ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Заключение на проект Закона Санкт-Петербурга «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект Закона Санкт-Петербурга
«О бюджете Территориального фонда обязательного
медицинского страхования Санкт-Петербурга
на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"


1. Общая часть

     
     Заключение Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга подготовлено по результатам экспертизы проекта бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, в соответствии с Бюджетным, Налоговым и Гражданским кодексами Российской Федерации, Законами Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге", «О Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
     Проект бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов представлен в форме проекта Закона Санкт-Петербурга, согласованного Правлением ТФ ОМС и предварительно рассмотренного и одобренного Правительством Санкт-Петербурга.
     В соответствии с требованиями ст. 184(2 )БК РФ и ст. 23 Закона Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге" проект Закона Санкт-Петербурга «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (далее - проект закона или законопроект) представлен Законодательному Собранию Санкт-Петербурга одновременно с проектом Закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на                2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" с соблюдением установленного срока.
     Заключение подготовлено на основании внесенных в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга материалов к законопроекту и дополнительно предоставленной органом управления Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга информации.
     Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга (далее - ТФ ОМС или Фонд) осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования и иными нормативными правовыми актами по реализации государственной политики в области здравоохранения и обязательного медицинского страхования. Орган управления Фонда - исполнительная дирекция - является участником бюджетного процесса Санкт-Петербурга.
     Формирование бюджета ТФ ОМС регулируется нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Федеральными законами                  «О бюджетной классификации Российской Федерации", «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, и Правилами составления, рассмотрения и исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также другими специальными отраслевыми нормативными актами.
     Согласно ст. 144 БК РФ, бюджет ТФ ОМС является бюджетом территориального государственного внебюджетного фонда.
     В соответствии с положениями ст. 8 Закона Санкт-Петербурга                        «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге", бюджет ТФ ОМС был утвержден сроком на три года - на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов. Начиная с проекта Закона Санкт-Петербурга о бюджете на 2009 год, бюджет должен утверждаться путем изменения параметров планового периода и добавления к ним параметров второго года планового периода                (п. 2 ст. 22 Закона Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге"), что относится и к проекту Закона Санкт-Петербурга о бюджете ТФ ОМС.  
     Представленный законопроект содержит предлагаемые к утверждению основные характеристики бюджета:
     
     - на 2009 год: общий объем доходов и расходов - в сумме 21 076 619,4 тыс. рублей, что на 3 521 213,5 тыс. рублей или на 20,1 % превышает утвержденные Законом Санкт-Петербурга от 21.11.2007 № 552-112 «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" характеристики (далее - утвержденные характеристики или назначения);
     - на плановый период 2010 года: прогнозируемый общий объем доходов и расходов - в сумме 23 774 935 тыс. рублей, что на 4 571 725 тыс. рублей или на 23,8 % превышает утвержденные характеристики;
     - на плановый период 2011 года: общий объем доходов и расходов - в сумме 27 588 132 тыс. рублей.
     Предлагаемый к утверждению бюджет ТФ ОМС на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов сбалансирован по доходам и расходам.
     
     Основные характеристики бюджета представлены в законопроекте в отдельных приложениях и сформированы в соответствии с бюджетным законодательством:
     - прогнозируемые доходы сгруппированы по группам, статьям, подстатьям;
     - бюджетные ассигнования сгруппированы по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов функциональной классификации расходов Российской Федерации.
     Вместе с тем, в статье 2 текстовой части законопроекта об источниках формирования доходов Фонда на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов не поименованы безвозмездные поступления, отраженные в приложениях № 1 и № 2, что требует внесения соответствующих изменений в редакцию данной статьи.
     
     В пояснительной записке к законопроекту по-прежнему отсутствуют обязательные в соответствии с Правилами составления, рассмотрения и исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования экономические обоснования всех доходных и расходных статей бюджета Фонда. В ней указывается лишь информация о формировании налоговых доходов на основании данных Комитета финансов Санкт-Петербурга и методы, примененные при прогнозировании поступлений отдельных видов доходов.
     Тем самым неоднократные замечания Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга в этой части не учтены.
     Кроме того, не представлены данные об ожидаемом исполнении бюджета Фонда за 2008 год, отсутствует информация о принятом при формировании бюджета на среднесрочную перспективу варианте социально-экономического развития Санкт-Петербурга, что затрудняет оценку обоснованности прогнозируемых характеристик бюджета.

