Победа! 75 лет – официальный сайт

ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

Информация о результатах выборочной проверки финансово-хозяйственной деятельности Санкт-Петербургского государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы» за 2014-2015 годы

Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга провела контрольное мероприятие «Выборочная проверка финансово-хозяйственной деятельности Санкт-Петербургского государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы» (далее – Институт, Учреждение) за 2014-2015 годы».

В ходе проверки выявлены следующие нарушения и недостатки:

  1. Нарушения и недостатки при формировании и исполнении бюджета (планов финансово-хозяйственной деятельности) Института, в том числе:

1.1. Нарушения порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н.

1.2. Нарушения порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания, установленного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2011 № 63.

1.3. Норматив финансовых затрат на оказание государственных услуг по одной из образовательных программ в проверяемый период безосновательно увеличился более чем в 2 раза к нормативу на начало 2013/2014 учебного года.

1.4. Средства субсидии на иные цели, предназначенные для социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расходовались не в соответствии с целями их предоставления (направлялись на выплату академической и социальной стипендий, на оказание материальной поддержки и т.п.), что может быть квалифицировано как нецелевое использование средств Учреждения.

1.5. Не обеспечивалась открытость и доступность сведений о деятельности Института на официальном сайте в  сети «Интернет».

1.6. В период после 25.06.2013 в Институте не исполнялись положения Устава в части избрания и утверждения ректора в установленном порядке, в результате чего весь проверяемый период в Учреждении отсутствовал ректор, избранный согласно определенной Уставом процедуре.

С июля 2015 года должность исполняющего обязанности ректора государственного образовательного учреждения занимает сотрудник, который, в случае соблюдения процедуры избрания ректора в установленном порядке, не смог бы занимать указанную должность ввиду возрастных ограничений.

1.7. Приказом Комитета по науке и высшей школе трудовые отношения на исполнение обязанностей руководителя государственного учреждения  ректора Института оформлены:

  • не с органом государственной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя (что предусмотрено положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения»), а с Учреждением;
  • не по типовой форме трудового договора с руководителем государственного учреждения (утверждена Постановлением РФ № 329), а дополнительным соглашением к действующему трудовому договору с заведующим кафедрой.
  1. Нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе впроверяемый период Учреждением нарушались требования:

2.1. Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон о бухгалтерском учете № 402-ФЗ) а именно: нарушался порядок организации ведения бухгалтерского учета и исполнения планов финансово-хозяйственной деятельности, не соблюдались требования по оформлению учетной политики; при проведении инвентаризаций не выявлены и не отражены в регистрах бухгалтерского учета излишки основных средств; не исполнялись требования составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности; искажались данные отдельных строк форм бухгалтерской отчетности; нарушался порядок управления и распоряжения государственной собственностью; не исполнялись требования положений о закупках.

2.2. Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н в части применения правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

2.3. По принятию своевременных мер по возврату на счет Института переплаты единого социального налога (в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации – в течение трех лет с момента уплаты). В результате часть дебиторской задолженности является нереальной ко взысканию, что может быть квалифицировано как безвозвратные потери средств Учреждения.

  1. Нарушения в сфере управления и распоряжения государственной собственностью:

3.1. Нарушался порядок закрепления и использования находящихся в государственной собственности административных зданий, строений, нежилых помещений и движимого имущества, что не соответствует требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации:

3.1.1. Не исполнялись условия договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом Санкт-Петербурга (не заключался договор страхования на помещения; часть помещений предоставлена Институтом в пользование сторонней организации на основании договора безвозмездного пользования, заключенного без письменного разрешения собственника имущества; с 2009 года не изготовлены документы технического учета на помещения, занимаемые Институтом).

3.1.2. На фасадах зданий Института с нарушением Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 № 1135 и Охранных обязательств без согласования и разрешения соответствующих исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга:

– размещались дополнительное оборудование и информационные конструкции;

– производились работы по замене деревянных оконных заполнений и частичному ремонту фасадов.

3.1.3. Планировочная структура помещений Института изменена без согласования с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры и в нарушение требований Охранных обязательств на нежилые помещения в выявленных объектах культурного наследия (Дом Г.А. Хаймовича (при фабрике жестяных изделий) и Комплекс построек механического завода Р. Круга).

3.2. Нарушался порядок приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной собственности.

