ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

Информация о результатах контрольного мероприятия «Выборочная проверка законности, эффективности, целевого использования средств бюджета и собственности Санкт-Петербурга СПб ГКУ «Городской центр рекламы и праздничного оформления», СПб ГКУ «Городская реклама и информация» и Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в части соблюдения бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, а также осуществления функций и полномочий учредителя подведомственных государственных учреждений за 2014-2017 годы и истекший период 2018 года»

Контрольное мероприятие проведено в период с 26 июля по 10 октября 2018 года.

Объектами контрольного мероприятия являлись:

– СПб ГКУ «Городской центр рекламы и праздничного оформления» (до февраля 2018 года – ГУП «ГЦРР»),

– СПб ГКУ «Городская реклама и информация»,

– Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в части соблюдения бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, а также осуществления функций и полномочий учредителя подведомственных государственных учреждений

 

По результатам контрольного мероприятия выявлены нарушения по выполнению функций и задач Комитетом по печати, казенными учреждениями в части осуществления деятельности по установлению платы за право размещения рекламных конструкций,  контролю за размещением рекламных конструкций, осуществлению их демонтажа, расходованием средств на праздничное оформление города, заключение Комитетом по имуществу договора поручения с государственным предприятием, подведомственным Комитету по печати, на выполнение государственных функций, неэффективное использование средств учреждениями и др. нарушения.

В ходе контрольного мероприятия выявлено в общем количестве не менее  542 нарушений и замечаний, суммовое выражение которых составило не менее 4,1 млрд. рублей, в том числе:

– за 2014 год – в общей сумме не менее 177,5 млн. рублей;

– за 2015 год – в общей сумме не менее 294 млн. рублей;

– за 2016 год – в сумме не менее 258,8 млн. рублей;

– за 2017 год – в сумме не менее 3 309,1 млн. рублей;

– за 9 месяцев 2018 года – в сумме не менее 62,9 млн. рублей.

 

Основная сумма нарушений приходится на нарушения, связанные с недопоступлением доходов в бюджет Санкт-Петербурга в общей сумме не менее 3 934,9 млн. рублей, в том числе в результате:

  1. Заключения в 1995 году Комитетом по управлению городским имуществом (в настоящее время КИО) с СПб ГУП «ГЦРР» на возмездной основе (за вознаграждение) договора поручения, согласно которому Предприятие наделялось полномочиями КУГИ (КИО) на предоставление права от его имени заключать с третьими лицами договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на основании проводимых торгов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также договоры на установку и эксплуатацию информационных конструкций, информационных указателей, что противоречит ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которой запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Поступавшие Предприятию суммы платы за размещение наружной рекламы и информации направлялись в бюджет Санкт-Петербурга за вычетом вознаграждения поверенному (Предприятию) за исполнение обязательств по договору поручения с КУГИ. Таким образом, Предприятием получено вознаграждение за исполнение функций КИО (ранее КУГИ), что повлекло недополучение бюджетом Санкт-Петербурга доходов, равных сумме вознаграждения Предприятия, что за проверяемый  период составило в общей сумме 609 760,3 тыс. рублей.

  1. Неисполнения в проверяемый период Комитетом по печати требований распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга от 07.12.2000 № 1272-р о ежегодном установлении тарифных расценок, на основании которых в установленном порядке определялся размер платы за размещение наружной рекламы на земельных участках, зданиях, сооружениях и объектах, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, что повлекло недопоступление доходов в бюджет Санкт-Петербурга в общей сумме не менее 19 874,5 тыс. рублей в виде ежегодно возможного увеличения платы за размещение рекламных конструкций.
  2. 3. Формирования в 2017 году Комитетом по печати стоимости (ежемесячной платы) права заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без учета инфляционных рисков при условии заключения данных договоров сроком на 10 лет, что повлекло недопоступление доходов в бюджет Санкт-Петербурга в сумме не менее 3 171 263,6 тыс. рублей.
  3. Непринятия СПб ГКУ «ГРИ» в проверяемый период своевременных и достаточных мер по взысканию с владельцев рекламных конструкций (РК) (или с собственников зданий, к которым присоединена РК) расходов Учреждения, связанных с демонтажем, что привело к недопоступлению доходов в бюджет Санкт-Петербурга в общей сумме не менее 69 175,9 тыс. рублей в виде возмещения расходов на демонтаж РК.