2. Доходы проекта бюджета ТФ ОМС

     Предлагаемый законопроектом к утверждению на трехлетнюю перспективу объем доходов бюджета ТФ ОМС составляет:
     - на 2009 год - в сумме 21 076 619,4 тыс. рублей, с ростом на 1 040 857,4 тыс. рублей или на 5,2 % к бюджетным назначениям на 2008 год (с учетом изменений);
- на 2010 год - в сумме 23 774 935 тыс. рублей, с ростом на 2 698 315,6 тыс. рублей или на 12,8 % к предыдущему году;
- на 2011 год - в сумме 27 588 132 тыс. рублей, с ростом на 3 813 197 тыс. рублей или на 16 % к прогнозу на 2009 год, а по отношению к 2009 году - на 6 511 512,6 тыс. рублей или на 30,9 %.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2009-2011 годы, среднегодовой индекс потребительских цен (по инновационному варианту, принятому при формировании бюджета Санкт-Петербурга) составит: в 2009 году - 108,7 %; в 2010 году - 108,1 %; в 2011 году - 107,9 %. С учетом этого, в сопоставимых ценах объемы прогнозируемых доходов Фонда в 2009 году снижаются на                            646 047,7 тыс. рублей или на 3,2 %, по сравнению с 2008 годом; а в последующих годах возрастают - на 4,4 % и на 7,5 %, соответственно.
     Данные о предлагаемых бюджетных назначениях по источникам доходов бюджета ТФ ОМС представлены в таблице:

    (тыс. рублей)

Источники доходов

Бюджет 2008

Бюджетные назначения законопроекта

Прирост относительно предыдущего года, %

  

2009 год

2010 год

2011 год

2009

2010

2011

Налоговые и неналоговые доходы:

10 136 465

12 988 648,5

15 322 715

18 047 211,4

28,1

17,9

17,8

Налоги и взносы на социальные нужды

9 140 774

11 829 383,5

14 028 279

16 602 297,8

29,4

18,6

18,3

Единый социальный налог

9 140 774

11 829 383,5

14 028 279

16 602 297,8

29,4

18,6

18,3

Налоги на совокупный доход

435 691

531 389

620 162

721 684,2

22,0

16,7

16,4

Единый налог, взимаемый в связи с применением УСН

324 631

418 506

505 932

604 993

28,9

20,9

19,6

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

110 612

112 402,5

113 719

116 138,2

1,6

1,2

2,1

Единый сельско-хозяйственный налог

448

480,5

511

553

7,3

6,3

8,2

Недоимка, пени и штрафы по страховым взносам

10 000

876

876

-

- 91,2

0,0

-

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

-

300

322,2

346

-

7,4

7,4

Прочие неналоговые доходы

550 000

626 700

673 075,8

722 883,4

13,9

7,4

7,4

Безвозмездные поступления, всего, в т.ч.:

9 899 297

8 087 970,9

8 452 220

9 540 920,6

- 18,3

4,5

12,9

Страховые взносы на ОМС неработа-ющего населения

5 995 056,6

7 423 186,8

8 369 228,6

9 540 920,6

23,8

12,7

14,0

ИТОГО ДОХОДОВ

20 035 762

21 076 619,4

23 774 935

27 588 132

5,2

12,8

16,0

     
     В течение предстоящих трех лет доходная часть бюджета ТФ ОМС традиционно будет обеспечиваться за счет поступлений единого социального налога, составляющего более 56 % в структуре доходов, и страховых взносов на ОМС неработающего населения, направляемых целевым назначением из бюджета Санкт-Петербурга, составляющих более 34 %. Наибольший рост по всем видам доходов Фонда, по отношению к предыдущему году, ожидается в 2011 году - 16 %, в основном за счет увеличения поступлений наиболее значимого доходного источника - единого социального налога.
     В 2009 планируется снижение безвозмездных поступлений на 18,3 %, по сравнению с назначениями на 2008 год, а по отношению к назначениям, утвержденным на 2009 год, - рост в 12,2 раза, что обусловлено отражением по данной группе доходов средств бюджета Санкт-Петербурга, перечисляемых в бюджет Фонда на обязательное медицинское страхование неработающего населения, ранее учитывавшихся в налоговых доходах Фонда. Межбюджетные трансферты Федерального Фонда ОМС прогнозируются до 2011 года лишь в виде субсидий на обязательное медицинское страхование детей, субвенции на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье" на 2010 и 2011 годы не предусматриваются.
     Динамика предлагаемых бюджетных назначений по доходам ТФ ОМС на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов в сравнении с утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 21.11.2007 № 552-112 бюджетом Фонда представлена в таблице:
     

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

Доходы в соответствии с законопроектом, тыс. рублей

21 076 619,4

23 774 935

27 588 132

Рост к предыдущему году, тыс. рублей

1 040 857,4

2 698 315,6

3 813 197

Рост к предыдущему году, %

5,2

12,8

16,0

Темпы роста к 2008 году

5,2

18,7

37,7

Доходы, утвержденные Законом Санкт-Петербурга на 2008-2010 годы (с изм.), тыс. рублей

17 555 405,9

19 203 210

-

Изменения по отношению к предыдущему году, тыс. рублей

-2 480 356,2*

+1 647 804,1

-

Изменения по отношению к предыдущему году, %

- 12,4*

+9,4 %

-

Изменение доходов, предусмотренных законопроектом, по отношению к утвержденным Законом Санкт-Петербурга на 2008-2010 годы (с изм.)

