Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Информация о результатах аудита в сфере закупок за 2018 год

В соответствии со ст. 98 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга сформирована обобщенная информация о результатах аудита в сфере закупок за 2018 год.

 В 2018 году Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга (далее - Палата) проведено 28 контрольных, одно экспертно-аналитическое и 3 мероприятия по аудиту в сфере закупок, в рамках которых оценивалась деятельность заказчиков Санкт-Петербурга и муниципальных заказчиков на предмет соблюдения требований Федерального закона № 44-ФЗ и иного законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Всего в 2018 году было выявлено 3 140 нарушений (из них финансовых нарушений - 733 на общую сумму 6 019,1 млн. рублей, в том числе в рамках:

  • контрольных и экспертно-аналитических мероприятий - 2 329 нарушения, из них 708 финансовых нарушений на сумму не менее 3 931,3 млн. рублей;
  • мероприятий по аудиту в сфере закупок – 811 нарушений, из них 25 финансовых нарушений на сумму не менее 2 087,8 млн. рублей.

 Общее количество объектов, в которых проводился аудит в сфере закупок, составило 70, из них: 56 заказчиков Санкт-Петербурга и 14 муниципальных заказчиков.

Самыми многочисленными нарушениями, выявленными в 2018 году при проведении контрольных, экспертно-аналитических мероприятий и мероприятий по аудиту в сфере закупок, являются следующие:

  1. Отсутствие экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, и отчета о результатах отдельного этапа исполнения контракта, о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (875 нарушений или 27,9 % от общего числа нарушений).

В 2018 году существенно участились случаи выявления нарушений, связанных с непредставлением информации о заключении и исполнении контрактов для ее размещения в ЕИС в реестре контрактов, а также отчетов об исполнении контрактов.

Следует отметить, что непредставление, несвоевременное представление информации, требуемой к размещению в ЕИС, не соответствует принципу открытости и прозрачности, установленному ст. 7 Федерального закона 44-ФЗ.

Наибольшее количество таких нарушений было выявлено у СПб ГКУ «Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела» (311 нарушений) и СПб ГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» (282 нарушения) в ходе проведения контрольных мероприятий и мероприятий по аудиту в сфере закупок.

  1. Непредставление, несвоевременное представление информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками (361 нарушение или 11,5 % от общего числа нарушений).

Заказчиками Санкт-Петербурга и муниципальными заказчиками не размещались в ЕИС информация о заключенных контрактах.

Например, в нарушение требований действующего законодательства, согласно которым в реестр контрактов включается информация о контрактах, в том числе, заключенных на основании п. 15 ч. 1 ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ, местной Администрацией муниципального образования муниципальный округ Дворцовый округ для включения в реестры контрактов не представлена информация о 128-ми контрактах на общую сумму не менее 13 453,2 тыс. рублей, при этом, согласно ч. 8 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ контракты, информация о которых не включена в реестр контрактов, не подлежат оплате.

Также заказчиками Санкт-Петербурга и муниципальными заказчиками не размещались (несвоевременно размещались) документы о приемке товара, выполненных работ (оказанных услуг).

  1. Приемка и оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, несоответствующих условиям контрактов (347 нарушений или 11,1 % от общего числа нарушений, из них 305 финансовых нарушений на сумму не менее 503 204,3 тыс. рублей).

Данное нарушение действующего законодательства наиболее часто выражается в принятии и оплате товаров, работ, услуг, объем и качество которых не соответствует условиям заключенных государственных контрактов и договоров, а также оплате фактически не выполненных работ.

Наибольшее количество и наибольший объем нарушений был выявлен в ходе проведения контрольных мероприятий по проверке финансово-хозяйственной деятельности ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и СПб ГУП «Городской центр размещения рекламы» (СПб ГУП «ГЦРР») - 167 нарушений на общую сумму 303 934,2 тыс. рублей.

Например, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» приняты и оплачены работы (услуги), не соответствующие условиям договоров, а именно: приняты и оплачены строительно-монтажные работы по завышенной стоимости в результате применения расценок, не соответствующих выполняемым видам работ, расценок, применение которых не требовалось, применения повышающих коэффициентов, не предусмотренных действующим законодательством; приняты и оплачены работы, не подтвержденные отчетной документацией, отсутствующие в сметной документации, ранее уже выполненные и оплаченные по иным договорам; приняты и оплачены фактически не выполненные работы.

В рамках выполнения работ по государственным контрактам, договорам, заключенным СПб ГУП «ГЦРР», в части централизованного праздничного оформления Санкт-Петербурга была выполнена техническая подготовка праздничного оборудования, тогда как согласно условиям Технических заданий предусмотрено, что подрядная организация после демонтажа осуществляет передачу оборудования, которое должно соответствовать установленным требованиям к внешнему виду и находиться в работоспособном состоянии. Однако, согласно актам технического состояния, на момент сдачи оборудования на склад Заказчика для большей части праздничного оборудования требовалась техническая подготовка, имелись загрязнения, деформация и поломка оборудования, а также замена части элементов, входящих в состав оборудования, тогда как акты сдачи- приемки выполненных работ и акты технического состояния подписаны СПб ГУП «ГЦРР» без замечаний (121 нарушение на сумму 142 028,6 тыс. рублей).

