ПОСЛЕДУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ

Заключение на отчет об исполнении бюджета ТФОМС за 2005 год



    
    
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


на проект Закона Санкт-Петербурга
«Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного
медицинского страхования Санкт-Петербурга
за 2005 год"



1. Общая часть


     Отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга (далее - ТФ ОМС или Фонд) на 2005 год утвержден правлением Фонда 26.03.2006, одобрен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга 02.05.2006 и внесен в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга в форме проекта закона Санкт-Петербурга 10.05.2006 в соответствии с требованиями ст. 149 БК РФ и ст. 22 Закона Санкт-Петербурга от 26.12.2005 № 166-102 «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге".
     Согласно требованиям п. 2 ст. 22 Закона Санкт-Петербурга от 26.12.2005 № 166-102 «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге" отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Санкт-Петербурга органом управления фонда должен составляться в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга. Указанный Порядок до настоящего времени не разработан.
     
     Представленный проект отчета об исполнении бюджета ТФ ОМС составлен на основе действующей бюджетной классификации Российской Федерации, в соответствии с «Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан" от 05.04.2001 № 1518/21-1, утвержденным директором Федерального фонда ОМС по согласованию с Минздравом России от 06.04.2001 № 2510/3586-01-34 и Минфином России от 27.04.2001 № 12-03-14, и Правилами составления, рассмотрения и исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденными Федеральным фондом ОМС от 09.09.2003 № 1750/21-1/И и согласованными с Минздравом России, Министерством РФ по налогам и сборам и Минфином России.
     При этом:

· доходы включены в проект отчета об исполнении бюджета ТФ ОМС по группам, подгруппам и статьям;

· расходы сформированы по функциональной классификации расходов по разделам, подразделам, целевым статьям расходов;

· определены источники финансирования дефицита бюджета;

· пояснительная записка содержит расшифровку всех доходных и расходных статей отчета об исполнении бюджета ТФ ОМС.


     В соответствии с положением о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан" от 24.02.1993              № 4543-1, Правление ТФ ОМС по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Территориального фонда специализированной организацией, имеющей лицензию.
     Согласно представленному аудиторскому заключению от 27.03.2006 по финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда, подготовленному аудиторской фирмой ЗАО «Маркетинг, Консалтинг, Дизайн", бухгалтерская отчетность ТФ ОМС за 2005 год признана достоверной.
     
     По состоянию на 01.01.2006:
     1. Численность застрахованных граждан по ОМС составляла        4 889 002 человек, что на 369 человек ниже аналогичного показателя 2004 года. По сравнению с 2004 годом, на 181 209 человек  (или на 9,6 %) возросла численность граждан, застрахованных по договорам с предприятиями, и на 181 578 человек (или на 6,1 %) сократилась численность неработающих граждан, застрахованных по договорам с Комитетом по здравоохранению.
     2. В системе обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга по состоянию на 01.01.2006 осуществляли свою деятельность ТФ ОМС Санкт-Петербурга, 13 страховых медицинских организаций (по состоянию на 01.01.2005 - 21), 207 самостоятельных амбулаторно-поликлинических и стационарных медицинских учреждений (по состоянию на 01.01.2005 - 216 медицинских учреждений).
     3. В соответствии с Порядком регистрации страхователей, установленным Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 № 570 «Об утверждении правил регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании и формы свидетельств о регистрации страхователя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании", в 2005 году   ТФ ОМС начал выдачу свидетельств о регистрации страхователей: по состоянию на 01.01.2006 выдано 60 759 свидетельств, поставлено на учет 250 860 страхователей.
     
     В соответствии с положением о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан" от 24.02.1993              № 4543-1 Фонд:

· является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением;

· аккумулирует финансовые средства на ОМС граждан;

· осуществляет финансирование ОМС;

· осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы ОМС;

· осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на ОМС граждан;

· согласовывает совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи;

· вносит предложения о страховом тарифе взносов на ОМС;

· согласовывает совместно с органами государственного управления, местной администрацией, профессиональными медицинскими ассоциациями, страховщиками тарифы на медицинские и иные услуги по ОМС.