Аналогично, СПб ГУП «ГЦРР» (СПб ГКУ «ГЦРПО») не приняты соответствующие меры по взысканию с владельцев РК расходов, связанных с демонтажем и хранением РК, срок действия договоров в отношении которых истек, в общей сумме не менее 2 668,8 тыс. рублей, что привело, в том числе к занижению доходов СПб ГУП «ГЦРР» и суммы чистой прибыли, полученной Предприятием в проверяемом периоде.

  1. В проверяемый период СПб ГКУ «ГРИ» заключены государственные контракты на уничтожение РК, по условиям которых средства, полученные от сдачи на вторичную переработку лома черных, цветных металлов и их сплавов, поступали в собственность исполнителей (или получатели данных средств не определялись), тем самым СПб ГКУ «ГРИ» была упущена возможность получения соответствующих доходов в сумме не менее 1 089,7 тыс. рублей (по 5 государственным контрактам) и, соответственно, пополнения бюджета Санкт-Петербурга на указанную сумму.

 

Также в ходе проведеного контрольного мероприятия были отмечены следующие нарушения и замечания:

  1. В нарушение ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Комитетом по печати не был соблюден срок утверждения схемы размещения РК на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъекта РФ или муниципальной собственности более чем на 3 месяца, что, в том числе повлекло несвоевременное проведение торгов на право установки и эксплуатации РК, а также недопоступление дополнительных доходов в бюджет Санкт-Петербурга в виде государственной пошлины за выдачу разрешений на право установки и эксплуатации РК, поскольку более 79,8 % данных конструкций в проверяемый период размещались без разрешений.

Так, в соответствии с законодательством схемы размещения РК обязаны были утвердить в срок до 01.01.2014. Фактически схема утверждена 17.04.2014. На основании распоряжения Комитета по печати были объявлены торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию РК в Санкт-Петербурге, которые по предписанию УФАС в августе 2014 года были аннулированы в связи с жалобами участников аукциона на нарушение порядка проведения аукциона. Кроме того, данная схема (в отношении отдельных позиций) на основании решения Санкт-Петербургского городского суда от июня 2015 года была признана недействующей. Схема размещения РК в новой редакции утверждена лишь 23.05.2017.

Таким образом, торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в Санкт-Петербурге проведены лишь 04.09.2017. При этом, в ходе анализа формирования лотов и договоров, заключенных с победителями проведенного конкурса, комиссией Контрольно-счетной палаты обращено внимание, что по отдельным лотам перечень рекламных мест сформирован с учетом ранее действовавших договоров с конкретным организациями.

 

  1. Нарушения при осуществлении государственных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц:

2.1. Приемка и оплата выполненных работ, оказанных услуг, несоответствующих условиям контракта, а именно, в нарушение ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ СПб ГКУ «ГРИ», СПб ГУП «ГЦРР» (СПб ГУП «ГЦРПО») приняты и оплачены работы, услуги не соответствующие условиям, предусмотренным техническими заданиями, локальными сметными расчетами к государственным контрактам, что повлекло в проверяемый период потери бюджета Санкт-Петербурга в общей сумме не менее 21 583,5 тыс. рублей, излишние расходы Предприятия в общей сумме не менее 163 622 тыс. рублей и, как результат, уменьшение суммы отчислений СПб ГУП «ГЦРР» части прибыли в доход бюджета Санкт-Петербурга в период 2015-2018 годы в общей сумме не менее 33 748 тыс. рублей, в том числе:

2.1.1. В общей сумме не менее 2 000 тыс. рублей – на оплату СПб ГКУ «ГРИ» и СПб ГУП «ГЦРР» не выполненных работ по ремонту нежилых помещений в здании, в котором они находятся;

2.1.2. В проверяемом периоде СПб ГУП «ГЦРР»  (СПб ГКУ «ГЦРПО») приняты и оплачены услуги на централизованное праздничное оформление Санкт-Петербурга, объем и качество которых не соответствует условиям заключенных государственных контрактов и договоров, что повлекло излишние расходы  СПб ГУП «ГЦРР»  (СПб ГКУ «ГЦРПО») на техническую подготовку праздничного оборудования на общую сумму не менее 162 612,4 тыс. рублей и уменьшение доходов Предприятия (уменьшение чистой прибыли Предприятия), и, как результат, уменьшение суммы отчислений СПб ГУП «ГЦРР» части прибыли в доход бюджета Санкт-Петербурга в общей сумме 33 748 тыс. рублей и в 2018 году потери средств бюджета Санкт-Петербурга в сумме 20 583,8 тыс. рублей.

