ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

Информация о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и деятельности Комитета по энергетике и инженерному обеспечению в отношении подведомственного предприятия за 2016-2017 годы и истекший период 2018 года.

В ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения порядка строительства и реконструкции объектов, нарушения правил бухгалтерского учета и законодательства о закупке, нарушения в сфере управления и распоряжения государственной собственностью и иные нарушения.

В нарушение п.п. 3.2, 3.3 Положения о порядке осуществления контроля за деятельностью государственных унитарных предприятий Санкт-Петербурга и государственных учреждений Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 № 107, Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению согласованы Планы финансово-хозяйственной деятельности Предприятия, не содержащие установленных финансово-экономических показателей, таких как: дебиторская задолженность, чистые активы, коэффициент срочной ликвидности, рентабельность по валовой прибыли, долговая нагрузка.

Между тем, несмотря на финансовую помощь из бюджета Санкт-Петербурга в 2017 году в виде субсидии на возмещение затрат 2014, 2015 годов в сумме 2 500 млн. рублей, в проверяемый период отмечалось ухудшение показателей, характеризующих деятельность Предприятия, так:

- дебиторская задолженность возросла на 3 268 млн. рублей или на 32,3 % и по состоянию на 31.12.2017 составила 13 377 млн. рублей;

- кредиторская задолженность увеличилась на 2 898 млн. рублей или на 8,9 % и по состоянию на 31.12.2017 достигла 35 579 млн. рублей;

- возросла длительность оборота кредиторской задолженности на 23,4 % и в 2017 году составила 212 дней или 7 месяцев;

- показатели коэффициентов финансовой устойчивости и коэффициентов ликвидности имели отрицательную динамику, что обосновало вывод ООО «Северо-Западное Управление Антикризисных Проблем» о снижении финансовой устойчивости и ухудшении уровня платежеспособности Предприятия.

Несмотря на сложное финансовое состояние, в проверяемый период Предприятие осуществляло расходы, эффективность которых не подтверждена, например:

- в сумме 66,6 млн. рублей в 2016 году на оплату услуг по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения и по разработке технической части концепции проекта по передаче в концессию системы водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга, тогда как конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении имущества ГУП «Водоканал» не проводился;

- в сумме 1 009,9 млн. рублей, связанные с АНОО ВО «Водная академия» (на выплату заработной платы сотрудникам АНОО ВО «Водная академия», оплату коммунальных услуг, на реконструкцию зданий, аренду земельного участка, закупку мебели и оборудования для нужд АНОО ВО «Водная академия»);

- в сумме 10,2 млн. рублей на оплату арендных платежей за земельные участки, на которых расположены более 40 объектов  недвижимости, не задействованных в деятельности Предприятия, обращения об изъятии которых из хозяйственного ведения Предприятия в 2013-2016 годах были направлены в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, однако неиспользуемые Предприятием объекты так и не переданы в казну Санкт-Петербурга в связи с отсутствием соответствующих распоряжений КИО;

- в сумме 23 млн. тыс. рублей по 3 договорам на осуществление пожертвований на цели, не относящиеся к благотворительной деятельности, что является нарушением ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

В нарушение ст. 309 Гражданского кодекса РФ и условий договоров, Предприятие допускало расходы, повлекшие потери денежных средств в сумме не менее 163,6 млн. рублей, а именно:

  • по 7 договорам Предприятием оплачены строительно-монтажные работы по завышенной стоимости в результате применения расценок, не соответствующих выполняемым видам работ, расценок, применение которых не требовалось, применения повышающих коэффициентов, не предусмотренных действующим законодательством;
  • по договору на реконструкцию здания для размещения АНОО ВО «Водная академия» оплачены работы, не подтвержденные отчетной документацией, отсутствующие в сметной документации, ранее уже выполненные и оплаченные по иным договорам, а также работы и материалы, впоследствии демонтированные и не подлежащие дальнейшему использованию;
  • по договору на оказание консультационных услуг оплачены услуги,  которые фактически не были оказаны;
  • по договору на оплату банковской гарантии произведены расходы за период, в течение которого банк уже не соответствовал установленным требованиям.

В нарушение действующего законодательства в ходе исполнения договоров Предприятием заключались дополнительные соглашения на изменение существенных условий договоров (сроков окончания работ, цены договоров, объемов работ). Заключение дополнительных соглашений к договорам подряда на продление сроков завершения работ лишило Предприятие права требовать пени за нарушение сроков, которые могли бы составить лишь по 5 договорам более 209 млн. рублей.

В нарушение ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», условий соглашений о сотрудничестве, заключенных Предприятием с лизингодателями, и решений конкурсной комиссии по размещению заказа ГУП «Водоканал», производилось изменение условий договоров лизинга по увеличению сроков передачи предмета лизинга в лизинг, сроков поставки оборудования, проведения монтажных и пусконаладочных работ, стоимости предмета лизинга и выкупной стоимости предмета лизинга, повлекшее увеличение суммы платежей по договорам лизинга только в 2017 году на сумму не менее 85 млн. рублей, авансирование лизинговых компаний в виде перечисления первоначального взноса в счет оплаты стоимости предмета лизинга в сумме не менее 974 млн. рублей.