     2. Общая оценка исполнения бюджета ТФ ОМС за 2005 год

     
     Бюджет ТФ ОМС на 2005 год был утвержден Законом Санкт-Петербурга от 29.12.2004 № 690-100 «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга на 2005 год" со следующими основными параметрами:

· доходы - в сумме 7 771 460,3 тыс. рублей;

· расходы - в сумме 7 777 223,7 тыс. рублей;

· дефицит 5 763,4 тыс. рублей.
     В соответствии с требованиями ст. 191 БК РФ о необходимости внесения изменений и дополнений в закон о бюджете, вступивший в силу после начала финансового года, Законом Санкт-Петербурга от 28.12.2005 № 755-112 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год" были внесены изменения: увеличены доходная часть бюджета - на 1 775 385,1 тыс. рублей, расходная - на 1 771 031,0 тыс. рублей, уменьшен дефицит на 4 354,1 тыс. рублей.
     Основаниями для внесения изменений явились:

· увеличение на 250 000 тыс. рублей объема ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на обязательное медицинское страхование неработающего населения в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 06.07.2005 № 363-41«О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2005 год";

· поступление средств из Пенсионного фонда РФ на финансирование дополнительных платежей на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости, в сумме 228 353,5 тыс. рублей (из расчета 300 рублей на одного неработающего пенсионера по старости в год, в соответствии постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2005 года № 238 «О финансировании в 2005 году расходов на осуществление дополнительных платежей на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров");

· поступление субвенций из федерального бюджета в сумме 1 848 500,1 тыс. рублей на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами.
     При корректировке бюджета ТФ ОМС учтены рекомендации Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, изложенные в заключении на проект Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга на 2005 год" от 19.12.2005 № 1-501-0-1, в части увеличения доходов Фонда на 2 337 213,6 тыс. рублей (вместо планируемого Фондом увеличения на 1 775 385,1 тыс. рублей).

     Основные показатели исполнения бюджета ТФ ОМС за 2005 год и в сравнении с отчетными данными за 2004 год приведены в таблице:

(тыс. рублей)

Наименование

Исполнено за 2004 год

2005 год

2005год к 2004 году, %

  

Утверждено (с учетом изменений)

исполнено

% исполнения

 

Доходы бюджета

7 745 008,9

10 108 673,9

10 384 440,1

102,7

134,1

Расходы бюджета

7 606 952,4

10 110 083,2

9 765 569,3

96,6

128,4

Профицит (+)
Дефицит (-)

138 056,5

- 1 409,3

618 870,7

  

Уменьшение остатков средств бюджетов

231 409,3

1 409,3

   

Увеличение остатков средств бюджетов

  

- 618 870,7

  



     3. Исполнение бюджета ТФ ОМС за 2005 год по доходам


     Доходная часть бюджета ТФ ОМС за 2005 год исполнена на                      10 384 440,1 тыс. рублей, или на 102,7 % к бюджетному заданию               (10 108 673,9 тыс. рублей). По отношению к уровню доходов, поступивших в 2004 году, рост доходов составил 134,1 % или 119,7 % в сопоставимых ценах (с учетом индекса потребительских цен - 112 %).
     
     Следует отметить, что в соответствии с Правилами составления, рассмотрения и исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденными Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 09.09.2003                     № 175/021-1/и, дополнительные доходы ТФ ОМС в первоочередном порядке должны направляться на финансирование расходов, предусмотренных законодательными и нормативными актами, не обеспеченными или обеспеченными частично (не в полной мере) источниками финансирования в бюджете на соответствующий год. В соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2005 год, утвержденной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2005 № 1088 (далее - Программа), расчетная потребность в средствах на реализацию Программы составляла                    8 416,0 млн. рулей. Согласно отчету об исполнении бюджета ТФ ОМС на 2005 год расходы на финансирование Программы составили                         8 267,1 млн. рублей. Недофинансирование Программы (по расчетной потребности) составило 148,9 млн. рублей, или 1,8 %. Учитывая перевыполнение бюджетного задания по доходам на 275,8 млн. рублей, часть дополнительно полученных доходов следовало направить на финансирование Программы в соответствии с требованиями Правил составления, рассмотрения и исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденными Федеральным фондом ОМС от 09.09.2003 № 1750/21-1/И и согласованными с Минздравом России, Министерством РФ по налогам и сборам и Минфином России.
     