   

Тыс. рублей

+3 521 213,5

+4 571 725

-

%

+ 20,1

+ 23,8

-

*) По отношению к первоначально утвержденным назначениям 2008 года - рост на 876 424,1 тыс. рублей или на 5,3 %.
     Таким образом, отклонения доходов проекта бюджета Фонда на 2009-2011 годы от аналогичного показателя утвержденного бюджета на 2008-2010 годы составляют 20,1 % - в 2009 году и 23,8 % - в 2010 году, что свидетельствует о необходимости повышения качества прогнозирования доходов бюджета ТФ ОМС на среднесрочную перспективу.


2.1. Налоговые и неналоговые доходы

     Налоговые поступления проекта бюджета ТФ ОМС сформированы в соответствии с предусмотренными п. 1 ст. 146 БК РФ видами доходов. Объем бюджетных назначений по налоговым доходам в представленном законопроекте составляет:
     - на 2009 год - 12 361 648,5 тыс. рублей или 128,9 % к уровню 2008 года;
     - на 2010 год - 14 649 317 тыс. рублей или 118,5 % к прогнозу на 2009 год;
     - на 2011 год - 17 323 982 тыс. рублей или 118,3 % к прогнозу на 2010 год.
В соответствии с Правилами составления, рассмотрения и исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, расчет сумм налоговых поступлений должен осуществляться налоговыми органами, причем единого социального налога - совместно с территориальными фондами по соответствующей Методике.  
     Согласно пояснительной записке к законопроекту, бюджетные назначения по налоговым доходам сформированы на основании произведенного Комитетом финансов прогноза поступлений на 2009-2011 годы с учетом прогноза администратора налоговых доходов - УФНС России по Санкт-Петербургу по единому социальному налогу и поступлениям недоимки, пени, штрафов.
     
     Законопроектом предусматриваются назначения по:

     Единому социальному налогу:

     - на 2009 год - в сумме 11 829 383,5 тыс. рублей, с ростом по отношению к утвержденным назначениям на 19,1 % и на 29,4 % - к назначениям 2008 года;
     - на 2010 год - в сумме 14 028 279 тыс. рублей, с ростом по отношению к утвержденным назначениям на 22,1 %, а к предыдущему году - на 18,6 %;
     - на 2011 год - в сумме 16 602 297,8 тыс. рублей, с ростом на 18,3 %.
     Возможность формирования назначений по налогу с ежегодным ростом подтверждается данными прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2009-2011 годы: ожидается рост численности трудовых ресурсов в среднем на 3,8 тыс. человек в год (0,12 %) и рост фонда оплаты труда: в 2009 году - на 23,7 % (2 вариант), в дальнейшем тенденция роста фонда оплаты труда сохраняется при незначительном снижении темпов.

§ Налогам на совокупный доход:
     
     - на 2009 год - в сумме 531 389 тыс. рублей, с ростом по отношению к утвержденным назначениям на 23,6 % и к 2008 году - на 22 %;
     - на 2010 год - в сумме 620 162 тыс. рублей, с ростом на 29,5 % к утвержденным назначениям и на 16,7 % к предыдущему году;
     - на 2011 год - в сумме 721 684,2 тыс. рублей, с ростом на 16,4 %.
     Наибольший рост ожидается обеспечить за счет поступлений единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, составляющего более 80 % в структуре данной подгруппы доходов. Согласно прогнозу социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2009-2011 годы, в случае инновационного варианта предполагается стабильный рост показателей развития малого предпринимательства, субъекты которого являются в основном плательщиками данного налога.
     
     Следует отметить, что по данным УФНС России по Санкт-Петербургу, уточненный прогноз формирующих бюджет Фонда налоговых платежей (доведен до ТФ ОМС письмом от 03.09.2008 № 20-04-03/23011), выполненный с учетом ожидаемых поступлений в 2008 году и на основании прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2009-2011 годы, составляет:
     - на 2009 год - 12 068 516 тыс. рублей, что на 293 132,5 тыс. рублей меньше прогноза Комитета финансов Санкт-Петербурга;
     - на 2010 год - 14 283 310 тыс. рублей, что на 366 007 тыс. рублей ниже предлагаемых назначений;
     - на 2011 год - 16 871 731 тыс. рублей, что на 452 251 тыс. рублей меньше планируемого объема поступлений.
     По оценке администратора доходов, ожидаемые в 2008 году поступления на 31,3 % превысят уровень поступлений 2007 года.
     