В муниципальных органах власти, как и в 2017 году среди наиболее частых нарушений данного вида выявляется значительное количество нарушений при проверке работ по благоустройству территории внутригородских муниципальных образований (далее - ВМО).

Так, например, местной Администрацией муниципального образования муниципальный округ Сампсониевское произведена оплата фактически неиспользованного материала (глиняные плиты, портланцемент) при выполнении работ по благоустройству территории, что повлекло потери местного бюджета.

  1. Нарушения при обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (223 нарушения или 7,1 % от общего числа нарушений, из них 184 финансовых нарушений на сумму не менее 308 904,6 тыс. рублей).

В 2018 году при проведении контрольных мероприятий и аудита в сфере закупок Палатой установлено значительное количество нарушений, допущенных при формировании и обосновании начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), что в конечном итоге привело к удорожанию стоимости контрактов и потерям бюджета Санкт-Петербурга и местных бюджетов.

Наибольшее количество нарушений выявлено в ходе проверки формирования и исполнения бюджета ВМО муниципальный округ Смольнинское. Администрацией муниципального округа при обосновании НМЦК были использованы коммерческие предложения, в которых ценовые предложения даны в целом по мероприятиям (экскурсиям), общей группе товаров (подарочным наборам, призам и пр.), входящим в состав закупок, без указания информации о рыночных ценах каждого товара (работы, услуги), что повлекло завышение стоимости товаров (работ, услуг) и потери местного бюджета. Также Администрацией муниципального округа, при обосновании НМЦК отдельных контрактов методом сопоставимых рыночных цен, цены закупаемых товаров, работ и услуг определены с завышением относительно рыночных цен на идентичные (однородные) товары, работы и услуги.

Наибольший объем финансовых нарушений при обосновании и определении НМЦК на сумму 146 254,6 тыс. рублей был выявлен в ходе контрольного мероприятия по проверке деятельности Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга. Так, НМЦК контрактов на оказание услуг по организации экспозиции Санкт-Петербурга и проведение мероприятий в рамках Петербургского международного экономического форума из-за применения ценовой информации потенциальных поставщиков, не содержащей расчета цен товаров, работ, услуг, сформирована без учета Методических рекомендаций Минэкономразвития, предусмотренных положениям ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ, что не соответствует установленному ст. 12 этого закона принципу ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность осуществления закупок.

  1. Внесение изменений в контракт с нарушением требований, установленных законодательством (153 нарушения или 4,9 % от общего числа нарушений, из них 105 финансовых нарушений на сумму не менее 230 781,9 тыс. рублей).

Палатой в 2018 году выявлены нарушения при внесении изменений в контракты, а именно увеличение (уменьшение) стоимости отдельных товаров работ, услуг более чем на 10 %, включение в контракты дополнительных работ (услуги), выполнение (оказание) которых не было предусмотрено условиями контрактов, а также иные изменения существенных условий контрактов.

Наибольший объем по количеству и по сумме выявленных нарушений был установлен в ходе проведения выборочной проверки законности и результативности использования средств бюджета и собственности Санкт-Петербурга Администрацией Красносельского района Санкт-Петербурга и подведомственными ей учреждениями и организациями (28 финансовых нарушений на общую сумму 161 418,3 тыс. рублей) и аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществленных СПб БУК «Государственный музей истории Санкт-Петербурга» (23 нарушения, из них 18 финансовых на общую сумму 20 003,3 тыс. рублей).

Так, подведомственными Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга учреждениями и организациями были внесены изменения в контракты с нарушением требований, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ, запрещающих внесение изменений в существенные условия контрактов (договоров) более чем на 10 % от предусмотренных контрактом объемов работ или услуг, а именно, дополнительными соглашениями и соглашениями о расторжении контрактов изменена их цена и объемы работ более чем на 10 % (в размерах от 12 % до 100 %).

СПб БУК «Государственный музей истории Санкт-Петербурга» в нарушение положений ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, были заключены дополнительные соглашения к контрактам, в соответствии с которыми определены дополнительные работы (услуги), выполнение (оказание) которых не было предусмотрено условиями контрактов, что, в свою очередь, привело к дополнительным расходам средств бюджета Санкт-Петербурга и собственных средств бюджетного учреждения. Также СПб БУК «Государственный музей истории Санкт-Петербурга» были заключены дополнительные соглашения к контрактам, в соответствии с которыми были увеличены объемы отдельных сметных затрат с превышением установленной нормы (более десяти процентов), а также увеличен срок окончания выполнения работ, являющийся существенным условием контракта.

