ПРОВЕРКИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Информация о результатах совместной с прокуратурой Невского района Санкт-Петербурга выборочной проверки формирования и исполнения бюджета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Ивановский за 2015 год и истекший период 2016 года

Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга совместно с прокуратурой Невского района Санкт-Петербурга проведено контрольное мероприятие "Совместная с прокуратурой Невского района Санкт-Петербурга выборочная проверка формирования и исполнения бюджета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Ивановский за 2015 год и истекший период 2016 года", по результатам которого установлены следующие нарушения федерального законодательства и законодательства Санкт-Петербурга:

  1. Нарушения в ходе исполнения местного бюджета.

1.1. Нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, установленные положениями ст.ст. 161, 221 БК РФ, Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н.

1.2. Нарушение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации, установленного Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, что повлекло искажение отдельных показателей бюджетной отчетности за 2015 год и 6 месяцев 2016 года, поскольку расходы утверждены местным бюджетом на 2015 и 2016 годы и исполнены по разделам, подразделам классификации расходов бюджета и кодам классификации операций сектора государственного управления, не соответствующим требованиям данных Указаний.

1.3. Неосуществление в 2015 году МС, Администрацией бюджетных полномочий главных распорядителей бюджетных средств (два нарушения), предусмотренных ст. 158 БК РФ, в части обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств, что повлекло потери местного бюджета в общей, а именно:

1.3.1. В 2015 году МС произведено расходование средств местного бюджета на оплату труда лица, замещающего должность аудитора-председателя ревизионной комиссии, которая в соответствии со ст. 39 Устава ВМО образуется в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля, тогда как указанные полномочия в 2013 году переданы Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга на основании подписанного МС Соглашения о передаче Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

1.3.2. В 2015 году Администрацией произведено расходование средств на приобретение в рамках исполнения муниципального контракта на оказание услуг по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан 14-18 лет, проживающих на территории муниципального образования, в свободное от учебы время, товарно-материальных ценностей, которые не были связаны с выполняемыми работами.

1.4. Нецелевое использование в 2015 году средств местного бюджета.

В нарушение ст. 15 БК РФ, согласно которой местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования, запрета на финансирование полномочий органов государственной власти, установленного п. 5 ст. 86 БК РФ и ст. 38 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», средства местного бюджета направлены Администрацией на цели, не соответствующие полностью или частично целям, определенным решением о бюджете, сводной бюджетной росписью, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, что согласно ст. 306.4 БК РФ квалифицируется как нецелевое использование бюджетных средств, а именно, на проведение мероприятий и выполнение работ, не относящихся к решению вопросов местного значения, исчерпывающий перечень которых установлен ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», а именно:

1.4.1. В 2015 году Администрацией произведено расходование средств на оплату работ по благоустройству территории, включенной в перечень территорий зеленых насаждений общего пользования, содержание которых, согласно ст. 18 Закона Санкт-Петербурга от 28.06.2010 № 396-88 «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге», осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, а именно, на оплату работ по новогоднему оформлению территории (установка и украшение ели), поставке и установке информационного щита в сквере, который в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 08.10.2007 № 430-85 «О зеленых насаждениях общего пользования» является территорией зеленых насаждений общего пользования.

1.4.2. В 2015 году Администрацией произведено расходование средств на оплату за счет средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию муниципальной программы «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона в ВМО», услуг по разработке и изготовлению брошюры «Памятка населению по защите и действиям в чрезвычайных ситуациях», в которой отражена, в том числе, информация о правилах поведения при пожаре, мерах безопасности граждан в быту, тогда как информирование населения Санкт-Петербурга о мерах пожарной безопасности в соответствии со ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 18.07.2005 № 368-52 «О пожарной безопасности в Санкт-Петербурге» относится к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга, а информирование населения о правилах безопасности в быту не относится к событиям, связанным с чрезвычайными ситуациями, определение которых дано в ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Рассчитать сумму потерь местного бюджета не представляется возможным, в связи с отсутствием в муниципальном контракте с ООО «ОБЖ СПб» детальной сметы расходов.

 

  1. Иные нарушения в сфере управления, распоряжения и использования муниципальной, государственной собственности.

