ПРОВЕРКИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Информация о результатах совместной с прокуратурой Приморского района Санкт-Петербурга выборочной проверки формирования и исполнения бюджета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Лисий Нос за 2015 год и истекший период 2016 года

Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга совместно с прокуратурой Приморского района Санкт-Петербурга проведено контрольное мероприятие «Совместная с прокуратурой Приморского района Санкт-Петербурга выборочная проверка формирования и исполнения бюджета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Лисий Нос за 2015 год и истекший период 2016 года», по результатам которого установлены следующие нарушения федерального законодательства и законодательства Санкт-Петербурга:

 

  1. Нарушения в ходе формирования местного бюджета:

1.1. Нарушение порядка принятия решений о разработке и формировании муниципальных программ, а именно, муниципальная программа «Содержание органов местного самоуправления ВМО» на 2016 год сформирована с нарушением требований «Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования поселок Лисий Нос», утвержденного постановлением Администрации от 29.01.2015 № 4-п.

1.2. Прочие нарушения, допущенные в ходе формирования местного бюджета.

1.2.1. Нарушения и замечания, указанные в заключениях Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга на проекты решений МС «Об утверждении местного бюджета муниципального образования поселок Лисий Нос на 2015 год (первое чтение)», «Об утверждении местного бюджета муниципального образования поселок Лисий Нос на 2016 год (первое чтение)», в части отражения расходов на реализацию муниципальных программ по кодам целевых статей расходов в порядке, установленном ст. 179 БК РФ; необходимости корректировки муниципальной программы «Содержание муниципальной информационной службы» на 2016 год и «Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования поселок Лисий Нос», утвержденного Администрацией, органами местного самоуправления ВМО не учтены.

 

  1. Нарушения в ходе исполнения местного бюджета:

2.1. Несоблюдение порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи, а именно: сводная бюджетная роспись на 2015 и 2016 годы составлена, в том числе по доходам, что не соответствует требованиям ст. 217 БК РФ; в сводную бюджетную роспись были внесены изменения без соблюдения положений ст. 217 БК РФ.

Кроме того, «Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи местного бюджета муниципального образования поселок Лисий Нос», утвержденный Администрацией, требует приведения в соответствие с БК РФ, поскольку предусматривает формирование бюджетной росписи по доходам местного бюджета, что не соответствует положениям БК РФ.

2.2. Несоблюдение порядка составления и ведения кассового плана, а именно, представленный кассовый план по кассовым выплатам на 2015 и 2016 годы сформирован с нарушением «Порядка составления и ведения кассового плана по бюджету муниципального образования поселок Лисий Нос», утвержденного Администрацией.

2.3. Нарушение порядка проведения оценки планируемой эффективности реализации муниципальных программ, а именно, в нарушение п. 3 ст. 179 БК РФ оценка эффективности реализации муниципальной программы «Содержание органов местного самоуправления ВМО» за 2015 год не проведена.

2.4. Неосуществление Администрацией бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных ст. 158 БК РФ, в части обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств, что в том числе повлекло неэффективное использование средств местного бюджета в 2015 году, а именно:

2.4.1. Администрацией в 2015 году произведена оплата услуг по организации и проведению зрелищного мероприятия «Открытие памятника «Дорога мужества» (оплата ведущего, оркестра, технического обеспечения, комплекта для торжественного открытия памятника, салюта из воздушных шаров, афиш), что повлекло неэффективные расходы местного бюджета, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2015 № 259 «Об установке памятника «Дорога Мужества» организация и проведение церемонии открытия памятника были возложены на Администрацию Приморского района Санкт-Петербурга и Комитет по культуре Санкт-Петербурга, однако, согласно представленным документам, Администрацией было организовано и дополнительно проведено аналогичное мероприятие в тот же период времени, тогда как к вопросам местного значения относится участие в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий.

2.4.2. Администрацией в 2015 году произведена оплата услуг по вырубке деревьев при отсутствии порубочных билетов, что является нарушением Закона Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге», Порядка рубки и (или) пересадки, а также любого другого правомерного повреждения или уничтожения зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, утвержденного Правительства Санкт-Петербурга, согласно которым рубка, а также любое другое правомерное повреждение или уничтожение зеленых насаждений в Санкт-Петербурге производится на основании специального разрешения – порубочного билета, выдаваемого Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга.

