ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Заключение на проект Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"

Заключение Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга на проект Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" подготовлено в соответствии с Бюджетным, Налоговым и Гражданским кодексами Российской Федерации, Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, Законами Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге", «О Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, на основании внесенных в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга материалов к законопроекту.
     Необходимость внесения изменений в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга (далее -ТФ ОМС или Фонд) обусловлена уточнением параметров бюджета Фонда в связи с внесенными изменениями в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд ОМС), уточнением Комитетом финансов Санкт-Петербурга ожидаемого объема налоговых поступлений в Фонд в 2008 году, изменением с 01.01.2008 кодов бюджетной классификации Российской Федерации.

     Законопроектом утверждаются перечни главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита бюджета Фонда на 2008 год.
     Планируемые изменения основных параметров бюджета ТФ ОМС на 2008 год представлены в таблице:
(тыс. рублей)

Наименование

Утверждено на 2008 год

Изменения
(+,-)

Бюджет с учетом изменений

Доходы

16 678 981,8

+ 2 669 560,8

19 348 542,6

Расходы

16 678 981,8

+ 2 803 282,1

19 482 263,9

Дефицит / профицит (-/+)

-

133 721,3

-133 721,3

     Законопроектом планируется внести следующие изменения в бюджет Фонда на 2008 год:
         увеличить на 2 669 560,8 тыс. рублей или на 16 % доходную часть;
         увеличить на 2 803 282,1 тыс. рублей или на 16,8 % расходную часть;
         исполнить бюджет ТФ ОМС с дефицитом в объеме 133 721,3 тыс. рублей.
     Изменений основных показателей бюджета Фонда на плановый период 2009 и 2010 годов законопроектом не предусмотрено.

Доходная часть бюджета ТФ ОМС

     Законопроектом предлагается увеличить доходную часть бюджета ТФ ОМС на 2008 год на 2 669 560,8 тыс. рублей или на 16 %, в том числе:
     - на 782 643 тыс. рублей - за счет дополнительных налоговых и неналоговых доходов,
- на 1886917,8 тыс. рублей - за счет увеличения объемов межбюджетных трансфертов.

     Данные о вносимых в доходную часть бюджета Фонда изменениях и его фактическом исполнении за 5 месяцев текущего года (согласно отчету об исполнении консолидированного бюджета Санкт-Петербурга на 01.06.2008), представлены в таблице:

(тыс.рублей)

(тыс.рублей)
Наименование

Утверждено на 2008 год

Увеличение
(+)

Прирост,

%

Исполнено на 01.06.2008

    

Сумма

%

ИТОГО ДОХОДЫ

16 678 981,8

2 669 560,8

16,0

7 391 743,0

443

Налоговые и неналоговые доходы

9 353 822,0

782 643,0

8,4

4 043 733,1

43,2

Налоги и взносы на социальные нужды

8 534 697,0

606 077,0

7,1

3 668 901,6

43,0

Единый социальный налог

8 534 697,0

606 077,0

7,1

3 668 901,6

43,0

Налоги на совокупный доход

378 325,0

57 366,0

15,2

211711,4

56,0

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

247 059,0

77 572,0

31,4

159 873,8

64,7

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы

164 788,0

51 741,0

31,4

101 025,4

61,3

Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов

49 165,0

15 437,0

31,4

29089,1

59,2

Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов

33 106,0

10 394,0

31,4

29 747,6

89,9

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

130 818,0

- 20 206,0

-15,4

51 403,3

39,3

Единый сельскохозяйственный налог

448,0

0

-

434,3

96,9

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

10 000,0

0

-

239,6

2,4

Прочие неналоговые доходы

430 800,0

119200,0

27,7

162 621,6

37,7

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

7 325 159,8

1 886 917,8

25,8

3 348 010,0

45,7

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ

7 325 159,8

1 886 917,8

25,8

3 348 010,0

45,7

Средства бюджетов субъектов РФ, передаваемые бюджетам ТФ ОМС на обязательное медицинское страхование неработающего населения