     Основные параметры, характеризующие исполнение бюджета ТФ ОМС по доходам в 2005 году, приведены в таблице:
     
     

(тыс. рублей)

Наименование

Исполнено за 2004 год

2005 год

2005 год к 2004 году, %

  

Утверждено (с учетом изменений)

исполнено

% исполнения

 

ДОХОДЫ       

7 702 008,9

7 912 488,0

8 116 993,5

102,6

105,4

Налоги и взносы на социальные нужды

7 019 019,0

7 444 474,5

7 529 599,5

101,1

107,3

Единый социальный налог, зачисляемый в ТФ ОМС

5 276 147,2

4 267 000,0

4 352 125,0

102,0

82,5

Страховые взносы на ОМС неработающего населения, уплачиваемые в территориальные фонды ОМС органами исполнительной власти субъектов РФ

1 742 871,8

3 177 474,5

3 177 474,5

100,0

182,3

Налоги на совокупный доход

147 222,7

124 660,0

189 290,9

151,8

128,6

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

28 094,9

15 000,0

11 540,7

76,9

41,1

Прочие неналоговые доходы

507 672,3

328 353,5

386 562,4

117,7

76,1

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

43 000,0

2 196 185,9

2 267 446,6

103,2

в 52,7 раза

Дотации

-

272 624,5

256 022,5

93,9

-

Субвенции

43 000,0

1 848 500,1

1 851 964,6

100,2

в 43 раза

Субсидии

-

75 061,3

159 459,5

212,4

-

ВСЕГО ДОХОДОВ

7 745 008,9

10 108 673,9

10 384 440,1

102,7

134,1


     В структуре доходной части бюджета ТФ ОМС удельный вес группы «Доходы" составил 78,2 %, группы «Безвозмездные поступления" - 21,8 %.


3.1. Оценка исполнения бюджета по группе «Доходы"

Исполнение бюджета ТФ ОМС по группе «Доходы" составило                     8 116 993,5 тыс. рублей, что на 2,6 % превысило бюджетное задание.
Перевыполнение бюджетного задания по группе «Доходы" обеспечено сверхплановыми поступлениями по следующим статьям доходов:

· единый социальный налог - на 85 125,0 тыс. рублей или на 2 %, что обусловлено увеличением налоговой базы за счет роста начисленного фонда оплаты труда;

· единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - на 24 287,7 тыс. рублей или на 28,1 % за счет перевыполнения бюджетного задания по единому минимальному налогу - в 3,1 раза; поступлений незапланированных средств по единому налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, - в сумме 19 870,3 тыс. рублей.
В то же время не исполнено бюджетное задание по единому налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, - на 7 053,4 тыс. рублей или 8,7 %;

· единый налог на вмененный доход - на 40 345,3 тыс. рублей или в 2,1 раза. В заключении КСП на проект Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга на 2005 год" от 19.12.2005 № 8594 указывалось на необходимость увеличения бюджетного задания по единому налогу на вмененный доход, поскольку динамика поступлений за 10 месяцев 2005 года свидетельствовала о перевыполнении бюджетного задания в 2,7 раза. Однако Законом Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга на 2005 год" бюджетное задание по данному налогу было установлено с увеличением лишь на    37,1 % в сумме 38 249,9 тыс. рублей (то есть всего половину от фактического исполнения за 10 месяцев);

· прочие неналоговые поступления в бюджеты государственных внебюджетных фондов - на 58 208,9 тыс. рублей или 17,7 %.
     Бюджетное задание по статье «Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам" не исполнено на 3 459,3 тыс. рублей или на 23,1 %, по статье «Единый сельскохозяйственный налог" - на 1,8 тыс. рублей или на 17,3 %. Однако, учитывая незначительный удельный вес данных статей в группе «Доходы", неисполнение бюджетного задания по ним не повлияло на итоговую оценку исполнения бюджета.
     В 2005 году существенно снизились, по сравнению с 2004 годом, поступления по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФ ОМС, что обусловлено, прежде всего, снижением с 01.01.2005 налоговых ставок по указанному налогу (с 3,4 % до 2 %).
     

