ПОСЛЕДУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ

Заключение на проект Закона Санкт-Петербурга «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга за 2006 год"



    
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

на проект Закона Санкт-Петербурга
«Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного
медицинского страхования Санкт-Петербурга
за 2006 год"

(документ № 841 от 30.08.2007)


1. Общая часть


     Отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга (далее -        ТФ ОМС или Фонд) за 2006 год утвержден правлением Фонда 19.06.2007, одобрен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга 14.08.2007 и внесен в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга в форме проекта закона Санкт-Петербурга 30.08.2007 в соответствии с требованиями ст. 149 БК РФ и ст. 22 Закона Санкт-Петербурга от 26.12.2005 № 666-102              «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге".
     
     Представленный проект отчета об исполнении бюджета ТФ ОМС составлен на основе действующей бюджетной классификации Российской Федерации, в соответствии с «Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан" от 05.04.2001 № 1518/21-1, утвержденным директором Федерального фонда ОМС по согласованию с Минздравом России от 06.04.2001 № 2510/3586-01-34 и Минфином России от 27.04.2001 № 12-03-14, и Правилами составления, рассмотрения и исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденными Федеральным фондом ОМС от 09.09.2003 № 1750/21-1/И и согласованными с Министерством здравоохранения России, Министерством РФ по налогам и сборам и Министерством финансов России.
     При этом:

· доходы включены в проект отчета об исполнении бюджета ТФ ОМС по группам, подгруппам и статьям;

· расходы сформированы по функциональной классификации расходов по разделам, подразделам, целевым статьям расходов;

· определены источники финансирования дефицита бюджета;

· пояснительная записка содержит расшифровку всех доходных и расходных статей отчета об исполнении бюджета ТФ ОМС.


     В соответствии с положением о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан" от 24.02.1993              № 4543-1, Правление ТФ ОМС по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Территориального фонда специализированной организацией, имеющей лицензию.
     Согласно представленному аудиторскому заключению по финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда от 28.02.2007, подготовленному аудиторской фирмой ЗАО «Маркетинг, Консалтинг, Дизайн", бухгалтерская отчетность ТФ ОМС за 2006 год признана достоверной.
     
     По состоянию на 01.01.2007 численность застрахованных граждан по ОМС составляла 4 960 243 человека, что на 71 241 человека выше аналогичного показателя 2006 года. По сравнению с 2005 годом, на          246 619 человек (или на 11,9 %) возросла численность граждан, застрахованных по договорам с предприятиями, и на 175 378 человек (или на 6,2 %) сократилась численность неработающих граждан, застрахованных по договорам с Комитетом по здравоохранению.
     В системе обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга по состоянию на 01.01.2007 осуществляли свою деятельность ТФ ОМС Санкт-Петербурга, 13 страховых медицинских организаций,     205 самостоятельных амбулаторно-поликлинических и стационарных медицинских учреждений (по состоянию на 01.01.2006 - 207 медицинских учреждений).
     В 2006 году регистрация страхователей проводилась ТФ ОМС в соответствии с Правилами регистрации страхователей, установленными Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 № 570. По состоянию на 01.01.2007 в ТФ ОМС состояло на учете 270 429 страхователей, в том числе зарегистрированных в 2006 году - 118 553 страхователя.
     В соответствии с положением о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан" от 24.02.1993              № 4543-1, Фонд:

· является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением;

· аккумулирует финансовые средства на ОМС граждан;

· осуществляет финансирование ОМС;

· осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы ОМС;

· осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на ОМС граждан;

· согласовывает совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи;

· вносит предложения о страховом тарифе взносов на ОМС;

· согласовывает совместно с органами государственного управления, местной администрацией, профессиональными медицинскими ассоциациями, страховщиками тарифы на медицинские и иные услуги по ОМС.



     2. Общая оценка исполнения бюджета ТФ ОМС за 2006 год

     
     Бюджет ТФ ОМС на 2006 год был утвержден Законом Санкт-Петербурга от 07.12.2005 № 664-100 «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга на 2006 год".
     В связи с фактическим поступлением безвозмездных средств из Федерального Фонда ОМС, не учтенных при формировании бюджета       ТФ ОМС на 2006 год (поступления средств из Федерального фонда ОМС в виде дотаций, субсидий на реализацию социальной программы неработающих пенсионеров, неработающего населения, на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами, на выравнивание финансовых условий по финансированию территориальной программы ОМС), а также исходя из динамики поступления налоговых и неналоговых доходов, Законом Санкт-Петербурга от 06.12.2006 № 606-97 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга на 2006 год", в основные параметры бюджета ТФ ОМС были внесены изменения, в результате которых бюджетные назначения:

