Победа! 75 лет – официальный сайт

ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

Информация о результатах выборочной проверки финансово-хозяйственной деятельности Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы» за 2012-2013 годы и истекший период 2014 года

Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга в период с 24.10.2014 по 30.01.2015 проведено контрольное мероприятие «Выборочная проверка финансово-хозяйственной деятельности Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы» за 2012-2013 годы и истекший период 2014 года».

Установлены следующие нарушения:

1. Факты причинения ущерба

  • государству, в лице его субъекта Санкт-Петербурга:

- в результате оплаты конструктивных элементов вентиляционной системы пищеблока по завышенным ценам;

- в результате ненадлежащего выполнения должностными лицами СПб ГБОУ «Стройкомплект» своих должностных обязанностей по проверке исполнительных смет и актов о приемке выполненных работ, а также по осуществлению технического надзора за производством работ, подрядной организацией ООО «ТВК-инжиниринг» были предъявлены к оплате, а Учреждением в 2014 году оплачены работы по завышенной стоимости;

- в результате списания в 2014 году по истечении срока годности приобретенных Больницей и невостребованных донорами продуктов;

- из-за списания отбракованной по истечении срока годности 291,3 л свежезамороженной плазмы, что явилось результатом недостаточно активного проведения Больницей работ по ее декарантинизации.

  • Учреждению:

- в результате проведения не менее 300 неучтенных исследований на магнитно-резонансном томографе Excelart Vantage Atlas-X 1,5T в отсутствие надлежащего контроля со стороны заведующих рентгеновским отделением за организацией работы по учету проводимых исследований МРТ;

- в результате безосновательного и безвозмездного оказания медицинских услуг 1 530 сотрудникам Учреждения на 5 отделениях Больницы в нарушение условий Положения об оказании платных услуг;

- в результате отказа страховых медицинских организаций в оплате счетов за оказанные Учреждением медицинские услуги из-за неправильного оформления документов, а в ряде случаев и ненадлежащего ведения лечебного процесса.

2. В условиях постоянного дефицита оборотных средств, наличия у Больницы неисполненных обязательств перед поставщиками медикаментов и расходных материалов (кредиторская задолженность свыше 320 млн. рублей) главным врачом Больницы Гуманенко Е.К. вместо принятия мер по оптимизации расходов, были приняты необоснованные, не соответствующие интересам Учреждения управленческие решения:

- об увеличении объемов и, соответственно, стоимости охранных услуг Учреждения в отсутствие фактической потребности в оказании дополнительных охранных услуг;

- о закупке и аренде оборудования для оснащения операционного отделения для противошоковых мероприятий в отсутствие достаточного объема финансирования, в условиях незаконченных ремонтных работ в операционных и помещениях санпропускника и служебных помещениях указанного отделения. В результате у Учреждения перед поставщиком оборудования ЗАО «Медес» числится кредиторская задолженность, а оборудование более 9 месяцев для оказания медицинской помощи не использовалось, находилось в помещениях, в которых не были обеспечены надлежащие условия его хранения, при этом гарантийный срок на оборудование (1 год) начал исчисляться с момента его приобретения;

- о привлечении сторонней коммерческой организации на условиях безвозмездного использования ею помещений пищеблока, ремонт и оснащение которого было произведено за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, оборудования и тепло-, энерго- и водоресурсов;

- о расчете (при заключении договора на организацию питания) рационов питания по средней стоимости койко-дня без учета стоимости диет, что повлекло (по расчету Больницы) завышение стоимости договора;

- о согласовании необеспеченной объемами работ «занятости» работников закрытого на ремонт пищеблока;

- об установлении одинаковой стоимости для всего объема подлежащего стирке белья без учета степени загрязнения, что лишает Учреждение возможности экономно расходовать денежные средства, так как белье, в зависимости от степени загрязненности, имеет разные технологии обработки и, соответственно, разную стоимость стирки.