     Объем предлагаемых бюджетных назначений по неналоговым поступлениям составляет:
     - на 2009 год - в сумме 627 000 тыс. рублей или 114 % к назначениям 2008 года и на 35,9 % превышает утвержденные назначения;
     - на 2010 год - в сумме 673 398 тыс. рублей или 107,4 % к прогнозу на 2009 год и на 36,7 % превышает утвержденные назначения;
     - на 2011 год в сумме - 723 229,4 тыс. рублей или 107,4 % к прогнозу на 2010 год.

В представленном законопроекте неналоговые доходы ТФ ОМС сформированы, в основном, за счет прочих неналоговых доходов, состоящих из поступлений средств от территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов РФ по межтерриториальным расчетам за медицинскую помощь, оказанную гражданам РФ за пределами территории страхования. Бюджетные назначения по этим неналоговым доходам предусматриваются:
     - на 2009 год - в сумме 626 700 тыс. рублей, что составляет 113,9 % к назначениям 2008 года и на 35,8 % превышает утвержденные назначения;
     - на 2010 год - в сумме 673 075,8 тыс. рублей, что составляет 107,4 % к прогнозу на 2009 год и на 36,6 % превышает утвержденные назначения;
     - на 2011 год в сумме - 722 883,4 тыс. рублей, что составляет 107,4 % к прогнозу на 2010 год.

     В составе неналоговых доходов на период 2009-2011 годов впервые запланированы поступления по подгруппе доходов «Штрафы, санкции, возмещение ущерба" (средства, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещении ущерба имуществу), подлежащие зачислению в бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования с 01.01.2008, предусмотренные на 2009 год в сумме 300 тыс. рублей; на 2010 год - в сумме 322,2 тыс. рублей; на 2011 год - в сумме 346 тыс. рублей.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, неналоговые поступления определены расчетным путем с применением доведенных письмом Комитета финансов Санкт-Петербурга от 23.05.2008 № 02-20/1222 индексов потребительских цен, составляющих на 2009 год - 109,0 %, на 2010-2011 годы - 107,4 %.


2.2. Безвозмездные поступления

     В соответствии с законопроектом бюджетные назначения по безвозмездным поступлениям, включающие страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, передаваемые в ТФ ОМС из бюджета Санкт-Петербурга, и межбюджетные трансферты из Федерального фонда ОМС, составляют:
     - на 2009 год - в сумме 8 087 970,9 тыс. рублей со снижением на 18,3 % к назначениям 2008 года и на 20,3 % выше утвержденных назначений (с учетом страховых взносов на ОМС неработающего населения из бюджета Санкт-Петербурга);
     - на 2010 год - в сумме 8 452 220 тыс. рублей или 104,5 % к прогнозу на 2009 год и на 25,5 % выше утвержденных назначений (с учетом страховых взносов на ОМС неработающего населения из бюджета Санкт-Петербурга);
     - на 2011 год в сумме - 9 540 920,6 тыс. рублей или 112,9 % к прогнозу на 2010 год.
     
Согласно положениям ст. 146 БК РФ с 01.01.2008 страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, передаваемые в ТФ ОМС из бюджета Санкт-Петербурга, являются межбюджетным трансфертом и отражаются по группе доходов «Безвозмездные поступления".
     Проектом бюджета ТФ ОМС, страховые взносы прогнозируются:
     - на 2009 год - в сумме 7 423 186,8 тыс. рублей, что составляет 23,8 % от уровня 2008 года и на 22,6 % превышает утвержденные назначения;
     - на 2010 год - в сумме 8 369 228,6 тыс. рублей, что составляет 12,7 % от предыдущего года и на 25,8 % превышает утвержденные назначения;
     - на 2011 год - в сумме 9 540 920,6 тыс. рублей, с приростом на 14 % к прогнозу на 2010 год.
В структуре межбюджетных трансфертов поступления из бюджета Санкт-Петербурга на страхование неработающего населения в 2009-2010 годах будут составлять основную долю - 91,8 % и 99 %, соответственно. В 2011 году безвозмездные поступления планируются на 100 % из бюджета Санкт-Петербурга.
     Предусматриваемые законопроектом поступления страховых взносов на 2009 год соответствуют прогнозируемым проектом Закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" бюджетным назначениям Комитета по здравоохранению по целевой статье «Страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения". Объемы поступлений на плановый период занижены по сравнению с бюджетными назначениями Комитета по здравоохранению: на 2010 год - на 270 000 тыс. рублей; на 2011 год - на 122 221,2 тыс. рублей.
     Таким образом, объемы страховых взносов на ОМС неработающего населения следует привести в соответствие с прогнозируемыми проектом Закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" бюджетными назначениями Комитета по здравоохранению, увеличив их в 2010 году на 270 000 тыс. рублей и в 2011 году на 122 221,2 тыс. рублей.
     