·      по доходам были увеличены на 2 896 986,7 тыс. рублей или на            30,7 % по отношению к первоначально утвержденным назначениям;

·  по расходам - на 3 517 236,6 тыс. рублей или на 37,4 %.
Вместо планируемого ранее профицита в объеме                       13 978,4 тыс. рублей бюджет Фонда утвержден с дефицитом в объеме 606 301,5 тыс. рублей.
     В основном, при корректировке бюджета ТФ ОМС на 2006 год были учтены рекомендации Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, изложенные в заключении на проект Закона Санкт-Петербурга                  «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга на 2006 год".

     Основные показатели исполнения бюджета ТФ ОМС за 2006 год и, в сравнении с отчетными данными за 2005 год, приведены в таблице:

(тыс. рублей)

Наименование

Исполнено за 2005 год

2006 год

2006год к 2005 году, %

  

Утверждено (с учетом изменений)

исполнено

% исполне-ния

 

Доходы бюджета

10 384 440,1

12 327 189,8

12 597 642,4

102,2

121,3

Расходы бюджета

9 765 569,3

12 933 491,3

12 849 631,6

99,4

131,6

Профицит (+)
Дефицит (-)

618 870,7

- 606 301,5

- 251 989,2

  


Доходная часть исполнена в сумме 12 597 642,4 тыс. рублей, что на 2,2 % или на 270 452,6 тыс. рублей превысило бюджетные назначения. Расходная часть исполнена в сумме 12 849 631,6 тыс. рублей, что составило 99,4 % от утвержденного бюджета. Предусмотренные бюджетные ассигнования в сумме 83 859,7 тыс. рублей остались неосвоенными.
     Результатом исполнения бюджета ТФ ОМС на 2006 год явился дефицит в сумме 251 989,2 тыс. рублей против планируемого - в сумме  606 301,5 тыс. рублей.

     
     3. Исполнение бюджета ТФ ОМС за 2006 год по доходам


     Согласно представленному законопроекту, в 2006 году в бюджет    ТФ ОМС поступило 12 597 642,4 тыс. рублей, что составило 102,2 % к бюджетным назначениям (12 327 189,8 тыс. рублей) и на 21,3 % или на 2 213 202,3 тыс. рублей превысило уровень поступлений 2005 года.
     Данные по исполнению доходной части бюджета ТФ ОМС по основным источникам поступлений, в сравнении с 2005 годом, представлены в таблице:
     

(тыс. рублей)

Наименование источников поступлений

Исполнено за 2005 год

2006 год

2006 год к 2005 году, %

  

Утверждено (с учетом изменений)

исполнено

% исполне-ния

 

ДОХОДЫ       

8 116 993,5

9 932 105,1

10 220 731,4

102,9

125,9

Налоги и взносы на социальные нужды, в том числе

7 529 599,5

9 496 033,1

9 683 101,0

102,0

128,6

Единый социальный налог

4 352 125,0

5 286 690,0

5 473 757,9

103,5

125,8

Страховые взносы ОМС неработающего населения, уплачиваемые в территориальные фонды ОМС органами исполнительной власти субъектов РФ

3 177 475,0

4 209 343,1

4 209 343,1

100,0

132,5

Налоги на совокупный доход

189 290,9

222 272,0

250 397,8

112,7

132,3

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

11 540,7

13 800,0

18 447,9

133,7

159,9

Денежные взыскания (штрафы) и иные суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и возмещение ущерба имуществу

-

-

116,6

-

-

Прочие неналоговые доходы

386 562,4

200 000,0

268 668,0

134,3

69,5

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

2 267 446,6

2 395 084,7

2 376 911,0

99,2

104,8

Дотации

256 022,5

259 024,2

264 644,6

102,2

103,4

Субвенции

1 851 964,6

1 785 047,0

1 734 991,5

97,2

93,7

Субсидии

159 459,50

351 013,50

377 274,90

107,5

236,6

ВСЕГО ДОХОДОВ

10 384 440,1

12 327 189,8

12 597 642,4

102,2

121,3


     В 2006 году доходная часть бюджета ТФ ОМС на 80 % обеспечена поступлениями налоговых доходов, доля которых возросла, по сравнению с 2005 годом, почти на 3 %. Доля доходов по группе «Безвозмездные поступления" сократилась с 21,8 % до 18,8 %.