3. Факты нарушения требований действующего законодательства в части формирования штатной численности и оплаты труда, а именно:

  • В нарушение п. 23 приказа Минздрава СССР от 06.06.1979 № 600 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического, педагогического персонала и работников кухонь центральных городских, городских и детских городских больниц, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек», п. 12.12 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 07.02.2008 № 118 «О Методике определения штатной численности работников государственных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга», приложения 6 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.03.2012 № 278н «Об утверждении требований к организациям здравоохранения (структурным подразделениям), осуществляющим заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, и перечня оборудования для их оснащения», Приказа Министерства здравоохранения РФ от 09.06.2003 № 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения», в штатные расписания Больницы, в отсутствие ведомостей замены, была введена сверхнормативная штатная численность в количестве 40,5 ставок в 2012 году, 33 ставок - в 2013 году и 42 ставок - в 2014 году, на расходы по оплате труда запланированы и использованы ассигнования.
  • В нарушение п. 2.6. и п. 5.6. распоряжений Комитета по здравоохранению от 15.02.2011 № 58-р «Об утверждении Положения о порядке оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга» и от 23.03.2011 № 121-р «Об утверждении Методических рекомендаций по оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга» при расчете должностных окладов четырем сотрудникам Больницы применен более высокий коэффициент уровня управления, в результате чего за счет средств ОМС произведена переплата заработной платы (с начислениями на оплату труда).
  • В нарушение положений п. 12.2 приложения к Методике определения штатной численности работников государственных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.02.2008 № 118 об утверждении штатного расписания учреждения на иные, кроме 1 января, даты в случаях: реорганизации учреждения здравоохранения, принятия решения об изменении мощности учреждения здравоохранения и прочих изменениях условий функционирования учреждения здравоохранения, существенно влияющих на штатную численность, Больницей в отсутствие указанных оснований в утвержденные штатные расписания в течение года многократно вносились изменения.
  • В нарушение действующего в 2013 и 2014 годах Положения об организации и оплате труда членов бригад, утвержденного 27.12.2012 главным врачом Гуманенко Е.К. и согласованного председателем профкома Драчневой В.Н., в трудовых договорах, заключенных с бригадами трех подразделений Больницы – отделений переливания крови и гравитационной хирургии крови, а также кабинета гипербарической оксигенации, объем работ (нагрузка) не отражался; допускались факты безосновательных выплат дополнительной заработной платы.
  • Комитет, в лице его председателя Колабутина В.М., в нарушение требований к должностям руководителей, отвечающих за технические вопросы, определенных Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда и социального развития РФ от 21.08.1998 № 37, согласовал на должность заместителя главного врача по техническим вопросам кандидатуру Чернова А.Ф., не имеющего соответствующего специального высшего образования.

4. В проверяемый период, в нарушение Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 № 1062, требований распоряжения Комитета по здравоохранению от 21.09.2012 № 462-р «Об утверждении методических рекомендаций по дополнительной оплате труда за выполнение высокотехнологичных видов медицинской помощи», и условий п. 3.6. Соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Санкт-Петербурга на софинансирование расходных обязательств Санкт-Петербурга, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, за счет средств бюджета Санкт-Петербурга произведены доплаты медицинскому персоналу Больницы за проведение высокотехнологичных операций, в то время как в протоколах ведения операций эти сотрудники не значились и, следовательно, участия в оказании ВМП не принимали. При этом сотрудники, поименованные в протоколах ведения операций, указанные доплаты не получали.

5. Факты нецелевого расходования, а именно:

  • средства бюджета Санкт-Петербурга, предусмотренные в 2014 году в бюджете, бюджетной росписи по целевой статье 4690071 «Расходы на мероприятия по пожарной безопасности учреждений здравоохранения», направлены Больницей на оплату общестроительных работ, связанных с устройством кровли, что не соответствует целям их выделения и, согласно положениям ст. 306.4 БК РФ, является их нецелевым использованием;
  • средства ОМС, предусмотренные в 2013 году планами финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на оплату обеспечения лечебным питанием пациентов, проходящих лечение в рамках системы обязательного медицинского страхования, направлены на оплату питания пациентов, получавших лечение в «минигоспитале» на хозрасчетной основе, что является их нецелевым использованием;
  • средства ОМС, предусмотренные в 2012 году на реализацию мероприятий по внедрению стандартов (в частности: на приобретение лекарственных препаратов и расходных материалов, необходимых для проведения диагностических и лечебных мероприятий при оказании стационарной медицинской помощи) направлены Учреждением, в нарушение Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.04.2011 № 509 «О мерах по реализации мероприятий и порядке расходования средств программы модернизации здравоохранения Санкт–Петербурга на 2011 – 2012 годы» и требований распоряжения Комитета от 14.06.2011 № 293-р «Об утверждении Методических рекомендаций по реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи и повышению доступности амбулаторной медицинской помощи в рамках программы модернизации здравоохранения Санкт – Петербурга», на оплату прочих работ, услуг для целей, не предусмотренных мероприятиями по внедрению стандартов (изготовление штампов, приобретение журнала учета трудовых книжек, изготовление и поставка дверных блоков и ставень, приобретение расходных материалов, за поставку средств дезинфекции для отделений диализа и гравитационной хирургии, за картриджи для отдела информационных технологий, за расходные материалы для выездной бригады отделения гравитационной хирургии крови и т.п.), что является их нецелевым расходованием.