5502451,4

492 605,2

9,0

2292688,1

41,7

Межбюджетные трансферты Федерального фонда ОМС, передаваемые бюджетам ТФ ОМС

1 822 708,4

1 394312,6

76,5

1 055 321,9

57,9

     В соответствии с требованиями ст.ст. 16, 17 Закона Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге", одновременно с проектом закона Санкт-Петербурга о внесении изменений в закон Санкт-Петербурга о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда должны представляться расчеты и обоснования вносимых изменений по увеличению расходов и доходов бюджета.
     По-прежнему, изменения назначений по налоговым доходам основаны на оценке Комитета финансов, в то время как, в соответствии с Правилами составления, рассмотрения и исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования от 09.09.2003 № 1750/21/и, налоговые доходы должны формироваться на основании прогноза администратора этих доходов - УФНС России по Санкт-Петербургу.
     Законопроектом планируется увеличить бюджетные назначения:
- по единому социальному налогу - на 606 077 тыс. рублей;
- по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения - на 77 572 тыс. рублей.
     При этом планируется уменьшение на 20 206 тыс. рублей бюджетных назначений по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
     Изменений по поступлениям единого сельскохозяйственного налога и по поступлениям недоимок, пеней и штрафов в бюджет Фонда не планируется.
     Кроме того, планируется увечить бюджетные назначения на 119 200 тыс. рублей или на 27,7 % по прочим неналоговым доходам.
     Доходы по группе «Безвозмездные поступления" планируется увеличить на 1 886 917,8 тыс. рублей, в том числе:
- на сумму 492 605,2 тыс. рублей увеличивается объем ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга, передаваемых в бюджет ТФ ОМС на обязательное медицинское страхование неработающего населения в соответствии с внесенными изменениями в бюджет Санкт-Петербурга на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов;
- на сумму 1 394 312,6 тыс. рублей - в связи с уточнением объемов межбюджетных трансфертов, получаемых Фондом из Федерального фонда ОМС в 2008 году.
     Так как Фонд на стадии формирования бюджета не располагал сведениями о предполагаемых объемах выделяемых ему межбюджетных трансфертов из Федерального фонда ОМС и по ряду подстатей утвержденным бюджетом ТФ ОМС не были предусмотрены плановые задания, законопроектом предусматривается установить бюджетные назначения:

в рамках обеспечения лекарственными средствами:

- в сумме 1 274 433,7 тыс. рублей - по субвенциям на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2007 № 873 «О предоставлении в 2008 году субвенций на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной   бесплатной   медицинской   помощи   в   части, предусматривающей обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов"). Следует отметить, что, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2008 № 387 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2007 № 873", на 96 116,8 тыс. рублей увеличен объем субвенций, предоставляемых в 2008 году из бюджета Федерального фонда ОМС бюджету ТФ ОМС Санкт-Петербурга. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 436 «О распределении между субъектами Российской Федерации средств на завершение в первом полугодии 2008 года расчетов за лекарственные средства, фактически отпущенные отдельным категориям граждан в 2007 году" на завершение расчетов за 2007 год за фактически отпущенные лекарственные средства, изделия медицинского назначения, а также специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов Санкт-Петербургу предусмотрены средства в сумме 4 227,3 тыс. рублей. В связи с этим в ходе второго чтения бюджета Фонда плановое задание по доходам должно быть увеличено на сумму 100 344,1 тыс. рублей;
- в сумме 575 359,6 тыс. рублей - по субсидиям на реализацию мероприятий в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Указанные средства распределены Санкт-Петербургу на завершение расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2007 году (письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.07.2007 № 1362-20). Ранее средства на указанные цели отражались по подстатье «Средства, передаваемые бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на оказание отдельным категориям граждан   государственной   социальной   помощи   по   обеспечению лекарственными средствами", в соответствии с требованиями бюджетной классификации, с 01.01.2008 они отражаются по подстатье «Субсидии бюджетам   территориальных   фондов   обязательного   медицинского страхования на реализацию мероприятий в рамках базовой программы ОМС".
     Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 436 «О распределении между субъектами Российской Федерации средств на завершение в первом полугодии 2008 года расчетов за лекарственные средства, фактически отпущенные отдельным категориям граждан в 2007 году", Санкт-Петербургу предусмотрены средства в сумме 1 159 868,6 тыс. рублей. Из указанных средств законопроектом учтены лишь 575 359,6 тыс. рублей. В связи с этим в ходе второго чтения бюджета Фонда плановое задание по доходам должно быть увеличено на сумму 584 509 тыс. рублей;
     в рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье":
- в сумме 220,5 тыс. рублей - по субсидиям на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- в сумме 138 119,3 тыс. рублей - по субсидиям на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан (с учетом средств в сумме 2 129,4 тыс. рублей, поступивших из Федерального фонда обязательного медицинского страхования в марте 2008 года, на завершение расчетов за 2007 год).
     Кроме того, в соответствии с распределением субвенций бюджетам Территориальных фондов ОМС, предусмотренным Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов", предусматривается уменьшить на 18 460,9 тыс. рублей субвенции ТФ ОМС Санкт-Петербурга на денежные выплаты участковым врачам и медицинским сестрам в 2008 году.

