ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

Информация о результатах выборочной проверки финансово-хозяйственной деятельности, законности использования собственности Санкт-Петербурга Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Городское патологоанатомическое бюро» (далее - Бюро или Учреждение) и Комитета по здравоохранению в части соблюдения бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственного государственного учреждения за 2018-2019 годы и истекший период 2020 года

По результатам проверки установлены следующие нарушения:

 

  1. I. Нарушения Комитета по здравоохранению:
  2. Нарушение Комитетом по здравоохранению (далее – Комитет) порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями:

1.1. В нарушение ст. 69.2 БК РФ и Порядка формирования государственных заданий для государственных учреждений Санкт-Петербурга и порядка финансового обеспечения выполнения государственных заданий Комитетом нормативные затраты на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2018 год не утверждались, на 2019 год – утверждены с нарушением срока; в государственных заданиях Бюро на 2018, 2019 и 2020 годы по всем государственным услугам (работам) категории потребителей услуг Комитетом не определены; объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания Бюро на 2018 год установлен Комитетом в отсутствие утвержденных нормативных затрат, в мае и июне 2019 года размер субсидии увеличен Комитетом в отсутствие внесения изменений в размер нормативных затрат; объем финансового обеспечения выполнения государственного задания установлен на 2018 и 2019 годы с превышением базовых нормативов затрат, что привело к потерям бюджета Санкт-Петербурга.

1.2. Установленные Комитетом в государственных заданиях на 2018, 2019, 2020 годы по государственной услуге (работе) «Прижизненное исследование» объемные показатели «Количество исследований» фактически не соответствуют данным, отраженным в Отчетах о выполнении государственных заданий за 2018 и 2019 годы, в которых указывалось не количество исследований, а количество объектов биопсийного и операционного материала (кусочки органов и тканей). Таким образом, Комитетом неправомерно принимаются показатели государственного задания для расчета объема субсидии Бюро, поскольку базовые нормативы затрат утверждаются Комитетом по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга в расчете на одно исследование, а не на один объект исследования

  1. Нарушения в ходе исполнения бюджета:

2.1. Неосуществление Комитетом бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, а именно: в нарушение бюджетного законодательства в проверяемом периоде Комитетом не осуществлялись проверки исполнения Учреждением государственного задания,  проверки условий, целей и порядка предоставления субсидий на иные цели.

2.2. В 2019 году Комитетом допущено нарушение порядка определения объема и условий предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, выразившееся в разрешении к использованию в 2019 году остатка средств субсидии на капитальный ремонт за 2018 год в отсутствие принятых Учреждением обязательств по заключенным договорам.

                           II. Нарушения Бюро:

  1. Нарушения в ходе формирования и исполнения бюджета:

1.1. Нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными  учреждениями:

1.1.1. В нарушение требований п. 1 ст. 78.1 БК РФ, п. 2 Порядка предоставления субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Санкт-Петербурга на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в проверяемом периоде Бюро допущено расходование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на цели, не связанные с выполнением государственного задания, а именно, на оплату услуг по транспортировке биологического материала и тел умерших в морг по контрактам с ООО «Специализированное предприятие «Автобаза. Ритуальные услуги», что привело к потере средств бюджета Санкт-Петербурга, так как полномочия Бюро по организации транспортировки умерших из лечебных учреждений города, не имеющих моргов, в соответствующие подразделения Бюро, а также оплата данных расходов за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга не регламентированы, Уставом Учреждения данная деятельность не предусмотрена, государственное задание на осуществление работ (услуг) по транспортировке тел умерших в лечебно-профилактических учреждениях города, не имеющих моргов, в подразделения Бюро, Комитетом также не сформировано.