3.1. Оценка исполнения бюджета по группе «Доходы"

По группе «Доходы" в бюджет ТФ ОМС поступило            10 220 731,4 тыс. рублей, что на 288 626,3 тыс. рублей или на 2,9 % превысило бюджетные назначения.
     Как и в предыдущие годы, основу бюджета Фонда составили налоги и взносы на социальные нужды, из них единый социальный налог обеспечил поступление сверхплановых доходов на 187 067,9 тыс. рублей или на 3,5 %, что обусловлено увеличением налоговой базы за счет роста начисленного фонда оплаты труда, в частности, в связи с повышением в 2006 году уровня заработной платы работников бюджетной сферы, а также государственных гражданских служащих. По сравнению с 2005 годом, поступления единого социального налога возросли на 25,8 %.
     Также существенно возросли и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения (на 32,5 %), поступившие в запланированном объеме и в соответствии с предусмотренными бюджетом Санкт-Петербурга на 2006 год по целевой статье 770001 «Платежи из бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения" ассигнованиями на эти цели.
Кроме того, с превышением бюджетных назначений на                            28 125,8 тыс. рублей или на 12,7 % поступили налоги на совокупный доход, в том числе:
     - единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - на 29 002 тыс. рублей или на 23,2 %, в основном, за счет сверхплановых поступлений в сумме                        18 994,7 тыс. рублей единого налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объектов налогообложения доходы. На рост поступлений данного налога, как в бюджет Санкт-Петербурга, так и в бюджет ТФ ОМС, соответственно, повлияли вступившие в силу с 01.01.2006 изменения налогового законодательства, в части увеличения максимальной величины дохода, позволяющего налогоплательщикам применять упрощенную систему налогообложения (с 11 млн. рублей до      15 млн. рублей). По данным администратора налоговых поступлений, по состоянию на 01.07.2006 количество организаций и индивидуальных предпринимателей, представивших декларации по налогу, увеличилось, в среднем, в 1,2 раза, по сравнению с прошлым годом;
     - единый сельскохозяйственный налог - на 63,1 тыс. рублей или на                  75,1 %, что в 17 раз превысило уровень поступлений 2005 года.
     Вместе с тем, поступления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не достигли прогнозных показателей на                     939,3 тыс. рублей.
     По статье «Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам" в пользу бюджета ТФ ОМС взыскано 18 447,9 тыс. рублей, что на одну треть превысило бюджетные назначения, установленные в сумме 13 800 тыс. рублей лишь при корректировке бюджета ТФ ОМС на 2006 год. Необходимость увеличения предлагаемых при корректировке назначений была отмечена в заключении Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга на проект Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга на 2006 год", поскольку за 9 месяцев 2006 года уже фактически поступило 15 517,1 тыс. рублей взысканных средств. Однако это не было учтено при корректировке бюджета ТФ ОМС.
     Прочие неналоговые доходы, составившие около 3 % от поступлений по группе «Доходы", превысили прогнозируемые объемы на                  68 668 тыс. рублей или на 34,3 %, в основном, за счет возврата средств за лечение граждан других субъектов РФ по межтерриториальным расчетам.
     В целом, объем поступивших в бюджет ТФ ОМС в 2006 году налоговых и неналоговых платежей соответствует утвержденным бюджетным назначениям, сформированным по видам доходов, определенных ст. 146 БК РФ; Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования; Правилами составления, рассмотрения и исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Федерального фонда ОМС от 09.09.2003 № 1750/21-1/и.
     

3.2. Оценка исполнения бюджета по группе
«Безвозмездные поступления"


     По группе доходов «Безвозмездные поступления" бюджетные назначения в сумме 2 395 084,7 тыс. рублей были установлены при внесении изменений в бюджет Фонда по итогам исполнения за 9 месяцев 2006 года. На конец 2006 года в бюджет Фонда предусмотренные бюджетом Федерального фонда ОМС средства поступили не в полном объеме: исполнение составило 2 376 911 тыс. рублей или 99,2 % от назначений. По сравнению с 2005 годом, безвозмездные поступления возросли на 109 464,4 тыс. рублей или на 4,9 %.

