ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

Информация о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения спортивной школы олимпийского резерва «Академия легкой атлетики Санкт-Петербурга» и Комитета по физической культуре и спорту за 2016-2017 годы и истекший период 2018 года

В ходе проведения контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга выявлено следующее:

I. Нарушения и недостатки в деятельности Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения спортивной школы олимпийского резерва «Академия легкой атлетики Санкт-Петербурга» (далее – Учреждение, Академия).

  1. Нарушения при исполнении Планов финансово-хозяйственной деятельности (далее – ПФХД), в том числе:

1.1. Нарушение порядка и условий оплаты труда работников государственного бюджетного учреждения, а именно, начисления и выплаты премий директору Учреждения в отдельных случаях осуществлялись с нарушениями требований п. 4.7 постановления Правительства
Санкт-Петербурга от 01.11.2005 № 1675 «О системе оплаты труда работников государственных учреждений физкультурно-спортивной направленности Санкт-Петербурга», п. 4.2, п. 4.4 Положения о материальном стимулировании руководителей государственных бюджетных, автономных учреждений, подведомственных Комитету по физической культуре и спорту, утвержденного распоряжением Комитета по физической культуре и спорту от 25.01.2012 № 8-р, п. 10, п. 19 Трудового договора с директором государственного учреждения в результате чего излишне начислена и выплачена заработная плата, что повлекло потери средств Учреждения.

1.2. Академией произведены расходы на эксплуатацию металлического ангара, не являющегося имуществом Учреждения, что повлекло потери средств Учреждения.

1.3. Нарушение порядка обеспечения открытости и доступности сведений, содержащихся в документах, и самих документов Академии путем их размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а именно, не размещены на сайте документы в количестве 12 шт., размещены с нарушением сроков – в количестве 14 шт., что является нарушением требований п. 3.5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), п. 6, п. 15 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21.07.2011 № 86н.

 

  1. Нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности:

2.1. Нарушение требований организации ведения бухгалтерского учета, хранения документов бухгалтерского учета и требований по оформлению учетной политики, в части неприведения Учетной политики Учреждения в соответствие с нормами действующего законодательства, чем не обеспечено соблюдение требований ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете № 402-ФЗ).

2.2. Нарушение требований, предъявляемых к регистру бухгалтерского учета, в части:

– несвоевременного отражения данных, содержащихся в первичных учетных документах и подлежащих регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, что противоречит положениям ч. 1 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ;

– незаполнения в книге учета бланков строгой отчетности обязательных реквизитов и граф, чем нарушены положениями п. 4 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ, п. 4 приказа Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

2.3. Нарушение требований, предъявляемых к проведению инвентаризации активов и обязательств в случаях, сроках и порядке, а также к перечню объектов, подлежащих инвентаризации, установленных ст. 11 Закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ, п. 1.3, п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, в части невыявления основных средств и наградной атрибутики в момент проведения инвентаризаций и непроведения инвентаризации материальных запасов и БСО, что привело к отсутствию достоверной и полной информации об имуществе в бухгалтерском учете Учреждения.

2.4. Нарушение требований, предъявляемых к организации и осуществлению внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, установленных положениями ст. 19 Закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ, в части неосуществления Академией мероприятий по внутреннему контролю, предусмотренных Учетной политикой.

2.5. Нарушение требований, предъявляемых к применению правил ведения бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности.

2.5.1. В нарушение требований п. 4 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция по бухгалтерскому учету № 157н) в бухгалтерском учете Учреждения не отражена информация об отдельном имуществе и наградной атрибутике.

2.5.2. В нарушение требований п. 345 Инструкции по бухгалтерскому учету № 157н, согласно которым материальные ценности, приобретаемые в целях вручения (награждения), дарения, в том числе ценные подарки, сувениры, учитываются по стоимости их приобретения, Учреждением наградная атрибутика, приобретенная в 2016 году, принята к бухгалтерскому учету в условной оценке: один предмет, один рубль.

2.5.3. В нарушение требований п. 7 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, Учреждением неверно отражались наименования отдельных счетов в регистрах бухгалтерского учета.

2.5.4. В нарушение положений п. 168 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, п. 324 Инструкции по бухгалтерскому учету № 157н Учреждением не отражались плановые назначения (по выплатам и поступлениям) в установленных законодательством регистрах бухгалтерского учета.

2.6. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, выразившееся в искажении строки формы бухгалтерской отчетности (Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к Балансу государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) не менее чем на 10 процентов (за 2016 год - 1 нарушение в сумме 278,9 тыс. рублей, за 2017 год - 1 нарушение в сумме 278,9 тыс. рублей), чем нарушены требования ст. 13 Закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ.

