Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Информация о результатах аудита соблюдения требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчиками Санкт-Петербурга при применении штрафных санкций в ходе исполнения контрактов

Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга при проведении аудита соблюдения требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчиками Санкт-Петербурга при применении штрафных санкций в ходе исполнения контрактов установлено, что в 2019 году заказчиками Санкт-Петербурга (за исключением государственных унитарных предприятий и органов местного самоуправления Санкт-Петербурга) осуществлено 8 667 случаев применения мер ответственности (пени и штрафов) в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, на общую сумму 4 641 352,5 тыс. рублей.

В ходе проведения аудита были обобщены сведения о применении/неприменении заказчиками мер ответственности (пеней и штрафов) и определено следующее:

  • по результатам предъявленных в 2019 году заказчиками Санкт-Петербурга требований об уплате неустоек поставщиками (подрядчиками, исполнителями) было оплачено 110 803,1 тыс. рублей, что составляет лишь 2,4 % от суммы предъявленных требований;
  • низкий процент оплаты предъявленных требований обусловлен непризнанием неустоек поставщиками (подрядчиками, исполнителями), признанием таковых в меньшем объеме, отзывом претензий, а также отказами в удовлетворении заявленных требований в судебном порядке;
  • из общего количества контрактов, в ходе исполнения которых в 2019 году применялись меры ответственности (пени и штрафы) в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, было расторгнуто 1 355 контрактов, что составляет 18,9 % от всех контрактов. Основанием расторжения контрактов в большинстве случаев стало соглашение сторон, при этом процент оплаты предъявленных требований по указанным контрактам составил 21,5%;
  • наибольший объем требований об уплате неустоек на общую сумму 4 330 355,5 тыс. рублей (или 93,3 % общей суммы предъявленных в 2019 году требований) был предъявлен следующими заказчиками: Комитетом по строительству, СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства», СПб ГКУ «Фонд капитального строительства и реконструкции» и Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга;
  • основным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), к которому в 2019 году предъявлен наибольший объем требований, стало ОАО «Метрострой», которому было предъявлено 21 требование об уплате неустоек на общую сумму 3 455 661,7 тыс. рублей, из которых им оплачено 10 856,3 тыс. рублей, или 0,3 %;
  • установлена противоречивость отдельных сведений о предъявленных и погашенных требованиях об уплате неустоек (штрафов, пеней), представленных заказчиками Санкт-Петербурга в ходе проведения аудита, и сведений, содержащихся в единой информационной системе в сфере закупок, а также сведений, представленных Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга.

 

По результатам проведенного аудита комиссией Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга у отдельных заказчиков Санкт-Петербурга при применении штрафных санкций выявлены признаки нарушений действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок на общую сумму 27 221,5 тыс. рублей
з(52 случая), а именно:

  1. Непредъявление требований об уплате неустоек в виде пеней на общую сумму 21 097,9 тыс. рублей (30 случаев):

Согласно ч. 6 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Однако отдельные заказчики Санкт-Петербурга не предъявляли требования об уплате неустоек в виде пени за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактами на общую сумму
21 097,9 тыс. рублей, в том числе:

  • СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства»: 9 случаев на общую сумму 20 649,8 тыс. рублей;
  • СПб ГКУ «Фонд капитального строительства и реконструкции»: 17 случаев на общую сумму 345,4 тыс. рублей;
  • СПб ГБУ «Мостотрест»: 1 случай на сумму 52,0 тыс. рублей;
  • СПб ГКУ «Центр комплексного благоустройства»: 1 случай на общую сумму 44,2 тыс. рублей;
  • Комитет по энергетике и инженерному обеспечению: 1 случай на сумму 6,4 тыс. рублей;
  • СПб ГКУ «Организатор перевозок»: 1 случай на сумму 0,1 тыс. рублей.
  1. Предъявление требований об уплате неустоек в виде пеней с нарушениями порядка расчета на общую сумму 6 049,6 тыс. рублей (15 случаев):

Согласно ч. 7 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени. Однако отдельные заказчики Санкт-Петербурга предъявили требования об уплате неустоек в виде пеней с нарушениями порядка расчета на общую сумму 6 049,6 тыс. рублей, в том числе:

  • Комитет по информатизации и связи: 2 случая на сумму 4 038,3 тыс. рублей;
  • СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства»: 1 случай на сумму 1 494,0 тыс. рублей;
  • СПб ГКУ «УИТС»: 5 случаев на сумму 239,5 тыс. рублей;
  • СПб ГКУ «Центр комплексного благоустройства»: 1 случай на сумму 122,6 тыс. рублей;
  • СПб ГКУ «Центр комплексного благоустройства»: 2 случая на сумму 59,4 тыс. рублей;
  • СПб ГБУК «Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга»: 1 случай на сумму 51,7 тыс. рублей;
  • СПб ГБУ «Мостотрест»: 1 случай на сумму 42,9 тыс. рублей;
  • СПб ГКУ «Фонд капитального строительства и реконструкции»: 1 случай на сумму 0,7 тыс. рублей;
  • Комитет по энергетике и инженерному обеспечению: 1 случай на сумму 0,5 тыс. рублей.
  1. Непредъявление требований об уплате неустоек в виде штрафов на общую сумму 74,0 тыс. рублей (7 случаев):