  1. Нарушения при осуществлении закупок, в части приемки и оплаты Институтом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, несоответствующих условиям контрактов (договоров), а именно: по договорам на выполнение работ по ремонту административно-хозяйственных помещений приняты и оплачены невыполненные подрядчиком работы; по договорам на осуществление технического надзора приняты и оплачены услуги, оказанные ненадлежащим образом. Подписав без замечаний документы о выполнении работ и оказании услуг, Институт лишил себя права взыскать с подрядчика неустойку за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам.
  2. Иные нарушения, в том числе Комитетом по науке и высшей школе (с 29.06.2015) допускалось ненадлежащее осуществление функций и полномочий учредителя государственного автономного учреждения, выразившееся в несвоевременном внесении изменений в распорядительные документы, определяющие деятельность органа управления Института, в результате чего Наблюдательный совет Учреждения функционировал в ином составе, чем предусмотрено положениями Устава Учреждения (1 из 2 представителей учредителя в лице КНВШ) и с иным количеством членов (6 человек из 7).

 По результатам проведенного Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга анализа финансово-хозяйственной деятельности Института установлено:

  • Институт имел статус государственного автономного образовательного учреждения, осуществляет образовательную деятельность на базе имущественного комплекса, состоящего в основном (более чем на 91,5 %) из имущества, предоставленного Учреждению Санкт-Петербургом (закреплено Санкт-Петербургом за Институтом на праве оперативного управления, передано Санкт-Петербургом Институту по договору безвозмездного пользования или приобретено Учреждением за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания). При этом приоритетной формой предоставления образовательных услуг в Институте являлось их оказание на платной основе.
  • Стоимость реализуемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга услуг Института (определялась на основании утвержденных КЭПиСП нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг Институтом для определения объема средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания) превышала не только стоимость платного обучения в Учреждении (более чем в 1,6 раза, а в отдельных случаях – в 8,4 раза), но и рыночную стоимость аналогичных услуг, реализуемых в иных высших учебных заведениях Санкт-Петербурга.
  • Показатели, характеризующие объем оказанных государственных услуг (по безвозмездной форме предоставления государственной услуги), в проверяемый период Учреждением исполнены частично.
  • Возврат части субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в связи с невыполнением Учреждением в проверяемый период показателей объема государственного задания Институтом не осуществлялся.
  • Остатки денежных средств на счетах Учреждения значительно превышали (более чем в 1,6 раза) предоставленные в 2014 и 2015 годах суммы субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. В результате практически весь проверяемый период средства государственного учреждения в сумме от 5 000 тыс. рублей до 30 000 тыс. рублей не направлялись Институтом на обеспечение образовательной деятельности, а, как временно свободные, размещались на депозитных счетах в коммерческих банках для получения дополнительных доходов, поступающих в самостоятельное распоряжение Учреждения.
  • Положением о закупках для Учреждения предусмотрены различные конкурентные способы выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), однако в ходе проведения анализа закупочных процедур Института установлено, что выбор осуществлялся преимущественно путем применения способа закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (в 2014 году – 99,7 % от общего количества заключенных договоров, в 2015 году – 97,9 %), что исключает преимущества конкуренции при осуществлении закупок.
  • По результатам мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования (ежегодно проводится Министерством образования и науки Российской Федерации) установлено, что показатели деятельности Института были ниже установленных пороговых значений: в 2014 году – по пяти показателям из семи, в 2015 году – по трем из семи. При этом Учреждением ежегодно не обеспечивалось достижение пороговых значений по научно-исследовательской деятельности, трудоустройству выпускников и кадровому составу Института.

В целом, по результатам контрольного мероприятия, с учетом предложенных Счетной палатой Российской Федерации критериев оценки эффективности расходов, Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга установлено, что итоги функционирования Института в проверяемый период не соответствовали денежным и имущественным затратам Санкт-Петербурга на его содержание.

Для повышения эффективности расходования средств бюджета Санкт-Петербурга и использования собственности Санкт-Петербурга, необходима оптимизация финансово-хозяйственной деятельности Института, в том числе: уточнение объема оказываемых по государственным заданиям услуг; пересмотр нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг; корректировка предоставляемых из бюджета Санкт-Петербурга размеров субсидий; рационализация использования государственного имущества Санкт-Петербурга.

Начальник инспекции З.А. Коханцева