Согласно пояснительной записке к законопроекту, межбюджетные трансферты из Федерального фонда ОМС (субсидии и субвенции) включены в проект бюджета ТФ ОМС на 2009-2010 годы на основании предусмотренного Федеральным законом от 21.07.2007 № 184-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" распределения средств.
     В состав субвенций в 2009 году включены средства Федерального фонда ОМС, выделяемые в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье" на дополнительные денежные выплаты участковым врачам-терапевтам, педиатрам, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам соответствующих врачей, в сумме 586 857,9 тыс. рублей, что на 27 949,6 больше выделенных в 2008 году средств. На 2010 год финансирование приоритетного национального проекта «Здоровье" не запланировано.
     В состав субсидий включены средства Федерального фонда ОМС, выделяемые на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей): в 2009 году - в сумме 77 926,2 тыс. рублей, что на 5 787 тыс. рублей превышает выделенные в 2008 году средства; в 2010 году - в сумме 82 991,4 тыс. рублей, с ростом к 2009 году на 6,5 %. В 2010 году в бюджет Фонда будут направляться лишь эти субсидии. В 2011 году безвозмездные поступления из Федерального фонда ОМС не планируются.
     
     Динамика безвозмездных поступлений, прогнозируемых на 2009 - 2011 годы приведена в таблице:

(тыс. рублей)

Наименование показателя

2009 год

2010 год

2011 год

Объем безвозмездных поступлений, в том числе:

8 087 970,9

8 452 220

9 540 920,6

субвенции

586 857,9

-

-

субсидии

77 926,2

82 991,4

-

Средства бюджета Санкт-Петербурга на ОМС неработающего населения

7 423 186,8

8 369 228,6

9 540 920,6

Удельный вес безвозмездных поступлений, %

100

100

100

субвенции

7,3

-

-

субсидии

0,9

1

-

Средства бюджета Санкт-Петербурга на ОМС неработающего населения

91,8

99

100

     
     Следует отметить, что проектом Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (принятого в первом чтении) изменено ранее утвержденное распределение субсидий, согласно которому субсидии ТФ ОМС составляют: на 2009 год - 77 795,7 тыс. рублей; на 2010 год - 82 852,5 тыс. рублей; на 2011 год - 88 486,4 тыс. рублей (приложение 7 к проекту Федерального закона). Кроме того, распределены дотации на 2009 год в сумме 312 857,5 тыс. рублей.
     Таким образом, проект бюджета ТФ ОМС на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов необходимо привести в соответствие с проектом бюджета Федерального фонда ОМС на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, а именно:
     - на 2009 год - предусмотреть назначения по поступлениям дотаций в сумме 312 857,5 тыс. рублей, уменьшить назначения по поступлениям субсидий на 130,5 тыс. рублей;
     - на 2010 год - уменьшить назначения по поступлениям субсидий  на 138,9 тыс. рублей;
     - на 2011 год - предусмотреть назначения по поступлениям субсидий в сумме 88 486,4 тыс. рублей.

    
3. Расходы ТФ ОМС

     Предлагаемый законопроектом к утверждению на трехлетнюю перспективу объем расходов бюджета ТФ ОМС составляет
     - на 2009 год: в сумме 21 076 619,4 тыс. рублей, что на 907 136,1 тыс. рублей или на 4,5 % превышает уровень 2008 года и на 3 521 213,5 тыс. рублей или на 20 % утвержденные Законом Санкт-Петербурга «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" характеристики;
     - на плановый период 2010 года: в сумме 23 774 935 тыс. рублей, что на 4 571 725 тыс. рублей или на 23,8 % превышает утвержденные характеристики;
     - на плановый период 2011 года: в сумме 27 588 132 тыс. рублей.
     
     Данные о расходах проекта бюджета ТФ ОМС на 2009 год, в сравнении с 2008 годом, приведены в таблице:

(тыс. рублей)

Наименование расходов

Бюджет на
2008 год

(с учетом вносимых изменений)

Проект бюджета на 2009 год

2009/2008,
%

Всего расходов

20 169 483,3

21 076 619,4

104,5

Общегосударственные вопросы

356 643,5

446 264,3

125,1

Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов

336 197,8

406 195,5

120,8

Информатика

20 445,7

40 068,8

Рост почти в 2 раза

Здравоохранение, физическая культура и спорт

18 442 289,3

20 630 355,1

111,9

Амбулаторная помощь, в том числе:

1 913 687,5

586 857,9

30,7

Финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики

564 301,7

586 857,9

104,0

Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры

16 528 601,8

20 043 497,2

121,3

ОМС неработающего населения (детей)

72 139,2

77 926,2*)

108,0

Территориальная программа обязательного медицинского страхования

16 456 462,6

19 965 571,0

121,3

*) Согласно данным приложения № 7 к проекту Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", в 2009 году Санкт-Петербургу из бюджета Федерального фонда ОМС планируется направить средства в сумме 77 795,7 тыс. рублей, что на 130,5 тыс. рублей меньше, чем предусмотрено в бюджете ТФ ОМС, на 2010 год  - 82 852,5 тыс. рублей, что  на 138,9 тыс. рублей меньше, чем в бюджете ТФ ОМС, на 2011 года - 88 486,4 тыс. рублей вообще не предусмотренные в расходной части бюджета Фонда.