3.2. Оценка исполнения бюджета по группе «Безвозмездные перечисления"


Законом Санкт-Петербурга от 28.12.2005 № 755-112 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга на 2005 год" поступления по группе «Безвозмездные перечисления" увеличены на          1 848 500,1 тыс. рублей (по подстатье «Прочие субвенции, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования"). Корректировка обуславливалась необходимостью приведения бюджета ТФ ОМС в соответствие с бюджетом Федерального фонда ОМС.
     При внесении изменений в закон были учтены рекомендации КСП, изложенные в заключении на проект Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга на 2005 год" от 19.12.2005 № 1-501-0-1, в части увеличения бюджетного задания по группе «Безвозмездные перечисления" на               1 848 500,1 тыс. рублей вместо 1 286 671,6 тыс. рублей, планируемых ТФ ОМС.
     Фактическое поступление по данной группе составило                        2 267 446,6 тыс. рублей, что на 3,2 % превысило бюджетное задание.
     Перевыполнение бюджетного задания по группе «Безвозмездные перечисления" обусловлено, в основном, поступлением в бюджет ТФ ОМС субсидий территориальным фондам обязательного медицинского страхования, не предусмотренных законом Санкт-Петербурга «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга на 2005 год", в сумме 84 398,2 тыс. рублей.
     Распределение субсидий на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) из средств Федерального фонда ОМС территориальным фондам ОМС производится исходя из численности детей, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию в субъекте РФ, с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъекта РФ и коэффициента удорожания условной единицы бюджетной услуги и бюджетами ТФ ОМС на соответствующий год не утверждается.
     По статье «Субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ" бюджетное задание перевыполнено на 3 464,5 тыс. рублей или на 0,2 %. Данная статья включает, в том числе перечисления из ФФ ОМС на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами. Формирование объемов перечислений осуществляется на основе бюджетной заявки на финансирование расходов на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами. Бюджетная заявка в 2005 году составлялась на основании подушевого норматива на обеспечение необходимыми лекарственными средствами граждан и численности граждан, имеющих право на лекарственное обеспечение в Санкт-Петербурге. Согласно бюджетным заявкам в течение 2005 года в бюджет ТФ ОМС поступили средства в размере 1 851 964,6 тыс. рублей.
     Не исполнено бюджетное задание по подстатье «Дотации территориальным фондам обязательного медицинского страхования на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности" в сумме                        16 602,0 тыс. рублей или на 6,1 %. Из предусмотренных бюджетом ФФ ОМС дотаций в сумме 272 624,5 тыс. рублей в ТФ ОМС поступило          256 022,5 тыс. рублей.
     

4. Исполнение бюджета ТФ ОМС за 2005 год по расходам

     
     Расходы бюджета ТФ ОМС на 2005 год утверждены в сумме 10 110 083,2 тыс. рублей, исполнены в сумме 9 765 569,4 тыс. рублей или на 96,6 %.
     Основные параметры, характеризующие исполнение бюджета        ТФ ОМС по расходам в 2005 году, приведены в таблице:

(тыс. рублей)

Наименование

Исполнено 2004 год

2005 год

2005 год к 2004 году, %

  

Утверждено (с учетом изменений)

Исполнено

% исполнения

 

Общегосударственные вопросы

168 420,7

184 545,0

181 876,2

98,6

108,0

Другие общегосударственные вопросы

168 420,7

184 545,0

181 876,2

98,6

108,0

Руководство и управление в сфере установленных функций

168 420,7

184 545,0

181 876,2

98,6

108,0

Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов

168 420,7

184 545,0

181 876,2

98,6

108,0

Здравоохранение и спорт

7 438 531,7

9 925 539,2

9 583 693,2

96,6

128,8

Здравоохранение

7 438 531,7

9 925 539,2

9 583 693,2

96,6

128,8

Территориальная программа обязательного медицинского страхования

7 438 531,7

8 077 038,1

8 267 132,0

102,4

111,1

Информатика

8 969,9

10 800,0

4 731,4

40,5

52,7

Мероприятия в области здравоохранения, спорта и физической культуры, туризма

7 429 561,8

8 066 238,1

8 262 400,6

102,4

111,2

Меры социальной поддержки граждан по обеспечению лекарственными средствами

-

1 848 500,1

1 316 561,2

71,2

-

Всего расходов

7 606 952,4

10 110 083,2

9 765 569,4

96,6

128,4

     
     Основными направлениями расходования средств ТФ ОМС в 2005 году явились:

· финансирование Территориальной программы ОМС - 84,6 % от общего объема израсходованных средств;

· дополнительное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан - 13,5 % от общего объема израсходованных средств;

· выполнение ТФ ОМС управленческих функций - 1,9 % от общего объема израсходованных средств.
     