                                                                                                                                                                           

  1. Нарушения в сфере управления и распоряжения государственной собственностью:

3.1. Нарушение порядка закрепления и использования находящихся в государственной собственности административных зданий, строений, нежилых помещений и движимого имущества, а именно:

– предоставление Академией имущества сторонним организациям на основании договоров на проведение культурно-зрелищных мероприятий для использования его не для достижения предусмотренных Уставом целей;

– выполнение работ по изменению планировочной структуры помещений в здании, являющемся объектом культурного наследия федерального значения, без согласования с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее – КГИОП), что является нарушением требований Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Охранного обязательства от 06.06.1967 без номера;

– размещение дополнительного оборудования на фасадах здания Учреждения без согласования Комитетом по градостроительству и архитектуре, КГИОП и Комитетом имущественных отношений
Санкт-Петербурга (далее – КИО), что не соответствовало положениям п. 4.1.2, п. 4-1.1.3 Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 № 1135 (далее – Правила содержания и ремонта фасадов от 14.09.2006 № 1135), и без разрешения Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, что не соответствовало п. 4-1.1.4 Правил содержания и ремонта фасадов от 14.09.2006 № 1135.

3.2. Предоставление государственного имущества в пользование без оформления договорных отношений, с превышением полномочий, в части предоставления Академией части земельного участка в фактическое пользование стороннему юридическому лицу для организации строительной площадки и складирования имущества на период выполнения строительных работ в здании, примыкающем к земельному участку Учреждения, без согласования с собственником земельного участка – Санкт-Петербургом (в лице КИО), что является нарушением требований ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), п. 10 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ.

3.3. В течение длительного времени на земельном участке, являющемся собственностью Санкт-Петербурга и переданном в постоянное (бессрочное) пользование государственному учреждению (Академии), располагался самовольно построенный объект (металлический ангар площадью 76,6 кв. м), правоустанавливающие документы на который у Учреждения отсутствуют.

3.4. В отсутствие у Учреждения правоустанавливающих документов на металлический ангар указанный объект использовался Академией для хранения государственного имущества.

3.5. В течение длительного времени (не менее 13 лет) Академией не принимались меры по государственному кадастровому учету изменений одной из основных (уникальных) характеристик объекта недвижимости, а именно, увеличение общей площади здания, переданного Учреждению в оперативное управление, чем нарушались требования Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (ст. 16), действовавшего до 01.01.2017, и Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 14), действующего с 01.01.2017.

3.6. Имущество Учреждения общей балансовой стоимостью 1 811,1 тыс. рублей, отнесенное учредителем Академии к категории особо ценного движимого имущества, то есть к имуществу, без которого осуществление Учреждением своей уставной деятельности существенно затруднено, не эксплуатируется Академией в течение длительного периода времени, что свидетельствует о неэффективном использовании государственного имущества.

 

  1. Нарушения при осуществлении закупок:

4.1. Несвоевременное утверждение Учреждением плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Академии, что противоречит требованиям ст. 17 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

4.2. Несвоевременное утверждение плана-графика закупок товаров, работ, услуг и некорректного заполнения отдельных столбцов плана-графика закупок товаров, работ, услуг, что противоречит положениям ст. 21 Федерального закона № 44-ФЗ.

4.3. Допуск к участию в аукционе на право заключения контракта участников, чьи заявки не соответствуют требованиям документации о проведении аукциона, что противоречит положениям ст. 67 Федерального закона № 44-ФЗ.

4.4. Не соблюдены сроки опубликования в единой информационной системе (далее – ЕИС) дополнительного соглашения к контракту, что не соответствует положениям ч. 26 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

4.5. Несоблюдение установленного порядка оплаты поставленного товара, чем не обеспечено выполнение требований ст. 309 ГК РФ, ст. 34 и ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ.

4.6. Произведена приемка и оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, несоответствующих условиям контракта с ООО «СТАКС плюс» (на выполнение работ по ремонту помещений в здании Учреждения), а именно, приняты и оплачены невыполненные работы на общую сумму 106 тыс. рублей, чем нарушены требования ст. 309 ГК РФ, ч. 1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ и условия контракта с ООО «СТАКС плюс». После проведения контрольного мероприятия нарушение устранено.

4.7. Неразмещение в ЕИС актов приемки-сдачи медикаментов и нарушение сроков размещения товарных накладных, что не соответствует требованиям ч. 3 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ.

 

  1. Иные нарушения Академией действующего законодательства:

5.1. Неисполнение требований п. 7 Порядка предоставления субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Санкт-Петербурга на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2016 № 1271, п. 3.13 Порядка формирования государственных заданий для государственных учреждений Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2011 № 63 (далее – Порядок формирования государственных заданий) и п. 2.3.2 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 30.12.2015 № 23, выразившееся в невозврате в бюджет Санкт-Петербурга остатков средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в сумме не менее 1 266 тыс. рублей, образовавшихся в связи с недостижением отдельных показателей, установленных государственным заданием на 2017 год. 

5.2. В 2016 году (до 23.10.2016) медицинская деятельность осуществлялась Академией в отсутствие лицензии, что является нарушением требований п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

5.3. В нарушение положений п. 2 Устава Учреждением произведены неправомерные расходы на осуществление медицинской деятельности в общей сумме не менее 4 046,9 тыс. рублей (в том числе за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания – в общей сумме не менее 3 991,2 тыс. рублей, за счет средств по виду финансового обеспечения 2 «Собственные доходы» – в общей сумме не менее 55,7 тыс. рублей) до момента получения Академией соответствующего разрешающего документа – лицензии на осуществление медицинской деятельности.

