ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

Информация о результатах контрольного мероприятия в СПб ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы»

Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга в ходе проведения контрольного мероприятия «Выборочная проверка финансово-хозяйственной деятельности, законности использования собственности Санкт-Петербурга Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» и Комитета по здравоохранению в части соблюдения бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственного государственного учреждения за 2017-2018 годы и истекший период 2019 года» установлены следующие нарушения и замечания:

 

  1. 1. Нарушения в ходе формирования и исполнения бюджета:

1.1. В нарушение п. 4 ст. 69.2 БК РФ, Порядка формирования государственного задания и его финансового обеспечения, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2011 № 63:

  • Комитетом по здравоохранению объем финансового обеспечения выполнения государственного задания в 2017 и 2018 годах определен с превышением нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ), что привело к потерям средств бюджета Санкт-Петербурга.
  • Государственное задание на 2017 год сформировано Комитетом в отсутствие ведомственного перечня государственных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) автономными и бюджетными учреждениями Санкт-Петербурга, поскольку он утвержден Комитетом только в середине 2017 года распоряжением от 08.06.2017 № 183-р.
  • В результате выборочной проверки показателей, характеризующих объем оказываемых государственных услуг, указанных в Отчете о выполнении государственного задания за 2018 год, установлены несоответствия по количеству проведенных экспертиз, что свидетельствует об отсутствии со стороны Комитета по здравоохранению и начальника Бюро контроля за выполнением государственного задания.

 

1.2. Расходование бюджетными учреждениями средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на цели, не связанные с выполнением государственного  задания:

В нарушение ч. 1 ст. 78.1 БК РФ, ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2011 № 63 Учреждением в 2018 году в отсутствие утвержденного Комитетом государственного задания осуществлялась деятельность по проведению судебно-медицинских экспертиз для территориальных органов дознания, предварительного следствия, судов других регионов Российской Федерации на безвозмездной основе. Расходы на содержание штатной численности отдела сложных экспертиз и приобретение материальных ресурсов для проведения вышеуказанных судебно-медицинских экспертиз, финансировались за счет средств, поступивших из бюджета Санкт-Петербурга на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, тогда как государственным заданием на 2018 год установлено, что экспертизы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга проводятся только для территориальных органов дознания, предварительного следствия, судов Санкт-Петербурга. Согласно данным Журнала регистрации комиссионных судебно-медицинских экспертиз по материалам следственных и судебных дел отделом сложных экспертиз в 2018 году проведено не менее 138 исследований по материалам уголовных дел для территориальных органов дознания, предварительного следствия, судов других регионов Российской Федерации.

Таким образом, средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в 2018 году направлены на цели, не связанные с выполнением государственного задания, что привело к потерям средств бюджета Санкт-Петербурга.

 

1.3. Расходование бюджетными учреждениями средств субсидии на иные цели не в соответствии с целями ее предоставления:

1.3.1. В нарушение ст. 78.1 БК РФ, положений государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге», утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 № 553, п. 4 Порядка предоставления субсидии на иные цели от 30.06.2017 № 219-р, а также условий Соглашения от 16.01.2017 № 53п (с учетом дополнительного соглашения от 15.11.2017 № 70, средства субсидии на иные цели «Субсидия на приобретение немонтируемого оборудования и инвентаря для оснащения вводных объектов здравоохранения (целевая статья 0150010650)», целевым назначением которой являлось оснащение немонтируемым оборудованием и инвентарем вновь вводимых объектов здравоохранения (Новая четырехэтажная пристройка к зданию - «Блок-пристройка к зданию морга»), направлены в 2017 году Учреждением на приобретение оборудования для использования его в основном здании Бюро. До настоящего времени новое здание не введено в эксплуатацию.

Комитетом допущено ненадлежащее осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, выразившееся в отсутствии контроля за соблюдением Учреждением, как получателем субсидий на иные цели, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

 

  1. 2. Нарушения порядка и условий оплаты труда сотрудников государственных (муниципальных) органов, государственных (муниципальных) служащих, работников государственных (муниципальных) бюджетных, автономных и казенных учреждений:

2.1. В проверяемом периоде численность, предусмотренная штатными расписаниями Бюро, составляла менее 50 % от нормативной численности персонала, определяемой в соответствии с приказами Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 № 346н, от 09.06.2003 № 230. Нагрузка на одно физическое лицо составляла в целом по Учреждению 2,7 ставки. Наименее укомплектованы штаты по младшему медицинскому персоналу: в 2017 году – на 31,4 %, в 2018 году – на 29,7 %.

