ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

Информация о результатах выборочной проверки законности, эффективности и целевого использования средств бюджета и собственности Санкт-Петербурга Санкт-Петербургским государственным бюджетным образовательным учреждением начального профессионального образования «Профессиональный реабилитационный лицей» за 2012 год и истекший период 2013 года

В период с 05.12.2013 по 25.12.2013 г. проведена выборочная проверка законности, эффективности и целевого использования средств бюджета и собственности Санкт-Петербурга Санкт-Петербургским государственным бюджетным образовательным учреждением начального профессионального образования «Профессиональный реабилитационный лицей» за 2012 год и истекший период 2013 года.


В ходе проверки установлены следующие нарушения:

1. Факты причинения материального ущерба:
•    государству, в лице его субъекта Санкт-Петербурга, в том числе:
-   в результате оплаты фактически не выполненных работ;
- в результате приобретения Учреждением оборудования, не соответствующего по комплектации и характеристикам спецификации к договору, по завышенным, по сравнению с существующими на рынке предложениями, ценам;
- в результате недопоступления в 2013 году в бюджет Санкт-Петербурга доходов в виде подоходного налога;
•    Учреждению, в том числе:
- в результате безвозмездного использования недвижимого имущества Санкт-Петербурга, находящегося в оперативном управлении у Лицея, сторонней организацией, без оформления в установленном порядке договорных отношений;
- в результате неправомерного списания дизельного топлива на основании данных путевых листов, содержащих недостоверные сведения о пробеге автомобиля.

2. Факты нецелевого расходования средств бюджета Санкт-Петербурга, в том числе:
- предусмотренных в 2012-2013 годах на выполнение государственного задания по оказанию государственных услуг, - на оплату за потребленные коммерческими организациями коммунальные услуги;
- предусмотренные на оплату труда штатных сотрудников на основе трудовых договоров (контрактов) в соответствии с трудовым законодательством, были направлены на оплату услуг, оказанных по гражданско-правовым договорам оказания услуг,
что не соответствует целям выделения указанных средств и, согласно положениям ст. 306.4 БК РФ, является их нецелевым использованием.

3. Неправомерного расходования средств бюджета Санкт-Петербурга, в том числе:
- на выплаты, не предусмотренные локальными актами по оплате труда;
- на выплаты дополнительной заработной платы за совмещение профессий и увеличение объема работ по должностям, отсутствующим в штатном расписании;
- на выплату материальной помощи учащимся, не предусмотренной Положением о порядке организации питания в Лицее;
- на выплату материальной помощи учащимся, не предусмотренной Положением о стипендиальном обеспечении и иных мерах материальной поддержки обучающихся Лицея.
- на выплату заработной платы (с начислениями) сотруднику, неправомерно принятому на должность медицинского брата.

4. В результате нарушения должностными лицами требований:
- постановления Правительства Санкт-Петербурга № 1431 «Об обеспечении стипендиями и иными мерами материальной поддержки обучающихся и студентов государственных образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга», устанавливающих определенные размеры государственных академических и социальных стипендий, в отсутствие надлежащего контроля со стороны Комитета за деятельностью Учреждения, учащиеся и выпускники не получили средства в виде выплат академических и социальных стипендий;
- постановления Правительства Санкт-Петербурга от 31.07.2009 № 883 «О стоимости питания, предоставляемого на льготной основе в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» об установлении с 10.01.2012 определенной стоимости предоставляемого на льготной основе обеда школьникам и учащимся профессиональных училищ, учащимся Лицея в 2012 году за период с января по июнь не выплачена дотация на питание, в том числе выпускникам, которые закончили обучение в июне 2012 года.
В результате были нарушены права учащихся Лицея - инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, и причинен им материальный ущерб.

5. В результате бездействия Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, средства субсидии из бюджета Санкт-Петербурга, предусмотренные на оказание государственных услуг по определенным профессиям, были направлены на реализацию дополнительной образовательной программы «Оператор ЭВМ», не предусмотренной в государственном задании, в отсутствие законных оснований.

6. В отсутствие контроля со стороны руководства Лицея за надлежащим выполнением должностными лицами Учреждения своих должностных обязанностей, приняты и оплачены материальные ценности с индивидуальными параметрами (размерами, комплектацией, техническими характеристиками и т.д.), не соответствующими спецификациям к договорам, и, соответственно, стоимостям, указанным в них.
В результате, при использовании средств субсидии из бюджета Санкт-Петербурга на оплату поставок материальных ценностей не были достигнуты заданные результаты - приобретение товаров с определенными техническими характеристиками и потребительскими свойствами.

7. В результате формального подхода сотрудников Лицея к возложенным на них обязанностям по проведению инвентаризации, были нарушены требования ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и приказа Министерства Финансов от 13.06.1995 № 49 «О б утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

8. Выявлены объекты мультимедийной и компьютерной техники, которые не используются в учебно-производственном процессе (хранится на складе от полугода до полутора лет), что свидетельствует об отсутствии потребности в нем и, соответственно, о неэффективном расходовании средств бюджета Санкт-Петербурга на его приобретение и, соответственно, несоблюдения принципа эффективности расходования бюджетных средств, установленного ст. 34 БК РФ.
Кроме того, в соответствии с условиями договоров на поставку указанной техники гарантийный срок, в основном, установлен - 1 год, т.е. по отдельным наименованиям гарантийный срок уже истек, а по остальным истечет в марте-мае 2014 года, в связи с чем сокращается срок возможного предъявления претензий или обмена товара в случае выявления дефектов или неисправностей.