2.1. Отсутствие муниципальных правовых актов, регулирующих порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, а именно, в нарушение ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 26 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», ст. 25 Устава ВМО порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, МС не определен.

2.2. Без оформления договорных отношений Администрации для осуществления деятельности отдела опеки и попечительства Администрацией Невского района предоставлено помещение, которое располагается на первом этаже многоквартирного дома. При этом, договоры на предоставление коммунальных услуг за пользование данным нежилым помещением Администрацией не заключались и оплата за их предоставление не осуществлялась.

 

  1. Нарушения ведения бухгалтерского учета.

3.1. Нарушение требований, предъявляемых к регистру бухгалтерского учета, а именно, в нарушение ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 3 Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, в инвентарных карточках учета нефинансовых активов отсутствуют: краткая индивидуальная характеристика объекта, его основные качественные и количественные показатели. Кроме того, в инвентарных карточках информационных уличных стендов отсутствует актуальная информация о местонахождении объекта.

3.2. Иные нарушения ведения бухгалтерского учета.

Нарушения требований ведения бухгалтерского учета (два нарушения), установленные Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, Администрацией, Избирательной комиссией ВМО в проверяемом периоде не обеспечен надлежащий учет нефинансовых активов, в том числе:

– на отдельных объектах основных средств отсутствуют инвентарные номера;

– сирень венгерская, спирея Вангутта, ель «Уральская», елочные новогодние украшения, приобретенные в рамках муниципальных контрактов, не учтены Администрацией на соответствующих балансовых счетах бухгалтерского учета. В ходе проведения контрольного мероприятия данное нарушение Администрацией частично устранено – нефинансовые активы (ель и елочные украшения) учтены на балансе Администрации.

  1. Нарушения при осуществлении муниципальных закупок.

4.1. Приемка и оплата выполненных работ, оказанных услуг, не соответствующих условиям контрактов, а именно, в нарушение ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в проверяемый период Администрацией по 5 муниципальным контрактам приняты и оплачены работы, услуги, не соответствующие условиям муниципальных контрактов, что повлекло, в том числе потери местного бюджета, а именно:

4.1.1. В 2015 году Администрацией произведены расходы на оплату поставки детского игрового и спортивного оборудования, габаритные размеры которого меньше, чем размеры оборудования, предусмотренные техническими заданиями к муниципальным контрактам и паспортами оборудования.

4.1.2. В 2015 году Администрацией произведены расходы на оплату работ по устройству антивандальных ограждений вокруг елок, которые, согласно представленной Администрацией в ходе проведения контрольного мероприятия фотофиксации выполненных работ, не были выполнены.

Следует отметить, что согласно Заключению по проведению экспертизы исполнения данного муниципального контракта, подготовленному Администрацией, «Подрядчик надлежаще выполнил требования условий контракта по предмету контракта», что свидетельствует о формальном подходе Администрации к осуществлению контроля качества выполненных работ.

4.1.3. В 2016 году Администрацией произведены расходы на оплату услуг по подготовке фотоотчетов о проведенных мероприятиях, сформированных в объеме, не соответствующем условиям муниципальных контрактов.

4.1.4. Выявленные нарушения при выполнении работ по приобретению и установке детского игрового и спортивного оборудования на территории ВМО свидетельствуют о ненадлежащем качестве оказания инжиниринговых услуг при выполнении подрядных работ на территории ВМО, оплаченных Администрацией в полном объеме. Рассчитать сумму услуг ненадлежащего качества не представляется возможным, поскольку муниципальный контракт не содержит детализированного расчета стоимости выполнения услуг.

Согласно пояснениям Администрации, штраф за ненадлежащее исполнение муниципального контракта уплачен подрядчиком в местный бюджет.

4.2. Нарушение порядка формирования контрактной службы (назначения контрактных управляющих), а именно, в нарушение требований ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которой Заказчики должны создать контрактную службу либо в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн. рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта, в проверяемом периоде в МС отсутствовала контрактная служба и не было назначено лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, полномочия по осуществлению закупок Администрации не передавались.

Данное нарушение устранено по окончании контрольного мероприятия.