     По сравнению с 2004 годом, в 2005 году на 28,8 % возросли расходы на выполнение Территориальной программы ОМС и на 8 % - расходы на выполнение ТФ ОМС управленческих функций, при этом значительно сократились расходы на создание и техническое обслуживание программного обеспечения, сопровождение и поддержку баз данных, приобретение средств вычислительной техники и систем защиты информации в рамках информационных систем ОМС.
     Кроме того, с 1 января 2005 года финансировались расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами, осуществляемые ТФ ОМС за счет средств федерального бюджета.



4.1. Расходы на финансирование мероприятий в области здравоохранения, спорта и физической культуры, туризма

     
     Основным направлением расходования средств ТФ ОМС в 2005 году по данному подразделу явилось финансирование Территориальной программы ОМС.
     Финансирование Территориальной программы ОМС осуществлялось ТФ ОМС через страховые медицинские организации, которым, в соответствии с договорами о финансировании ОМС по дифференцированным подушевым нормативам (исходя из общей численности и половозрастной структуры застрахованного контингента), Фонд в 2005 году направил финансовые средства в сумме             7 928 918,5 тыс. рублей, из них на ведение дела страховых медицинских организаций 150 834,7 тыс. рублей.
     Кроме того, за лечение за пределами территории страхования застрахованных граждан Санкт-Петербурга и за лечение в Санкт-Петербурге иногородних граждан оплата медицинской помощи произведена Фондом в сумме 196 449,2 тыс. рублей, из них:   

· 116 902,3 тыс. рублей - за медицинские услуги, оказанные в Санкт-Петербурге гражданам, застрахованным на территории других субъектов РФ;

· 43 032,6 тыс. рублей - за медицинские услуги, оказанные отдельным категориям граждан (во внештатных ситуациях, лицам «БОМЖ");

· 36 514,3 тыс. рублей - за лечение за пределами территории страхования застрахованных граждан Санкт-Петербурга.
     
     В 2005 году ТФ ОМС средства нормированного страхового запаса, предназначенные для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС, были запланированы в сумме 120 000 тыс. рублей. Остаток средств на счете нормированного страхового запаса по состоянию на 01.01.2005 составлял 33 396,7 тыс. рублей. Исполнено в сумме 137 032,9 тыс. рублей или на 114,2 %, из них:

· 123 362,8 тыс. рублей было перечислено страховым медицинским организациям в виде субвенций на оплату медицинской помощи;

· 13 670,1 тыс. рублей было направлено медицинским учреждения на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам, застрахованным страховыми медицинскими организациями, с которыми у ТФ ОМС был прекращен ранее действующий и не заключен новый договор.
     
     Финансирование Территориальной программы ОМС за счет средств, поступивших в 2005 году в Фонд из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составило 643 835,5 тыс. рублей, в том числе за счет:

· средств Пенсионного фонда Российской Федерации на ОМС неработающего населения (пенсионеров) в сумме                    228 353,5 тыс. рублей (из расчета согласованной численности неработающих пенсионеров и норматива на одного неработающего пенсионера в год в размере 300 рублей);

· средств Федерального фонда ОМС в сумме 340 420,7 тыс. рублей, из них:

- 56 022,5 тыс. рублей - дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности;

- 45 000 тыс. рублей - субвенции из средств нормированного страхового запаса;

- 39 398,2 тыс. рублей - субсидии на ОМС неработающего населения (детей);

· средств федерального бюджета в форме субсидий от Федерального фонда ОМС на ОМС неработающего населения (детей) в сумме 75 061,3 тыс. рублей.
     
     Объем средств, направленный страховыми медицинскими организациями на оплату медицинских услуг в 2005 году, в 1,1 раза превышает уровень финансирования медицинских учреждений в 2004 году.
     Общий объем медицинской помощи составил в амбулаторно-поликлинических учреждениях - 33 282,3 посещений, в стационарных учреждениях - 740 620 пролеченных больных, что составило соответственно 97,2 % и 96,7 %, в сравнении с показателями за 2004 год.
     В 2005 году базовая стоимость 1 койко-дня увеличена:

- во взрослых стационарах - на 14 %;

- в детских городских стационарах - на 30 %.
     Средняя стоимость одного посещения в поликлинике увеличена в 2005 году на 20 %.
     Средняя фактическая стоимость одного амбулаторно-поликлинического посещения составила в 2005 году 106,7 рублей, средняя стоимость оплаты за одного пролеченного больного в стационарах (без учета дополнительных медицинских услуг) - 5 144,1 рублей.
     
