ПРОВЕРКИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Информация о результатах совместной с прокуратурой Выборгского района Санкт-Петербурга выборочной проверки формирования и исполнения бюджета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сосновское за 2015 - 2016 годы

Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга проведено контрольное мероприятие «Совместная с прокуратурой Выборгского района Санкт-Петербурга выборочная проверка формирования и исполнения бюджета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сосновское за 2015-2016 годы». По результатам которого установлены следующие нарушения федерального законодательства и законодательства Санкт-Петербурга:

 

  1. Нарушения в ходе исполнения местного бюджета.

1.1. Принятие в 2015 году бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования, а именно, Администрацией в нарушение ст.ст. 162, 219 БК РФ, Порядка исполнения бюджета по расходам, источникам финансирования дефицита местного бюджета и санкционирования оплаты денежных обязательств в муниципальном образовании Муниципальный округ Сосновское, утвержденного Администрацией, приняты бюджетные обязательства на выполнение работ по текущему ремонту придомовых территорий и дворовых территорий ВМО в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования.

1.2. Неосуществление МС бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных ст. 158 БК РФ, в части обеспечения результативности использования бюджетных средств, а именно, программное обеспечение, приобретенное МС в 2015 году, на момент проведения контрольного мероприятия (то есть в течение 19 месяцев) не использовалось, что не отвечает принципу эффективности использования бюджетных средств, установленному ст. 34 БК РФ. Согласно Пояснениям МС, нарушение частично устранено - «программное обеспечение установлено на новые компьютеры, закупленные для главного бухгалтера и главного специалиста МС».

1.3. Нецелевое использование Администрацией средств местного бюджета.

В нарушение ст. 15 БК РФ, согласно которой местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования, запрета на финансирование полномочий органов государственной власти, установленного п. 5 ст. 86 БК РФ и ст. 38 Закона Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», средства местного бюджета в проверяемый период были направлены Администрацией на проведение мероприятий и выполнение работ, не относящихся к решению вопросов местного значения, исчерпывающий перечень которых установлен ст. 10 Закона Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», что в соответствии со ст. 306.4 БК РФ квалифицируется как нецелевое использование бюджетных средств, а именно:

1.3.1. Расходование в 2015 году Администрацией бюджетных средств на цели, не соответствующие утвержденной бюджетной смете, а именно, на оплату услуг по договорам, заключенным МС на проведение обучающих семинаров по повышению квалификации для сотрудников МС.

1.3.2. В нарушение ст. 15 БК РФ, согласно которой местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования, средства местного бюджета направлены Администрацией на выполнение работ, не связанных с решением вопросов местного значения, в том числе:

1.3.2.1. На оплату в 2016 году работ по разработке проектно-сметной документации на устройство пешеходных дорожек, устройству пешеходных дорожек, осуществлению технического надзора за производством работ и проведению экспертизы результатов выполненных работ по устройству пешеходных дорожек на территории внутриквартального сквера, поскольку к вопросам местного значения относится текущий ремонт придомовых территорий и дворовых территорий, включая проезды и въезды, пешеходные дорожки, тогда как Администрацией осуществлены работы по проектированию и устройству новых пешеходных дорожек с набивным покрытием на территории внутриквартального сквера, которая не относится к придомовым и дворовым территориям.

1.3.2.2. На оплату за счет средств, утвержденных по целевой статье расходов местного бюджета «Озеленение территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения, в том числе организации работ по компенсационному озеленению, осуществляемому в соответствии с законом Санкт-Петербурга, содержанию территорий зеленых насаждений внутриквартального озеленения, ремонту расположенных на них объектов зеленых насаждений, защита зеленых насаждений на указанных территориях», работ по уборке территории, которая отсутствует в «Перечне зеленых насаждений внутриквартального озеленения по результатам инвентаризации 2009, 2012, 2015 годов, находящихся в границах муниципального образования Муниципальный округ Сосновское», утвержденном Администрацией.  

1.4. Нарушение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации, установленного Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Минфином России, что повлекло искажение отдельных показателей бюджетной отчетности за 2015, 2016 годы.

