ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Заключение по результатам внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2007 год

Заключение
по результатам внешней проверки годового отчета
об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2007 год


     В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге" Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга подготовлено Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2007 год (по форме Министерства финансов Российской Федерации 0503117).
     В Контрольно-счетную палату Санкт-Петербурга в сроки, установленные ст. 264(4) Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст. 35 Закона Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге" представлены:
     - Губернатором Санкт-Петербурга - годовой отчет об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2007 год (по форме Министерства финансов Российской Федерации 0503117);
     - Комитетом финансов Санкт-Петербурга - годовая бюджетная отчетность главных распорядителей средств бюджета Санкт-Петербурга, главных администраторов доходов бюджета Санкт-Петербурга и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга.
     Законом Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2007 год" главными распорядителями бюджетных средств определены 63 отраслевых и территориальных органа государственной власти Санкт-Петербурга, при проведении внешней проверки представлены отчеты 64 главных распорядителей, включая промежуточную ликвидационную отчетность Управления по строительству сооружений защиты Санкт-Петербурга, которое подлежит ликвидации в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.09.2006 № 1101.
По результатам проведения внешней проверки бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета Санкт-Петербурга, главных администраторов доходов бюджета Санкт-Петербурга и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга, с учетом дополнительно представленных Комитетом финансов Санкт-Петербурга документов и материалов, Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга подготовлено 64 заключения.
Настоящее Заключение подготовлено по результатам проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2007 год, на основании внешней проверки бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета Санкт-Петербурга, главных администраторов доходов бюджета Санкт-Петербурга и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга.


По результатам внешней проверки Контрольно-счетная палата пришла к следующим выводам:

     1. Годовая бюджетная отчетность главных распорядителей средств бюджета Санкт-Петербурга, главных администраторов доходов бюджета Санкт-Петербурга и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга и годовой отчет об исполнении бюджета Санкт-Петербурга (по форме Министерства финансов РФ № 0503117) представлены в полном объеме с соблюдением установленного срока.
     
     II. Основные итоги исполнения бюджета Санкт-Петербурга.
     1. Бюджет Санкт-Петербурга за 2007 год исполнен:
     - по доходам в сумме 278 055 196,9 тыс. рублей, что на 18,6 % превысило бюджетные назначения;
     - по расходам в сумме 259 301 795,3 тыс. рублей или 97,4 % к назначениям;
     -  с профицитом в сумме 18 753 401,6 тыс. рублей при планируемом дефиците в сумме 31 920 284,7 тыс. рублей.
     2. В ходе исполнения бюджета в соответствии с правами, предоставленными Бюджетным кодексом РФ, органом, исполняющим бюджет, вносились изменения в Сводную бюджетную роспись, согласно которым:
     - назначения по доходам были увеличены на 5 147 096 тыс. рублей и составили 239 498 683,2 тыс. рублей, исполнены на 116,1 %;
     - назначения по расходам были увеличены на 5 147 096 тыс. рублей и составили 271 418 967,9 тыс. рублей, исполнены на 95,5 %;
     3. Расходы на Адресную инвестиционную программу на 2007 год утверждены в сумме 67 302 691,3 тыс. рублей, исполнение составило                         62 971 340,9 тыс. рублей или 93,6 %.
     4. Объем неосвоенных средств бюджета Санкт-Петербурга составил 12 117 169,4 тыс. рублей или 4,5 % от предусмотренных Сводной бюджетной росписью расходов, в том числе остались неосвоенными средства федерального бюджета в сумме 758 515,5 тыс. рублей, из них не освоены поступившие в 2007 году средства в сумме 657 717 тыс. рублей.  
     5. Временно свободные остатки средств бюджета возросли за 2007 год на 23 101 290,6 тыс. рублей и на 01.01.2008 составили 70 732 173,7 тыс. рублей, в том числе размещены на депозитных счетах в кредитных организациях           46 700 000 тыс. рублей.
     6. Государственный долг за 2007 год сократился на  1 868 373 тыс. рублей, в том числе за счет досрочного выкупа государственных именных облигаций в сумме 1 517 552,6 тыс. рублей, и составил на 01.01.2008 - 5 089 523 тыс. рублей.
     7. В целом, отраженные в Отчете данные по поступлению в 2007 году в бюджет Санкт-Петербурга доходов соответствуют данным учета по состоянию на 31.12.2007.
     Согласно Отчету об исполнении бюджета (ф. 0503117), кассовое исполнение по доходам бюджета Санкт-Петербурга составило                      278 055 196,9 тыс. рублей, что соответствует сумме доходов, отраженных в Отчетах об исполнении бюджета главных администраторов поступлений (ф. 0503127), в том числе:
     - 168 618 551 тыс. рублей или 60,6 % - доходы 63 администраторов-главных распорядителей средств бюджета Санкт-Петербурга;
     - 109 436 645,9 тыс. рублей или 39,4 % - доходы 18 администраторов федерального уровня (из которых 109 307 828,7 тыс. рублей или 99,9 % - налоговые доходы, администратором которых являлось УФНС России по Санкт-Петербургу).
     8. В годовой бюджетной отчетности главных распорядителей и отчета об исполнении бюджета Санкт-Петербурга отклонений по объемам финансирования и кассовым расходам не выявлено.
     