  1. Нарушения при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как закупка у единственного поставщика (134 нарушения или 4,3 % от общего числа нарушений, из них 62 финансовых нарушений на сумму не менее 2 248 213,5 тыс. рублей).

Данное нарушение было выявлено у 11 объектов контроля, в том числе у СПб ГКУ «Фонд капитального строительства и реконструкции» и СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» на общую сумму 2 064 893,5 тыс. рублей (91,8 % всего объема нарушений при выборе способа определения поставщика) в ходе проведения мероприятия по аудиту обоснованности заключения контрактов с единственным поставщиком, по итогам которого был сделан вывод о допущении указанными заказчиками нарушения при выборе способа определения поставщика как закупка у единственного поставщика по основаниям, предусмотренным п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которому закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно, поскольку обстоятельства приведшие к необходимости заключения указанных контрактов не обусловливались произошедшей аварией, чрезвычайной ситуацией, действием непреодолимой силы.

При этом, СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» предоставило пояснения, в которых выразила несогласие с выявленным нарушением, поскольку, по его мнению, действия осуществлялись в условиях крайней необходимости. Однако нормами Федерального закона № 44-ФЗ не предусмотрена возможность заключения контракта с единственным поставщиком по основанию «крайней необходимости». Кроме того, выводы Палаты подтверждены материалами дел об административных производствах Комитета по государственному финансового контролю Санкт-Петербурга в отношении должностных лиц СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» и СПб ГКУ «Фонд капитального строительства», которыми установлено, что обстоятельства, являющиеся основанием для осуществления закупки способом у единственного поставщика в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, отсутствовали.

 

В 2018 году наибольший объем финансовых нарушений был выявлен в результате несоблюдения условий реализации контрактов (договоров), в том числе сроков реализации, включая своевременность расчетов по контракту (договору) - 69 нарушений на сумму не менее 2 720 969,5 тыс. рублей, что составляет 45,2 % всего объема финансовых нарушений.

Наибольший объем нарушений условий реализации контрактов (94,3 % всего объема финансовых нарушений данного вида) был выявлен в ходе проведения выборочной проверки реализации мероприятий по подготовке объектов транспортной инфраструктуры, предусмотренных Программой подготовки Санкт-Петербурга к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу на 2014-2018 годы, Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (далее - КРТИ), в том числе в нарушение:

  • положений Соглашений об осуществлении строительного контроля за выполнением работ по объекту, являющихся приложениями к контрактам, КРТИ и ГКУ «ДТС» осуществлена приемка и оплата работ на сумму не менее 1 375 833,70 тыс. рублей без подтверждения качества выполненных работ, достоверности содержащихся в документах сведений об объемах, составе и стоимости выполненных работ;
  • условий государственного контракта работы по строительству путепроводной развязки стоимостью 240 944,3 тыс. рублей были приняты и оплачены ГКУ «ДТС» в отсутствие авторского надзора;
  • условий контрактов, КРТИ и СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» (далее - ГКУ «ДТС») затраты подрядчика по страхованию рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ, возмещены сверх фактически произведенных расходов на сумму НДС в размере 16 835,5 тыс. рублей, не подлежащего возмещению как не подтвержденного документально, что повлекло потери бюджета Санкт- Петербурга;
  • требований п. 1 ст. 452 ГК РФ и условий контракта, КРТИ изменение цены и объема оказанных услуг по контракту не оформлено дополнительным соглашением, подлежащим размещению в ЕИС, что не обеспечивает открытость и прозрачность в сфере закупок.

По результатам проведенных контрольных мероприятий в адрес руководителей объектов контроля Палатой вынесено 16 представлений, в правоохранительные органы направлено 47 материалов проведенных проверок.

В результате рассмотрения отчетов Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга приняты, в том числе, следующие меры:

  • произведен возврат денежных средств в доходы местных бюджетов на сумму не менее 160 тыс. рублей и бюджет Санкт-Петербурга на сумму не менее 1 508,5 тыс. рублей;
  • выполнены работы на сумму не менее 1 089,7 тыс. рублей;
  • применено не менее 32 мер дисциплинарной ответственности;
  • в адрес подрядных организаций направлено не менее 8 претензионных писем;
  • один сотрудник уволен.

 

Таким образом, по результатам проведенных экспертно-аналитических и контрольных мероприятий установлено, что в 2018 году в сфере государственных и муниципальных закупок сохраняется ряд системных нарушений и недостатков, основными причинами которых, как и в 2017 году, являются отсутствие надлежащего контроля за действиями сотрудников, непрофессиональные действия которых приводят к указанным нарушениям; отсутствие сопоставимой с нарушением ответственности за допускаемые государственными и муниципальными заказчиками и исполнителями правонарушения; короткий срок исковой давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений в сфере закупок.

Приложение: Информация Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга о результатах аудита в сфере закупок за 2018 год – на 2 л.

 

 

 

Заместитель начальника

инспекции по аудиту в сфере закупок

аппарата Контрольно-счетной палаты

Санкт-Петербурга                                                                            А.В. Еременко