     Основную долю безвозмездных поступлений - 74,5 % - составили субвенции из Федерального фонда ОМС, поступившие в сумме                    1 734 991,5 тыс. рублей, что на 50 055,5 тыс. рублей или на 2,8 % меньше запланированных объемов. Так, субвенции на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами поступили в сумме 1 316 494,2 тыс. рублей, что на                      58 316,8 тыс. рублей меньше предусмотренных на эти цели средств, подлежащих выделению из Федерального фонда ОМС в 2006 году. По сравнению с 2005 годом, объем данных средств сократился на 30 %.
     Субвенции на финансовое обеспечение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи врачами-терапевтами, участковыми, педиатрами, общей (семейной) практики и медицинскими сестрами этих специалистов, впервые предусмотренные в бюджете            ТФ ОМС в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье", поступили в сумме 418 497,3 тыс. рублей, с незначительным ростом по отношению к бюджетным назначениям (на 2 %). Данные средства предоставлялись Федеральным фондом ОМС на основании бюджетной заявки, составляемой исходя из численности медицинских работников и утвержденного размера денежных выплат.
     
     Дотации поступили в сумме 264 644,6 тыс. рублей, что на 2,2 % превысило бюджетные назначения и на 3,4 % уровень поступлений 2005 года, что обусловлено поступлением не предусмотренных бюджетом       ТФ ОМС дотаций на реализацию социальной программы поддержки неработающих пенсионеров в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования - в сумме 96 681,3 тыс. рублей, а также дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности - с превышением назначений на 3,5 % или на 5 620,4 тыс. рублей.

     Субсидии поступили с превышением бюджетных назначений на      7,5 % - в сумме 351 013,5 тыс. рублей, с ростом к уровню 2005 года в         2,4 раза, в том числе:

· на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье":
     - на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан - в сумме 66 415 тыс. рублей, что на 60 % или на                      24 915 тыс. рублей превысило бюджетные назначения;
     - на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи неработающим пенсионерам - в сумме 246 346,4 тыс. рублей, что превысило назначения на 1 346,4 тыс. рублей;

· на выполнение территориальной программы ОМС в рамках базовой программы ОМС в полном объеме поступили средства на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) - в сумме 64 513,5 тыс. рублей.
     
     В целом на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье" в 2006 году из Федерального фонда ОМС поступило 731 258,7 тыс. рублей.
     

4. Исполнение бюджета ТФ ОМС за 2006 год по расходам

     
     Расходы бюджета ТФ ОМС на 2006 год утверждены в сумме 12 933 491,3 тыс. рублей, исполнены в сумме 12 849 631,6 тыс. рублей или на 99,4 %.
     Основные параметры, характеризующие исполнение бюджета        ТФ ОМС по расходам в 2006 году, приведены в таблице:

(тыс. рублей)

Наименование

Исполнено 2005 год

2006 год

2006 год к 2005 году, %

  

Утверждено
(с учетом изменений)

Исполнено

% исполне-ния

 

Общегосударственные вопросы

181 876,2

222 552,8

205 315,2

92,3

112,9

Другие общегосударственные вопросы

181 876,2

222 552,8

205 315,2

92,3

112,9

Руководство и управление в сфере установленных функций

181 876,2

222 552,8

205 315,2

92,3

112,9

Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов

181 876,2

222 552,8

205 315,2

92,3

112,9

Здравоохранение и спорт

9 583 693,2

12 710 938,5

12 644 316,4

99,5

131,9

Здравоохранение

9 583 693,2

12 710 938,5

12 644 316,4

99,5

131,9

Меры социальной поддержки граждан по обеспечению лекарственными средствами

1 316 561,2

1 910 214,4

1 794 817,4

94,0

136,3

Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами

1 316 561,2

1 910 214,4

1 794 817,4

94,0

136,3

Территориальная программа обязательного медицинского страхования

8 267 132,0

10 800 724,1

10 849 499,0

100,5

131,2

Информатика

4 731,4

11 160,3

6597,2

59,1

139,4

Мероприятия в области здравоохранения, спорта и физической культуры, туризма

8 262 400,6

9 931 633,0

9 966 515,6

100,4

120,6

Дополнительная оплата амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы ОМС

 

245 000,0

246 346,4

100,5

-

Реализация социальной поддержки неработающих пенсионеров в рамках территориальной программы ОМС

 

96 681,3

96 681,3

100,0

-

ОМС неработающего населения (детей)

 

64 513,5

64 513,5

100,0

-

Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан

 

41 500,0

55 151,5

132,9

-

Оплата дополнительной медицинской помощи, оказанной гражданам РФ врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики

 

410 236,0

413 693,5

100,8

-

Всего расходов

9 765 569,4

12 933 491,3

12 849 631,6

98,9

131,6

     
     Основными направлениями расходования средств ТФ ОМС в 2006 году явились:

· финансирование Территориальной программы ОМС - 84,4 % от общего объема израсходованных средств;

· дополнительное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан - 14,0 % от общего объема израсходованных средств;

· выполнение ТФ ОМС управленческих функций - 1,6 % от общего объема израсходованных средств.
     