     В 2005 году, по сравнению с 2004 годом, на 0,3 % сократились расходы страховых медицинских организаций на оплату медицинских услуг, оказанных в условиях стационаров, и в 1,14 раза возросли расходы на оплату оказанной амбулаторно-поликлинической помощи. Количество пролеченных больных в стационарах (в системе ОМС) за 2005 год, по сравнению с 2004 годом, уменьшилось на 21 700 человек или на 3 %.
     При этом, в общем объеме расходов медицинских учреждений:

· существенно возросла доля расходов на оплату труда их персонала в стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждениях;

· осталась на прежнем уровне доля расходов на мягкий инвентарь и обмундирование в стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждениях;

· незначительно увеличилась доля расходов на медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы и продукты питания в стационарных учреждениях;

· сохранилась на прежнем уровне доля расходов на мягкий инвентарь и обмундирование и на продукты питания в амбулаторно-поликлинических учреждениях;

· снизилась доля расходов на медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
     Данные о расходовании средств ОМС стационарными и амбулаторно-поликлиническими медицинскими учреждениями по основным статьям расходов приведены в таблице.
     

Статьи расходов

Расходы медицинских учреждений

2005 год  к 2004 году (в %)

 

2004 год

2005 год

 
 

Сумма тыс. рублей

Уд. вес (в %) в сумме расходов

Сумма тыс. рублей

Уд. вес (в %) в сумме расходов

 

Стационарные медицинские учреждения

Заработная плата

2 029 417,2

50,3

2 531 136,9

62,9

124,7

Начисления на оплату труда

681 122,1

16,9

651 504,7

16,2

95,7

Медикаменты и перевязочные средства и прочие лечебные расходы

513 478,5

12,7

517 286,3

12,8

100,7

Мягкий инвентарь и обмундирование

12 484,4

0,3

14 176,8

0,3

135,6

Продукты питания

225 017,0

5,6

235 974,6

5,9

104,9

      

Амбулаторно-поликлинические медицинские учреждения

Заработная плата

1 957 103,6

62,3

2 680 945,9

74,9

137,0

Начисления на оплату труда

658 369,6

21,0

687 938,6

19,2

104,5

Медикаменты и перевязочные средства и прочие лечебные расходы

160 906,9

5,1

155 117,6

4,3

96,4

Мягкий инвентарь и обмундирование

3 362,4

0,1

4 477,7

0,1

133,2

Продукты питания

876,2

0,03

1 317,3

0,03

150,3

     
     Объем средств на выполнение управленческих функций ТФ ОМС в 2005 году предусматривался в сумме 184 545,0 тыс. рублей (2,89 % от объема планируемых доходов бюджета ТФ ОМС, в 2004 году - 2,87).Увеличение расходов связано с выполнением требования Федерального фонда ОМС о переносе расходов на финансирование информационно-публицистической и информационно - разъяснительной деятельности ТФ ОМС в расходы на аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов. Фактически расходы на выполнение управленческих функций ТФ ОМС профинансированы в сумме 181 876,2 тыс. рублей или 98,6 % годовых бюджетных назначений. Сложившаяся экономия в сумме 2 668,8 тыс. рублей направлена на финансирование Территориальной программы ОМС.
     

4.2. Расходы на информатику

     
     Объем средств на финансирование расходов, направленных на создание и техническое обслуживание программного обеспечения, сопровождение и поддержку баз данных, приобретение средств вычислительной техники и систем защиты информации в рамках информационных систем ОМС, составил 4 371,4 тыс. рублей или 40,5 % утвержденных бюджетных назначений.
     Значительная экономия средств бюджета Фонда связана с расторжением в 4 квартале 2005 года договорных отношений с              ООО «Петро МС" - организацией, занимавшейся программным обеспечением и сопровождением единой информационной системы ОМС, и заключением договоров на выполнение этих работ с другими организациями на более выгодных для Фонда условиях.
     

