Победа! 75 лет – официальный сайт

ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

Информация о результатах выборочной проверки эффективности деятельности, законности использования собственности Санкт-Петербурга Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием «Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства» за 2011-2013 годы и истекший период 2014 года

В период с 08 сентября 2014 года по 03 ноября 2014 года Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга было проведено контрольное мероприятие предметом, которого являлась оценка эффективности деятельности, законности использования собственности Санкт-Петербурга Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием «Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства» (далее - Предприятие или ГУП ВЦКП) за 2011-2013 годы и истекший период 2014 года.

В ходе проведения контрольного мероприятия было установлено следующее.

1) Предприятие создано для обеспечения эффективного функционирования сферы жилищно-коммунального хозяйства Санкт-Петербурга путем информационно-вычислительного обслуживания, программного обеспечения организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, ресурсоснабжающих организаций, организаций, оказывающих жилищные и прочие услуги, связанные с управлением многоквартирными домами.
Между тем, оказываемые Предприятием услуги не эксклюзивны, т.к. на функционирующем рынке подобные услуги предлагаются и иными хозяйствующими субъектами. Жилищному комитету предлагалось оценить целесообразность деятельности Предприятия и возможность его реорганизации путем преобразования в юридическое лицо иной организационно-правовой формы, однако предложение Палаты об оптимизации работы в части передачи полномочий по приему заявлений граждан на предоставление мер социальной поддержки многофункциональным центрам Санкт-Петербурга, начислению и выплате гражданам средств, предназначенных на социальную поддержку отдельных категорий граждан - государственному казенному учреждению «Городской информационно-расчетный центр», подведомственному Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга, которое, в соответствии с предусмотренными Уставом функциями, способно осуществлять те же полномочия по обеспечению социальной защиты отдельных категорий граждан, что и Предприятие, учтено не было.

2) Отдельные положения Устава Предприятия продолжали не соответствовать требованиям действующего законодательства, а именно:
- п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ в части отсутствия в Уставе Предприятия основной цели деятельности - получение прибыли;
- ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в части невнесения в Устав Предприятия изменений, в связи с совершенствованием действующего законодательства, исключающих из видов деятельности Предприятия ряд функций.
3) Деятельность Предприятия в части организации сбора, учета и обработки поступивших платежей, а также организации расчетов с управляющими, ресурсоснабжающими организациями и организациями, оказывающими жилищные и прочие услуги, связанные с управлением многоквартирным домом, за исключением услуг оказываемых ОСЖ, с применением агентских договоров, не соответствует обязательным для сторон требованиям действующего законодательства, а именно:

- Жилищному кодексу РФ (далее - ЖК РФ) в части осуществления взаимоотношений Предприятия с управляющими организациями, объединениями собственников жилья по получению средств населения в оплату жилищных, коммунальных и прочих услуг по агентским договорам в рамках гражданских правоотношений, несмотря на установленный ст. 4 ЖК РФ перечень отношений, регулируемых жилищным законодательством, в состав которого входит внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплата взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. При этом ЖК РФ определен закрытый перечень получателей платежей населения, основу которого составляют управляющие организации. Расчетно-вычислительные и иные расчетно-кассовые центры по приему и перечислению платежей населения за жилищные и коммунальные услуги в данный перечень не входят;
- ч. 4 ст. 37 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» в части исполнения обязательств нанимателя или собственника жилого помещения по оплате работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальным услугам перед исполнителем таких работ и услуг в размере внесенных денежных средств, несмотря на возникновение таких обязательств только при перечислении денежных средств исполнителю, либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, а не Предприятию, которое вышеперечисленными лицами не является;
- Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а именно:
- п. 69 в части указания Предприятием в платежных документах «Счет» вместо номера банковского счета и банковских реквизитов исполнителя услуг номера банковского счета ГУП ВЦКП (с указанием счетов исполнителей услуг (управляющих организаций) только как справочной информации);
- п. 70 в части включения Предприятием сумм пени за несвоевременную оплату жилищных и коммунальных услуг в платежный документ «Счет» вместе с суммами текущих платежей, а не в отдельный документ, направляемый потребителю.
4) Предприятием не было обеспечено выполнение ряда экономических показателей деятельности, утвержденных Комитетом, а оценка ряда показателей финансово-хозяйственной деятельности в проверяемый период свидетельствует об имеющихся недостатках в деятельности Предприятия и прямой зависимости от бюджетного финансирования.
5) Предприятием были допущены:
- излишние расходы в результате осуществления затрат на содержание не используемых более 2 лет помещений 5 пунктов приема населения по адресам: Санкт-Петербург, Придорожная аллея, д. 11, ул. Варшавская, д. 29, к. 3, пр. М. Тореза, д. 34 а, ул. М. Посадская, д. 20, ул. 7-я Красноармейская, д. 19. Предложение о передаче Санкт-Петербургу данных объектов недвижимого имущества оформлено Предприятием только 21.03.2013;
- неправомерные расходы в результате денежных выплат в форме ежемесячного денежного поощрения и персональной надбавки генеральному директору Предприятия Коновалову А.В. в отсутствие согласования: с вице-губернатором Санкт-Петербурга, контролирующим и координирующим жилищно-коммунальную сферу, за январь-июль 2011 года и Губернатором Санкт-Петербурга, соответственно.
6) Были установлены нарушения ряда требований и положений:
- Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части выбора кредитных организаций на обслуживание расчетных счетов Предприятия без проведения конкурсных процедур, поскольку приобретение товаров (работ, услуг) у 1 поставщика по договорам, заключенным до 01.01.2013, без соблюдения требований, установленных Законом № 223-ФЗ, что является нарушением, за которое Предприятие может быть привлечено к административной ответственности по ст. 7.32.3 КоАП РФ. Положением о закупках для нужд Предприятия, осуществление закупок услуг по расчетно-кассовому обслуживанию в форме закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) было принято только с 2013 года;
- п. 3.2 Положения о порядке осуществления контроля за деятельностью государственных унитарных предприятий Санкт-Петербурга и государственных учреждений Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 № 107 в части несогласования финансового плана Предприятия на 2012 год с Жилищным комитетом.
7) До настоящего времени отсутствует правовое регулирование в части реализации проекта договора между ГУП ВЦКП и некоммерческой организацией «Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», предусматривающего расчет и включение взносов на капитальный ремонт и процентов за просрочку уплаты взносов в подготавливаемые Предприятием платежные документы. Указанные действия, в соответствии с п. 1 ст. 171 ЖК РФ, возможны только в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, который в Санкт-Петербурге не принят.

Руководитель комиссии Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга - начальник инспекции В.Ю.Данилов