподрядными организациями вопроса об изменении условий государственных контрактов с  ООО  «Инжиниринговая  корпорация «Трансстрой-СПб» на выполнение работ по завершению строительства Объекта и с ОАО Корпорация «Трансстрой» на выполнение работ по комплексному благоустройству западной части Крестовского острова с включением зоны первичного контроля, в части изменения сроков и объемов выполняемых работ.

С целью обеспечения функционирования Объекта в адресную инвестиционную программу Санкт-Петербурга на 2016 год включены три самостоятельных объекта капитального строительства:
- «Работы по приспособлению для современного использования объекта культурного наследия регионального значения «Приморский парк Победы» (комплексное благоустройство западной части Крестовского острова с включением зоны первичного контроля для объекта: «Проектирование и строительство футбольного стадиона в западной части Крестовского острова с разборкой существующих конструкций стадиона им. Кирова по адресу: Крестовский остров, Южная дорога, 25») с бюджетными ассигнованиями на 2016 год в сумме 3,6 млрд. рублей, которые были увеличены при корректировке бюджета Санкт-Петербурга на 2016 года на 1,9 млрд. рублей;
- «Приспособление для современного использования объекта культурного наследия регионального значения «Приморский парк Победы» и строительство входной группы с контролем доступа на футбольный стадион на намывной территории в западной части Крестовского острова по адресу: Крестовский остров, Южная дорога, 25» с бюджетными ассигнованиями на 2016 год в сумме 1,16 млрд. рублей;
- «Строительство художественной подсветки и наружного освещения стадиона на Крестовском острове по адресу: Южная дорога, д. 25» с бюджетными ассигнованиями на 2016 год в сумме 100 млн. рублей.

При проверке целевого использования бюджетных средств, направленных на создание Стадиона, Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга выявлено, что в проверяемый период действовали следующие государственные контракты, связанные с созданием Стадиона.
1.    Государственный контракт, заключенный между Комитетом и ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» (с 14 декабря 2015 года изменена организационно-правовая форма подрядчика на АО «Инжтрансстрой») (далее – АО «Инжтрансстрой») на выполнение работ по корректировке проектной документации и выполнение строительно-монтажных работ по Объекту. Стоимость контракта составила 12,54 млрд. рублей, лимит финансирования на 2016 год контрактом не предусмотрен. Конечный срок выполнения работ по контракту изначально определён – не позднее 15.12.2015. Дополнительным соглашением к контракту установлен новый конечный срок выполнения работ – не позднее 31.12.2015. В декабре 2015 года дополнительным соглашением к контракту принят график исполнения обязательств по контракту на период до 30.06.2016, который включает работы по строительству Стадиона и даты их завершения, изменённые на более поздний срок, по сравнению с предыдущими календарными планами выполнения работ.
Таким образом, указанный график исполнения обязательств по контракту в очередной раз перенес конечный срок выполнения строительных работ по контракту с 31.12.2015 на 30.06.2016, при том, что лимиты финансирования на 2016 год контрактом не предусмотрены.  
Дополнительным соглашением к контракту в связи с отсутствием строительной готовности по ряду работ, выполняемым по иным контрактам и технологически связанным с завершением работ по данному контракту, исполнение обязательств по государственному контракту было приостановлено до 30.06.2016.
В июне 2016 года между Комитетом и АО «Инжтрансстрой» заключено дополнительное соглашение о приостановке исполнения обязательств по контракту – уже до 30.10.2016 в связи с технологически обоснованной невозможностью завершения отдельных видов работ до момента окончания работ, не входящих в предмет контракта.
Дополнительным соглашением от 30.06.2016 предусмотрено предоставление АО «Инжтрансстрой» Комитету в срок не позднее 01.08.2016 надлежащего обеспечения исполнения обязательств по контракту.
В бухгалтерском учёте Комитета по состоянию на 01.01.2016 и на 01.07.2016 дебиторская задолженность АО «Инжтрансстрой» по государственному контракту от 19.11.2013 не числилась, т.е. непогашенные авансы отсутствовали.
В первом полугодии 2016 года акты выполненных работ по контракту Комитетом не подписывались и оплата работ не осуществлялась.