     III. В ходе внешней проверки отчета установлены факты, свидетельствующие о наличии недостатков при формировании и исполнении бюджета Санкт-Петербурга в 2007 году, в частности:
     1. В Отчете об исполнении бюджета Санкт-Петербурга не учтены средства в сумме 16 769 686,7 тыс. рублей, операции по поступлению и расходованию которых проводились отдельными бюджетными учреждениями не через их лицевые счета в Комитете финансов, а через банковские счета, не запланированные при формировании бюджета.
     Нарушения и недостатки при формировании бюджета Санкт-Петербурга (администраторами доходов), привели к неполному отражению в Отчете об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2007 год всех доходов и расходов бюджета Санкт-Петербурга, что не соответствует установленному ст. 32 БК РФ принципу полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов.
     2. В 2007 году при исполнении бюджета Санкт-Петербурга по расходам допускались факты:
     2.1. Отклонения от показателей бюджета, утвержденного Законом Санкт-Петербурга, в  частности:
     - без внесения изменений в Закон о бюджете, по 71 целевой статье профинансированы расходы в объемах, в 1,5 и более раз превышающих утвержденные бюджетные назначения. Общая сумма превышения -                           1 890 743 тыс. рублей;
     - по 51 целевой статье бюджета расходы профинансированы на                                 50 % и менее от годовых бюджетных назначений. Сумма недофинансирования - 2 058 918,9 тыс. рублей;
     - вообще не исполнены бюджетные назначения по 111 целевым статьям на общую сумму 3 412 800,1 тыс. рублей, в том числе по 34 целевым статьям бюджетные ассигнования в сумме 1 927 897,5 тыс. рублей не были перемещены в ходе исполнения бюджета на другие целевые статьи, что исключило возможность их использования;
     2.2. Нарушений требований бюджетного законодательства:
     -в нарушение требований п. 1 ст. 234 Бюджетного кодекса РФ, по 6 главным распорядителям, объемы выделенных бюджетных ассигнований отличаются от объемов утвержденных бюджетных ассигнований более чем на             10 %.
     - в нарушение требований п. 2 ст. 234 Бюджетного кодекса РФ, объемы выделенных бюджетных ассигнований получателю - СПб ГУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр" на 19 323,4 тыс. рублей или на 34,6 % превысили утвержденные бюджетные назначения;
     - в нарушение требований ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым предоставление субсидий и субвенций допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ:

· из резервного фонда Правительства Санкт-Петербурга предоставлены не утвержденные Законом о бюджете субсидии по 8 целевым статьям на общую сумму 47 717,7 тыс. рублей и субвенции по 13 целевым статьям на сумму 36 426,4 тыс. рублей;