     В целом, в 2009 году расходы бюджета ТФ ОМС, по сравнению с 2008 годом, возрастут на 4,5 %.

     Согласно пояснительной записке к проекту бюджета ТФ ОМС, расходы на финансирование Территориальной программы ОМС (с учетом расходов на обязательное медицинское страхование неработающего населения - детей) определены в сумме 20 043 497,2 тыс. рублей, с ростом, по сравнению с 2008 годом, на 3 514 895,4 тыс. рублей или на 21 %, в том числе:

· 18 779 078,2 тыс. рублей - на оплату медицинской помощи (медицинских услуг), с ростом, по сравнению с 2008 годом, на 3 276 916,2 тыс. рублей или на 21,3 %;

· 372 516 тыс. рублей - расходы на ведение дел страховых медицинских организаций, с ростом, по сравнению с 2008 годом, на 66 986,8 тыс. рублей или на 22 %;

· 558 774 тыс. рублей - на формирование запасного резерва страховых медицинских организаций, с ростом, по сравнению с 2008 годом, на 115 271,8 тыс. рублей или на 26 %;

· 240 000 тыс. рублей - нормированный страховой запас, предназначенный для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС - на уровне 2008 года.
     На плановый период 2010 года расходы Фонда планируются в сумме 23 774 935 тыс. рублей, с ростом, по сравнению с 2009 годом - на       2 698 315,6 тыс. рублей или на 12,8 %, в основном, за счет увеличения расходов на выполнение Территориальной программы ОМС.
     На плановый период 2011 года расходы Фонда планируются в сумме 27 588 132 тыс. рублей, с ростом, по сравнению с 2010 годом, - на 3 813 197 тыс. рублей или на 16 %, также, в основном, за счет увеличения расходов на выполнение территориальной программы ОМС.
     

3.1. Расходы на выполнение территориальной программы                              обязательного медицинского страхования


Стоимость Территориальной программы ОМС должна рассчитываться исходя из территориальных нормативов объемов медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в расчете на одного человека в год и численности населения субъекта РФ на начало текущего года (без учета военнослужащих и иных лиц, подлежащих государственному страхованию).
     Реализация прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, гарантированных ст. 41 Конституции РФ, осуществляется на основании утверждаемых ежегодно Программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают и утверждают территориальные программы в субъектах РФ. Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год не утверждена.
     
     Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге (далее - Территориальная программа), включающая в себя Территориальную программу обязательного медицинского страхования (далее - Территориальная программа ОМС), разрабатывается ежегодно Комитетом по здравоохранению совместно с ТФ ОМС и утверждается в форме закона субъекта РФ.
     На 2009 год Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге представлена на рассмотрение и утверждение в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга одновременно с проектом Закона Санкт-Петербурга «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
     Согласно проекту Закона Санкт-Петербурга «О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2009 год", в 2009 году планируется незначительно увеличить нормативы объемов медицинской помощи на одного человека в год по медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их структурных подразделениях в рамках территориальной программы ОМС - до 1,753 койко-дня (с 1,736 койко-дня - в 2008 году). Норматив объемов медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров в рамках территориальной программы ОМС остается на уровне 2008 года - 0,4 пациентодня;
     Территориальные нормативы финансовых затрат планируется увеличить:

-      на одно посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организациях или их структурных подразделений за счет средств ОМС - до 236,83 рублей (с 193,1 рублей - в 2008 году);

- на один пациентодень лечения в условиях дневных стационаров за счет средств ОМС - до 444,24 рублей (с 321,06 рубля - в 2008 году).
     Подушевые нормативы установлены в сумме 4 473,61 рублей (3 646,32 рублей - в 2008 году) в расчете на 1 человека в год, без учета расходов, связанных с обеспечением необходимыми лекарственными средствами категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.


