Победа! 75 лет – официальный сайт

Экспертно-аналитическая деятельность

  Информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит территориального развития Санкт-Петербурга в период с 2016 по 2018 годы»

В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга проведена оценка территориального развития районов Санкт-Петербурга в части обеспеченности объектами социальной сферы, финансового обеспечения администраций районов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, участия администраций районов в реализации государственных программ Санкт-Петербурга, а также проведена оценка использования имущественного комплекса органами исполнительной власти Санкт-Петербурга и подведомственными им учреждениями, влияния на развитие территорий реализации Адресной инвестиционной программы, взаимодействия администраций районов Санкт-Петербурга с иными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.

По результатам аудита установлено: 

  1. Санкт-Петербург - город федерального значения, одновременно административный центр Северо-Западного федерального округа и Ленинградской области, самый северный из числа крупнейших городов мира и второй по величине город России после Москвы. Город находится среди европейских лидеров по количеству населения и занимает третье место после Москвы и Лондона. Начиная с 1963 года, территория Санкт-Петербурга расширялась за счет, как пригородной зоны, так и районов Ленинградской области, и сегодня составляет 1 440 кв. км, что на 1 072 кв. км меньше территории Москвы. 
  1. В 2005 году принят Закон Санкт-Петербурга от 25.07.2005 № 411-68 «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга», определяющий современное территориальное и муниципальное устройство, в соответствии с которым Санкт-Петербург делится на следующие территориальные единицы: 18 административных районов Санкт-Петербурга и 111 внутригородских муниципальных образований, среди которых 81 муниципальный округ, 9 городов и 21 поселок. 
  1. Администрации районов Санкт-Петербурга являются исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, проводящими государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющими государственное управление на территориях районов Санкт-Петербурга. Администрации районов Санкт-Петербурга неравнозначны по территориям, площади которых составляют от 13,82 кв. км в Адмиралтейском районе до 268,19 кв. км в Курортном районе, количеству проживающего населения - от 44,3 тыс. человек в Кронштадтском районе до 568,5 тыс. человек в Приморском районе, обеспечению объектами социальной и транспортной инфраструктуры, что обусловлено, в том числе различными темпами роста жилищного строительства, которые в отдельных районах значительно превышают темпы строительства объектов социальной сферы городской среды и транспортной инфраструктуры, требуемых для создания комфортных условий жизнедеятельности человека и своевременного удовлетворения его потребностей.
    В настоящее время в Санкт-Петербурге остро стоит вопрос обеспеченности населения учреждениями образования, здравоохранения, социального обслуживания и транспортной доступности отдельных районов. Так, по состоянию на 01.01.2019 потребность в дополнительных учреждениях в Санкт-Петербурге составляет: образования - 136 объектов, здравоохранения - 45 объектов, социального обслуживания населения - 17 объектов. 
  1. Одним из нерешенных до настоящего времени вопросов в Санкт-Петербурге является вопрос обеспечения сохранности и увеличение срока эксплуатации жилищного фонда, приведения его в надлежащее техническое состояние, внедрения ресурсосберегающих технологий, в том числе оснащения приборами учета коммунальных услуг.
    В целях решения указанных проблем сформирована Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Санкт-Петербурга (далее - Региональная программа), утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 № 84, на реализацию которой в период с 2016 по 2018 годы профинансированы расходы в общей сумме 32,7 млрд. рублей, в том числе и за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - в сумме 16,9 млрд. рублей. Однако реализация Региональной программы не обеспечивает качественный и своевременный комплексный ремонт общего имущества многоквартирных домов Санкт-Петербурга, так как Региональной программой не предусмотрено комплексное проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а в краткосрочные планы включены отдельные виды работ в многоквартирных домах, выполнение которых не меняет техническое состояние дома в целом. 
  1. В целях реализации стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга, государственных программ и национальных проектов законами о бюджете Санкт-Петербурга ежегодно предусматривается финансовое обеспечение, в том числе администраций районов Санкт-Петербурга, планирование которого осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством, в частности, с Методическими указаниями по формированию заявок главных распорядителей бюджетных средств Санкт-Петербурга, расчетов и обоснований расходов к проекту бюджета Санкт-Петербурга и планированию бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период Комитета финансов Санкт-Петербурга (далее - Методические указания) и Методических рекомендаций по расчету базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) автономными и бюджетными учреждениями Санкт-Петербурга и корректирующих коэффициентов к ним, утвержденных распоряжением Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга (далее - Методические рекомендации).
    В целом соблюдение администрациями районов Санкт-Петербурга требований Методических указаний и Методических рекомендаций можно признать удовлетворительным, вместе с тем в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга в рассматриваемом периоде, систематически выявлялись нарушения и недостатки при планировании и исполнении бюджетов, которые носят, в основном, системный характер.
    Кроме того, отмечено, что существующий порядок предоставления администрациями районов Санкт-Петербурга годовой отчетности об освоении бюджетных ассигнований без учета неиспользованных остатков на лицевых счетах подведомственных учреждений не позволяет объективно оценить фактическое исполнение бюджетных назначений и результативность спользования выделенных бюджетных ассигнований, а именно, достижение конечного результата.
    При этом наибольшую долю от общего объема финансирования администраций районов Санкт-Петербурга составляют субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий и на иные цели 2 252 государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным администрациям районов Санкт-Петербурга, а именно, в 2016 году - 88 %, в 2017 году - 87,9 %, в 2018 году- 88,6 %. 
  1. По результатам оценки финансового обеспечения деятельности администраций районов Санкт-Петербурга установлено, что существует дифференциация по уровню расходов администраций районов Санкт-Петербурга из расчета на 1 обучающегося и 1 проживающего на территории района, что может влиять на качество оказания услуг для граждан, проживающих в районах Санкт-Петербурга.
    Расхождения в объемах финансирования администраций районов Санкт-Петербурга обусловлены, в том числе дифференциацией в обеспечении районов Санкт-Петербурга объектами образования, социального обслуживания населения и здравоохранения. 
  1. Анализ штатной численности работников администраций районов Санкт-Петербурга, которая утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.03.2009 № 341 «О предельной численности должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга и должностей, не являющихся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга», свидетельствует о том, что при расчете предельной численности должностей в администрациях районов
    Санкт-Петербурга не учитывается численность населения, проживающего в соответствующем районе.