5.4. В результате установления плановых показателей по поступлениям на очередной финансовый год ниже достигнутого в текущем году уровня и невнесения изменений в ПФХД в течение соответствующего финансового года в части уточнения указанных показателей, в 2016 и 2017 годах плановые показатели по поступлениям собственных доходов Учреждением перевыполнены более чем в 2 раза. Данный факт свидетельствует о некачественном планировании Академией своей деятельности и формальном подходе Учреждения к установлению целевых ориентиров, определенных и утвержденных ее плановыми документами.

5.5. Осуществление деятельности, приносящей доход, по организации культурно-зрелищных мероприятий на общую сумму 3 582,2 тыс. рублей, не отвечающей целям создания Учреждения, чем нарушены требования п. 4 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ, положения п. 2.3 Устава.

5.6. Оплата Учреждением неустойки в виде штрафов и пеней в 2017 году за нарушение действующего законодательства, что привело к потерям средств Учреждения в сумме 31 тыс. рублей.

5.7. Нарушение порядка учета, выдачи и маркировки предметов спортивной экипировки, в части отсутствия отдельных документов и маркировки, предусмотренного положениями п. 3.3 Методических рекомендаций об обеспечении участников образовательного процесса спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования, утвержденных приказом Госкомспорта России от 03.03.2004 № 190/л «Об утверждении «Табеля обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования» (далее – приказ Госкомспорта России № 190/л), и п. 118 Инструкции по бухгалтерскому учету № 157н.

5.8. Нарушение требований п. 3.4 приказа Госкомспорта России № 190/л, в части несоблюдения порядка документального оформления процедур выдачи и возврата предметов спортивной экипировки и не отражения Академией движения (прихода/расхода) предметов спортивной экипировки в книге складского учета.

5.9. Неисполнение положений п. 3.5.1 Порядка предоставления дополнительных мер социальной поддержки работников государственных учреждений, утвержденного постановлением Правительства
Санкт-Петербурга от 10.10.2013 № 773 «О мерах по реализации главы 9 «Дополнительные меры социальной поддержки работников государственных учреждений» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс
Санкт-Петербурга», в части нарушения срока выплаты денежной компенсации затрат для организации отдыха и оздоровления, а также компенсации затрат на проезд работникам Академии.

 II. Нарушения и недостатки в деятельности Комитета по физической культуре и спорту.

  1. Нарушение порядка формирования государственных заданий Академии на оказание государственных услуг (выполнение работ), а именно:

1.1. В 2016 году в рамках государственной услуги «Обеспечение спортивной подготовки спортсменов по виду спорта «легкая атлетика» без учета затрат на обеспечение участия спортсменов государственных бюджетных учреждений в тренировочных сборах (тренировочных мероприятиях) и спортивных соревнованиях» включены услуги по спортивной подготовке спортсменов по видам спорта «спорт глухих», «спорт слепых», «спорт лиц с поражением ОДА» и «спорт лиц с интеллектуальными нарушениями», что противоречит положениям п. 2.5 Порядка формирования государственных заданий, согласно которым государственное задание, содержащее требования к оказанию нескольких государственных услуг (выполнению нескольких работ), должно включать несколько разделов, каждый из которых должен содержать требования к оказанию одной государственной услуги (выполнению одной работы).

1.2. При формировании и утверждении государственного задания Академии на 2017 год Комитетом по физической культуре и спорту в государственное задание необоснованно включены государственные услуги «Реализация дополнительных общеобразовательных программ для контингента, принятого на обучение до 29.12.2012», не предусмотренные отраслевым перечнем государственных услуг и работ Санкт-Петербурга в сфере физической культуры и спорта, субсидия на финансовое обеспечение которых составила в сумме не менее 17 224,4 тыс. рублей. Неправомерные действия Комитета по физической культуре и спорту по предоставлению средств бюджета Санкт-Петербурга на выполнение Академией государственных услуг «Реализация дополнительных общеобразовательных программ для контингента, принятого на обучение до 29.12.2012» привели к потерям средств бюджета Санкт-Петербурга в сумме не менее 17 224,4 тыс. рублей.

  1. Отдельные положения распоряжения Комитета по физической культуре и спорту от 13.11.2010 № 192-р «Об утверждении методических рекомендаций по составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений, подведомственных Комитету по физической культуре и спорту», в части наделения правом утверждать планы финансово-хозяйственной деятельности руководителей бюджетных учреждений, не соответствуют Уставу Академии.
  2. Неисполнение отдельных полномочий, определенных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 № 107 «О порядке осуществления контроля за деятельностью государственных унитарных предприятий Санкт-Петербурга и государственных учреждений Санкт-Петербурга» и Уставом Учреждения, в части ненадлежащего контроля за деятельностью Академии.

 

 

 

 

Аудитор                                                                                        Ю.Ю.Шутов