Победа! 75 лет – официальный сайт

ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

Информация о результатах выборочной проверки законности, эффективности и целевого использования средств бюджета и собственности Санкт-Петербурга СПб ГУП «Продовольственный фонд» за 2013-2014 годы

В ходе выборочной проверки законности, эффективности и целевого использования средств бюджета и собственности Санкт-Петербурга СПб ГУП «Продовольственный фонд» (далее – Предприятие) установлено, что Предприятие не обеспечивает достижение поставленных перед ним задач, таких как: развитие, регулирование, стабилизация рынка сельскохозяйственной продукции и обеспечение продовольственной безопасности населения Санкт-Петербурга.

Фактически деятельность Предприятия заключается в закупке, хранении, производстве и реализации лишь товаров зерновой группы, между тем в Доктрине продовольственной безопасности РФ рассматриваются и другие товары: мясо, сахар, растительное масло, молоко, рыба, картофель, соль. Мощности мукомольного производства Предприятия обеспечивали только 15 % от общего спроса на муку хлебозаводов Санкт-Петербурга, что явно недостаточно для регулирования и стабилизации рынка. Ежегодное выделение Предприятию субсидий из бюджета Санкт-Петербурга позволяло Предприятию извлекать прибыль и не отражалось на уровне цен на хлебобулочные изделия. Предприятие осуществляет реализацию муки производителям хлебобулочных изделий по рыночным ценам, не производит хлеб, не имеет розничных магазинов, а потому не обладает реальными возможностями влияния на розничные цены на хлеб, в то время как целью Доктрины продовольственной безопасности РФ является гарантия физической и экономической доступности пищевых продуктов для населения. Перечисленные обстоятельства позволили сделать вывод о том, что деятельность ГУП «Продовольственный фонд» в существующем формате по достижению уставных целей деятельности не эффективна.

Необходимым условием для влияния на розничные цены на хлеб является наличие инфраструктуры, позволяющей осуществление полного цикла операций, начиная от закупки зерна – производства муки – изготовления хлебобулочных изделий – до продажи хлебобулочных изделий.

В связи с этим, выделение Предприятию и Комитету по строительству бюджетного финансирования, планируемого в Государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы», не принесёт должного эффекта в решении вопросов регулирования продовольственного рынка и обеспечения продовольственной безопасности населения Санкт-Петербурга.

В 2013, 2014 годах Предприятие не имело в наличии запаса зерна Регионального продовольственного фонда (далее – РПФ) в объёмах, установленных Правительством Санкт-Петербурга.

В результате совместной инвентаризации Предприятия и ЗАО «ПЕТЕРБУРГЗЕРНОПРОДУКТ» (хранитель зерна РПФ) установлена недостача пшеницы в количестве 9 557,3 тонн на сумму 71 398,4 тыс. рублей (без учёта НДС), что ориентировочно составляет 135 железнодорожных вагонов-зерновозов.

Проверка показала, что у ЗАО «ПЕТЕРБУРГЗЕРНОПРОДУКТ» и раньше имелись возможности для проведения инвентаризаций зерна РПФ на элеваторе, однако в нарушение требований действующего законодательства генеральный директор ЗАО «ПЕТЕРБУРГЗЕРНОПРОДУКТ» не обеспечивал проведение обязательных инвентаризаций зерна, в том числе при неоднократной смене материально-ответственных лиц.

В нарушение действующего порядка Предприятие необоснованно списало 27,5 тонн зерна пшеницы на сумму 186,7 тыс. рублей, хранившегося в ООО «Ершовский элеватор».

Проверкой установлено, что в документах, послуживших основанием для выделения бюджетных средств, Предприятию была указана цель финансирования - приобретение Санкт-Петербургом у ОАО «Мукомольный комбинат «Невская мельница» комплекса мукомольного производства. Однако установленная цель не была достигнута, между тем, Предприятием израсходованы поступившие из бюджета Санкт-Петербурга денежные средства в общей сумме более 326 млн. рублей на приобретение акций ЗАО «Мукомольный комбинат «Невская мельница» и ЗАО «ПЕТЕРБУРГЗЕРНОПРОДУКТ». В связи с этим, в настоящее время Предприятие вынуждено осуществлять производство муки в зданиях, арендуемых у ОАО «Мукомольный комбинат «Невская мельница».

Проверкой выполнения мероприятий Долгосрочной целевой программы Санкт-Петербурга «Модернизация мельничного производства на базе СПб ГУП «Продовольственный фонд» на период до 2015 года» установлено, что в 2008-2014 годах Предприятием произведены расходы бюджетных средств в общей сумме более миллиарда рублей, однако ни одно из 5 мероприятий Программы так и не было выполнено Предприятием в полном объёме, а строительство мукомольного комплекса даже не начиналось. Кроме того, за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга, выделенных на выполнение Программы, Предприятием в 2013 году израсходовано 650 млн. рублей на реализацию мероприятий, не предусмотренных Программой.

В 2010 году Предприятие инициировало сделку по приобретению мукомольного оборудования, в то время, когда у Предприятия отсутствовали финансовые ресурсы для этой закупки и строительная готовность для монтажа приобретаемого оборудования. В нарушение Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Предприятие заключило крупную сделку с Бюлер АГ по приобретению оборудования для модернизации мельничного производства на сумму 17 108 тыс. евро, не согласованную с вышестоящим комитетом. В нарушение требований контракта, закупленное мукомольное оборудование длительное время хранится в экспортной упаковке, срок действия гарантии на оборудование уже истёк и не был продлён Предприятием. Предприятие несёт расходы на охрану и хранение оборудования, которые составили около 18 млн. рублей.

В нарушение положений Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Предприятие без согласования с вышестоящим комитетом приняло решение о совершении крупной сделки на сумму более 31 млн. рублей, заключив договор аренды нежилых помещений с ОАО «Мукомольный комбинат «Невская мельница».

В нарушение положений Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в отсутствие обязательных согласований с собственником имущества в проверяемый период Предприятие совершило 17 сделок с ЗАО «ПЕТЕРБУРГЗЕРНОПРОДУКТ» на общую сумму более 166,5 млн. рублей, в совершении которых имелась заинтересованность руководителя унитарного предприятия.

Предприятие, являясь единственным акционером ЗАО «ПЕТЕРБУРГЗЕРНОПРОДУКТ», не выступило с инициативой о ликвидации Общества, между тем, в случае своевременной ликвидации Общества, Предприятие могло бы избежать в 2013, 2014 годах осуществления расходов в общей сумме не менее 63,6 млн. рублей на хранение зерна, аренду недвижимого имущества и на оплату труда совместителей.

В ходе контрольного мероприятия выявлены и другие нарушения действующего законодательства, отраженные в отчёте Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга, который направлен в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, в прокуратуру Санкт-Петербурга, Губернатору Санкт-Петербурга, вице-губернаторам Санкт-Петербурга и председателям комитетов, курирующим соответствующие сферы деятельности, для рассмотрения отчета и осуществления в пределах своей компетенции мер по устранению выявленных нарушений. Под руководством вице-губернатора Санкт-Петербурга Мовчана С.Н. проведено рабочее совещание, на котором обсуждены итоги контрольного мероприятия.