 

  1. В соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» в качестве основы формирования проектов бюджетов определяются государственные программы.
    Государственные программы Санкт-Петербурга являются одним из основных механизмов реализации главного стратегического документа города - Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период).
    Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 1039 «О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации» в рассматриваемый период был определен перечень из 17 государственных программ, который сформирован по отраслевому принципу в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития города. Администрации районов Санкт-Петербурга являлись соисполнителями государственных программ.
    Следует отметить, что, несмотря на то, что администрации районов Санкт-Петербурга являются исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, проводящими государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющими государственное управление на территории района Санкт-Петербурга, они не являются участниками процесса разработки и согласования документов стратегического планирования экономического и социального развития Санкт-Петербурга. 
  1. В целях реализации государственных программ Санкт-Петербурга «Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге», «Развитие образования в Санкт-Петербурге», «Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге», «Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге» в 2016-2018 годах администрациям районов Санкт-Петербурга были запланированы расходы на приобретение немонтируемого оборудования для оснащения вводных объектов, включенных в Адресные инвестиционные программы Санкт-Петербурга (далее - АИП).

    Информация об изменениях сроков ввода в эксплуатацию объектов, внесенных в перечень АИП, доводится до администраций районов Санкт-Петербурга Комитетом по строительству. На основании данной информации администрации районов Санкт-Петербурга имеют возможность вносить необходимые корректировки объемов средств, предоставляемых бюджетом Санкт-Петербурга на указанные цели.
    Несмотря на информационные письма Комитета по строительству о переносе сроков ввода объектов, включенных в АИП, на следующий финансовый год, администрациями районов Санкт-Петербурга осуществлялось перечисление бюджетных средств на лицевые счета подведомственных учреждений, исполнителей отдельных мероприятий, что повлекло образование на их лицевых счетах неиспользованных остатков. При этом администрациями районов Санкт-Петербурга предоставляются отчеты об освоении бюджетных средств в полном объеме, что не соответствует действительности.
    Данные факты свидетельствуют о неэффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию отдельных мероприятий, включенных в АИП и предусмотренных государственными программами Санкт-Петербурга, а также о формальной оценке исполнения отдельных мероприятий государственных программ.