1.1.2. Выборочной проверкой показателей, характеризующих объем оказываемых государственных услуг, установлено несоответствие количества выполненных услуг, указанных в Отчетах о выполнении государственного задания за 2018 и 2019 годы, с данными Журналов регистрации поступления цитологического материала и выдачи результатов цитологических исследований, Журналов регистрации поступления биопсийного (операционного) материала и выдачи результатов прижизненных патолого-анатомических исследований, Журналов патолого-анатомических вскрытий. В Комитет Учреждением была предоставлена заведомо недостоверная информация, с целью сокрытия факта невыполнения показателей государственного задания, а именно:

1) В Отчете о выполнении государственного задания за 2019 год по услуге «Цитологическое исследование для диагноза (диагностическое)» необоснованно отражены данные о фактически не проведенных диагностических исследованиях в количестве 962 единицы, что привело к невыполнению государственного задания за 2019 год на 891 исследование. В ноябре и декабре 2019 года в отчетах, направленных заведующим цитологической лабораторией в экономический отдел, было уменьшено количество гормональных исследований по отношению к фактически зарегистрированным в журнале и увеличены диагностические исследования для выполнения производственных показателей плана.

2) В Отчете о выполнении государственного задания за 2019 год по государственной услуге «Прижизненное исследование (биопсия, операционный материал для установления диагноза и прогноза заболевания)» необоснованно отражены данные о проведенных патологоанатомических исследованиях, что привело к завышению отчетных показателей выполнения государственного задания на 62 134 исследования и к фактическому невыполнению государственного задания за 2019 год на 13 086 исследований.

Сотрудниками Бюро были исправлены данные в Протоколах исследований и в Журналах регистрации исследований, представленных в комиссию Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга (графа «количество объектов» по каждой строчке закрашена канцелярским корректором или заклеена бумагой, цифра 8 исправлена на 12 или на наклеенной сверху бумаге проставлена цифра 12, тогда как под наклеенной бумагой стоит цифра 8), с целью сокрытия факта невыполнения государственного задания по государственной услуге «Прижизненное исследование (биопсия, операционный материал для установления диагноза и прогноза заболевания)».

Приведенные факты указывают на совершение сотрудниками Бюро неправомерных действий, направленных на внесение в медицинские документы (Протоколы исследований) и отчетные документы (Журналы регистрации исследований) заведомо ложных сведений и исправлений, искажающих действительное содержание указанных документов, с целью увеличения числа объектов исследования биопсийного и операционного материала в Отчете о выполнении государственного задания.

Так как в Отчетах об исполнении государственного задания за 2019 год Учреждением отражены недостоверные данные и фактически государственное задание по показателям: «Цитологическое исследование для диагноза (диагностическое)», «Прижизненное исследование (биопсия, операционный материал для установления диагноза и прогноза заболевания)» не выполнено, субсидия на финансовое обеспечение выполнение государственного задания подлежит возврату в бюджет Санкт-Петербурга в объеме, который соответствует показателям государственного задания, которые не были достигнуты.

1.1.3. Часть запланированных расходов (удельных затрат Учреждения) на приобретение в соответствующем финансовом году основных средств, нематериальных активов, срок полезного использования которых составляет более 12 месяцев, включенных Комитетом в базовый норматив затрат Бюро на 2019 год, в отсутствие оснований и при существенно низкой оснащенности Учреждения оборудованием, предусмотренным Стандартом оснащения патологоанатомического бюро, Учреждение направило на выплату заработной платы, согласовав и утвердив изменения ПФХД Комитетом. Таким образом, в 2019 году был завышен размер предоставленной Бюро субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

1.1.4. Учреждением допущены неэффективные расходы средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на содержание цитологической лаборатории в результате неправомерного включения Комитетом в государственное задание Бюро оказания государственных услуг (выполнение работ) по «Цитологическому исследованию для диагноза (гормональное)», «Цитологическому исследованию для диагноза (диагностическое), так как в соответствии со ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ деятельность Бюро регламентирована только приказом Минздрава России от 24.03.2016 № 179н «О правилах проведения патолого-анатомических исследований», и в Приложении № 2 к Правилам организации деятельности патолого-анатомического бюро цитологическая лаборатория в его структуре не предусмотрена, функции по проведению цитологических исследований отсутствуют. Нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность Бюро в части проведения им цитологических исследований, не имеется.

1.2. Нарушение порядка определения объема и условий предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, а именно: в 2019 году Учреждением произведены неэффективные расходы средств бюджета Санкт-Петербурга и осуществлялось неэффективное использование государственного имущества, приобретенного за счет средств субсидии на иные цели «Субсидия на реализацию регионального проекта «Создание единого цифрового контура здравоохранения на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)», так как на момент проведения контрольного мероприятия приобретенное по контракту серверное оборудование не использовалось в производственном процессе Бюро, медицинская информационная система не функционирует в соответствии с критериями, определенными техническим заданием к контракту и требует доработки.