     По сравнению с 2005 годом, в 2006 году на 31,2 % возросли расходы на выполнение Территориальной программы ОМС, на 12 % - расходы на выполнение ТФ ОМС управленческих функций и на 36,3 % - расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами, осуществляемые ТФ ОМС за счет средств федерального бюджета.
     Кроме того, в полном объеме профинансированы расходы за счет средств, поступивших из Федерального Фонда ОМС:

- в сумме 96 681,3 тыс. рублей - на реализацию социальной программы поддержки неработающих пенсионеров;

- в сумме 64 513,5 тыс. рублей - на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей).


     В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье" средства, полученные ТФ ОМС из бюджета Федерального Фонда ОМС, направлены учреждениям здравоохранения:

- в сумме 413 693,5 тыс. рублей - на денежные выплаты участковым врачам - терапевтам и педиатрам, врачам общей (семейной) практики, и участковым сестрам соответствующих врачей на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной амбулаторно-поликлинической помощи;

- в сумме 55 151,5 тыс. рублей - на оплату диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях;

- в сумме 246 346,4 тыс. рублей - на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках Территориальной программы ОМС.


4.1. Расходы на финансирование мероприятий в области здравоохранения, спорта и физической культуры, туризма

     
     Основным направлением расходования средств ТФ ОМС в 2006 году по данному подразделу явилось финансирование Территориальной программы ОМС.
     Финансирование Территориальной программы ОМС осуществлялось ТФ ОМС через страховые медицинские организации, которым, в соответствии с договорами о финансировании ОМС по дифференцированным подушевым нормативам (исходя из общей численности и половозрастной структуры застрахованного контингента), Фонд в 2006 году направил финансовые средства в сумме             9 645 172,2 тыс. рублей, из них на ведение дела страховых медицинских организаций - 168 524,2 тыс. рублей.
     Кроме того, за лечение за пределами территории страхования застрахованных граждан Санкт-Петербурга и за лечение в Санкт-Петербурге иногородних граждан оплата медицинской помощи произведена Фондом в сумме 466 145 тыс. рублей, из них:   

· 225 025,7 тыс. рублей - за медицинские услуги, оказанные в Санкт-Петербурге гражданам, застрахованным на территории других субъектов РФ;

· 198 948,7 тыс. рублей - за медицинские услуги, оказанные отдельным категориям граждан (во внештатных ситуациях, лицам «БОМЖ");

· 198 948,7 тыс. рублей - за лечение за пределами территории страхования застрахованных граждан Санкт-Петербурга.
     
     В 2005 году ТФ ОМС средства нормированного страхового запаса, предназначенные для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС, были запланированы в сумме 200 000 тыс. рублей. Расходование Фондом средств нормированного страхового запаса составило           33 826,7 тыс. рублей, в том числе:

· 11 472,2 тыс. рублей было перечислено страховым медицинским организациям в виде субвенций на оплату медицинской помощи (с учетом возврата страховыми медицинскими организациями неиспользованной субвенции в сумме 52,2 тыс. рублей);

· 22 354,5 тыс. рублей было направлено медицинским учреждениям на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам, застрахованным страховыми медицинскими организациями, с которыми у ТФ ОМС был прекращен ранее действующий и не заключен новый договор.
     
     Финансирование Территориальной программы ОМС за счет средств, поступивших в 2006 году в Фонд из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составило 329 158,1 тыс. рублей, в том числе:

- 167 963,3 тыс. рублей - дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности;

- 64 513,5 тыс. рублей - субсидии на ОМС неработающего населения (детей);
      -96 681,3 тыс. рублей - дотации на реализацию социальной программы поддержки неработающих пенсионеров.
     
     Общий объем медицинской помощи составил в амбулаторно-поликлинических учреждениях - 32 657,3 посещений, в стационарных учреждениях - 765 360 пролеченных больных, что составило соответственно 98,1 % и 102 %, в сравнении с показателями за 2005 год.
     В 2006 году базовая стоимость 1 койко-дня во взрослых и детских городских стационарах увеличена на 7 %.
     Средняя стоимость одного амбулаторно-поликлинического посещения в 2006 году, по сравнению с 2005 годом, возросла в 1,4 раза и  составила 150,95 рублей, средняя стоимость оплаты за пролеченного больного в стационарах - в 1,3 раза и составила 6 609,8 рублей.
     