4.3. Включение в документацию (извещение) по трем закупкам требований к объекту закупки, приводящих к ограничению конкуренции, в том числе:

4.3.1. Документация об электронном аукционе на осуществление закупки на выполнение работ по благоустройству территории ВМО в 2015 году содержит комплекс работ по благоустройству (работы по ремонту пешеходных дорожек, набивного покрытия детских площадок, ямочному ремонту проездов и въездов на дворовых территориях, озеленению, поставке и установке детского оборудования, малых архитектурных форм, уличной мебели, ремонту детского и игрового оборудования и др.) без разбивки их по видам работ (лотам), что значительно сужает круг потенциальных участников торгов и не отвечает принципам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части обеспечения эффективности осуществления закупок, развития добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере осуществления закупок. Так, на участие в данном аукционе была подана только одна заявка от организации, с которой Администрацией был заключен муниципальный контракт.

4.3.2. Включение в документацию (извещение) по двум закупкам требований к объекту закупки, приводящих к ограничению конкуренции, а именно, в нарушение ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которой описание объекта закупки должно носить объективный характер, в документацию о закупках Администрации на оказание услуг по организации и проведению праздничных мероприятий в 2015 году, выполнение работ по текущему содержанию придомовой территории ВМО и прилегающих объектов в 2016 году включены требования к объекту закупки, связанные с установлением излишних, слишком детализированных требований к описанию объекта закупки, которые носят необоснованный и необъективный характер, ограничивают количество участников закупки, поскольку требования к описанию несущественных характеристик товаров, в том числе реально неисполняемых и фактически непроверяемых, влекут риски возникновения ошибок, как со стороны заказчика, так и со стороны участника закупки, вследствие чего муниципальные контракты на выполнение указанных работ и услуг были заключены Администрацией с единственными допущенными участниками данных закупок без снижения начальной (максимальной) цены контракта.

4.4. Нарушение при выборе конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в результате чего Администрацией заключено шестнадцать муниципальных контрактов (договоров) без соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что повлекло необоснованное ограничение возможности участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, добросовестной конкуренции, гласности и прозрачности закупок. Так, Администрацией на оказание однородных услуг в один период времени с единственным исполнителем на основании ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которому может осуществляться закупка товаров, работ или услуг на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, заключены контракты на выполнение работ по уборке и обеспечению чистоты и порядка на территории зеленых насаждений внутриквартального озеленения ВМО в январе, феврале, марте 2016 года, соответственно; на оказание услуг по подготовке и размещению в газете «Славянка сегодня» нормативно-правовых актов и информационных материалов; на оказание услуг по осуществлению функций специализированной организации по осуществлению закупок.

4.5. Отсутствие экспертизы результатов, предусмотренных контрактом (договором), и отчета о результатах отдельного этапа исполнения контракта (договора), о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге по одному муниципальному контракту, а именно, в нарушение ч. 9 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093, на момент проведения контрольного мероприятия на официальном сайте отсутствовали отчеты об исполнении муниципального контракта на выполнение работ по уборке территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения ВМО в 2015 году и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, заполняемые нарастающим итогом, и подтверждающие, в том числе информацию о проведении экспертизы поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг.

Данное нарушение устранено по окончании контрольного мероприятия, соответствующая информация размещена в единой информационной системе в сети Интернет.

4.6. Нарушение порядка расторжения одного муниципального контракта, установленного ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, ч. 1 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации. Администрацией в письменной форме не было оформлено дополнительное соглашение о расторжении контракта на выполнение работ по уборке территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения ВМО в 2015 году, тогда как выполнение работ по данному контракту осуществлено и оплачено в меньшем объеме, чем предусмотрено контрактом.

4.7. Иные нарушения и замечания, допущенные при осуществлении муниципальных закупок.

Нарушение требований ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении контроля в сфере закупок, а именно, «Положение о порядке осуществления полномочий органами внутреннего муниципального финансового контроля Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Ивановский по внутреннему муниципальному финансовому контролю», утвержденное Администрацией, в соответствии с которым органами внутреннего муниципального финансового контроля осуществляется контроль в сфере закупок, не соответствует ч. 11 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

 

  1. Иные нарушения и замечания, допущенные в ходе формирования и исполнения местного бюджета.