6. В проверяемый период значительно возросла кредиторская задолженность Учреждения перед поставщиками товаров, работ и услуг. Так, кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2015, по сравнению с задолженностью на 01.01.2012, увеличилась в 7,8 раза.

В общем объеме финансирования обеспечения деятельности бюджетного учреждения за счет всех источников удельный вес кредиторской задолженности вырос с 5,3 до 21,1 %.

 6.1. Существенный рост кредиторской задолженности обусловлен, в основном, следующими причинами:

- при планировании расходов на поставку товаров, работ и услуг финансовое состояние Учреждения, в том числе наличие значительной кредиторской задолженности, не учитывалось;

- в ряде случаев производилась закупка оборудования без учета потребности в нем;

- в нарушение приказа Министерства финансов РФ «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» № 49 от 13.06.1995 при составлении годовой бухгалтерской отчетности не проведены инвентаризации расчетов с поставщиками работ, товаров и услуг;

- производилась оплата кредиторской задолженности, не отраженной в регистрах бухгалтерского учета.

6.2. В соответствии с требованиями п. 27 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закон № 83-ФЗ) и п. 4.2.4 Устава учредитель обязан определять предельно допустимое значение просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем Учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Распоряжением Комитета по здравоохранению от 22.02.2011 № 71-р утверждён порядок определения предельно допустимых значений просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения, превышение которых влечет расторжение трудового договора с руководителем по инициативе работодателя, в соответствии с которым размер предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения должен составлять не более 10 % объема всех источников финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения.

Указанным распоряжением Комитета установлена только предельно допустимая задолженность по начисленным выплатам по оплате труда работников бюджетного учреждения и по оплате налогов, сборов, взносов и иных обязательных платежей, уплачиваемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, которая составляет 1 месяц.

Предельно допустимое значение просроченной кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками, в нарушение требований Закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», Комитетом не определено.

Наличие значительных сумм кредиторской задолженности свидетельствует о невыполнении главным врачом Гуманенко Е.К. своих должностных обязанностей в части обеспечения своевременного и качественного выполнения всех договорных обязательств Учреждения и отсутствии надлежащего контроля со стороны Комитета по здравоохранению за деятельностью Больницы.

7. При организации лечебного питания пациентов:

  • Учреждением не производилась предусмотренная условиями договоров на организацию привозного питания корректировка количества порций в зависимости от фактической потребности заказчика или на основании медицинских.
  • В соответствии с условиями договоров оплата оказанных услуг Исполнителю должна производиться Заказчиком на основании акта о выполнении услуг, товарной накладной и счета-фактуры, подписанных обеими сторонами; приемка приготовленной пищи - по накладным (раздаточным ведомостям), предусмотренным приказом МЗ РФ № 330 от 05.08.2003 «О мерах по совершенствованию питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации». Фактически выдача продуктов сухого пайка (хлебобулочных изделий, чая, сахара), в раздаточных ведомостях не значилась, что не позволяет оценить полноту выполнения организатором питания договорных обязательств.

8. В нарушение требований ч. 3 ст. 298 ГК РФ, п.п. 10 и 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и п. 3.3.2 Устава, бывшим главным врачом Тайцем Б.М. и действующим главным врачом Больницы Гуманенко Е.К. допущено превышение своих должностных обязанностей в части использования имущества, переданного учреждению в оперативное управление, а именно: без оформления в установленном порядке коммерческим организациям предоставлены в безвозмездное пользование помещения, в том числе и отремонтированного за счет средств бюджета Санкт-Петербурга пищеблока, что, в соответствии с положениями п. 6.4 Устава Учреждения, является нарушением должностных обязанностей руководителя больницы.

9. При проверке работниками охранного предприятия ООО «Грифон», в присутствии сотрудников Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, принадлежащего организатору питания ООО «Нарпит ХХ1» автомобиля Пежо гос. номер Н 45СУС 178, установлено наличие в салоне автомобиля готовой продукции для комплексных обедов в количестве 100 порций. Согласно представленной водителем автомобиля накладной, данная продукция изготовлена ООО «Нарпит ХХ1» и предназначена для реализации сторонней организации - ООО «Донхи «РУС». Указанный автомобиль ежедневно, три раза в день въезжал (выезжал) на территорию Больницы, что подтверждено данными регистратора системы видеонаблюдения КПП № 2, следовательно, имущество Санкт-Петербурга, находящееся в оперативном управлении Учреждения, предоставленное по решению руководства Больницы в безвозмездное пользование ООО «Нарпит ХХ1» для приготовления горячего питания пациентам Больницы, в отсутствие надлежащего контроля со стороны должностных лиц Учреждения фактически используется коммерческой организацией еще и в целях извлечения дополнительной прибыли от реализации сторонним организациям приготовленной на пищеблоке Больницы продукции.