2. Государственный контракт, заключённый между Комитетом и ООО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой-СПб» (далее - ООО «Инжтрансстрой-СПб») на выполнение работ по завершению строительства Объекта. Стоимость работ по контракту составила 9,1 млрд. рублей. Лимит финансирования на 2016 год установлен в сумме 4,3 млрд. рублей. Конечный срок выполнения работ по контракту определён – не позднее 16.12.2016.
В первом полугодии 2016 года Комитетом произведено авансирование работ в общей сумме 1,1 млрд. рублей. Погашение аванса предусмотрено не позднее декабря 2016 года.
В качестве обеспечения исполнения обязательств ООО «Инжтрансстрой-СПб» представлена банковская гарантия ОАО «Банк Москвы» на сумму 2,7 млрд. рублей со сроком действия до 17.01.2017.
В бухгалтерском учёте Комитета по состоянию на 01.01.2016 числилась дебиторская задолженность ООО «Инжтрансстрой-СПб» (непогашенный аванс) по государственному контракту в сумме 1,7 млрд. рублей.
В первом полугодии 2016 года Комитетом перечислены денежные средства по контракту в сумме 2,1 млрд. рублей (в том числе авансы в сумме 1,1 млрд. рублей), приняты работы по актам о приёмке выполненных работ на общую сумму 1,1 млрд. рублей.
По состоянию на 01.07.2016 в бухгалтерском учёте Комитета отражена дебиторская задолженность (непогашенный аванс) ООО «Инжтрансстрой-СПб» в сумме 2,7 млрд. рублей.
В первом полугодии 2016 года произведено погашение аванса в общей сумме 95,2 млн. рублей.
До настоящего времени Контрольно-счетной палатой не получена информация о наличии у Заказчика достоверной информации о заключении генподрядчиком договоров на выполнение работ в объемах финансирования, утвержденного в соответствии с проектом, прошедшим государственную экспертизу. Что не позволяет достоверно определить размер средств, которые необходимо дополнительно привлечь для завершения строительства Объекта.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных средств.
В целях обеспечения результативности и целевого использования бюджетных средств Комитет по строительству, являющийся главным распорядителем бюджетных средств на строительство Стадиона, был обязан осуществлять контроль за целевым расходованием бюджетных средств и надлежащим исполнением обязательств по государственному контракту. На запрос Контрольно-счётной палаты Комитет  не представил какие-либо документы, подтверждающие осуществление Комитетом контроля за целевым использованием ООО «Инжтрансстрой-СПб» средств бюджета Санкт-Петербурга, в том числе авансов.
    
3. Государственный контракт, заключенный между Комитетом и ОАО «КБ высотных и подземных сооружений» на ведение авторского надзора за выполнением работ по завершению строительства Объекта, стоимостью  18 млн. рублей, в том числе на 2016 год - в сумме 6,49 млн. рублей. Конечный срок выполнения работ по контракту – не позднее 16.12.2016. В первом полугодии 2016 года акты выполненных работ подписаны и оплачены на сумму 2,2 млн. рублей.
4. Государственный контракт, заключенный  между Комитетом и ОАО «КБ высотных и подземных сооружений», на выполнение работ по корректировке проектной документации по Объекту. Стоимость контракта определена в сумме 49,8 млн. рублей. Конечный срок выполнения работ по контракту – не позднее 16.12.2016. По контракту Комитетом произведена оплата в сумме 39,87 млн. рублей.

Кроме этого следует отметить, что Заказчиком в рамках решения вопросов по ускорению строительства  Объекта на некоторые виды работ (водоснабжение, электроснабжение, слаботочные сети) привлечен ряд компаний без заключения договорных отношений с генподрядной организацией, что создает угрозу возникновения конфликтных ситуаций при определении объемов выполненных работ и их последующей оплате.

При проверке  фактического состояния строительства Стадиона, Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга выявлено, что график производства работ, утверждённый Комитетом по строительству, предусматривает окончательное завершение работ по строительству Объекта во втором квартале 2016 года, завершение пусконаладочных работ - в июне 2016 года и получение разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию – в третьем квартале 2016 года.
Дополнительным соглашением от 30.06.2016 к государственному контракту с АО «Инжтрансстрой» исполнение обязательств по контракту было приостановлено   до 30.10.2016.
Дополнительным соглашением к государственному контракту с ООО «Инжтрансстрой-СПб» установлен срок окончания работ по контракту – ноябрь 2016 года и срок передачи Объекта эксплуатирующей организации – декабрь 2016 года.
Таким образом, сроки окончания работ по строительству Объекта, указанные в графике производства работ, утверждённом Комитетом, не соответствуют срокам окончания работ, указанным в государственных контрактах.
По данным Комитета, по состоянию на 22.06.2016, общий объём выполненных работ на Объекте составляет 84,9 %, что на 5,1 % больше по сравнению с готовностью Объекта по состоянию на 02.12.2015, указанной Комитетом в размере 79,8 %.

