ПРОВЕРКИ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

24 Ноября 2014

Информация о результатах выборочной проверки законности, эффективности и целевого использования средств бюджета и собственности Санкт-Петербурга ГУП «Петербургский метрополитен» за 2011-2012 годы и истекший период 2013 года

В ходе выборочной проверки законности, эффективности и целевого использования средств бюджета и собственности Санкт-Петербурга ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Предприятие) за 2011-2012 годы и истекший период 2013 года выявлено финансовых нарушений на общую сумму более 9 230 170 тыс. рублей. По отдельным нарушениям оценить ущерб не представилось возможным в связи с отказом Предприятия в предоставлении необходимых данных.

Проверкой установлено, что инициированная Предприятием схема привлечения частных инвестиций для строительства наземных вестибюлей станций метрополитена реализовывалась с ущербом Санкт-Петербургу и с нарушениями действующего законодательства Комитетом по управлению городским имуществом и ГУП «ГУИОН».

В результате осуществления пяти инвестиционных проектов по строительству наземных вестибюлей станций «Обводный канал», «Международная», «Бухарестская», «Звенигородская», «Адмиралтейская» на арендуемых Предприятием земельных участках общей площадью 32 035 кв.м у инвесторов появились в собственности торгово-развлекательные комплексы общей площадью 126 290,5 кв.м, а также возможность выкупа земли по льготной цене в процессе приватизации. Одновременно, плата инвесторов в городской бюджет составила всего лишь 107,2 млн. рублей, площадь помещений наземных вестибюлей, подлежащих передаче Санкт-Петербургу, составила 7 396 кв.м (5,5 % от построенных площадей).
Величина платы инвесторов в бюджет города, определенная в отчетах оценщиков, составила незначительную величину. Например, по станции «Бухарестская» - 2 600 тыс. рублей, по станции «Международная» - 7 770 тыс. рублей, а по станции «Звенигородская» - вообще отрицательную величину. Заказчиками отчетов об оценке прав на земельные участки выступали инвесторы, производившие оценщикам оплату их работ.

Отчеты об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки, на основании которых была определена плата инвесторов в бюджет города, были выполнены с многочисленными нарушениями требований законодательства об оценочной деятельности.

При составлении технического задания на оценку Комитетом по управлению городским имуществом (далее – КУГИ) были проигнорированы выполненные за счет бюджетных средств работы по созданию фундамента объекта инвестирования стоимостью около 500 млн. рублей, что повлекло занижение платы, подлежащей перечислению  в бюджет  Санкт-Петербурга.

С целью проверки объективности результатов оценки, выполненной ООО «Альфа Консалт» (станция метро «Адмиралтейская»), Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга привлечен другой независимый оценщик для проведения повторной оценки, по результатам которой плата инвестора в городской бюджет должна была составить 1 397 017 тыс. рублей, что в 20 раз больше величины, подтвержденной ГУП «ГУИОН» в экспертном заключении и рассчитанной  фирмой, привлеченной инвестором.

По другим коммерчески привлекательным земельным участкам, предоставленным инвесторам, также существует возможность занижения платы, подлежащей перечислению в доход бюджета Санкт-Петербурга.

В ходе реализации инвестиционного проекта по строительству наземного вестибюля станции «Адмиралтейская» начальник ГУП «Петербургский метрополитен», не являясь участником бюджетного процесса, неправомерно принял решение об освобождении инвестора (ЗАО «СоветниК») от возмещения затрат бюджета Санкт-Петербурга, причинив ущерб бюджету Санкт-Петербурга в сумме не менее 466 545,1 тыс. рублей.

В инвестиционный договор с  ЗАО «СоветниК», Предприятием не были включены данные о площади, переходящей в собственность инвестора, в количестве 338, 3 кв.м. Кроме того, в договор не были включены характеристики помещений наземного вестибюля, подлежащего передаче в собственность Санкт-Петербурга, что повлекло излишние расходы бюджетных средств в сумме не менее 51 317,6 тыс. рублей.

Аналогично, и в другие договоры с инвесторами, Предприятием не были включены важные инвестиционные параметры объектов, подлежащих передаче городу, что не позволяет должным образом проконтролировать выполнение обязательств инвесторов при реализации инвестиционных проектов.

По итогам закрытых конкурсов в качестве инвесторов привлечены организации, являющиеся структурами, аффилированными с собственниками Холдинговой компании «Адамант» (за исключением ЗАО «СоветниК»).

Предприятие в отсутствие какой-либо необходимости в привлечении частных инвестиций в земельный участок рядом со станцией метро «Волковская», заключило с ООО «Адамант» инвестиционный договор на строительство торгового центра. По итогам незаконной инвестиционной сделки, реализованной по предложению Предприятия, у ООО «Адамант» в собственности появился торговый центр и возникло право приобретения земельного участка площадью 3 375 кв.м из государственной собственности Санкт-Петербурга по льготной цене в процессе приватизации; в тоже время ни Предприятие, ни Санкт-Петербург не получили какого-либо имущества, как результата инвестирования.