2.4.3. Администрацией в 2015 году при отсутствии установленных Уставом ВМО случаев и порядка использования средств местного бюджета для осуществления отдельных государственных полномочий Санкт-Петербурга произведено расходование средств местного бюджета на приобретение нефинансовых активов (монитора ЖК Acer) для нужд отдела опеки и попечительства Администрации, что не соответствует положениям Закона Санкт-Петербурга от 21.11.2007 № 536-109 «О наделении органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге», согласно которому в бюджете муниципального образования могут предусматриваться собственные финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

2.5. Нарушение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации, что повлекло искажение отдельных показателей бюджетной отчетности за 2015 год, отчета об исполнении местного бюджета за 2015 год, поскольку отдельные бюджетные ассигнования утверждены местным бюджетом на 2015 год и исполнены по разделам, подразделам, классификации расходов бюджета без учета требований Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.

2.6. Нарушения при выполнении муниципальных задач и функций органами местного самоуправления, а именно, в нарушение требований, установленных ст. 160.2-1 БК РФ, Администрацией, как главным распорядителем бюджетных средств, в проверяемом периоде не были осуществлены полномочия по проведению внутреннего финансового контроля.

2.7. Нецелевое использование средств местного бюджета, выразившееся в направлении средств местного бюджета на организацию и финансирование мероприятий, не связанных с решением вопросов местного значения. Так, в нарушение ст. 15 БК РФ, согласно которой местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования, запрета на финансирование полномочий органов государственной власти, установленного ст. 86 БК РФ, ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» Администрацией средства местного бюджета направлены:

2.7.1. На выполнение работ по вывозу мусора с контейнерных площадок, расположенных на территории частного жилищного фонда, тогда как к вопросам местного значения относится, в частности, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, на которой расположены жилые дома частного жилищного фонда, а вывоз отходов с территории, на которых расположены жилые дома частного жилищного фонда, в соответствии с п. 5 ст. 30, п.п. 3, 4 ст. 154, п. 9 ст. 155 ЖК РФ осуществляется по договору между владельцем индивидуального жилого дома и специализированной организацией, либо самостоятельно владельцем индивидуального жилого дома в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

2.7.2. На оплату работ по техническому обследованию и демонтажу имущества (спортивное оборудование, контейнерные площадки), которое согласно данным бухгалтерского учета, пояснениям Администрации на момент проведения указанных работ в составе муниципального имущества не числилось, тогда как к вопросам местного значения относится, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

2.7.3. На выполнение работ по установке навигационных знаков с названием улиц на перекрестках дорог, тогда как к вопросам местного значения относится, в частности, организация установки указателей с названиями улиц и номерами домов.

2.7.4. На оказание услуг по информированию и обучению неработающего населения ВМО по темам, касающимся действий населения в условиях негативных и опасных факторов бытового характера, изготовлению памяток по темам: «Опасная ртуть», «Йод и Йодная профилактика», «Безопасность при обнаружении очага ртутного загрязнения в малых долях» и т.п., поскольку к вопросам местного значения относится, в том числе содействие в информировании населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, проведение подготовки и обучения неработающего населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, тогда как организация обучения и информирование населения Санкт-Петербурга о мерах пожарной безопасности в соответствии со ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 18.07.2005 № 368-52 «О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге» относится к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга, а информирование населения о действиях в условиях негативных и опасных факторов бытового характера, не относится к событиям, связанным с чрезвычайными ситуациями, определение которых дано в ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2.8. Прочие нарушения, допущенные в ходе исполнения местного бюджета.

2.8.1. В нарушение ст. 15 БК РФ, согласно которой местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования, ст. 31 БК РФ, устанавливающей принцип самостоятельности бюджетов, означающий недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в проверяемом периоде Администрацией произведены расходы на оплату работ по уборке от наплавного мусора акваторий водных объектов (Черной речки в 2015 году, ручья Горский и шести прудов), расположенных на территории ВМО, при отсутствии полномочий в области водных отношений, переданных ВМО в установленном законодательством порядке, и соответствующих финансовых средств на исполнение передаваемых полномочий. Указанные расходы произведены Администрацией, в том числе на основании решения Приморского районного суда от 27.09.2013. При этом, согласно Водному кодексу Российской Федерации, Закону Санкт-Петербурга от 15.02.2007 № 60-13 «О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области водных отношений на территории Санкт-Петербурга», осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, водных объектов, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, входит в компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Санкт-Петербурга). Однако, соответствующие полномочия и финансовые средства ВМО не передавались.

2.8.2. В нарушение Правил производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, утвержденных Государственной Административно-технической инспекцией, технического задания (Приложение № 1) к муниципальному контракту, согласно которым одним из обязательных условий при производстве земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, является наличие ордера ГАТИ, выполнение работ по созданию зоны отдыха по адресу: угол ул. Деловая и пер. Дубовый, произведено при отсутствии ордера ГАТИ. В соответствии с указанными Правилами, выполнение работ без ордеров ГАТИ запрещено и является самовольным.