На момент проведения контрольного мероприятия на Стадионе:

1. Выполнены следующие работы:
металлоконструкции стационарной крыши (основные конструкции, пилоны, ванты, прогоны, мостки, опорные части) – на 99 %;
раздвижная крыша, гидроизоляция помещений в холме – на 100 %;
железобетонные конструкции: чаша стадиона, помещения в холме  – на 100 %;
огнезащита металлоконструкций – на 96 %;
инженерные системы – на 80 %;
наружные сети – на 87 %;
выкатное поле: металлоконструкции – на 100 %, железобетонные конструкции и рельсовый механизм – на 98 %;
архитектурные решения: покрытие стационарной кровли, в том числе: нижний профлист – на 96 %, пирог и финишное покрытие – на 90 %; подшивка карниза основной кровли – на 96 %;
отделка фасадов: обшивка сэндвич панелями – на 99 %, облицовка фасада – на 77%, облицовка колонн – на 23 %;
окна и витражи фасадные – на 95 %;
двери – на 65 %;
стены и перегородки – на 90 %;
окраска стен – на 31 %;
полы (плитка, линолеум и др.) – на 80 %;
подвесные потолки – на 13 %;
покрытие трибун – на 71 %;
покрытие кровли стилобата – на 93 %
металлические ограждения стадиона – на 51 %;
монтаж кресел для болельщиков – на 66 %;
реконструкция павильонов – на 95 %;
реставрация павильонов – на 52 %;
благоустройство, в том числе: устройство насыпи холма, устройство лестниц, пандусов, подпорных стен, восстановление каскадов и фонтана – на 99,7 %.

2.    С отставанием от календарного плана выполняются отдельные виды работ.
Так, по состоянию на 22.06.2016 работы по устройству окон и витражей фасадных выполнены на 95 %, тогда как по календарному плану работы должны быть завершены в мае 2016 года; работы по устройству покрытия кровли стилобата выполнены - на 93 %, тогда как по календарному плану должны быть завершены в мае 2016 года; работы по устройству покрытия трибун стадиона выполнены - на 71 %, в то время как по календарному плану работы должны быть завершены в апреле 2016 года; работы по монтажу кресел для болельщиков выполнены - на 66 %, тогда как по календарному плану должны быть завершены в мае 2016 года.

3.    До настоящего времени существуют проблемы с комплектацией инженерных систем Объекта технологическим оборудованием и автоматикой.
Так, не приобретено оборудование щитовых электроснабжения, элементы автоматизации систем дымоудаления и пожаротушения, не начат монтаж тепловых пунктов и насосных станций системы пожаротушения. По оценке специалистов, общий объем затрат на приобретение указанного оборудования превышает 1 млрд. рублей. Поставка указанного оборудования осуществляется в рамках предварительных заказов со сроком поставки от 3 месяцев с момента оплаты авансов. С учетом сроков поставки, монтажа и пусконаладки оборудования завершить строительство Объекта в установленные сроки, с учетом изложенного выше, маловероятно.
Кроме этого, отсутствие на Объекте теплоснабжения может привести к снижению темпов и качества отделочных работ с наступлением отопительного периода и привести к увеличению их стоимости из-за использования автономных источников отопления.

Согласно данным Комитета, по состоянию на 30.06.2016, на Объекте задействован 1 561 рабочий. Следует отметить, что по информации Комитета для осуществления комплексных работ по благоустройству территории Стадиона в период с июля по август 2016 года подрядной организацией ООО «Инжтрансстрой-СПб» было заключено 104 трудовых договора со студентами студенческих строительных отрядов. Заработная плата по договорам составляет 24 тыс. рублей в месяц. Для студентов организовано двухразовое питание, доставка до Объекта и компенсация расходов на проживание.