  2. Ежегодно законом Санкт-Петербурга о бюджете на очередной финансовый год и плановый период формируется Адресная инвестиционная программа, на реализацию которой предусмотрены расходы, направляемые на развитие отдельных территорий районов и Санкт-Петербурга в целом и улучшение городской среды за счет реализации мероприятий и строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов по следующим отраслям: «Связь и информатика», «Охрана окружающей среды», «Коммунальное хозяйство», «Благоустройство», «Дорожное хозяйство», «Транспорт», «Обеспечение пожарной безопасности», «Жилищное хозяйство», «Образование», «Молодежная политика и оздоровление детей», «Культура», «Здравоохранение», «Физическая культура и спорт», «Социальная политика», «Другие общегосударственные вопросы».
    По результатам оценки исполнения АИП за 2016-2018 годы установлено, что показатели ее реализации остаются низкими.
    Следовательно, развитие социальной сферы городской среды, предусматривающее создание социально-бытовой инфраструктуры, в том числе транспортной инфраструктуры, нацеленной на создание комфортных условий для жизнедеятельности человека и своевременное удовлетворение его потребностей, значительно отстает от планируемого уровня. 
  1. Полномочия администраций районов Санкт-Петербурга в проверяемый период установлены разделом 3 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 № 1078 (в редакции, действовавшей до 31.12.2017) и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098 (действующего с 01.01.2018).
    С учетом особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения (Санкт-Петербург, Москва, Севастополь) исчерпывающий перечень вопросов, относящихся к вопросам местного значения, для всех внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга установлен Законом Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» (далее - Закон от 23.09.2009 № 420-79).
    Внутригородские муниципальные образования Санкт-Петербурга (далее - ВМО) являются органами власти народа, сформированными исходя из непосредственного волеизъявления населения муниципального образования, наделены полномочиями на решение вопросов местного значения и не входят в систему органов государственной власти. 
  1. До настоящего времени отсутствует четкое разграничение полномочий администраций районов Санкт-Петербурга и ВМО, в том числе по: озеленению территорий; установке и содержанию малых архитектурных форм, уличной мебели; организации мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок; обустройству, содержанию и уборке территорий спортивных площадок; организации и проведению официальных физкультурных, досуговых и праздничных мероприятий; проведению работ по военно-патриотическому воспитанию граждан и др., в результате чего несогласованные действия между данными органами в ряде случаев приводят к финансированию расходов на одни и те же цели (мероприятия) за счет двух источников. 
  1. В целях реализации своих полномочий (функций) администрациями районов Санкт-Петербурга осуществляется взаимодействие с органами государственной власти, порядок которого определен многочисленными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга, в соответствии с которыми осуществляется контроль, сотрудничество, координация, совместная деятельность.

    По результатам оценки и анализа территориального развития административных районов Санкт-Петербурга, в целях планомерного развития территорий районов и Санкт-Петербурга в целом, и улучшения городской среды Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга рекомендует: 
  1. Включить администрации районов Санкт-Петербурга в процесс разработки и согласования документов по разработке и реализации стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга. 
  1. В целях исключения ряда системных нарушений, допущенных администрациями районов Санкт-Петербурга и подведомственными им учреждениями при планировании и исполнении бюджетов, Комитету финансов Санкт-Петербурга:

1) урегулировать вопросы планирования и финансирования расходов на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных к полномочиям администраций районов Санкт-Петербурга;

2) усилить контроль при определении объема субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Санкт-Петербурга на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а именно:

- на содержание недвижимого и движимого имущества в части недопущения включения затрат на капитальный ремонт объектов недвижимого имущества и на иные мероприятия, связанные с проведением капитального ремонта (разработка или корректировка проектно-сметной документации для выполнения капитального ремонта, монтажные и пуско-наладочные работы, услуги авторского, строительного технического надзора);

- расчет потребности на оказание государственных услуг осуществлять на основании нормативов, утвержденных Комитетом по экономической политике и стратегическому планированию. 