1.3. Нарушения порядка и условий оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений:

1.3.1. В проверяемом периоде наблюдается низкая укомплектованность штата физическими лицами: в 2018 году - 27,3 %, в 2019 году - 25,7 %, что свидетельствует о неэффективном планировании и расходовании средств бюджета Санкт-Петербурга, выделенных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Ни Комитетом по здравоохранению, ни руководством Бюро не реализованы мероприятия по внедрению систем нормирования труда и не приняты меры к оптимизации трудового процесса в Учреждении и рациональному использованию бюджетных средств.

1.3.2. Деятельность Бюро не соответствовала  Правилам проведения патолого-анатомических исследований, утвержденных приказом Минздрава России от 24.03.2016 № 179н, поскольку применяемое в Учреждении медицинское оборудование не соответствовало стандарту оснащения патологоанатомических отделений; при расчете штатного расписания не применялись рекомендуемые штатные нормативы, предусмотренные Правилами проведения патолого-анатомических исследований, в результате чего в 2018 году утвержденная начальником Бюро и согласованная Комитетом штатная численность врачебного персонала превысила рекомендуемые штатные нормативы на 33,5 ставки, младшего медицинского персонала - на 42,25 единицы, за 2019 год - 54 и 52 единицы, соответственно.

1.3.3. Информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в СПб ГАУ «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» размещалась Бюро не в полном объеме, и соответственно подбор специалистов на них не производился, что свидетельствует о незаинтересованности Учреждения в привлечении кадров.

1.3.4. Учреждением осуществлены неэффективные и необоснованные расходы на оплату труда, что привело к потерям средств бюджета Санкт-Петербурга в результате:

- осуществления медицинской деятельности по адресу: Санкт-Петербург, 2-я Березовая аллея, д. 3-5 в отсутствие лицензии на право ее осуществления;

- введения в нарушение Методики определения штатной численности работников государственных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга», в штатную численность Бюро 14 должностей врачей-патологоанатомов Консультативно-методического совета;

- отсутствия утвержденных норм труда по отдельным видам работ и рабочим местам работников Бюро и завышения фонд оплаты труда работников Бюро, необходимого для выполнения целевых показателей в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

- неправомерных выплат, не предусмотренных локальными актами по оплате труда (ежемесячных выплат дополнительной заработной платы в виде коэффициента эффективной деятельности врачам-статистикам; выплат персональных надбавок работникам АУП и АХЧ из средств, предназначенных к выплате медицинскому персоналу);

- нарушений требований Федерального закона № 402-ФЗ, поскольку к бухгалтерскому учету принималась информация из трудовых паспортов, имеющих многочисленные исправления, арифметические ошибки и содержащие недостоверные данные, что привело к необоснованным выплатам дополнительной заработной платы медицинскому персоналу Учреждения.

  1. Нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью:

2.1. При проведении обследований имущества структурных подразделений Бюро комиссией Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга установлено, что Бюро, не оказывая самостоятельно ритуальные услуги, позволяет коммерческим организациям и другим участникам похоронного процесса оказывать ритуальные услуги в помещениях, находящихся у Бюро в оперативном управлении или в безвозмездном пользовании по адресам: Большой пр. В.О., д. 85, лит. Г - Василеостровское централизованное патологоанатомическое отделение; ул. Костюшко, д. 2, лит. М - Южное межрайонное централизованное патологоанатомическое отделение. Ритуальная зона патологоанатомических отделений Бюро открыта для любых участников похоронного процесса. Сторонние лица, в том числе индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, используют помещения Бюро с целью осуществления предпринимательской деятельности и получения прибыли, оказывая услуги по подготовке тел умерших к процедуре прощания, без оформления договорных отношений и платы за пользование помещениями и имуществом Бюро, а также без оплаты компенсации за пользование коммунальными ресурсами.