5.1. В нарушение ст. 15 БК РФ, согласно которой местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования, ст. 31 БК РФ, устанавливающей принцип самостоятельности бюджетов, означающий недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в проверяемый период Администрацией произведены расходы на выполнение работ по уборке и очистке от наплавных загрязнений и мусора акваторий водных объектов (Ивановский карьер, пруд в парке культуры и отдыха им. И.В. Бабушкина), расположенных на территории ВМО, при отсутствии полномочий в области водных отношений, переданных ВМО в установленном законодательством порядке, и соответствующих финансовых средств на исполнение передаваемых полномочий. Так, в соответствии со ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» к вопросам местного значения отнесено участие в пределах своей компетенции в обеспечении чистоты и порядка на территории муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора и уборку территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга. При этом, согласно Водному кодексу Российской Федерации и ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 15.02.2007 № 60-13 «О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области водных отношений на территории Санкт-Петербурга», осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Санкт-Петербурга, а также водных объектов, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, входит в компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Санкт-Петербурга).

Кроме того, Ивановский карьер, пруд в парке культуры и отдыха им. И.В. Бабушкина входят в Перечень водоемов, расположенных на территории Санкт-Петербурга и подлежащих региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов (Приложение № 2 к распоряжению Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 15.04.2008 № 52-р).

Согласно документам и материалам, представленным в ходе проведения контрольного мероприятия, работы по уборке водных акваторий в проверяемый период осуществлялись на основании решения Невского районного суда Санкт-Петербурга по иску Природоохранной прокуратуры.

5.2. В 2016 году Администрацией в рамках реализации муниципальной программы «Организация и проведение местных и участие в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий во внутригородском муниципальном образовании Санкт-Петербурга муниципального округа Ивановский на 2016 год» произведены расходы на оплату услуг по организации и проведению праздничного мероприятия Масленица на территории парка культуры и отдыха им. И.В. Бабушкина (народное гуляние 13.03.2016), при этом, согласно размещенному в единой информационной системе в сфере закупок (zakupki.gov.ru) государственному контракту, заключенному Администрацией Невского района Санкт-Петербурга, Администрацией Невского района Санкт-Петербурга в этот же день в парке было организовано аналогичное мероприятие Масленица, исполнитель, а также техническое оснащение и актерский состав которого идентичен мероприятию, организованному Местной Администрацией.

Согласно Пояснениям, в целях эффективного использования средств местного бюджета, увеличения продолжительности мероприятия и для привлечения большего количества жителей, Администрацией было принято решение об участии в организации и проведении праздничного мероприятия «Масленица», организованного Администрацией Невского района в этот же день в парке им. И.В. Бабушкина, техническое оснащение и актерский состав которого идентичен мероприятию, организованному Местной Администрацией. Однако ни в ходе проведения контрольного мероприятия, ни в составе документов и материалов к Пояснениям, документы, определяющие порядок участия Местной Администрации в организации и проведении указанного мероприятия не представлены, тогда как праздник «Масленица», согласно Закону Санкт-Петербурга от 26.10.2005 № 555-78 «О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге», включен в перечень «Международных, общепризнанных (традиционных) и общероссийских праздников и памятных дат» (Приложение к данному Закону Санкт-Петербурга) и финансируется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, а в соответствии с положениями ст. 10 Закона Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» к вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, в частности, относится участие в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий.

5.3. В 2015 году Администрацией осуществлена оплата услуг за организацию посещения 29 группами учащихся школ, расположенных на территории ВМО, Городского центра медицинской профилактики «Музей гигиены» на основании договоров с Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением здравоохранения «Городской центр медицинской профилактики», условиями которых не предусмотрены требования со стороны Администрации к оформлению и предоставлению Исполнителем документов, подтверждающих результаты оказанных услуг (фотоотчет, копии счетов (чеков) на приобретение билетов или билетов на посещение музея и т.п.), в связи с чем проверить фактическое выполнение услуг не представляется возможным.

5.4. «Положение о бюджетном процессе в муниципальном округе Ивановский». Данное замечание было отмечено Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга в заключениях на проект местного бюджета на 2015, 2016 годы, однако органами местного самоуправления ВМО не учтено.

Руководитель комиссии Е.А. Коваленко