     В 2006 году, по сравнению с 2005 годом, основные показатели выполнения Территориальной программы ОМС изменились следующим образом:
-объем медицинской помощи в круглосуточных стационарах увеличился в 2006 году на 81,6 тыс. койко-дней, при планируемом снижении указанного показателя, тогда как объем медицинской помощи в дневных стационарах снизился на 10,1 тыс. пациенто-дней при его планируемом увеличении. Объемы медицинской помощи в круглосуточных стационарах превысили утвержденный показатель на 1,6 % или на 118,2 тыс. койко-дней и достигли 7 386,2 тыс. койко-дней. Количество пролеченных больных в стационарных учреждениях составило 755,4 тыс. человек, что на 14,8 тыс. человек превысило аналогичный показатель предыдущего года и на 49,7 тыс. человек - утвержденный показатель;
     -объем медицинской помощи, оказанной в амбулаторно-поликлинических учреждениях, сократился на 625 посещений и составил 32 657,3 посещений (96,6 % от утвержденных показателей).
     
     При этом, в общем объеме расходов медицинских учреждений:

· возросла доля расходов на оплату труда персонала в стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждениях;

· осталась на прежнем уровне доля расходов на мягкий инвентарь и обмундирование в стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждениях;

· сократилась доля расходов на медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы и продукты питания в стационарных учреждениях;

· сохранилась на прежнем уровне доля расходов на мягкий инвентарь и обмундирование и на продукты питания в амбулаторно-поликлинических учреждениях;

· возросла доля расходов на медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
     
     Данные о расходовании средств ОМС стационарными и амбулаторно-поликлиническими медицинскими учреждениями по основным статьям расходов приведены в таблице.
     
     

Статьи расходов

Расходы медицинских учреждений

2006 год  к 2005 году (в %)

 

2005 год

2006 год

 
 

Сумма тыс. рублей

Уд. вес (в %) в сумме расходов

Сумма тыс. рублей

Уд. вес (в %) в сумме расходов

 

Стационарные медицинские учреждения

Заработная плата

2 531 136,9

62,9

3 428 956,3

66,0

135,0

Начисления на оплату труда

651 504,7

16,2

865 492,1

16,7

132,8

Медикаменты и перевязочные средства и прочие лечебные расходы

517 286,3

12,8

597 389,1

11,5

115,5

Мягкий инвентарь и обмундирование

14 176,8

0,3

18 157,6

0,3

128,1

Продукты питания

235 974,6

5,9

249 255,9

4,8

105,6

      

Амбулаторно-поликлинические медицинские учреждения

Заработная плата

2 680 945,9

74,9

3 250 540,5

75,1

121,2

Начисления на оплату труда

687 938,6

19,2

821 175,0

19,0

119,4

Медикаменты и перевязочные средства и прочие лечебные расходы

155 117,6

4,3

207 176,3

4,8

133,6

Мягкий инвентарь и обмундирование

4 477,7

0,1

6 401,1

0,1

143,0

Продукты питания

1 317,3

0,03

1 180,7

менее 0,1

 

     
     Объем средств на выполнение управленческих функций ТФ ОМС в 2005 году предусматривался в сумме 222 552,8 тыс. рублей (2,36 % от объема планируемых доходов бюджета ТФ ОМС, в 2005 году - 2,89 %). Фактически расходы на выполнение управленческих функций ТФ ОМС профинансированы в сумме 205 315,2 тыс. рублей или 92,3 % годовых бюджетных назначений. Сложившаяся экономия в сумме                    17 237,6 тыс. рублей направлена на финансирование Территориальной программы ОМС.
     

4.2. Расходы на информатику

     
     Объем средств на финансирование расходов, направленных на создание и техническое обслуживание программного обеспечения, сопровождение и поддержку баз данных, приобретение средств вычислительной техники и систем защиты информации в рамках информационных систем ОМС, составил 6 597,2 тыс. рублей или 59,1 % утвержденных бюджетных назначений. Сложившаяся экономия в сумме                    4 563,1 тыс. рублей направлена на финансирование Территориальной программы ОМС.
     