  1. Комитету по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга в целях осуществления надлежащего контроля и оценки выполнения отдельных мероприятий государственных программ Санкт-Петербурга внести изменения в Методику оценки эффективности реализации государственных программ Санкт-Петербурга в части учета при оценке эффективности и результативности реализации государственных программ Санкт-Петербурга неиспользованных субсидий, оставшихся на лицевых счетах учреждений, подведомственных исполнительным органам государственной власти, образовавшихся в результате неисполнения ряда мероприятий государственных программ. 
  1. Принять необходимые нормативные правовые документы по разграничению полномочий органов государственной власти, муниципальных образований Санкт-Петербурга. 
  1. Разработать единый порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти и ВМО по формированию и согласованию планов мероприятий по реализации своих полномочий. 
  1. Собственнику государственного имущества - Санкт-Петербургу (в лице КИО) необходимо:
  • усилить контроль за использованием имущества, переданного администрациям районов Санкт-Петербурга и подведомственным им учреждениям, в части:

- своевременной регистрации прав собственности на объекты недвижимости, переданные в оперативное управление, и земельные участки, переданные в безвозмездное пользование;

- целевого и правомерного использования объектов недвижимости, провести работу по изъятию неиспользуемых объектов недвижимого имущества;

В целях недопущения нарушения Санкт-Петербургскими государственными казенными учреждениями «Жилищными агентствами районов Санкт-Петербурга» (далее - ГКУ ЖА) порядка закрепления и использования находящихся в государственной (муниципальной) собственности административных зданий, строений, нежилых помещений в срочном порядке принять решение о передаче в аренду объектов недвижимости, неиспользуемых ГКУ ЖА и переданных учреждениям и организациям, осуществляющим обслуживание многоквартирных домов Санкт-Петербурга, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

 

  1. В целях своевременной реализации АИП, соблюдения требований нормативных правовых актов, регулирующих на территории Санкт-Петербурга вопросы формирования и реализации Адресной инвестиционной программы, необходимо:

    1) Комитету по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга обеспечить исполнение требований постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.10.2010 № 1435 «Об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга, а также решений о бюджетных инвестициях в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга, решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Санкт-Петербурга и порядке формирования и реализации адресной инвестиционной программы» в части включения в Адресную инвестиционную программу объектов и земельных участков, в отношении которых решены имущественные вопросы, и объектов, подлежащих завершению в очередном финансовом году, либо по которым начаты работы в предшествующие годы и определен поставщик (подрядчик, исполнитель) товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга, заключены контракты, а также утверждены графики производства работ;

2) Комитету финансов Санкт-Петербурга с целью обеспечения прозрачности бюджетного процесса, целевого и эффективного расходования средств бюджета Санкт-Петербурга определить порядок формирования проекта бюджета Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и на плановый период и предоставления ассигнований главным распорядителям бюджетных средств - администрациям районов Санкт-Петербурга по целевым статьям на приобретение немонтируемого оборудования и инвентаря на оснащение вводных объектов только после получения писем (уведомлений) Комитета по строительству с информацией о сроке ввода объекта в эксплуатацию, а при исполнении бюджета осуществлять перечисление средств администрациям районов Санкт-Петербурга на приобретение немонтируемого оборудования и инвентаря на оснащение вводных объектов только на основании актуальных писем (уведомлений) Комитета по строительству (с указанием конкретного срока ввода объекта АИП в эксплуатацию);

3) администрациям районов Санкт-Петербурга в рамках соблюдения требований ст. 158 Бюджетного кодекса РФ:

- обеспечить контроль за планированием подведомственными учреждениями расходов на приобретение немонтируемого оборудования и инвентаря для оснащения вводных объектов социальной сферы и целевым расходованием средств бюджета Санкт-Петербурга на цели предоставления;

- не допускать перечисление средств бюджета на лицевые счета подведомственных учреждений в отсутствие вводных объектов, подлежащих к оснащению немонтируемым оборудованием и инвентарем в соответствующем финансовом году;

- осуществлять взаимодействие с Комитетом по строительству с целью своевременного контроля сроков ввода объектов АИП в эксплуатацию на территории района.

 

  1. Учесть опыт Москвы в части формирования Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с учетом принципа приоритетности проведения комплексного капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе оснащения жилых домов, помещений в многоквартирных домах индивидуальными приборами учета используемых воды, тепловой энергии, выполнение которого послужит приведению многоквартирных домов в надлежащее техническое состояние, увеличит срок их эксплуатации, позволит минимизировать потери, которые могут возникнуть при выполнении поэтапного капитального ремонта и сократить сроки некомфортного проживания граждан в период их проведения.

 

 

 

 

Начальник инспекции № 3                                                               Е.И. Блудкина