Стоимость Территориальной программы ОМС

     
     При формировании Территориальной программы ОМС расчет ее стоимости осуществляется исходя из потребности медицинских учреждений, функционирующих в системе ОМС, по пяти статьям затрат, включаемым в состав тарифа на медицинские услуги, принятой к утверждению с учетом возможностей бюджета.
     Согласно представленной ТФ ОМС справке, стоимость Территориальных программ ОМС на 2009 - 2011 годы определена исходя из потребности медицинских учреждений.
     Увеличение потребности в финансировании Территориальных программ ОМС обусловлено ростом затрат медицинских учреждений, в основном за счет увеличения расходов на заработную плату.
     Стоимость Территориальной программы ОМС определяется Фондом  исходя из потребности медицинских учреждений в средствах:

·      на оплату труда персонала с учетом планируемого повышения заработной платы персонала медицинских учреждений в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга";

·      на приобретение лекарственных средств в количестве и ассортименте, предусмотренных Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 29.12.2005 № 2343-р;

· на приобретение продуктов, исходя из необходимого среднесуточного набора продуктов, определенного в соответствии с Инструкцией по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденной приказом Минздрава РФ от 05.08.2003 № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в ЛПУ РФ" и приказом Минздрава от 10.03.1986 № 333 «Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах (отделениях) и детских больницах (отделениях)".

     Согласно представленным ТФ ОМС расчетам, потребность учреждений здравоохранения в средствах на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда за счет средств ОМС составляет 16 259 941,7 тыс. рублей. Фонд оплаты труда работников учреждений здравоохранения на 2009 год запланирован в объеме 14 984 538,4 тыс. рублей или 92,2 % от заявленной потребности. По сравнению с 2008 годом, объем ассигнований на оплату труда планируется увеличить в 1,25 раза.
     Рассчитанная по нормативам потребность для стационаров и амбулаторно-поликлинической сети обеспечена: в средствах на приобретение медикаментов - на 95,5 %; в средствах на приобретение продуктов питания для стационаров - на 68 %.

3.2. Нормированный страховой запас, предназначенный
для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС

     
     В соответствии с Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденным директором Федерального Фонда ОМС от 05.04.2001, нормированный страховой запас на обязательное медицинское страхование, предназначенный для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования, не должен превышать 1/12 от объема средств, предусмотренных на оплату медицинской помощи по Территориальной программе ОМС.
     Нормированный страховой запас на 2009 год, по сравнению с 2008 годом, не изменился и определен в размере 240 000 тыс. рублей, что не превышает установленного предела.

3.3. Расходы на выполнение управленческих функций ТФ ОМС


     На выполнение Фондом управленческих функций в проекте бюджета на 2009 год предусмотрены средства в сумме 406 195,5 тыс. рублей (1,9 % от общего объема доходов ТФ ОМС, при нормативе - не более 2,87 %), с ростом к 2008 году на 20,8 %, в основном за счет увеличения расходов на оплату труда, арендной платы за пользование имуществом и на приобретение основных средств.
     Расходы на оплату труда (с начислениями) сотрудников Фонда в 2009 году составят 239 681,8 тыс. рублей, что в 1,2 раза выше, чем в 2008 году. Удельный вес расходов на оплату труда сотрудников ТФ ОМС составляет    59 % от объема расходов на выполнение Фондом управленческих функций. Согласно дополнительно предоставленным ТФ ОМС материалам, фонд оплаты труда рассчитан, исходя из численности сотрудников по штатному расписанию Фонда - 330 единиц (в 2007 году - 339 единицы). Рост расходов на оплату труда обусловлен увеличением расчетной единицы, применяемой для исчисления должностных окладов, с 720 до 865 рублей.
     Плата за аренду нежилых помещений, используемых под административные здания по адресам: ул. Плеханова, д. 49, и ул. К. Томчака, 9 литер А, составит 62 814,6 тыс. рублей, что на 20,3 % выше, чем в 2008 году. Увеличение потребности в ассигнованиях на арендную плату за пользование имуществом обусловлено тем, что в 2009 году Фонд планирует арендовать дополнительные помещения для размещения архивов, а также в связи с тем, что расчеты за арендованные помещения будут производиться в рублях, а не по курсу доллара США, принятого ранее в качестве условной единицы для расчета арендной платы.
     Увеличение объемов ассигнований на приобретение основных средств вызвано необходимостью замены серверного оборудования.
     

3.4. Взаимоотношения ТФ ОМС и страховых медицинских организаций


     Согласно Правилам обязательного медицинского страхования в Санкт-Петербурге, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга 30.12.2004 № 2088, предоставленные Фондом финансовые средства страховые медицинские организации используют в соответствии с их целевым назначением, определенным нормативными актами, и условиями заключенных с ТФ ОМС договоров: на оплату медицинских услуг, формирование резервов и расходы на ведение дел по обязательному медицинскому страхованию.


3.4.1. Запасной резерв страховых медицинских организаций

     
     Порядок формирования и использования страховыми медицинскими организациями финансовых резервов устанавливается ТФ ОМС.
     В соответствии с приказом ТФ ОМС от 29.10.2004 № 207-а, с 01.11.2004 норматив для формирования запасного резерва установлен в размере 3 % от объема финансирования, предусмотренного на оплату медицинской помощи.
     В 2009 году планируется направить на формирование указанного резерва средства в сумме 558 774 тыс. рублей, что составляет 2,9 % от объема финансирования, предусмотренного на оплату медицинской помощи.




