Победа! 75 лет – официальный сайт

ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

Информация о результатах выборочной проверки финансово-хозяйственной деятельности Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Ленинградский зоологический парк» за 2015 год и истекший период 2016 года

В ходе проведения контрольного мероприятия «Выборочная проверка финансово-хозяйственной деятельности Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Ленинградский зоологический парк» за 2015 год и истекший период 2016 года» Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга выявлены следующие нарушения и недостатки:

  1. Нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, а именно:

1.1. Нарушались требования, предъявляемые к оформлению фактов хозяйственной жизни экономического субъекта первичными учетными документами, установленные положениями ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в части:

– к бухгалтерскому учету принят первичный учетный документ, содержащий недостоверные сведения;

– в регистрах бухгалтерского учета отражались первичные учетные документы, содержащие недостоверные данные.

1.2. Не исполнялись требования, предъявляемые к организации и осуществлению внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, чем не обеспечено соблюдение положений ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»: в отдельных путевых листах отсутствовали номера документов и не указывались марки горючего.

  1. Нарушения в сфере управления и распоряжения государственной собственностью:

2.1. Допускались нарушения порядка распоряжения имуществом унитарного предприятия, в части передачи без согласия собственника имущества – Санкт-Петербурга (в лице Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – КИО), ранее Комитета по управлению городским имуществом, далее КУГИ) в пользование сторонней организации ПАО «Ленэнерго» отдельных объектов недвижимого имущества.

2.2. Нарушался порядок установления норм расхода топлива (в части неоправданного применения повышающего коэффициента 10 % за использование прицепа двумя автомобилями) и допускалось сверхнормативное расходование дизельного топлива и бензина Премиум-95, что привело к необоснованному списанию топлива, к уменьшению финансового результата деятельности Предприятия и к получению меньшей, чем возможно прибыли.

2.3. Допускались нарушения порядка закрепления и использования, находящихся в государственной собственности административных зданий, строений, нежилых помещений и движимого имущества, в том числе:

  • Не приняты меры по страхованию объектов недвижимого имущества, закрепленных за Предприятием на праве хозяйственного ведения, чем нарушены требования распоряжения КУГИ от 11.10.1995 № 572-р «О страховании объектов нежилого фонда».
  • На фасадах зданий террариума и центрального входа установлены десять объектов рекламно-информационного характера без согласований и разрешений уполномоченных органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, что не соответствует требованиям действующего законодательства.
  • В здании Зоопарка без согласования с Комитетом по градостроительству и архитектуре и собственником помещений (Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга) установлены новые оконные блоки, что не соответствует положениям Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге (утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 № 1135).

2.4. Не соблюдались требования государственной регистрации прав на недвижимые вещи, установленные ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»:

– длительный период времени не регистрировалось право хозяйственного ведения на объекты недвижимости с измененными уникальными характеристиками (площади зданий центрального входа и административного корпуса);

– отсутствовало зарегистрированное право хозяйственного ведения на объект недвижимости, образованный в результате капитального ремонта здания летнего грызунятника.

2.5. Государственное имущество Санкт-Петербурга (здание трансформаторной подстанции и помещение в административном корпусе) предоставлялось в пользование коммерческой организации (ПАО «Ленэнерго») без оформления договорных отношений.

2.6. В нарушение положений ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации не соблюдался порядок аренды земельного участка:

– при расчете суммы арендной платы по договору аренды земельного участка применялся неверный коэффициент динамики рынка недвижимости, что привело к уменьшению финансового результата деятельности Зоопарка и получению меньшей, чем возможно прибыли в 2015 году;

– несвоевременность перечисления арендной платы по договору аренды земельного участка повлекла уплату пеней за ненадлежащее исполнение Предприятием условий договора аренды земельного участка, уменьшение финансового результата деятельности Зоопарка и получение меньшей, чем возможно прибыли в 2015 году.

2.7. Длительный период времени нарушался порядок ведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества, установленный требованиями Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в части непринятия мер по кадастровому учету изменений одной из уникальных характеристик объектов недвижимости, а именно общей площади зданий центрального входа и административного корпуса,  закрепленных за Предприятием на праве хозяйственного ведения.

2.8. В проверяемый период снижались показатели, характеризующие обеспеченность Зоопарка основными средствами, увеличивался уровень амортизации зданий (от 40 % до 100 %), что свидетельствует о недостаточности предпринимаемых Предприятием и его собственником (Санкт-Петербургом) мер по повышению уровня технической оснащенности государственного унитарного предприятия, в результате чего Зоопарк несет значительные расходы на поддержание работоспособности государственного имущества.

  1. Нарушения при осуществлении закупок, в части принятия и оплаты работ, несоответствующих условиям заключенного договора: Предприятием приняты и оплачены невыполненные подрядчиком работы (по установке коробов пластмассовых, по укладке труб винипластовых по установленным конструкциям, по стенам и колоннам с креплением скобами, по устройству подвесных потолков), чем нарушены требования ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации и условия договора. По результатам контрольного мероприятия в целях недопущения уменьшения финансового результата деятельности Зоопарка за 2016 год, подрядчик выполнил иные работы нанедостающую сумму.
  2. Иные нарушения, в том числе:

4.1. Длительный период времени (более 9 лет) в Уставе Зоопарка извлечение прибыли не закреплено в качестве основной цели деятельности Предприятия, как коммерческой организации, а отдельные положения Устава содержат сведения, не соответствующие действительности (о наличии в Учреждении обособленного структурного подразделения – отдела герпетологии, и помещений для его размещения). Данные факты свидетельствуют о ненадлежащем осуществлении собственником имущества унитарного предприятия (в лице Комитета по культуре и Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (ранее – КУГИ) своих полномочий, определенных Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

4.2. В проверяемый период Зоопарк осуществлял свою деятельность при отсутствии порядка составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности, несвоевременного утверждения показателей экономической эффективности деятельности Зоопарка и применения методики анализа деятельности Предприятия, требующей актуализации. Данные факты свидетельствуют о ненадлежащем осуществлении Комитетом по культуре Санкт-Петербурга и Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга полномочий собственника имущества унитарного предприятия (в части контроля за деятельностью Зоопарка).

4.3. В проверяемый период достижение основной цели деятельности Предприятия, как коммерческой организации, – получение прибыли (ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации) обеспечивалось исключительно за счет участия собственника (Санкт-Петербурга) в его деятельности путем предоставления Комитетом по культуре Санкт-Петербурга субсидий из бюджета Санкт-Петербурга на возмещение затрат по содержанию и экспонированию коллекции фауны, направляемых на покрытие текущих расходов Предприятия (заработной платы и коммунальных платежей).

4.4. В связи с тем, что финансово-хозяйственная деятельность Зоопарка не в полной мере соответствует основному целевому ориентиру деятельности государственного унитарного предприятия (извлечение прибыли) и, принимая во внимание социокультурную значимость Предприятия для Санкт-Петербурга, собственникам имущества Зоопарка (Комитету по культуре Санкт-Петербурга и Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга) целесообразно оценить рациональность сохранения его коммерческого статуса, определенного организационно-правовой формой (государственное унитарное предприятие).

Начальник инспекции З.А.Коханцева