Расходная часть бюджета ТФ ОМС

     Законопроектом предусмотрено увеличение расходной части бюджета ТФ ОМС на 2 803 282,1 тыс. рублей или на 16,8 %, в том числе:
         на 1391951,9 тыс. рублей - расходы на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС, из них:
- на 1 334116,7 тыс. рублей - ассигнования на возмещение расходов медицинских учреждений, осуществляющих оказание медицинской помощи по Территориальной программе ОМС, с учетом средств, перечисляемых за лечение иногородних граждан и за медицинские услуги, оказанные отдельным категориям граждан (во внештатных ситуациях, лицам «БОМЖ"). Указанные средства планируется направить на увеличение расходов на оплату труда (с начислениями);
- на 23 415,1 тыс. рублей - расходы на ведение дел страховых медицинских организаций;
- на 34 420,1 тыс. рублей - расходы на формирование запасного резерва страховых медицинских организаций.
     Нормированный страховой запас, предназначенный для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС, изменять не планируется;
         в сумме 1 274 433,7 тыс. рублей планируются бюджетные назначения по расходам на оказание отдельным категориям граждан социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами в 2008 году за счет межбюджетных трансфертов из Федерального фонда ОМС, которые в бюджете ТФ ОМС на 2008 год первоначально предусмотрены не были. Средства на финансирование расходов ТФ ОМС на дополнительное лекарственное обеспечение предусмотрены в соответствии с лимитами бюджетных обязательств Федерального фонда ОМС. В связи с увеличением объема субвенций из Федерального фонда ОМС (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2008 № 387 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2007 № 873"), бюджетные назначения в ходе второго чтения бюджета Фонда должны быть увеличены на 96116,8 тыс. рублей. Кроме того, в бюджете Фонда должны быть учтены выделенные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 436 «О распределении между субъектами Российской Федерации средств на завершение в первом полугодии 2008 года расчетов за лекарственные средства, фактически отпущенные отдельным категориям граждан в 2007 году" средства в сумме 4 227,3 тыс. рублей;

         расходы   на   реализацию   мероприятий   приоритетного национального проекта «Здоровье", из них:

- на 148 993,7 тыс. рублей (с учетом фактически образовавшегося остатка неиспользованных по состоянию на 01.01.2008 в сумме 10 874,4 тыс. рублей) планируются расходы на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, которые в бюджете Фонда на 2008 год первоначально предусмотрены не были в связи с тем, что на 2008 год в бюджете Федерального фонда ОМС были зарезервированы средства в целом для всех субъектов РФ (без разбивки по регионам). Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.02.2008 № 80н был утвержден норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации на одного работающего гражданина в 2008 году - 974 рубля. Численность работающих граждан, подлежащих диспансеризации в 2008 году, была доведена до Фонда письмом Федерального фонда ОМС от 31.03.2008 № 1000/26-8/и;
- на 970,3 тыс. рублей (с учетом фактически образовавшегося остатка неиспользованных по состоянию на 01.01.2008 в сумме 749,8 тыс. рублей) планируются расходы на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в бюджете Фонда на 2008 год первоначально предусмотрены не были в связи с тем, что средства на реализацию указанного мероприятия в Федеральном фонде ОМС были зарезервированы в целом для всех субъектов РФ (без разбивки по регионам).
     При этом на 13 067,5 тыс. рублей планируется уменьшить расходы по финансовому обеспечению государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, оказываемой участковыми врачами (терапевтами и педиатрами), врачами общей практики (семейными врачами) и медицинскими сестрами соответствующих врачей.
Расходы на содержание органов управления Фонда и на информатику изменять не планируется. Учтены требования бюджетного законодательства:
в расходах по разделу «Общегосударственные вопросы" отражены, кроме расходов на содержание органов управления Фонда, и расходы на информатику.
     В 2007 году расходы Фонда на ДЛО составили 3 663 641,2 тыс. рублей, в том числе: за фактически отпущенные лекарственные средства в 2006 году - 2 293 727,3 тыс. рублей, за фактически отпущенные средства в 2007 году -1 369 903,9 тыс. рублей. Сумма средств по неоплаченным счетам за 2007 год перед фармацевтическими организациями, участвующими в финансировании ДЛО, составляет 1 199 528,5 тыс. рублей. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 436 «О распределении между субъектами Российской Федерации средств на завершение в первом полугодии 2008 года расчетов за лекарственные средства, фактически отпущенные отдельным категориям граждан в 2007 году"    Санкт-Петербургу    предусмотрены    средства   в   сумме 1 159 868,6 тыс. рублей. Законопроектом учтены средства в сумме
575 359,6 тыс. рублей, поэтому бюджетные назначения в ходе второго чтения бюджета Фонда должны быть увеличены на 584 509 тыс. рублей.
     Покрытие образовавшегося дефицита бюджета Фонда в размере 133 721,3 тыс. рублей предусматривается за счет изменения остатков средств на счетах Фонда, образовавшихся по состоянию на 01.01.2008.

Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга:

     1. Рекомендует Законодательному Собранию Санкт-Петербурга принять в первом чтении проект Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов";
     2. Предлагает ко второму чтению законопроекта учесть в бюджете безвозмездные поступления из Федерального Фонда ОМС и соответствующие расходы:
     - в сумме 96 116,8 тыс. рублей - на обеспечение граждан Санкт-Петербурга необходимыми лекарственными средствами;
     - в сумме 684 853,1 тыс. рублей - на завершение в первом полугодии 2008 года расчетов за лекарственные средства, фактически отпущенные отдельным категориям граждан в 2007 году.