2.1.2. В проверяемый период СПб ГКУ «ГРИ» приняты без замечаний и оплачены в полном объеме услуги по организации ответственного хранения и выдаче собственникам демонтированных РК и ОРИ, несоответствующие условиям контрактов.

2.2. Нарушения при обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта (договора) (НМКЦ), что повлекло потери средств бюджета Санкт-Петербурга в сумме не менее 1 000 тыс. рублей.

Так, в составе обоснования к электронным аукционам  на выполнение работ по текущему ремонту нежилых помещений при определении стоимости ремонтных работ СПб ГКУ «ГРИ» выбраны дорогостоящие материалы, при отсутствии каких-либо эксплуатационных и технических преимуществ и при возможности выбора более дешевого материала с аналогичными техническими характеристиками, либо такого же материала меньшей стоимостью. Так, в локальных сметных расчетах к указанным контрактам, а также в Актах о приемке выполненных работ практически ко всем материалам и отдельным работам в качестве основания определения цены указано «анализ рынка». Однако, в ходе проведения контрольного мероприятия документальное подтверждение проведенного анализа рынка с целью определения стоимости материалов, необходимых для проведения работ, не представлено. В ходе контрольного мероприятия комиссией Контрольно-счетной палаты проведен мониторинг цен материалов и работ, предусмотренных локальными сметными расчетами, и установлено, что стоимость данных материалов и работ по состоянию на 01.09.2018 составляла на 1 млн. рублей меньше.

Кроме того, при определении стоимости выполнения работ СПб ГУП «ГЦРР» исключены механизмы и материалы, предусмотренные территориальными единичными расценками, и заменены на более дорогостоящие, применение которых не меняет технологические и организационные схемы производства работ, что не соответствует требованиям Методики применения сметных норм, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2016 № 1028/пр, согласно которой сметные нормы корректировке не подлежат.

2.3. При формировании электронных аукционов на оказание услуг по аренде автомобилей с водителем НМЦК контрактов определена с завышением на 177,6 тыс. рублей.

 

  1. В ходе проведения контрольного мероприятия установлено неэффективное использование ресурсов в общей сумме 1 403,4 тыс. рублей, в том числе:

3.1. В общей сумме 731,5 тыс. рублей  – на оплату СПб ГКУ «ГРИ» услуг «по сканированию и сохранению листов документов в цвете», «вводу данных, полученных при сканировании, в электронную таблицу», «переносу данных электронного архива объектов для размещения информации в автоматизированную систему «Учет рекламных объектов и объектов для размещения информации» Государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Территориальная отраслевая региональная информационная система», при наличии аналогичных должностных обязанностей у сотрудников отделов Учреждения.

3.2. В сумме 671,9 тыс. рублей – на оплату компенсации вынужденного прогула сотруднику СПб ГКУ «ГРИ», уволенному с нарушением порядка, установленного ТК РФ.

3.3. Движимое имущество (праздничное оборудование) балансовой стоимостью не менее 28 772,9 тыс. рублей в течение длительного периода не используется по назначению, а именно, данное праздничное оборудование в период с 2016 года и на момент проведения контрольного мероприятия не использовались СПб ГУП «ГЦРР» (СПб ГКУ «ГЦРПО») для осуществления своих функций, а также для извлечения дополнительных доходов в бюджет от его использования (например, сдачи в аренду).

При этом СПб ГУП «ГЦРР» (СПб ГКУ «ГЦРПО») осуществляет расходы по оплате аренды нежилых производственно-складских помещений и земельных участков, на территориях которых находится (хранится), в том числе и неиспользуемое праздничное оборудование.

3.4. В сумме 1 950 тыс. рублей на оплату контрактов, заключенных СПб ГКУ «ГРИ» с ООО «АВИС-Сервис» на предоставление за плату во временное пользование сооружений (площадок), находящихся на закрытой охраняемой территории, тогда как в случае заключения Учреждением договора аренды с собственником территории расходы на арендную плату могли составить в сумме 800 тыс. рублей или на 1 950 тыс. рублей меньше фактически понесенных расходов, что свидетельствует о несоблюдении принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 БК РФ.

Кроме того, срок субаренды по контракту в 2018 году составлял 11 месяцев и истекал 31.12.2018, в то время как договор аренды между собственником склада и ООО «АВИС-Сервис» заключен сроком до 01.11.2018 или на 2 месяца ранее срока договора субаренды, что противоречит положениям ст. 615 ГК РФ.