2.2. В нарушение ч. 3 ст. 298 ГК РФ, в отсутствие правовых оснований, без заключения договорных отношений, Бюро предоставлены помещения сторонним организациям без согласования с собственником и наличия лицензии, а именно: в помещениях Учреждения осуществляют медицинскую деятельность сотрудники СПб ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» по адресам: Учебный переулок, д. 5, лит. Е –: (3 помещения общей площадью 32,2 кв. м.); ул. Академика Байкова, д. 16, лит. Д – (1 помещение площадью 10,7 кв.м.).

2.3. В ходе контрольного мероприятия комиссией Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга установлено неэффективное использование государственного имущества, а именно:

  • с июля 2019 года и на момент проведения проверки часть помещений структурного подразделения Центральное централизованное патологоанатомическое отделение, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 6, лит. А., не используется, прием тел умерших не осуществляется, помещения в аренду не сдаются, ремонтные работы также не проводятся;
  • c июня 2018 года и на момент проверки не используется здание кустовой радоновой лаборатории по адресу: Санкт-Петербург, ул. Красина, д. 10, лит. Е, при этом Бюро расходует средства на теплоснабжение здания, что привело в 2018 и 2019 годах к неэффективным расходам средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оплату коммунальных услуг;
  • в течение 5 лет, в отсутствие контроля со стороны Комитета по здравоохранению и Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга не используется собственность Санкт-Петербурга: здание площадью 476,6 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, пр. Елизарова, д. 32, лит, переданного Учреждению в декабре 2014 года. 
  1. 3. При проверке установлены нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок:

- нарушения при обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта в результате применения ценовой информации поставщиков, не содержащей расчетов цены услуги на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию и аварийному ремонту зданий, их элементов, инженерных систем и оборудования;

- приемка и оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, не соответствующих условиям контрактов, что привело к потерям средств бюджета Санкт-Петербурга (оплата за одни и те же виды аварийных работ и их объемы, приняты и оплачены работы по ремонту фасада на площади 140 кв.м вместо 67 кв.м, подписание акта об исполнении контракта и оплата по контракту на оказание услуг по модернизации медицинской информационной системы до завершения 4 этапа оказания услуг «Опытная эксплуатация);

- нарушение порядка формирования комиссии по осуществлению закупок;

- неразмещение в 2018 году акта сдачи-приемки товара, являющегося  документом, подлежащему обязательному опубликованию в Единой информационной системе;

- нарушение условий реализации контрактов (договоров), в том числе сроков реализации, включая своевременность расчетов по контракту (договору), а именно: оплата контракта на поставку медицинского инструмента, произведена Учреждением с нарушение срока на 12 календарных дней;

- неприменение мер ответственности по контракту (договору) (отсутствуют взыскания неустойки (пени, штрафы) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя): Учреждением в 2018 году не приняты меры по взысканию пени по контракту на поставку медицинского инструмента, поскольку поставка осуществлена на 9 календарных дней позже срока, установленного контрактом.

Прочие нарушения:

4.1. В нарушение ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в отсутствие лицензии на право осуществления медицинской деятельности Учреждение в 2020 году осуществляет медицинскую деятельность по адресу: Санкт-Петербург, 2-я Березовая аллея, д. 3-5.

4.2. Учреждение в проверяемом периоде недополучало доходы, вследствие отказа от осуществления одного из видов деятельности, приносящей доход, и предусмотренной Уставом, а именно, подготовку тел умерших к погребению; непринятие Бюро своевременных мер по взысканию просроченной дебиторской задолженности.

4.3. Нарушение порядка формирования и исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетным учреждением:

Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга в ходе проведения в 2014 году выборочной проверки законности, эффективности и целевого использования средств бюджета и собственности Санкт-Петербурга Бюро за 2012-2013 годы были также установлены многие из вышеуказанных нарушений, что свидетельствует о невыполнении Плана мероприятий со стороны Комитета по здравоохранению в части устранения и недопущения нарушений, выявленных в 2014 году.

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен Губернатору Санкт-Петербурга Беглову А.Д., председателю Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Макарову В.С., а также в правоохранительные органы Санкт-Петербурга для принятия мер реагирования в рамках компетенции.

 

 

Начальник инспекции № 4                                              Н.М. Андреева