Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Информация о результатах аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществленных Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга» в 2017-2018 годах и истекшем периоде 2019 года

Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга в ходе аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществленных Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга» (далее – Учреждение), установлен 431 факт нарушения действующего законодательства на общую сумму 3 миллиона рублей, в том числе:

  1. Нарушение порядка формирования контрактной службы (назначения контрактных управляющих):

В нарушение требований ч. 6 ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, в проверяемый период (2017-2018 годах и истекшем периоде 2019 года) не все работники контрактной службы Учреждения имели (имеют) соответствующее профессиональное образование в сфере закупок.

Так, на момент проведения аудита в сфере закупок установлено, что в составе контрактной службы из девяти работников контрактной службы у одного работника отсутствовало соответствующее профессиональное образование в сфере закупок.

Таким образом, контрактная служба Учреждения действует в настоящее время с нарушением ч. 6 ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ, что также привело к несоблюдению принципа профессионализма заказчика, установленного ст. 9 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которой  контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  1. Нарушения порядка формирования, утверждения и ведения плана закупок, порядка его размещения в открытом доступе:

В нарушение требований ч. 9 ст. 17 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, Учреждением размещен в ЕИС план закупок на 2019 год с отклонением от установленного срока размещения на 1 календарный день.

  1. Нарушения порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, порядка его размещения в открытом доступе:

В нарушение требований п. 2 ч. 3 ст. 21 Федерального закона  № 44-ФЗ и пп. «и» п. 1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 554, согласно которым в план-график включается информация в отношении каждой закупки, в частности,  размер аванса (если предусмотрена выплата аванса) и сведения о периодичности поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, не менее чем по 147 позициям планов-графиков на 2017 и 2018 годы (в том числе, не менее чем по 66 позициям плана-графика на 2017 год и не менее чем по 81 позиции плана-графика на 2018 год отсутствуют сведения о размере авансов, а также не менее чем по 72 позициям плана-графика на 2017 год в графе  «Периодичность или количество этапов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг» указано: «в соответствии с условиями аукционной документации», «в соответствии с условиями конкурсной документации», «в соответствии с условиями документации о запросе котировок», «согласно условиям договора».

Таким образом, отсутствие в плане-графике конкретных сведений об условиях поставки товара, выполнения работы и оказания услуги, в частности, информации о размере аванса и периодичности поставки товара, выполнения работы, оказания услуги противоречит принципу открытости и прозрачности информации, установленному ст. 7 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которой открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

  1. Не включение в контракт (договор) обязательных условий:

В нарушение требований ч.ч. 2, 4, 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ, не менее чем в 168 договорах отсутствуют обязательные условия контракта (договора), а именно:

  • условие о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта в нарушение ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ;
  • условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом в нарушение ч. 4 ст. 34 Федерального закона
    № 44-ФЗ по основаниям, предусмотренным ч.ч. 5,6,7,8 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ;
  • условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки в нарушение п.1 ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ.

Кроме того, не менее чем в 145 договорах содержится условие, установленное ч. 2 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что условия заключенного сторонами договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.

  1. Нарушения при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):

В нарушение требований ч. 5 ст. 24 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым заказчик, выбирая способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Федерального закона № 44-ФЗ, не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки, Учреждением произведено искусственное «дробление» единой закупки на 11 закупок до 100 тыс. рублей, каждая из которых осуществлена в целях избежания публичных процедур и заключены договоры на выполнение ремонтных работ в целях обеспечения сохранности объекта, являющегося собственностью Санкт-Петербурга, по основанию п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ (осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей), что не соответствует:

- принципу эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности), поскольку закупка, осуществленная конкурентным способом, как правило, ведет к сокращению объема средств подлежащих оплате из бюджета Санкт-Петербурга;

- принципу обеспечения конкуренции, установленного ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 44-ФЗ, в соответствии с которым конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона № 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Таким образом, в условиях, когда рынок ремонтных работ не закрыт и не ограничен, закупку на выполнение ремонтных работ в целях обеспечения сохранности объекта, являющегося собственностью Санкт-Петербурга, Учреждение должно было осуществить конкурентным способом.

Аналогичное нарушение допущено при заключении контрактов:

  • на выполнение работ по ремонту свободных жилых помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга на общую сумму 199,4 тыс. рублей;
  • на выполнение противоаварийных мероприятий, обеспечивающих поддержание эксплуатационных качеств поврежденных конструкций до проведения капитального ремонта, относящихся к элементам фасада здания на общую сумму 254,5 тыс. рублей.
  1. Нарушения условий реализации контрактов (договоров), в том числе сроков реализации, включая своевременность расчетов по контракту (договору):

В нарушение требований п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 94 Федерального закона
№ 44-ФЗ, согласно которым исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Федеральным законом № 44-ФЗ, в том числе, приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги,  а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, Учреждением по договору на оказание услуги по управлению многоквартирным домом, нарушен порядок приемки и оплаты услуг.