 

3.5. Неэффективное использование СПб ГУП «ГЦРР» собственных денежных средств в общей сумме 9 003,5 тыс. рублей, что повлекло уменьшение доходов Предприятия и, как следствие, уменьшение чистой прибыли, что, в свою очередь, повлекло уменьшение суммы отчислений части прибыли в доход бюджета Санкт-Петербурга в проверяемый период в общей сумме не менее 2 081,5 тыс. рублей, а именно:

– в результате оплаты аренды открытой площадки, которая не использовалась, что было обусловлено несвоевременным проведением работ по расторжению контракта на аренду данной площадки, поскольку в период действия указанного контракта СПб ГУП «ГЦРР» утратило соответствующие полномочия, определенные договором поручения и доверенностью, срок действия которых истек 22.10.2017 и 23.11.2017, соответственно, а вывоз и утилизация рекламных конструкций в полном объеме с указанной площадки был осуществлен Предприятием в декабре 2017 года;

– на проведение оценки рыночной стоимости права на установку и эксплуатацию 145 рекламных конструкций, результаты которой не были использованы;

– на уплату штрафных санкций за нарушение порядка и сроков уплаты налогов и сборов в бюджеты Российской Федерации, правил дорожного движения, процентов за пользование чужими денежными средствами на основании решений суда, возмещения судебных расходов и издержек (государственной пошлины, оплаты представителя истца в суде.

 

  1. 4. В проверяемом периоде СПб ГУП «ГЦРР» произведены излишние расходы в общей сумме 883,8 тыс. рублей, что привело к уменьшению доходов Предприятия и, как следствие, уменьшение чистой прибыли, что, в свою очередь, повлекло уменьшение суммы отчислений части прибыли в доход бюджета Санкт-Петербурга в общей сумме 221 тыс. рублей, а именно, Предприятием произведены излишние расходы:

– на изготовление в 2017 году нового оборудования взамен поврежденного в рамках исполнения государственного контракта с Комитетом по печати по централизованному оформлению Санкт-Петербурга в период проведения Кубка Конфедераций 2017, тогда как согласно указанному контракту Предприятие обязано было обеспечить страхование оборудования. В результате отсутствия страхования элементов оформления, которые впоследствии были повреждены, Предприятием произведены расходы на изготовление нового оборудования в указанной сумме;

на выполнение работ по переносу световых консольных композиций в 2016 году, включая демонтаж, тестирование и монтаж световых композиций, вследствие несогласованности действий Предприятия при выполнении работ по централизованному оформлению Санкт-Петербурга к новогодним праздникам;

– в результате оплаты услуг по страхованию праздничного оборудования за период, на который действие страхования имущества не распространялось.

 

Кроме того, Комитетом и подведомственными учреждениями были допущены следующие нарушения:

  1. Нарушения порядка и условий оплаты труда и иных выплат сотрудникам СПб ГУП «ГЦРР» на общую сумму 5 851,1 тыс. рублей, а именно, в проверяемом периоде при увольнении сотрудников по соглашению сторон СПб ГУП «ГЦРР» произведены выплаты 33 сотрудникам денежной компенсации, не предусмотренной трудовыми договорами и локальными нормативными актами, регулирующими вопросы оплаты труда и расчетов с персоналом. Кроме того, денежная компенсация в связи с расторжением трудового договора не предусмотрена ТК РФ.

Кроме того, в проверяемом периоде директорам СПб ГУП «Городской центр размещения рекламы» выплачены ежемесячные денежные поощрения, надбавки к должностному окладу, квартальные премии на основании только договоров, заключенных с директорами Предприятия, которыми установлены фиксированные размеры указанных выплат, в отсутствие акта Председателя Комитета по печати, устанавливающего размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия работы, ежемесячного денежного поощрения, премии по результатам работы предприятия за квартал, и согласованного с вице-губернатором Санкт-Петербурга, контролирующим и координирующим деятельность соответствующего исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, предусмотренного п. 2-2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25.05.2005 № 779, что свидетельствует об отсутствии надлежащего внутриведомственного контроля со стороны Комитета по печати.