Согласно ч. 6 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней), п.п. 4, 6 Правил определения размера штрафа, штрафы устанавливаются за каждый  факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

Однако отдельные заказчики Санкт-Петербурга не предъявляли требования об уплате неустоек в виде штрафов за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактами на общую сумму 74,0 тыс. рублей, в том числе:

  • СПб ГКУ «Фонд капитального строительства и реконструкции»: 1 случай на общую сумму 45,0 тыс. рублей;
  • СПб ГБУ «Мостотрест»: 3 случая на общую сумму 18,0 тыс. рублей;
  • СПб ГКУ «Организатор перевозок»: 2 случая на общую сумму 6,0 тыс. рублей;
  • Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга: 1 случай на общую сумму 5,0 тыс. рублей.
  1. Прочие нарушения и замечания:
  • в нарушение требований п. 23 Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.07.2019 № 113н, СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства», СПб ГКУ «Фонд капитального строительства и реконструкции» не указали статус поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • в нарушение требований ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ, СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» не направило в Федеральное казначейство информацию о цене договора подрядчика с соисполнителями, субподрядчиками, являющимися СМП или СОНО для включения в реестр ряда контрактов, а также направило в Федеральное казначейство информацию о стоимости исполненных поставщиком обязательств не в полном объеме для включения в реестр контрактов, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению и СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» не направили в Федеральное казначейство информацию о начислении неустоек на общую сумму 38 795,3 тыс. рублей, СПб ГБУ «Мостотрест» и СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» не направили и (или) направили не в полном объеме в Федеральное казначейство документы о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги для включения в реестр контрактов;
  • в нарушение требований пп. «к» п. 2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1084, СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства», СПб ГБУ «Мостотрест» не направили в Федеральное казначейство информацию об уплате неустоек (штрафов, пеней), для включения в реестр контрактов на общую сумму
    39 086,0 тыс. рублей;
  • в нарушение требований пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ, СПб ГБУ «Мостотрест» заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым уменьшено предусмотренное контрактом количество товара, более чем на десять процентов в сумме превышения установленной нормы (более десяти процентов) - 87,6 тыс. рублей.
  • в нарушение п. 4 Правил определения размера штрафа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042, Комитетом по транспорту в проекте и тексте отдельного контракта содержатся сведения о размерах штрафов, не соответствующих действующему законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
  • в нарушение требований ч. 2 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ, СПб ГКУ «Фонд капитального строительства и реконструкции» в реестр недобросовестных поставщиков не были включены поставщики, с которыми были расторгнуты заключенные контракты в одностороннем порядке.

 

По результатам проведения аудита соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчиками Санкт-Петербурга при применении штрафных санкций в ходе исполнения контрактов Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга рекомендует:

  1. Руководителям главных распорядителей бюджетных средств Санкт-Петербурга рассмотреть настоящий отчет и в пределах своей компетенции принять соответствующие меры.
  2. Заказчикам Санкт-Петербурга:
  • направлять требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение поставщиками (подрядчиками, исполнителями) обязательств, предусмотренных контрактами в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
  • соблюдать порядок расчета неустоек (пеней, штрафов), предусмотренный действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
  • устанавливать в документации о закупке и контрактах размеры штрафов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
  • не применять при расчете неустоек (пеней) утратившие силу нормативные правовые акты;
  • обеспечить своевременность, достоверность и полноту документов и сведений, направляемых в Федеральное казначейство и автоматизированную информационную систему государственных закупок Санкт-Петербурга, в том числе сведений о начисленных и оплаченных неустойках (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по контракту для их размещения в реестре контрактов.
  1. Комитету по государственному заказу Санкт-Петербурга, являющемуся исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга по регулированию контрактной системы в сфере закупок, оператором автоматизированной информационной системы государственных закупок Санкт-Петербурга и заказчикам Санкт-Петербурга устранить расхождения сведений о фактически начисленных и оплаченных неустойках (штрафах, пенях) и сведений содержащихся, в том числе, в единой информационной системе в сфере закупок.
  2. Отдельным заказчикам Санкт-Петербурга предъявить требования об уплате неустоек (штрафов, пеней), а также произвести пересчет предъявленных требований (штрафов, пеней).

 

По результатам рассмотрения заказчиками Санкт-Петербурга и исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга отчёта по результатам аудита приняты следующие меры:

  1. При осуществлении ведомственного контроля исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга будут уделять особое внимание наличию оснований для предъявления требований об уплате неустоек к поставщикам (подрядчиками, исполнителями), полноте и правильности их расчета, а также размещению данной информации в реестре кон трактов;
  2. Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга приняты меры, направленные на обеспечение соблюдения заказчиками требований законодательства при исчислении и взыскании неустоек и отражении указанной информации в реестре контрактов.
  3. Заказчиками Санкт-Петербурга предъявлены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней), а также произведен пересчет предъявленных требований (штрафов, пеней).

 

 

 

 

Заместитель начальника инспекции

по аудиту в сфере закупок                                                                                А.В. Еременко