     

4.3. Расходы на реализацию мер социальной поддержки граждан по обеспечению лекарственными средствами

     
     В целях реализации Федерального Закона РФ от 17.07.99 № 178 - ФЗ «О государственной социальной помощи" (в редакции ФЗ от 22.08.2004   № 122-ФЗ), а также в соответствии с «Правилами финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг", утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864, ТФ ОМС осуществлял финансирование обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан при оказании амбулаторно-поликлинической помощи.
     В 2006 году в системе дополнительного лекарственного обеспечения Санкт-Петербурга (далее - ДЛО)  участвовали: фармацевтическая организация ЗАО «Империя-Фарма", 103 аптечные организации, осуществлявшие отпуск лекарственных средств по льготным рецептам (в 2005 году - 124 организации), 155 медицинских учреждений, в которых осуществлялась выписка льготных рецептов отдельным категориям граждан (157 организаций - в 2005 году).
     Финансирование обеспечения необходимыми лекарственными средствами льготных категорий граждан осуществлялось за счет средств федерального бюджета РФ, поступавших из Федерального фонда ОМС в виде субвенций. Субвенции из Федерального фонда ОМС поступали на основании бюджетной заявки ТФ ОМС Санкт-Петербурга на финансирование расходов на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами на очередной месяц, рассчитанных исходя из подушевого норматива и численности граждан, имеющих право на государственную социальную помощь. Утвержденный размер субвенций, зачисляемый в бюджет ТФ ОМС Санкт-Петербурга, составил        1 910 214,4 тыс. рублей. Остаток средств на счете дополнительного лекарственного обеспечения на 01.01.2006 составлял                             535 403,4 тыс. рублей. В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 22.12.2005 № 171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год", остатки средств на 01.01.2006, образовавшиеся в бюджете ТФ ОМС в результате неполного использования ассигнований на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению необходимыми лекарственными средствами направляются на завершение расчетов в первом квартале 2006 года за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2005 году.
     Расходы Фонда в 2006 году на реализацию мер социальной поддержки на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан (с учетом расходов в сумме 2 704,2 тыс. рублей - на осуществление контроля качества, организационных и информационно-технических мероприятий) составили 1 794 817,4 тыс. рублей, в том числе за фактически отпущенные лекарственные средства в 2005 году - 476 927,3 тыс. рублей, за фактически отпущенные лекарственные средства в 2006 году - 1 315 185,9 тыс. рублей.
     Поступившие 29.12.2006 средства из Федерального фонда ОМС в сумме 57 080,2 тыс. рублей освоены не были и остались на счетах бюджета Фонда на начало 2007 года.
     По состоянию на 01.01.2006 численность лиц, имеющих право на обеспечение лекарственными средствами, составляла 806 324 человека, из них сохранили право на получение бесплатных лекарственных средств в 2006 году 333 915 человек. Численность лиц, обеспеченных в 2006 году лекарственными средствами, составила 196 712 человек или 58,9 % от численности лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
     В связи с отказом от ДЛО 60 % граждан льготных категорий, объем финансирования был сокращен, однако потребность в средствах на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по ДЛО возросла в 2 раза. Поскольку законодательством ограничений на получение необходимого лекарственного обеспечения для льготной категории граждан не предусмотрено, имевшихся средств оказалось недостаточно для обеспечения реальной потребности по ДЛО. В результате по состоянию на 01.01.2007 образовалась кредиторская задолженность Фонда перед фармацевтическими организациями в сумме 1 505 380,8 тыс. рублей.
     Следует отметить, что даже при уменьшении численности лиц, имеющих право на ДЛО, фактически воспользовались своим правом на получение бесплатных лекарств лишь 53,7 % от зарегистрированных в регистре ТФ ОМС граждан. При этом более половины средств, направленных на ДЛО в 2006 году, было использовано на дорогостоящие лекарственные препараты для небольшого количества льготников. Так, на обеспечение лекарствами лишь восьми человек, страдающих тяжелыми наследственными и другими заболеваниями, израсходовано                          12 млн. рублей.
     По мнению Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, обеспечение дорогостоящими лекарственными препаратами граждан, страдающих особенно тяжелыми заболеваниями, должно осуществляться не по ДЛО, а в рамках специально разработанной и отдельно финансируемой (по существенно более высоким нормативам) целевой программы.

4.4. Финансовое обеспечение реализации приоритетного национального проекта «Здоровье"

     Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье" была начата в Санкт-Петербурге с 1 января 2006 года.