2.8.3. Администрацией в 2015 году произведена оплата услуг инструкторов по стрелковому многоборью, медико-санитарной и строевой подготовке в рамках проведения районной игры «Зарница–2015». Однако, в комплекте отчетных документов представлены фотографии, размещенные 14.11.2014 на официальной странице Администрации в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/club 78357132), следовательно, не имеющие отношения к мероприятию, проведенному в 2015 году, что ставит под сомнение фактическое оказание услуг по данному муниципальному контракту.

 

  1. Нарушения требований организации ведения бухгалтерского учета.

3.1. Нарушение требований по формированию учетной политики, установленных Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, а именно:

– МС не разработана учетная политика в целях организации бухгалтерского учета;

– «Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета местной администрации муниципального образования поселок Лисий Нос», утвержденное Администрации, не содержит особенности списания нефинансовых активов, приобретаемых в качестве подарков для награждения участников мероприятий, организованных в рамках деятельности Администрации.

3.2. Нарушение требований организации ведения бухгалтерского учета, а именно, Администрацией в проверяемом периоде не обеспечен надлежащий учет нефинансовых активов: на отдельных объектах основных средств отсутствуют инвентарные номера, в инвентарных карточках учета нефинансовых активов отсутствуют краткая индивидуальная характеристика объекта, его основные качественные и количественные показатели.

3.3. Нарушение требований, предъявляемых к обязательным реквизитам первичных учетных документов, а именно, авансовые отчеты МС не содержат обязательные реквизиты документов, подтверждающих произведенные расходы (вместо даты и номера документа указана дата и номер авансового отчета, а также отсутствуют сведения кому и по какому документу произведена оплата).

 

  1. Нарушения в сфере управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью.

4.1. Нарушение порядка учреждения унитарного предприятия, а именно, при отсутствии установленного органами местного самоуправления ВМО порядка определения состава имущества, что предусмотрено Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Администрацией передано имущество в хозяйственное ведение МУП «Лисий нос».

4.2. Ненадлежащее осуществление Администрацией полномочий собственника имущества муниципального унитарного предприятия, установленных Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а именно, не определены порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности МУП «Лисий Нос», порядок и сроки предоставления отчетов о деятельности предприятия и не утверждены показатели экономической эффективности деятельности предприятия в проверяемый период.

4.3. Неправомерное предоставление государственного имущества в безвозмездное пользование без оформления договорных отношений, а именно, в нарушение договора безвозмездного пользования объектом нежилого фонда, которым установлен запрет на передачу в пользование объекта, либо его частей, третьим лицам, часть помещений передана МС в пользование Администрации.

4.4. Нарушение порядка учета и ведения реестра муниципального имущества, установленного Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным Минэкономразвития России.

4.5. Иные нарушения, выявленные в ходе проведения контрольного мероприятия по вопросу распоряжения и использования государственного, муниципального имущества.

4.5.1. Отсутствие муниципальных правовых актов, регулирующих порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, а именно, порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности ВМО, до 02.06.2016 отсутствовал.

4.5.2. При отсутствии правовых оснований Администрация использовала для осуществления своей деятельности помещение и гараж по адресу: г. Санкт-Петербург, пос. Лисий Нос, Большой пр., д. 20А, собственник которых не установлен.

4.5.3. При отсутствии порядка об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий, определение которого входит в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования, тарифы за услуги по вывозу твердых бытовых отходов, предоставляемые МУП «Лисий Нос», утверждены Администрацией.

4.5.4. Превышение Администрацией полномочий в части принятия нормативных правовых актов, регулирующих порядок реализации права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего унитарному предприятию, а именно, «Положение о порядке определения размера части прибыли муниципального унитарного предприятия – МУП «Лисий Нос», подлежащей перечислению в местный бюджет МО пос. Лисий Нос, утверждено Администрацией, тогда как в соответствии со ст. 62 БК РФ перечисление части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, осуществляется в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

4.5.5. Выборочной проверкой достоверности данных бухгалтерского учета МУП «Лисий Нос» за 2015 год и 5 месяцев 2016 года установлены факты недостоверности показателей бухгалтерской отчетности предприятия.

 

  1. Нарушения при осуществлении муниципальных закупок:

5.1. Приемка и оплата выполненных работ, оказанных услуг, несоответствующих условиям контрактов, а именно, в нарушение ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Администрацией в 2015 году приняты и оплачены работы и услуги, не соответствующие условиям 5 муниципальных контрактов и 2 договоров, что повлекло потери местного бюджета, в том числе:

5.1.1. На оплату невыполненных работ по благоустройству территории ВМО по вырубке 4 деревьев и корчевке 47 пней на территории ВМО, работ по текущему ремонту дороги по адресу: ул. Красноармейская (устройство асфальтобенного покрытия дороги выполнено толщиной 8,7 см вместо 11 см).