9. Директором Лицея Пономаревым А.В. превышены должностные полномочия по распоряжению вверенным ему имуществом, а именно: приобретенные за счет средств бюджета Санкт-Петербурга материальные ценности для целей осуществления учебно-производственного процесса, переданы, по его устному распоряжению, в личное пользование сотрудникам административно-управленческого аппарата Учреждения.

10. Факт нецелевого использования оборудования - многофункциональное массажное кресло, приобретенное за счет средств субсидии из бюджета Санкт-Петербурга на выполнение государственного задания для целей проведения восстановительно-релаксационных процедур для учащихся Лицея, установлено в комнате отдыха директора Лицея Пономарева А.В.

11. Приемка товаров осуществлялась Лицеем в отсутствие документов, подтверждающих их качество и безопасность эксплуатации (сертификатов и (или) деклараций о соответствии), что свидетельствует о ненадлежащем выполнении должностными лицами Учреждения своих должностных обязанностей, в том числе по обеспечению безопасности пребывания контингента в учреждении и предупреждению возникновения угрозы здоровью учащихся.

12. Руководителем государственного бюджетного учреждения Пономаревым А.В. несмотря на некачественное выполнение работ по ремонту фасада здания Лицея, произведена оплата работ, что является неэффективным расходованием средств бюджета Санкт-Петербурга и нарушением принципа эффективности расходования бюджетных средств, установленного ст. 34 БК РФ.

13. При эксплуатации транспортных средств Лицеем допущены многочисленные нарушения, в частности:
- требований ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ         «О безопасности дорожного движения» об организации и проведении юридическими лицами, осуществляющими перевозки автомобильным транспортом, предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Медицинский осмотр водителей в 2012-2013 годах не проводился.
В представленных путевых листах содержится недостоверная информация о прохождении водителями предрейсового медицинского осмотра, в то время как указанные осмотры не проводились и не могли проводиться на законных основаниях в отсутствие лицензии.
- требований п. п. 7.4. Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения», согласно которым эксплуатация автомобилей с неисправным спидометром запрещена. Лицеем для перевозки учащихся эксплуатировался автомобиль с неисправным спидометром.
Эксплуатация автомобиля с неисправным спидометром, а также допуск к управлению автомобиля лиц, не прошедших медицинский осмотр, является нарушением действующего законодательства и создает угрозу жизни учащихся Лицея и безопасности дорожного движения.

14. В нарушение требований п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», об оформлении каждого факта хозяйственной операции первичным учетным документом, должностными лицами Лицея при учете и списании ГСМ кассовые чеки, т.е. оправдательные документы, подтверждающие произведенные расходы, не представлялись.

15. В нарушение требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего ведение кассовых операций: п. 167 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» и Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 359:
- прием наличных денежных средств от физических лиц производился преподавателем адаптивной физической культуры Лицея без выдачи покупателям услуг кассового чека (кассовый аппарат в спортивном зале отсутствовал) или бланка строгой отчетности - абонемента, приравненного к кассовому чеку, и без оформления приходных кассовых ордеров;
- бухгалтером-кассиром, в отсутствие оснований - договоров на оказание платных услуг, реестров сдачи документов уполномоченными лицами, с приложением квитанций (копий), оформленных с физическими лицами, принимались денежные средства за оказание платных услуг по проведению занятий по настольному теннису, полученные за реализацию продукции, созданной учащимися в период производственных занятий в производственных мастерских, за пошив швейных изделий (по заказам) и от продажи рассады.

Установленные факты возмездного оказания услуг по обучению настольному теннису в отсутствие заключенных в установленном порядке договоров на оказание услуг, несоблюдения требований действующего законодательства по осуществлению кассовых операций, свидетельствуют об отсутствии надлежащего контроля со стороны должностных лиц Лицея и Комитета за осуществлением приносящей доход деятельности, что создает возможности для различного рода правонарушений. 

16. Недвижимое имущество Санкт-Петербурга, находящееся в оперативном управлении у Лицея, директором Лицея Пономаревым А.В. было передано сторонней организации в безвозмездное пользование, без оформления в установленном порядке договорных отношений.
Допущенное директором Лицея неправомерное использование имущества, находящегося у Лицея в оперативном управлении, является грубым нарушением его должностных обязанностей, за которое он, согласно положениям п.п. 6.4 Устава, несет персональную ответственность, и свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны Комитета за деятельностью подведомственного Учреждения.

17. Лицеем за проверяемый период были неправомерно получены доходы от видов деятельности, не предусмотренных Уставом, а именно: за переплет архивных дел, от реализации продукции, созданной учащимися в период производственных мастерских Учреждения; за пошив швейных изделий (по заказам), за проведение тренировок по настольному теннису; от продажи рассады.

Руководитель комиссии - начальник инспекции Е.Н. Кошелева