На торговый центр, созданный инвестором, право собственности ООО «Адамант» зарегистрировано 31.07.2010. Разрешение на ввод в эксплуатацию наземного вестибюля станции метрополитена «Волковская» получено только лишь в 2014 году, регистрация прав Предприятия и Санкт-Петербурга на здание наземного вестибюля на момент настоящей проверки не произведена.

В нарушение Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 № 282-43 и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.06.2004 № 1190, Комитет по управлению городским имуществом предоставил Предприятию для инвестиционной деятельности находящиеся в собственности Санкт-Петербурга земельные участки без заключения соглашений о застройке земельных участков (инвестиционных договоров).

КУГИ превысил свои полномочия по принятию решений в соответствии со своей компетенцией, заключая с Предприятием договоры аренды земельных участков сроком на 49 лет в отсутствие письменных указаний (поручений) Губернатора Санкт-Петербурга.

В период с 2007 по 2014 год величина субсидии Предприятию из бюджета Санкт-Петербурга выросла в 24 раза – с 348 485 тыс. рублей в 2007 году до 8 408 100 тыс. рублей в 2014 году. Проверкой установлено, что на существенный рост величины бюджетной субсидии, наряду с объективными факторами, также повлияла низкая эффективность использования Предприятием государственного имущества и осуществление в отдельных случаях неэффективных расходов.
Проверкой выявлены недополученные доходы от использования государственного имущества в сумме не менее 1 058 160 тыс. рублей.

До настоящего времени вопрос предоставления государственной собственности Санкт-Петербурга для размещения кабелей связи сторонних организаций законодательно не урегулирован. Собственником имущества Санкт-Петербурга в лице КУГИ не разработана и не утверждена единая методика расчета стоимости права прохода кабелей и методика расчета стоимости арендной платы при использовании государственного имущества для размещения кабелей. Отсутствие  методики КУГИ, определяющей порядок расчета стоимости размещения кабелей в сооружениях, принадлежащих Санкт-Петербургу и закрепленных на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием, приводит в отдельных случаях к безвозмездному использованию государственной собственности коммерческими организациями.

Тарифные расценки на право пользования местами для распространения рекламы и информации на объектах ГУП «Петербургский метрополитен», а также каналов связи, утвержденные еще в 2009 году, ни разу не пересматривались и действуют уже шестой год без каких-либо изменений (индексации).

Предприятие до настоящего времени не устранило нарушения, указанные ещё в 2011 году Комитетом по управлению городским имуществом при проверке использования государственной собственности. Практически по всем вопросам об использовании Предприятием государственного имущества выводы КУГИ и выводы Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга совпадают. Тем не менее, после ознакомления с актом проверки Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, руководство ГУП «Петербургский метрополитен» продолжает оспаривать выводы Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, тем самым препятствует устранению выявленных нарушений, сдаёт имущество в аренду по заниженной стоимости, освобождая арендаторов от обязательных минимальных платежей и способствуя росту величины недополученных доходов  Предприятия.

В связи с выявленными проверкой резервами снижения величины бюджетной субсидии за счет повышения доходов ГУП «Петербургский метрополитен» и за счет оптимизации расходов Предприятия, размер субсидии, предусмотренный Предприятию из бюджета Санкт-Петербурга в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа метрополитеном в 2015 году, нуждается в пересмотре.

В нарушение требований Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Предприятие в отсутствие обязательных согласований с собственником имущества заключило 292 сделки на общую сумму 7 337 746 тыс. рублей, в совершении которых имелась заинтересованность руководителя унитарного предприятия.

В нарушение положений статьи 131 Гражданского кодекса РФ Предприятие не зарегистрировало права на 33 объекта недвижимого имущества общей площадью более 50 тыс. кв. м, введенных в эксплуатацию, в основном, более 10 лет назад.

Общая стоимость 13 объектов недвижимости (в том числе новых станций метрополитена), эксплуатируемых Предприятием без постановки на баланс в связи с отсутствием передачи данных объектов от КУГИ в хозяйственное ведение Предприятия, составила 36 664 089,5 тыс. рублей (без учета эксплуатируемого имущества, стоимость которого не сформирована). Необходимо отметить, что, в последующем, Предприятие будет вынуждено принять к бухгалтерскому учету основные средства по их первоначальной стоимости без учета фактического износа. Эксплуатация объектов основных средств, не принятых на баланс Предприятия, не обеспечивает формирование резерва денежных средств на последующее восстановление основных средств при их фактическом износе.

В результате контрольного мероприятия установлены многочисленные нарушения законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность государственных унитарных предприятий, что свидетельствует о низком уровне внутреннего контроля, организованном на Предприятии.

В ходе проверки деятельности Предприятия установлены и другие нарушения, отраженные в отчете Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, который истребован Следственным комитетом Российской Федерации.
Информация о проверке направлена в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, в прокуратуру Санкт-Петербурга, Губернатору Санкт-Петербурга, вице-губернаторам Санкт-Петербурга, курирующим соответствующие сферы деятельности, для  рассмотрения отчета и осуществления в пределах своей компетенции мер по устранению выявленных нарушений.

В адрес начальника ГУП «Петербургский метрополитен» направлено представление с предложением принять меры по погашению ущерба бюджету Санкт-Петербурга; по устранению выявленных проверкой нарушений и недостатков; по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях.

Начальник инспекции № 2 В.В. Маргарян