5.1.2. На оплату работ по устройству газонов на зонах отдыха, выполнение которых ставится под сомнение, поскольку в ходе проведения комиссией Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга совместно с сотрудниками Администрации осмотра фактического выполнения работ установлено отсутствие травяного покрова.

5.1.3. На оплату услуг по организации посещения выставки в Городском
центре медицинской профилактики «Музей гигиены», предусмотренного техническим заданием к муниципальному контракту, тогда как адрес посещения выставки, указанный в акте об оказании услуг и путевом листе автотранспортного средства, представленном к акту, не соответствуют адресу расположения Музея гигиены.

5.1.4. Выявленное нарушение при выполнении работ по текущему ремонту дороги (ул. Красноармейская) свидетельствует о ненадлежащем качестве оказания услуг по осуществлению технического надзора, оплаченных Администрацией в полном объеме.

5.1.5. Выявленные нарушения при выполнении работ по текущему ремонту и содержанию дорог, валке деревьев, расположенных на территории ВМО, оказании услуг по посещению выставки в Музее гигиены свидетельствуют о ненадлежащем качестве оказания услуг по проведению экспертизы результатов исполнения муниципальных контрактов.

5.2.  В нарушение требований ст. 73 БК РФ Администрацией в проверяемый период реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов (договоров), не формировались.

5.3. В нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которым контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта, соответствующего требованиям Федерального закона, Администрация заключила 2 муниципальных контракта с одним и тем же подрядчиком на выполнение работ по благоустройству, связанному с обеспечением санитарного благополучия, чистоты и порядка на территориях, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, расположенных на территории муниципального образования поселок Лисий Нос в
2016 году, тогда как на момент заключения контракта обеспечение исполнения контракта отсутствовало и было представлено после начала выполнения работ.

5.4. В нарушение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в документацию об электронных аукционах Администрации на выполнение работ по благоустройству территории ВМО в 2015 и 2016 годах включены требования к объекту закупки и его описанию, связанные с установлением излишних, слишком детализированных, запутанных требований к описанию объекта закупки, что приводит к риску возникновения ошибок, как со стороны заказчика, так и со стороны участника закупки и ограничению конкуренции.

5.5. В нарушение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Администрация заключила муниципальный контракт на выполнение работ по текущему ремонту и комплексной механизированной уборке дорог, расположенных в пределах границ муниципального образования пос. Лисий Нос в 2016 году, тогда как обеспечение исполнения контракта соответствующее требованиям данного Федерального закона, фактически предоставлено не было и на момент проведения контрольного мероприятия отсутствовало.

5.6. В нарушение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссией по осуществлению закупок одной и той же организации дважды было необоснованно отказано в допуске к участию в аукционе на право заключения муниципального контракта. При этом, в соответствии с решениями Управления федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Комиссия по осуществлению закупок повторно рассмотрела первые части заявок на участие в указанном аукционе и вновь необоснованно отказала в допуске данной организации.

5.7.  В нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2015 году в условия двух муниципальных контрактов Администрацией были внесены изменения в части изменения вида тротуарной плитки и места проведения военно-спортивного мероприятия без оформления дополнительного соглашения и размещения информации на официальном сайте в сети Интернет.

5.8. Прочие нарушения при осуществлении муниципальных закупок.

5.8.1. «Порядок осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в местной администрации МО поселок Лисий Нос», утвержденный Администрацией, разработан без учета требований ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5.8.2. Неисполнение Администрацией в 2015 году решений и предписаний Управления федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, вынесенных на действия Комиссии по осуществлению закупок при определении поставщика путем проведения электронных аукционов.

Руководитель комиссии Е.А. Коваленко

По результатам контрольного мероприятия объектам контроля внесены соответствующие представления, содержащие предложения по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки.

Информация об устранении замечаний

- В целях приведения муниципальных нормативных актов в соответствие с действующим законодательством, постановлением Муниципального совета «Об утверждении учетной политики муниципального совета муниципального образования поселок Лисий Нос», утверждена учетная политика МС.
- В целях обеспечения контроля за эффективным использованием имущества муниципального образования поселок Лисий Нос, утверждение тарифов на услуги по вывозу твердых бытовых отходов, предусмотренные МУП «Лисий Нос» и утверждение «Положения о порядке определения размера части прибыли МУП «Лисий Нос», внесены в повестку внеочередного заседания Муниципального совета 28.12.2016 года.