 

  1. Неосуществление Комитетом по печати бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных ст. 158 БК РФ, в части распределения бюджетных ассигнований по подведомственным получателям бюджетных средств, а именно, Комитетом по печати в 2018 году распределены СПб ГКУ «Городской центр рекламы и праздничного оформления» бюджетные ассигнования (в общей сумме 6 937,1 тыс. рублей) на навигационное обеспечение Санкт-Петербурга к проведению Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России, тогда как деятельность по информационному обеспечению города о социальных и иных объектах не относится к деятельности данного учреждения.
  2. Комитетом по печати допущено ненадлежащее осуществление полномочий исполнительного органа власти, осуществляющего координацию деятельности предприятия, в процессе осуществления реорганизации СПб ГУП «ГЦРР», поскольку в процессе преобразования Предприятия в Учреждение не была скоординирована деятельность по принятию решения в отношении имеющегося у Предприятия уставного фонда.
  3. Комитетом и учреждениями допущено нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, как со стороны Комитета, так и со стороны Учреждений.
  4. Ненадлежащее осуществление Комитетом по печати полномочий собственника имущества государственного унитарного предприятия (не были утверждены показатели экономической эффективности деятельности предприятия, не соблюдены сроки утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, не осуществлен анализ деятельности предприятия за 2014-2017г.г., в отчетах о деятельности предприятия были отражены некорректные сведения, при этом Комитетом данные отчеты были утверждены.
  5. Непринятие Комитетом по печати мер по координации деятельности подведомственных Комитету по печати СПб ГУП «ГЦРР» и СПб ГКУ «Городская реклама и информация» в части осуществления ими деятельности по уничтожению РК, а именно, несвоевременная разработка порядка уничтожения рекламных конструкций, демонтированных на основании предписаний Комитета по печати (утвержден только в 2015 году), и отсутствие порядка уничтожения объектов для размещения информации, что повлекло излишние расходы бюджета Санкт-Петербурга, выделенных СПб ГКУ «ГРИ» на организацию хранения РК и объектов для размещения информации на складах, которые за проверяемый период (по состоянию на 19.08.2018) составили в общей сумме не менее 33 615,9 тыс. рублей.
  6. На уровне подведомственных учреждений не урегулирован порядок реализации лома черных, цветных металлов (и их сплавов), полученного в результате уничтожения РК, что привело к заключению СПб ГКУ «Городская реклама и информация» и СПб ГУП «ГЦРР» государственных контрактов на уничтожение РК на различных условиях.
  7. Ненадлежащее исполнение Комитетом по печати функций по обеспечению сбора информации, содержащейся в автоматизированной системе, входящей в состав ТОРИС, что в отдельных случаях повлекло ее недостоверность на момент проведения контрольного мероприятия.
  8. Нарушение порядка ведения бухгалтерского учета (в части формирования учетной политики, требований к ведению регистров бухгалтерского учета, применению правил ведения бухгалтерского учета).
  9. Нарушения в сфере закупок:

– СПб ГКУ «ГРИ» в 2018 году осуществлены 4 закупки (на общую сумму 330,4 тыс. рублей) по проектированию и сдаче в эксплуатацию электроустановки узла учета электроэнергии неконкурентным способом определения поставщика (как закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика на сумму, не превышающую ста тысяч рублей), которые фактически дополняют друг друга и представляют собой единые комплексы работ, услуг, образуя единые сделки, искусственно раздробленные и оформленные разными самостоятельными договорами.

– нарушение порядка формирования, утверждения и ведения плана закупок, плана-графика закупок, порядков их размещения в открытом доступе;

– включение в документацию (извещение) о закупке требований к участникам закупки, приводящих к ограничению конкуренции;

– включение в документацию (извещение) о закупке
требований к объекту закупки, приводящих к ограничению конкуренции, в частности, излишние, взаимоисключающие и не выполнимые требования к описанию объекта закупки по выполнению ремонта в помещениях (к химическому составу и (или) технологии производства, об одновременном соответствии показателей товара значениям, предусмотренным техническими регламентами и стандартами, к характеристикам товаров,  которые при приемке этих товаров (работ, услуг) фактически не проверяемы и др.). При этом в документациях устанавливались требования к материалам, которые не использовались при производстве работ;

– нарушения при допуске (отказе в допуске) участников закупки, отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно, в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ Единой комиссией СПб ГУП «ГЦРР» приняты неправомерные решения по допуску заявок участников;

– несоблюдение требований к содержанию документации (извещения) о закупке;

– несоответствие контракта (договора) требованиям, предусмотренным документацией (извещением) о закупке, протоколам закупки, заявке участника закупки;

– непредставление, несвоевременное представление информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками и др.

 

По итогам проведенного контрольного мероприятия подрядчиком, осуществлявшим ремонтные работы в помещениях здания, в которых располагаются учреждения, были частично возмещены средства (на общую сумму 306,4 тыс. рублей), израсходованные на ремонт.

 

 

 

Аудитор                                                                                        Ю.Ю. Шутов