3.4.2. Расходы на ведение дел страховых медицинских организаций;

     
     Решением Правления Фонда от 30.08.2007 № 24 утвержден норматив расходов на ведение дел страховых медицинских организаций в размере 2 %. Законопроектом на 2009 год расходы на ведение дела страховых медицинских организаций предусмотрены в установленных пределах - в сумме 372 516 тыс. рублей тыс. рублей, что на 66 986,8 тыс. рублей или на 21,9 % выше уровня 2008 года.
     

3.5. Расходы на информатику

     Расходы на информатику, предназначенные на модернизацию и обслуживание корпоративной сети передачи данных в системе ОМС, разработку и внедрение (обслуживание) специализированных модулей Единой Информационной Системы ОМС Санкт-Петербурга для медицинских учреждений Санкт-Петербурга, разработку специализированных модулей для доступа к регистру застрахованных граждан, обеспечение информационной безопасности при автоматизированной обработке данных в ЕИС ОМС для медицинских учреждений предусмотрены в проекте бюджета ТФ ОМС на 2009 год в сумме 40 068,8 тыс. рублей, что почти в 2 раза превышает бюджетные ассигнования 2008 года.
     На плановый период 2010 года расходы на информатику предусмотрены в сумме 36 095,5 тыс. рублей (со снижением по сравнению с 2009 годом на 10 %), на плановый период 2011 года - в сумме 32 109,8 тыс. рублей (со снижением на 11 % по сравнению с 2010 годом).
     

3.6. Участие ТФ ОМС Санкт-Петербурга в реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье"

     В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье" ТФ ОМС направляет средства, полученные из бюджета Федерального Фонда ОМС, учреждениям здравоохранения:

-      на денежные выплаты участковым врачам терапевтам, педиатрам, врачам общей (семейной) практики, и участковым сестрам соответствующих врачей на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной амбулаторно-поликлинической помощи. На 2009 год в бюджете ТФ ОМС предусмотрены средства на указанные расходы в сумме 586 857,9 тыс. рублей (с ростом, по сравнению с 2008 годом, на 4 %), - в объеме поступлений в бюджет Фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 184-ФЗ «О бюджете Федерального Фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов". На плановый период 2010 и 2011 годов объем средств на указанные выплаты не определен;

-      на оплату диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях. На 2009 год в бюджете Федерального фонда ОМС зарезервированы средства в целом для всех субъектов РФ (без разбивки по регионам), поэтому в бюджете ТФ ОМС данные средства ни в доходной, ни в расходной части не предусмотрены.
     Кроме того, в 2009 году планируется выделение средств Федеральным фондом ОМС территориальным фондам ОМС на проведение диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях (детских домах, домах ребенка, школах-интернатах систем здравоохранения и образования). На реализацию указанного мероприятия в Федеральном фонде ОМС зарезервированы средства в целом для всех субъектов РФ (без разбивки по регионам). Распределение средств по субъектам будет произведено после утверждения Правительством РФ порядка проведения диспансеризации и нормативов финансовых затрат на ее проведение в 2009 году.
     

3.7. Расходы на реализацию мер социальной поддержки граждан  по обеспечению лекарственными средствами

     В проекте бюджета Федерального фонда ОМС на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов отсутствует текстовая статья о направлении в планируемый период в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования субвенции на финансовое обеспечение оказания социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
     

       Выводы:
     
     Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга:
     
     1. Рекомендует Законодательному Собранию Санкт-Петербурга
принять в первом чтении проект Закона Санкт-Петербурга «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов".
     
     2. Предлагает с целью минимизации внесения изменений в утвержденный бюджет Фонда ко второму чтению законопроекта уточнить прогнозируемые объемы межбюджетных трансфертов, а именно:

·      увеличить страховые взносы, поступающие из бюджета Санкт-Петербурга: в 2010 году - на 270 000 тыс. рублей, в 2011 году - на 122 221,2 тыс. рублей;

· из Федерального фонда ОМС:
     - на 2009 год - предусмотреть назначения по поступлениям дотаций в сумме 312 857,5 тыс. рублей, уменьшить назначения по поступлениям субсидий на 130,5 тыс. рублей;
     - на 2010 год - уменьшить назначения по поступлениям субсидий  на 138,9 тыс. рублей;
     - на 2011 год -
предусмотреть назначения по поступлениям субсидий в сумме 88 486,4 тыс. рублей;
     внести соответствующие изменения в объемы расходов, осуществляемых за счет этих средств.