1.5. Иные нарушения:

1.5.1. В нарушение ст. 15 БК РФ, согласно которой местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования, ст. 31 БК РФ, устанавливающей принцип самостоятельности бюджетов, означающий недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в 2015 году Администрацией произведены расходы на оплату работ по уборке водных акваторий, расположенных на территории ВМО, при отсутствии полномочий в области водных отношений, переданных ВМО в установленном законодательством порядке, и соответствующих финансовых средств на исполнение передаваемых полномочий.

1.5.2. Отсутствие в проверяемом периоде порядка распространения пригласительных билетов на концерты и праздничные мероприятия, организованные Администрацией, обеспечивающего формирование полной и достоверной информации об участниках мероприятий, что не обеспечивает возможность оценки  достижения заданных ведомственными целевыми и муниципальной программами целей по удовлетворению потребностей жителей муниципального образования в доступности досуговых, праздничных и иных зрелищных мероприятий, и повлекло утрату контроля со стороны Администрации за предоставлением пригласительных билетов непосредственно жителям ВМО.

1.5.3. В 2015 году за счет средств местного бюджета Администрацией осуществлены расходы на оплату услуг по организации и проведению мероприятия, посвященного празднованию Масленицы, тогда как праздник «Масленица», в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге», относится к общепризнанным (традиционным) и общероссийским праздникам и не может быть отнесен к местным праздникам, традициям и обрядам, поскольку не соотносится с событиями и памятными датами, связанными с внутригородским муниципальным образованием Санкт-Петербурга муниципальный округ Сосновское. Кроме того, согласно Закону Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» к вопросам местного значения отнесено участие в организации и проведении городских праздничных мероприятий, перечень которых определен Законом Санкт-Петербурга «О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге», однако оценить порядок участия ВМО в организации и проведении городских праздничных мероприятий не представляется возможным, поскольку проведение конкретных праздничных мероприятий (в том числе праздника «Масленица»), согласно пояснениям Администрации, не было согласовано с Администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга.

 

  1. Нарушения ведения бухгалтерского учета.

2.1. Нарушение положений Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Минфином России, по учету основных средств, сувенирной продукции на забалансовых счетах.

2.2. Нарушение требований по оформлению маршрутных листов.

 

  1. Нарушения в сфере управления, распоряжения и использования государственной и муниципальной собственности.

3.1. Неправомерное предоставление МС государственного имущества в пользование Администрации без оформления договорных отношений, а именно, в нарушение договора безвозмездного пользования, которым установлен запрет на совершение без письменного разрешения Ссудодателя сделок, следствием которых может являться переход права безвозмездного пользования помещениями к иному лицу, часть помещений, передана МС в пользование Администрации. 

3.2. Нарушение порядка использования находящихся в государственной собственности нежилых помещений, а именно, при эксплуатации помещений не соблюдены требования договора безвозмездного пользования, поскольку на момент проведения контрольного мероприятия договор страхования помещений отсутствовал.

3.3. Иные нарушения.

3.3.1. Отсутствие муниципального правового акта, регулирующего порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, а именно, в нарушение ст.ст. 35, 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 26 Закона Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» до 08.06.2016 в ВМО отсутствовал порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

 

  1. Нарушения при осуществлении муниципальных закупок.

4.1. Приемка и оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в 2015 году, несоответствующих условиям муниципальных контрактов и договоров, что, в том числе повлекло потери местного бюджета, а именно, в нарушение ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Администрацией приняты и оплачены:

4.1.1. Работы по текущему ремонту придомовых и дворовых территорий ВМО, выполненных не предусмотренным сметами и техническим заданием к муниципальному контракту оборудованием, и на оплату фактически не выполненных работ по устройству прослойки из нетканного синтетического материала при обустройстве дополнительных парковочных мест.

4.1.2. Невыполненные работы по осуществлению розлива вяжущих материалов при проведении работ по текущему ремонту придомовых и дворовых территорий.

4.1.3. Невыполненные работы по разборке покрытий и оснований щебеночных, исправлению профиля оснований щебеночных, устройству подстилающих и выравнивающих слоев из щебня при проведении работ по текущему ремонту придомовых и дворовых территорий.