2.2. Показатели средней заработной платы в Бюро превысили целевые показатели, установленные Планом мероприятий в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»:

- в 2017 году – по врачебному персоналу на 25,2 %, по среднему медицинскому персоналу – на 16 %;

- за 9 месяцев 2018 года – по врачебному персоналу на 7,1 %, по среднему медицинскому персоналу – на 15 %.

Показатели средней заработной платы в Учреждении были ниже целевых показателей:

– по работникам, имеющим высшее фармацевтическое или иное высшее образование, предоставляющим медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг): в 2017 году – на 5,4 %, за 9 месяцев 2018 года – на 23,2 %;

– младшему медицинскому персоналу: в 2017 году – на 16 %; за 9 месяцев 2018 года – на 27,3 %.

Необходимо отметить, что в проверяемом периоде фонд начисленной заработной платы медицинских работников Учреждения за соответствующий отчетный период позволял обеспечить выполнение показателей Плана мероприятий по всем категориям персонала.

2.3. В нарушение приказа Минтруда России от 24.01.2014 № 33н  Учреждением нарушен порядок оплаты труда работников в результате установления коэффициента специфики работы за работу во вредных условиях труда персоналу по фактору вредности «Биологический» (подкласс 3.3) без документального подтверждения их работы во вредных и опасных условиях труда, что привело к необоснованным выплатам заработной платы отдельным сотрудникам Бюро (начальник бюро, заместитель начальника по экспертной работе, главная медицинская сестра, медицинские регистраторы и санитары общеучрежденческого персонала), и, соответственно, к потерям средств бюджета Санкт-Петербурга.

2.4. В нарушение п. 20 трудового договора от 29.10.2014, заключенного Комитетом с начальником Бюро Лобаном И.Е., согласно которому одним из условий осуществления выплат стимулирующего характера является обеспечение достижения установленных учреждению ежегодных значений показателей соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников учреждения со средней заработной платой в соответствующем субъекте РФ, при невыполнении Учреждением целевых показателей по средней заработной плате работников, председателем Комитета по здравоохранению принято решение о выплате премии руководителю Учреждения, что привело к потерям средств бюджета Санкт-Петербурга.

 

  1. 3. Нарушения при осуществлении государственных закупок:

3.1. Нарушение условий реализации контрактов, в том числе сроков реализации, включая своевременность расчетов по контракту:

В 2018 году Учреждением произведена оплата услуг по предоставлению автотранспорта (с водителем) в отсутствие подтверждающих исполнение контракта документов, являющихся основанием для оплаты, что привело к потере средств бюджета
Санкт-Петербурга и средств Учреждения.

3.2. Приемка и оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, несоответствующих условиям  договоров (контрактов):

  • В 2017 году Учреждением допущено неправомерное расходование средств субсидии на иные цели, поскольку в нарушение условий 6 договоров Учреждение осуществило приемку и оплату поставленного оборудования, без необходимого для его использования монтажа и ввода в эксплуатацию, что привело к потерям средств бюджета Санкт-Петербурга.
  • Подрядной организацией были предъявлены к оплате, а Учреждением приняты и оплачены работы, включая холодильное оборудование, непредусмотренное контрактом, и кроме того, приобретенное по завышенной стоимости, что привело к потере средств бюджета
    Санкт-Петербурга.
  • Фактическое выполнение работ по техническому обслуживанию оборудования, зданий и сооружений Учреждением не подтверждено, поскольку Технический журнал за 2017 год в Учреждении отсутствует, записи об обслуживании отдельного оборудования в Техническом журнале за 2018-2019 годы отсутствуют, в результате Учреждением осуществлена приемка и оплата невыполненных работ и неиспользованных материалов, что привело к потерям средств бюджета Санкт-Петербурга (СГЗ) и средств Учреждения.