Авансирование лизинговых компаний повлекло отвлечение денежных средств из хозяйственного оборота Предприятия и одновременно наделение сторонних организаций финансовыми ресурсами, находящимися длительное время в распоряжении коммерческих организаций, в то время как денежные средства могли быть направлены на погашение кредиторской задолженности, на финансирование деятельности Предприятия, на депозитные счета в банки для получения дохода.

В результате изменения условий договоров лизинга, повлекших, с одной стороны, отвлечение оборотных средств и рост дебиторской задолженности по договорам лизинга только за 2016 год на сумму 1 047 млн. рублей, а с другой стороны, необходимость осуществления заимствований, в том числе в виде векселей для пополнения оборотных средств, произведены неэффективные расходы Предприятия на уплату процентов по векселям в сумме не менее 100 млн. рублей.

В нарушение п. 10 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641,  в состав мероприятий Инвестиционной программы ГУП «Водоканал» на 2016-2020 годы Предприятием включены, а Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению согласованы:

- мероприятия с объемом финансирования в сумме 982,5 млн. рублей по реконструкции зданий для  АНОО ВО «Водная академия», не являющихся объектами централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения;

- мероприятия, включающие работы по гидродинамической промывке и теледиагностике канализационных сетей на общую сумму 4 279 млн. рублей, тогда как согласно п.п. 3.2.8, 3.2.28 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001, утвержденных приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168, данные работы относятся к работам по обслуживанию и ремонту сети, не меняющим параметры, класс, категорию линейных объектов и их первоначально установленные показатели, а потому не могут быть отнесены к реконструкции линейных объектов согласно ст.1 п. 14_1 Градостроительного кодекса РФ.

В нарушение пп. 2 п.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», предписывающего заказчику руководствоваться при закупке принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, Предприятием применен неконкурентный способ закупки при заключении 13 договоров на оказание услуг по организации питания, охраны, страхования на общую сумму более 525 млн. рублей, то есть в тех случаях, когда поставка товаров (работ, услуг) могла быть произведена иными организациями, широко представленными на конкурентном рынке Санкт-Петербурга.

В нарушение ч. 2 ст. 295 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 18 Федерального закона № 161-ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» более 50 объектов недвижимого имущества было предоставлено в пользование сторонним организациям без согласия Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга.

В нарушение ст. 606 Гражданского кодекса РФ, предусматривающего предоставление имущества во временное пользование за плату по договору аренды, Предприятие предоставило в пользование сторонним организациям без оплаты и без заключения договоров аренды 16 объектов недвижимости общей площадью более 11 тысяч кв.м по договорам на оказание услуг. По расчету Контрольно-счетной палаты сумма недополученных доходов Предприятия за предоставление без взимания платы объектов недвижимого имущества составила не менее 33 млн. рублей.

В нарушение ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предусматривающего сдачу в аренду недвижимого имущества государственных унитарных предприятий по результатам проведения конкурсов или аукционов, Предприятие возобновило на неопределенный срок 5 договоров аренды на тех же условиях без проведения конкурентных процедур.

В нарушение условий договоров аренды и безвозмездного пользования, предусматривающих обязанность арендаторов заключить с Предприятием договоры на возмещение коммунальных и эксплуатационных услуг, либо прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, 17 организаций фактически используют помещения Предприятия без оформления договоров, регулирующих возмещение Предприятию стоимости потребленных коммунальных услуг и без их оплаты, в отсутствие прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями.

В нарушение порядка, установленного п. 1 ст. 78.2, п. 1 ст. 79 Бюджетного кодекса РФ, уставный фонд Предприятия не был увеличен ни на сумму 2 423 млн. рублей, ни на сумму 58 645 млн. рублей, из-за отсутствия соответствующего решения собственника имущества унитарного предприятия.

         Для осуществления на законных основаниях деятельности по удовлетворению общественных потребностей в услугах водоснабжения и водоотведения абонента, находящегося на территории Республики Карелия, Предприятию следует внести соответствующие изменения в Устав ГУП «Водоканал».

           В результате контрольного мероприятия установлены и иные нарушения, зафиксированные в отчете о результатах контрольного мероприятия.

Проверка показала, что у Предприятия имеются резервы по повышению доходов и оптимизации расходов ГУП «Водоканал».

После проведения контрольного мероприятия Предприятием приняты меры, направленные на исправление отдельных нарушений, однако в Контрольно-счетную палату не представлены документы, подтверждающие отражение в бухгалтерском учёте Предприятия финансово-хозяйственных операций, позволяющие сделать вывод об устранении выявленных нарушений.

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, в прокуратуру Санкт-Петербурга, Губернатору Санкт-Петербурга, вице-губернаторам Санкт-Петербурга, курирующим соответствующие сферы деятельности, для  его рассмотрения и осуществления в пределах своей компетенции мер по устранению выявленных нарушений.

 

 

Начальник инспекции                                                     В.В. Маргарян