На запрос Контрольно-счётной палаты об имеющихся в настоящее время проблемах, препятствующих нормальному ходу строительства Стадиона, Комитетом предоставлен ответ, из которого следует, что такие проблемы отсутствуют.

Выводы:

1.    В 2016 году Объект своевременно и в полном объёме был обеспечен финансированием из бюджета Санкт-Петербурга.

2.    Общая сумма лимитов финансирования на 2016 год по государственным контрактам на строительство Объекта составляет   4,36 млрд. рублей, что не превышает бюджетные ассигнования, утверждённые в законе о бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год в сумме свыше 7 млрд.рублей.

3.    Принимая во внимание то, что проектная документация по Объекту прошла государственную экспертизу и утверждена Комитетом в сумме 34,9 млрд. рублей, а иные варианты сметных расчётов ещё даже не приняты Комитетом у проектировщика, для включения в адресную инвестиционную программу Санкт-Петербурга на 2016 год дополнительных ассигнований по Объекту в сумме 1,2 млрд. рублей отсутствовали надлежащие основания.

4.    По состоянию на 01.07.2016 неосвоенные бюджетные ассигнования на создание и эксплуатацию Объекта составили 2,66 млрд. рублей.

5.    Несмотря на то, что в бухгалтерском учёте Комитета числился непогашенный аванс ООО «Инжтрансстрой-СПб» по состоянию на 01.01.2016 в сумме свыше 1,7 млрд. рублей, на 01.07.2016 – в сумме более 2,7 млрд.  рублей, Комитет не осуществлял надлежащий  контроль за целевым использованием авансовых платежей, перечисленных указанной подрядной организации.
   
6.    Срок приостановки исполнения обязательств по государственному контракту от 19.11.2013 на строительство Объекта был перенесен с 30.06.2016 на 30.10.2016.

7.    По состоянию на конец июня 2016 года готовность Объекта составляет 84,9 %.

8.    Отдельные строительные работы осуществляются с отставанием от календарного плана выполнения работ.

9.    Сроки окончания работ в графике производства работ на Стадионе, утверждённом Комитетом по строительству, не соответствуют срокам окончания работ, указанным в государственных контрактах.

10.    Комитетом по строительству до настоящего времени не обеспечен надлежащий контроль за целевым использованием бюджетных средств генподрядчиком, что может сказаться сроках исполнения государственных контрактов.

Контрольно-счётная палата Санкт-Петербурга рекомендовала Комитету по строительству:

- до получения положительного заключения государственной экспертизы, подтверждающего увеличение сметной стоимости строительства Объекта, не вносить соответствующие изменения в действующие  государственные контракты и не заключать новые государственные контракты на выполнение строительных работ на Объекте;
- обеспечить осуществление надлежащего контроля за целевым использованием бюджетных средств, в том числе авансов, перечисленных подрядчикам;
- принять меры по устранению отставания от календарного плана выполнения работ по строительству Объекта.
Целесообразно разработать перечень организационно-технических мероприятий, позволяющих выделить на Объекте самостоятельные (обособленные) пусковые комплексы, работу по которым можно вести параллельно. Исходя из проектных решений, принятых к исполнению, таких комплексов можно выделить не менее 14-ти, что позволит существенно сократить сроки завершения строительства Объекта.
- привести в соответствие график производства работ, утверждённый Комитетом, с календарными планами к государственным контрактам в части сроков завершения отдельных видов работ.

Отчет о результатах контрольного мероприятия «Мониторинг использования бюджетных средств, направленных на проектирование и строительство футбольного стадиона в западной части Крестовского острова с разборкой существующих конструкций стадиона им. Кирова по адресу: Санкт-Петербург, Крестовский остров, Южная дорога, 25 и устранения нарушений, выявленных в 2012 году при проведении совместного со Счётной палатой Российской Федерации контрольного мероприятия» в Комитете по строительству за первое полугодие 2016 года направлен Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе В.И.Булавину, Губернатору Санкт-Петербурга Г.С.Полтавченко, Председателю Комитета по строительству С.Э.Морозову, Главному федеральному инспектору в Санкт-Петербурге В.А.Миненко, Вице-губернатору Санкт-Петербурга И.Н.Албину, Прокурору Санкт-Петербурга С.И.Литвиненко, Председателю Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.С.Макарову, Заместителю председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга С.А.Анденко, Заместителю председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга П.М.Солтану.