Указанные факты свидетельствуют об отсутствии надлежащего контроля со стороны должностных лиц Учреждения за полнотой и качеством выполнения работ подрядными организациями, а также за расходованием средств бюджета Санкт-Петербурга и средств Учреждения на оплату услуг.

 

3.3. Нарушения при обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта (договора), цены контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком:

  • В результате включения в локальную смету на выполнение работ по ремонту холодильных камер морга для неопознанных трупов оборудования по завышенной стоимости и отдельных видов работ в завышенных объемах, начальная (максимальная) цена контракта в 2017 году была завышена, что привело к заключению договора по завышенной стоимости.
  • При определении НМЦК на выполнение работ эксплуатации и техническому обслуживанию зданий и сооружений (с учетом материалов) Учреждением не учтена реальная потребность в обслуживающем персонале и соответствующем объеме работ, что привело к необоснованному завышению НМЦК на указанные работы, к заключению контрактов по завышенной стоимости и к потерям средств бюджета Санкт-Петербурга (СГЗ) и средств Учреждения.
  • При обосновании и определении НМЦК на выполнение работ по обслуживанию медицинской техники, вследствие включения в расчет цены по договору с АО «Медтехника» объема услуг без учета эксплуатационных требований к обслуживанию оборудования и использование необоснованно завышенной стоимости ежемесячного обслуживания, Учреждением завышена НМЦК на указанные работы, что привело к заключению договора по завышенной стоимости и к потере средств Учреждения.
  • При обосновании и определении НМЦК на комплексное техническое обслуживание холодильного и технологического оборудования Учреждением в расчет НМЦК по 3 договорам включена стоимость технического обслуживания списанного с баланса технологического оборудования, а также неиспользуемого, неработающего и отсутствующего на балансе Учреждения холодильного оборудования, в результате чего НМЦК на указанные работы была завышена,  что привело к заключению договоров по завышенной стоимости и потерям средств Учреждения.
  • При определении НМЦК по 8 контрактам на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинского, лабораторного, технологического оборудования, эксплуатации и техническому обслуживанию зданий и сооружений Учреждением не учитывались положения Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, и предусмотренных положениями ч. 20 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ, поскольку при расчете применялась ценовая информация поставщиков, не содержащая расчет цены услуги.

Указанные нарушения свидетельствуют о несоблюдении должностными лицами Учреждения принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд и эффективность осуществления закупок, установленного ст. 12 Федерального закона
№ 44-ФЗ.

 

3.4. Несоблюдение требований, в соответствии с которыми оказание услуг (выполнение работ) для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта (договора):

В нарушение ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которому закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта, ч. 1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которой исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), услуги по охране зданий и помещений Учреждения оказывались Охранной организацией «Карелия» в период с 01.01.2018 до 09.01.2018 года без заключения договора. Договор Бюро от 20.02.2018 № 11/18, заключенный с ООО «Охранная организация «Карелия», содержит условие о распространении действия договора на отношения сторон, возникшие до заключения договора, а именно, с 01.01.2018 до 09.01.2018 года, что свидетельствует об оказании услуг в указанный период в отсутствие заключенного контракта.

Заключение контрактов (договоров) со сроком исполнения до даты заключения контрактов может привести к злоупотреблениям со стороны заказчиков при осуществлении закупок, противоречит основным принципам контрактной системы в сфере закупок, установленным ст. 6 Федерального закона № 44-ФЗ, и нарушает требования ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

  1. 4. В проверяемом периоде Комитетом по здравоохранению и Учреждением допущено неэффективное использование средств бюджета Санкт-Петербурга и средств Учреждения, а именно:
  • на приобретение медицинского оборудования, мебели и инвентаря, которое смонтировано, но не используется в рабочем процессе, срок гарантийного обслуживания указанного оборудования истек;
  • на предоставление Комитетом Учреждению субсидии на иные цели «Капитальный ремонт учреждений здравоохранения (целевая статья 0150010520)» на выполнение работ по проектированию капитального ремонта здания по адресу: Санкт-Петербург, Екатерининский пр., д. 10, лит. А, в середине декабря 2018 года. Вследствие несвоевременного выделения Комитетом по здравоохранению средств субсидии, проведение Учреждением процедуры закупки в 2018 году было невозможно. Средства субсидии в полном объеме не были исполнены и возвращены в бюджет Санкт-Петербурга.
  • на выплату денежной компенсации при увольнении руководителю Учреждения за неиспользованный отпуск (с начислениями), не запланированные Учреждением на 2018 финансовый год;
  • на выплату штрафов и пени в связи с несвоевременным осуществлением Учреждением обязательных платежей, платежей по государственным контрактам, а также в связи с нарушением законодательства.