Так, Учреждением подписан акт оказанных услуг, однако услуги в отношении нежилого помещения 11н не оказывались, а в отношении нежилого помещения 16н Учреждением не произведена оплата фактически оказанных услуг в период с 01.01.2017 по 31.05.2017.

  1. Внесение изменений в контракт (договор) с нарушением требований, установленных законодательством:

В нарушение требований пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если по предложению заказчика увеличиваются или уменьшаются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов, Учреждением заключены дополнительные соглашения к двум контрактам, в соответствии с которыми были увеличены и уменьшены объемы отдельных сметных затрат с превышением установленной нормы (более десяти процентов) на общую сумму 313,5 тыс. рублей, а именно:

  • увеличены объемы отдельных сметных затрат в пределах от 22,7 % до 16,8 раза с превышением установленной нормы (более десяти процентов) на общую сумму 229,6 тыс. рублей, в результате чего произведены дополнительные расходы средств бюджета Санкт-Петербурга в указанной сумме;
  • уменьшены объемы сметных затрат в пределах от 30,0 % до 93,0 % с превышением установленной нормы (более десяти процентов) на общую сумму 83,9 тыс. рублей.
  1. Непредставление, несвоевременное представление информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками, реестр контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, или направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию:

В нарушение требований  ч. 3 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым информация, указанная в п. 13 ч. 2 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ, направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней (или в течение трех рабочих дней в редакции Федерального закона № 44-ФЗ, действовавшей до 01.07.2018) с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, по договору на оказание услуг по охране нежилых помещений, Учреждением акты приемки оказанных услуг не размещены в ЕИС.

Также информация о расторжении четырех договоров размещена в ЕИС с нарушением установленного срока для размещения, предусмотренного ч. 3 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ.

  1. Прочие нарушения и замечания:
    • Учреждением размещен в ЕИС план-график на 2017 год, с отклонением от установленного срока размещения на 23 календарных дня, что обусловлено техническим сбоем работы информационных систем в сети Интернет АИС ГЗ и ЕИС.
    • В нарушение требований ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в нарушение требований ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым заказчиками осуществляются закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных, в частности, государственными программами субъектов Российской Федерации, Учреждением по
      16 процедурам закупок на общую сумму 2 434,7  тыс. рублей не достигнуты результаты обеспечения государственных нужд и цели осуществления закупок в сроки, определенные планом-графиком.

Кроме того, Учреждением произведены дополнительные трудовые и временные затраты на заключение новых договоров по одним и тем же объектам.

  1. Учреждением допущено нецелевое использование бюджетных средств Санкт-Петербурга в 2018 году в общей сумме 1 092,1 тыс. рублей, выразившееся в направлении средств бюджета Санкт-Петербурга и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой (ст. 306.4 БК РФ), а именно, по целевой статье 0920083430 «Расходы на содержание и ремонт жилых и нежилых помещений, являющихся собственностью Санкт-Петербурга», произведена оплата работ по контрактам на выполнение работ по консервации здания, а именно ремонтных работ в целях обеспечения сохранности объекта, являющегося собственностью Санкт-Петербурга на общую сумму 1 092,1 тыс. рублей, в ходе исполнения которых осуществлялся ремонт кровли здания.

Согласно расчетам и обоснованиям к проекту бюджета стоимость работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в отношении пустующих жилых и нежилых помещений была определена исходя из тарифов, утвержденных распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2016 № 260-р «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга» (с учетом внесённых в него изменений). Общая стоимость расходов на текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме была определена в сумме 5 770,1 тыс. рублей.

Указанные расходы исходя из установленных тарифов и доли собственности Санкт-Петербурга должны были быть направлены Учреждением на оплату услуг управляющих организаций в рамках заключенных контрактов по управлению многоквартирными домами в части свободной (пустующей) жилой и нежилой площади соответствующей доли Санкт-Петербурга в общем имуществе многоквартирного дома.

При этом, расчеты и обоснования к проекту бюджета не предусматривали выполнение работ по консервации расселенного многоквартирного дома исключённого из раздела реестра лицензий, содержащего перечень многоквартирных домов, управление в отношении которых осуществляют управляющие организации.

Таким образом Учреждением допущено нецелевое использование бюджетных средств Санкт-Петербурга на выполнение работ по консервации здания, а именно ремонтных работ в целях обеспечения сохранности объекта, являющегося собственностью Санкт-Петербурга, в ходе исполнения которых осуществлялся ремонт кровли здания.

 

 

Заместитель начальника инспекции

по аудиту в сфере закупок                                                  А.В. Еременко