4.3. Расходы на реализацию мер социальной поддержки граждан по обеспечению лекарственными средствами

     
     В целях реализации Федерального Закона РФ от 17.07.99 № 178 - ФЗ «О государственной социальной помощи" (в редакции ФЗ от 22.08.2004   № 122-ФЗ), а также в соответствии с «Правилами финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в идее набора социальных услуг", утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864, ТФ ОМС осуществлял финансирование обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан при оказании амбулаторно-поликлинической помощи.
     В 2005 году в системе дополнительного лекарственного обеспечения (далее - ДЛО) Санкт-Петербурга участвовали 2 фармацевтические организации: филиал ЗАО «Центр внедрения «Протек" и ЗАО «Империя-Фарма", 124 аптечные организации, осуществлявшие отпуск лекарственных средств по льготным рецептам, 157 медицинских учреждений, в которых осуществлялась выписка льготных рецептов отдельным категориям граждан.
     Финансирование обеспечения необходимыми лекарственными средствами льготных категорий граждан осуществлялось за счет средств федерального бюджета РФ, поступавших из Федерального фонда ОМС в виде субвенций. Субвенции из Федерального фонда ОМС поступали на основании бюджетной заявки ТФ ОМС Санкт-Петербурга на финансирование расходов на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами на очередной месяц, рассчитанных исходя их подушевого норматива и численности граждан, имеющих право на государственную социальную помощь. Утвержденный размер субвенций, зачисляемый в бюджет ТФ ОМС Санкт-Петербурга, составил        1 848 500,1 тыс. рублей. Фактически поступили средства в сумме 1 851 964,6 тыс. рублей.
     По состоянию на 01.01.2006 численность лиц, имеющих право на обеспечение лекарственными средствами, составляла 803 431 человек. Численность лиц, получивших лекарственные средства, составила 520 294 человека или 64,8 % от численности лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
     Сведения о численности лиц (по категориям), обеспеченных лекарственными средствами в рамках реализации в Санкт-Петербурге Федерального закона РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ, приведены в таблице.
     

№ п/п

Наименование категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17.07.99 № 178-ФЗ

Численность лиц, обеспеченных лекарственными средствами, человек

% от общей численности лиц, обеспеченных лекарственными средствами

1

Инвалиды войны

49 164

9,4

2

Участники Великой Отечественной войны

12 042

2,3

3

Ветераны боевых действий

9 946

1,9

4

Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период

783

0,2

5

Лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда"

67 708

13,0

6

Лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств

631

0,1

7

Члены семей погибших(умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда

1 518

0,3

8

Инвалиды

375 079

72,1

9

Дети-инвалиды

3 063

0,6

10

Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан

360

0,1

 

ВСЕГО

250 294

100

     
     За 2005 год был произведен отпуск лекарственных средств по 3 247 630 рецептам (98,5 % от общего количества выписанных рецептов).
     В 2005 году расходы ТФ ОМС на реализацию мер социальной поддержки на лекарственной обеспечение отдельных категорий граждан составили 1 313 981,6 тыс. рублей или 71,7 % от средств, полученных Фондом из Федерального фонда ОМС на указанные цели. Остаток средств на счете ДЛО на 01.01.2006 составил 535 403,4 тыс. рублей. В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 22.12.2005 № 171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" остатки средств на 1 января 2006 года, образовавшиеся в бюджете ТФ ОМС в результате неполного использования ассигнований на реализацию мер социальной поддержки граждан по обеспечению необходимыми лекарственными средствами, используются на завершение расчетов в         1 квартале 2006 года за фактически отпущенные в 2005 году лекарственные средства отдельным категориям граждан.
     Справочно: согласно информации ТФ ОМС расчеты между ТФ ОМС и фармацевтическими организациями за лекарственные средства, фактически отпущенные отдельным категориям граждан в 2005 году, полностью завершены 22.03.2006. Остаток средств на счете ДЛО после завершения расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2005 году составил       58 476,1 тыс. рублей. Указанные средства будут направлены на ДЛО отдельных категорий граждан в 2006 году.
     

5. Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета ТФ ОМС Санкт-Петербурга за 2005 год


     В соответствии с требованиями БК РФ изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета является источником внутреннего финансирования дефицита бюджета.
     При планируемом дефиците в сумме 1 409,3 тыс. рублей бюджет    ТФ ОМС за 2005 год исполнен с профицитом в сумме 618 870,7 тыс. рублей, в результате чего остатки средств бюджета Фонда увеличились в 3,7 раза по сравнению с планируемыми (вместо планируемых остатков в сумме 230 000 тыс. рублей остатки на счетах по итогам исполнения бюджета Фонда получены в сумме 850 280 тыс. рублей), что требует внесения соответствующих изменений в бюджет ТФ ОМС на 2006 год.
     
     
     
     На основании изложенного Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга рекомендует Законодательному Собранию Санкт-Петербурга принять представленный проект закона «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга за 2005 год".