· в ходе исполнения бюджета был увеличен объем субсидий на общую сумму 110 419,3 тыс. рублей по 15 предусмотренным в бюджете целевым статьям;
     - в нарушение положений ст. 38 и 289 Бюджетного кодекса РФ допущено нецелевое расходование средств бюджета Санкт-Петербурга в сумме 19 725 тыс. рублей, выразившееся в направлении средств:

· в сумме 13 434,9 тыс. рублей, предусмотренных бюджетом, сводной бюджетной росписью и сметами доходов и расходов на финансирование расходов текущего финансового года  4 главным распорядителям средств, - на погашение несанкционированной кредиторской задолженности прошлых лет;

· в сумме 6 290,1 тыс. рублей, предусмотренных бюджетом, сводной бюджетной росписью и сметами доходов и расходов на финансирование расходов, связанных с содержанием жилищного фонда Жилищному комитету, - на погашение задолженности ГУЖА перед ГУП «Водоканал СПб", образовавшейся в результате неплатежей населения за потребленные коммунальные услуги.
     - в нарушение требований Бюджетной классификации Российской Федерации в ряде случаев расходы отражены не по соответствующим кодам видов расходов и целевых статей;
     2.3. Свидетельствующие о недостатках планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и организации исполнения расходов бюджета в 2007 году:
     - бюджетные ассигнования по отдельным экономическим статьям рядом главных распорядителей планируются ежегодно в объемах, превышающих реальную потребность в средствах, без учета их фактического освоения в предыдущие годы;
     - рядом главных распорядителей бюджетные ассигнования не были освоены в полном объеме в связи с отсутствием потребности в средствах на финансирование предусмотренных в бюджете расходов;
     - отдельными главными распорядителями допущено значительное неосвоение бюджетных средств.
     - рядом главных распорядителей бюджетные ассигнования не были и не могли быть освоены вообще в связи с тем, что отсутствовали правовые основания для произведения расходов.  
     3. В ходе проведения внешней проверки отчета об исполнении бюджета выявлены существенные недостатки при исполнении АИП, в том числе, включение в АИП ряда объектов при отсутствии на них проектно-сметной документации и решения имущественно-правовых вопросов, что повлекло срывы графиков строительства объектов.
     
     IV. В результате проведенной Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга  внешней проверки отчета об исполнении бюджета за 2007 год оснований для его отклонения не установлено.


     V. Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга считает необходимым рекомендовать органам исполнительной власти  не допускать указанных в Заключении нарушений и недостатков, как в процессе исполнения бюджета в 2008 году и подготовки отчета об его исполнении, так и при формировании проекта бюджета на 2009 и последующие годы, в частности:
     - учесть замечания Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга и не допускать недостатков при планировании бюджетных назначений на очередной финансовый год;
     - привести в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса РФ и иных нормативных правовых актов Министерства финансов РФ локальные нормативные и распорядительные документы, регламентирующие порядок учета средств бюджета Санкт-Петербурга и его исполнения;
     - обеспечить прозрачность при отражении и исполнении бюджетных назначений, предусмотренных в бюджете Санкт-Петербурга на реализацию приоритетных национальных проектов, в том числе указывая в названиях целевых статей на принадлежность расходов к этим проектам;
     - в условиях выпуска государственных ценных бумаг предусматривать возможность досрочного их выкупа эмитентом;
     - направлять свободные денежные средства (с учетом средств, находящихся на депозитных счетах коммерческих банков) на реализацию эффективных проектов по строительству и реконструкции городской инфраструктуры;
     - прекратить практику включения в адресную инвестиционную программу объектов, проектно-сметная документация на строительство которых отсутствует;
     - расходы на приобретение акций или долей хозяйственных обществ, а также направленные на увеличение уставного капитала отражать в балансе исполнения бюджета Санкт-Петербурга в составе финансовых вложений Санкт-Петербурга;

- усилить контроль за расходованием средств бюджета Санкт-Петербурга и местных бюджетов, в том числе по безусловному исполнению принятых расходных обязательств.