4.4.1. Финансирование Фондом государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи

     
     В соответствии с Программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 и 2007 годы гражданам на территории Российской Федерации предоставляется дополнительная медицинская помощь, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей (семейной) практики учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации).
     На осуществление денежных выплат указанным категориям медицинских работников Фонду перечислялись субвенции из Федерального фонда ОМС.
     Денежные выплаты производились в следующих размерах:
     -10 тыс. рублей в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра-участкового, врача общей (семейной) практики;
     -5 тыс. рублей для медицинских сестер участковых врачей-терапевтов, участковых врачей-педиатров и врачей общей практики.
     В 2006 году в реализации данного направления национального приоритетного проекта «Здоровье" участвовало 88 учреждений здравоохранения, выплаты производились 2 302 врачам и                          2 338 медицинским сестрам. На финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи из Федерального фонда ОМС  поступили субвенции в сумме 418 497,3 тыс. рублей, Фондом в учреждения здравоохранения перечислено 413 693,5 тыс. рублей. Учреждениями здравоохранения на денежные выплаты медицинскому персоналу было направлено 413 529,5 тыс. рублей, в том числе         276 484,9 тыс. рублей - врачебному персоналу, 137 044,6 тыс. рублей - среднему медицинскому персоналу.
     

4.4.2. Дополнительная оплата амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам

     
     В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье" ТФ ОМС из фонда софинансирования бюджета Федерального фонда ОМС предоставлялись субсидии на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках Территориальной программы ОМС. Согласно письму Пенсионного фонда РФ от 09.02.2006 № Юм-02/14/1302, в численность неработающих пенсионеров включены пенсионеры, получающие пенсию по старости, трудовую пенсию по инвалидности, трудовую пенсию по случаю потери кормильца, социальную пенсию.
     В реализации мероприятий данного направления национального проекта участвовали 152 учреждения здравоохранения.
     Из Федерального фонда ОМС на указанные цели Фонду были перечислены субсидии в сумме 246 346,4 тыс. рублей, которые в полном объеме были перечислены в учреждения здравоохранения, оказывающие дополнительную амбулаторно-поликлиническую помощь неработающим пенсионерам. По данным Фонда указанные средства были направлены учреждениями здравоохранения на оплату труда с начислениями, на приобретение медикаментов и мягкого инвентаря и обмундирования и на оплату прочих расходов.
     

4.4.3. Расходы по оплате проведения дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях

     
     В целях реализации постановления Правительства РФ от 31.12.2005 № 868 «О порядке предоставления в 2006 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования субсидий на проведение дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях" Федеральный фонд ОМС ежемесячно предоставлял субсидии ТФ ОМС. Субсидии предоставлялись на основании заявки на финансовое обеспечение расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан исходя из плановой численности работающих граждан, подлежащих диспансеризации в соответствующем месяце и норматива затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина в размере 500 рублей.
     За проведенную в период с мая по ноябрь 2006 года дополнительную диспансеризацию 110 303 граждан учреждениям здравоохранения было выплачено 55 151,5 тыс. рублей из поступивших из Федерального фонда ОМС средств в сумме 66 415 тыс. рублей.
     По состоянию на 01.01.2007 на счете ТФ ОМС остаток средств неиспользованной субсидии составил 11 263,5 тыс. рублей.
     В I квартале 2007 года ТФ ОМС завершил расчеты за проведение в 2006 году дополнительной диспансеризации работающих граждан за счет остатков средств, образовавшихся в результате неполного использования средств федерального бюджета, выделенных на дополнительную диспансеризацию работающих граждан в 2006 году. В январе и феврале 2007 года произведена оплата в сумме 7 910,5 тыс. рублей за проведенную в декабре 2006 года дополнительную диспансеризацию 15 821 гражданина.
     В целом за 2006 год план дополнительной диспансеризации работающих граждан выполнен на 76,6 %, число граждан, прошедших диспансеризацию, составило 126 124 человек, использованы субсидии в сумме 63 062 тыс рублей.  
     
     

5. Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета ТФ ОМС Санкт-Петербурга за 2006 год


     Предусмотренный Законом о бюджете ТФ ОМС дефицит в объеме 606 301,5 тыс. рублей планировалось покрыть за счет уменьшения остатков средств на счетах бюджета Фонда. Фактически бюджет Фонда был исполнен с дефицитом в меньшем объеме - 251 989,2 тыс. рублей. После покрытия дефицита, по состоянию на 01.01.2007 остаток средств на счетах бюджета Фонда составил 598 290,8 тыс. рублей, в том числе по счету обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан - 57 080,2 тыс. рублей.   
     
     
     Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга рекомендует Законодательному Собранию Санкт-Петербурга принять проект закона «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга за 2006 год".