 

  1. 5. В проверяемом периоде Учреждением осуществлялось взимание денежных средств с граждан за услугу «Консультативная помощь врачей специалистов в области судебной медицины по вопросам танатогенеза (процесса умирания) при острых, хронических заболеваниях, травмах и травматической болезни». Согласно Калькуляции, затраты на осуществление указанной услуги идентичны затратам на осуществление услуги «Исследование трупа», которая осуществляется в рамках государственного задания и финансируется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. В связи с чем, получить соответствующую информацию о причине смерти погибшего (умершего) родственники (или иные лица) могли на бесплатной основе.

Таким образом, оплата гражданами услуги «Консультативная помощь врачей специалистов в области судебной медицины по вопросам танатогенеза (процесса умирания) при острых, хронических заболеваниях, травмах и травматической болезни» является ничем иным как оплатой за срочность получения Медицинского свидетельства о смерти (с указанием причины смерти), которое выдается после вскрытия тела, и является необходимым документом для оформления Свидетельства о смерти, что повлекло нарушение гарантированных прав и материальное ущемление граждан.

  1. В нарушение п. 1.3. Положения о порядке организации предоставления платных медицинских услуг в СПб ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы», утвержденного начальником Бюро Лобаном И.Е. от 26.04.2016, согласно которому бесплатно судебно-медицинские экспертизы проводятся для правоохранительных и судебных органов Санкт-Петербурга, п. 1.6. указанного Положения, согласно которому правоохранительные и судебные органы других регионов России являются потребителями платных медицинских услуг, в проверяемом периоде отделом сложных экспертиз Учреждения для правоохранительных и судебных органов других регионов Российской Федерации на безвозмездной основе, без компенсации затрат проведено 212 экспертиз (в 2017 году – 74 экспертизы, в 2018 году – 138 экспертиз), расходы на проведение которых осуществлялись за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
  2. В результате проведения проверки объемов услуг, оказанных на рентгеновском комплексе, установлено, что в проверяемом периоде Учреждением недополучены доходы за проведение 194 рентгеновских исследований. Указанные факты свидетельствуют об отсутствии контроля со стороны руководителя Учреждения за организацией работы и полнотой поступления доходов от оказания платных услуг в Учреждении.
  3. 8. В нарушение ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» Бюро осуществляло медицинскую деятельность на базе моргов в 9 сторонних медицинских учреждениях в отсутствие лицензий на право осуществления медицинской деятельности.
  4. Учреждение в проверяемом периоде осуществило излишние расходы средств бюджета Санкт-Петербурга и средств, полученных Учреждением от приносящей доход деятельности, на возмещение коммунальных и эксплуатационных платежей по договорам с СПб ГБУЗ «Городская больница № 33» за безвозмездно предоставленные помещения площадью 287,4 кв. м, тогда как факт использования части предоставленных помещений площадью 141,5 кв. м в ходе контрольного мероприятия не подтвержден, что привело к потерям средств бюджета Санкт-Петербурга и средств Учреждения.

 

Кроме того, при проверке выявлены нарушения требований, предъявляемых к применению правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, к проведению инвентаризации активов и обязательств в случаях, сроках и порядке, а также к перечню объектов, подлежащих инвентаризации, а также грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, выразившееся в искажении любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов, в связи с чем в отношении главного бухгалтера Учреждения составлено 3 протокола об административном правонарушении. Материалы направлены мировому судье.

 

Отчет о результатах контрольного мероприятия СПб ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» направлен временно исполняющему обязанности Губернатора Санкт-Петербурга Беглову А.Д., председателю Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Макарову В.С., а также в правоохранительные органы Санкт-Петербурга для принятия мер реагирования в рамках компетенции.

 

 

Аудитор Палаты                                                               К.Г. Желудков