4.1.4. Ненадлежащего качества услуги по осуществлению технического надзора и экспертизе результатов выполнения работ в 2015 году, о чем свидетельствуют выявленные нарушения при выполнении работ по благоустройству территории ВМО.

4.1.5. На оплату услуг по организации и проведению досугового мероприятия для жителей ВМО «Папа, мама, я – спортивная семья», выполненных в 2015 году не в соответствии с условиями муниципального контракта (без надлежащего оформления согласования изменений в сценарном плане).

4.2. Несоблюдение порядка заключения муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а именно, в нарушение требований ст.ст. 45, 96 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которым контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, банковской гарантии срок действия которой должен превышать срок действия контракта не менее, чем на один месяц, Администрация заключила муниципальный контракт срок действия банковской гарантии, предоставленной участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, заканчивается на 11 месяцев раньше окончания срока действия контракта.

4.3. Нарушение при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при заключении десяти муниципальных контрактов (договоров), в том числе:

4.3.1. В нарушение ч. 5 ст. 24 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которой заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного Закона, Администрацией заключен муниципальный контракт на поставку книг на основании п. 14 ч. 1 ст. 93 данного Федерального закона, согласно которому закупка у единственного поставщика печатных изданий или электронных изданий (в том числе используемых в них программно-технических средств и средств защиты информации) определенных авторов у издателей таких изданий осуществляется в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к таким электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций, тогда как Администрация, согласно ст. 2 Закона Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, и, соответственно, не относится к государственным и муниципальным образовательным учреждениям, государственным и муниципальным библиотекам, государственным научным организациям.

4.3.2. Без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Администрацией заключены девять договоров (на осуществление функций технического надзора) на выполнение однородных услуг в один период времени, что повлекло необоснованное ограничение возможности участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, добросовестной конкуренции, гласности и прозрачности закупок, и противоречит требованиям ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которой органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Следует отметить, что выбор конкурентного способа закупки (электронный аукцион, открытый конкурс, запрос котировок) мог обеспечить участие в закупке нескольких поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и, как следствие, мог позволить снизить цену закупаемых услуг.

4.4. Нарушения МС порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, порядка его размещения в открытом доступе.

4.5. Включение в 2016 году в документацию (извещение) по двум закупкам требований к объекту закупки, приводящих к ограничению конкуренции, а именно, в нарушение ст. 33 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в документацию о закупках Администрации на оказание услуг по организации и проведению местных и участию в организации и проведении городских праздничных, иных зрелищных мероприятий, досуговых мероприятий для жителей ВМО, проведению работ по военно-патриотическому воспитанию граждан и развитию на территории ВМО физической культуры и массового спорта, организации и проведению официальных физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий ВМО, а также работ направленных на профилактику дорожно-транспортного травматизма, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территории ВМО в 2017 году, на оказание услуг по содержанию и уборке территории внутриквартальных скверов, уборке и содержанию детских площадок на территории ВМО в 2017 году включены требования к объекту закупки, связанные с установлением излишних, слишком детализированных, несущественных требований к описанию объекта закупки, в том числе реально неисполняемых и фактически непроверяемых.

4.6. Непредставление, несвоевременное представление информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками, по двум муниципальным контрактам, а именно, в нарушение требований ст. 103 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Администрацией для включения в реестр контрактов в Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, посредством единой информационной системы представлены копии заключенных контрактов без приложений, тогда как приложения, определяющие существенные условия контрактов, являются неотъемлемой частью контрактов, подписанных усиленной электронной подписью заказчика.

 

  1. Иные нарушения и замечания, допущенные в ходе формирования и исполнения местного бюджета.

Отдельные замечания Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, отмеченные в заключении на решение МС «Об утверждении проекта местного бюджета муниципального образования Муниципальный округ Сосновское на 2015 год в первом чтении», в части отражения расходов на реализацию муниципальных программ по кодам целевых статей расходов в порядке, установленном ст. 179 БК РФ, и на уплату членских взносов на осуществление деятельности Совета муниципальных образований Санкт-Петербурга и содержание его органов в структуре расходов местного бюджета, главным распорядителем которых является Администрация, при утверждении и исполнении местного бюджета на 2015 год органами местного самоуправления ВМО не были учтены.

Аудитор палаты К.Г. Желудков