10. Учреждением в проверяемый период не были реализованы установленные ст. 162 БК РФ бюджетные полномочия получателя бюджетных средств в части обеспечения результативности расходования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, поскольку на момент проверки Больницей не было установлено и, соответственно, не использовалось в лечебном процессе, приобретенное на указанную сумму оборудование для отделений реанимации и переливания крови.

11. В нарушение требований ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

- учетная политика учреждения на 2012 год была не сформирована. Ведение бухгалтерского учета в 2013 и 2014 годах осуществлялось в соответствии с Учетной политикой Учреждения, утвержденной приказами главного врача от 28.12.2012 № 418 и 31.12.2013 № 300;

- порядок учета вещей, ценностей, документов, денежных средств в иностранной валюте, сданных больными на временное хранение при поступлении в Больницу, Учреждением не разработан.

12. В нарушение п. 46 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157-н:

- инвентарные номера на отдельные объекты основных средств нанесены не были, что свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля за сохранностью материальных ценностей Учреждения и, соответственно, о несоблюдении требований, предъявляемых к организации и осуществлению внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни экономического субъекта;

- учет ценностей, документов, денежных средств в иностранной валюте, находящихся при больных при их поступлении в Больницу, в регистрах бухгалтерского учета не велся, порядок учета вещей, ценностей, документов, денежных средств в иностранной валюте, сданных больными на временное хранение при поступлении в Больницу, Учреждением не разработан.

В результате в течение 13 лет в Учреждении хранятся документы и ценности, не востребованные больными или их законными представителями;

- при расчете себестоимости крови затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, в полном объёме не учитывались.       Согласно справке бухгалтерской службы при расчете себестоимости продукции учитываются только затраты на выдачу компенсации донорам. В результате стоимость заготовленной продукции была занижена, что повлекло искажение показателей бухгалтерского учета Учреждения и, соответственно нарушение требований ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

13. В нарушение требований п. 12 ч. ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Больница более трех лет эксплуатировала взрывопожароопасные производственные объекты (сеть газопотребления больницы и площадка газификатора) в отсутствие лицензии. В соответствии с положениями п.п. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде. Эксплуатация Больницей взрывоопасных производственных объектов в течение 3 лет в отсутствие лицензии свидетельствует о ненадлежащем выполнении своих должностных обязанностей назначенных (ежегодные приказы № 1 «О создании постоянно действующих комиссий м назначении ответственных лиц …») ответственными за организацию и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов: заместителя главного врача по техническим вопросам Чернова А.Ф. и директора Больницы Ницевича В.Ю. Отсутствие надлежащего контроля за эксплуатацией опасных производственных объектов создает угрозу жизни находящегося в учреждении контингента;

14. В результате систематического превышения Учреждением утвержденной Комитетом по здравоохранению коечной мощности площадь помещений в палатах стационара не соответствует минимально установленной: в палатах повышенной комфортности площадь помещений превышала минимально установленную, а в обычных палатах – не достигала минимума. В результате были нарушены требования п. 3.6. Санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 № 58, о принятии площади основных помещений палатных отделений (в палатах на 2 и более коек) из расчета не менее 10 кв. м на одну койку.

Несоблюдение требований законодательства в отношении гигиенических и иных нормативов не позволяет в полной мере обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие пациентов - одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья, установленных Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

15. В нарушение требования п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» об обязанности работодателя ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, информация о наличии вакантных ставках в СПб ГКУ «Центр занятости населения Калининского района Санкт-Петербурга» размещалась не в полном объеме и, соответственно, подбор специалистов на них не производился, т.е. Учреждение не было заинтересовано в привлечении кадров. Фонд заработной платы вакантных ставок использовался на выплаты доплат и премий сотрудникам.

16. При принятии руководством Больницы решения о реализации заготавливаемых сверх необходимой потребности компонентов крови, Больницей в 2014 году могли быть получены доходы.

Руководитель комиссии – начальник инспекции  Е.Н.Кошелева