Ru
Язык: Ru Eng

Информация о результатах выборочной проверки Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга за 2016-2017 годы 

Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга в ходе контрольного мероприятия «Выборочная проверка исполнения бюджета Санкт-Петербурга, соблюдения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Санкт-Петербурга, Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга за 2016-2017 годы» установлено следующее:

1. Нарушения при формировании и исполнении бюджетов.

1.1. Нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка планирования бюджетных ассигнований и методики, устанавливаемой соответствующим финансовым органом, а именно: сформированная потребность в средствах бюджета Санкт-Петербурга по целевым статьям «Расходы на содержание дорог» и «Расходы на содержание, ремонт объектов и территорий зеленых насаждений и компенсационное озеленение» завышена: на 2016 год - в общей сумме 129 712,1 тыс. рублей (2 факта); на 2017 год - в общей сумме 96 512,3 тыс. рублей из-за применения в расчетах денежных затрат данных о площадях объектов в завышенных размерах (2 факта).

1.2. Нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения (2 факта) в части формирования и утверждения в 2016 и 2017 годах Комитетом и ГКУ «ЦКБ» ее финансовых показателей на основании доведенных лимитов бюджетных обязательств лишь по одной целевой статье «Содержание исполнительного органа государственной власти» и «Расходы на содержание Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Центр комплексного благоустройства», соответственно, чем нарушены положения п. 2 ст. 161, ст. 221 БК РФ, п. 3 раздела II Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н, п. 1.2. Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений Санкт-Петербурга, подведомственных Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета от 13.01.11 № 1-р, согласно которым финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения (включая орган государственной власти) осуществляется на основании бюджетной сметы, утверждаемой по показателям, соответствующим доведенным лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

1.3. Нарушение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части отнесения расходов на соответствующие подстатьи классификации операций сектора государственного управления, используемые для ведения бухгалтерской и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (2 факта): расходы на водоотведение поверхностных сточных вод с автомобильных дорог в 2016 году - в сумме 673 838,9 тыс. рублей; в 2017 году - сумме 698 631 тыс. рублей, а также расходы по уборке и содержанию автомобильных дорог, не учтенных в составе имущества казны Санкт-Петербурга, в 2016 году - в сумме 5 589 959,2 тыс. рублей; в 2017 году - сумме 5 691 082,3 тыс. рублей, отнесены по формальному признаку – как расходы на содержание нефинансовых активов имущества казны Санкт-Петербурга на подстатью КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», тогда как в соответствии Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, на данную подстатью относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием, в том числе нефинансовых активов, находящихся в государственной казне субъекта РФ.

1.4. Нарушения при выполнении или невыполнение государственных задач и функций государственными органами (8 фактов).
1.4.1. Ненадлежащая реализация полномочий по координации деятельности находящихся в ведении КБ государственных казенных учреждений Санкт-Петербурга (п. 2.5, п. 3.9 Положения о Комитете). В результате, в отсутствие ведомственного контроля учредителя учреждениями допущены следующие нарушения:
- в 2017 году ГКУ «Парк 300-летия Санкт-Петербурга» оказаны платные услуги на общую сумму 275 тыс. рублей по ценам, установленным учреждением самостоятельно в отсутствие утвержденного Комитетом Порядка определения платы и (или) размера платы за оказанные услуги, что является нарушением положений п. 3.1 ст. 161 БК РФ.
- осуществлялись виды приносящей доход деятельности, не предусмотренные Уставами, что является нарушением п. 1 ст. 52 ГК РФ, п. 3 ст. 161 БК РФ: в 2016 году - на общую сумму 1 150,3 тыс. рублей; в 2017 году - на общую сумму 931,6 тыс. рублей, а именно: ГКУ «Парк 300-летия Санкт-Петербурга» и «Парк культуры и отдыха «Екатерингоф»- услуги по уборке территории; ГКУ «Курортный лесопарк» - по размещению пожарно-наблюдательных мачт и обеспечению функционирования базовых станций сотовой связи; содержанию жилых помещений; вывозу бытовых отходов.
- ГКУ «Парк культуры и отдыха «Екатерингоф», ГКУ «Парк 300-летия Санкт-Петербурга», ГКУ «Курортный лесопарк» - нарушения законодательства в сфере управления и распоряжения собственностью, нарушения ведения бухгалтерского учета (отражено в п. п. 2, 3 раздела «Выводы»);
1.4.2. Ненадлежащая реализация полномочий в части учета и паспортизации объектов зеленых насаждений, выполняющих специальные функции - уличное озеленение (п. 3.45., п. 3.45.-5 Положения о Комитете), в отсутствие инвентаризации территорий зеленых насаждений, что повлекло недостоверность данных о площадях этих территорий и, соответственно, объемов работ по содержанию объектов и территорий зеленых насаждений, тогда как в соответствии с требованиями п.п. 7, 9 ст. 6 Закона Санкт-Петербурга от 28.06.2010 № 396-88 «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» паспортизацию территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), осуществляемую для целей определения площадей, занятых зелеными насаждениями и учета зеленых насаждений, надлежало проводить в рамках паспортизации автомобильных дорог или актуализации действующих паспортов автомобильных дорог, что требовало приведения данных о площадях объектов уличного озеленения в соответствие с данными, содержащимися в паспортах автомобильных дорог.
1.4.3. Ненадлежащая реализация полномочий в части неопубликования в 2016 году сведений об учете зеленых насаждений, содержащихся в Сводном реестре зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, что требовалось Порядком учета зеленых насаждений, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.11.2005 № 1779.
1.4.4. По целевой статье «Расходы на прием и утилизацию снежных масс в Санкт-Петербурге с дальнейшей транспортировкой и очисткой образовавшихся сточных вод, включая обеспечение готовности объектов к приему и переработке снежных масс» по государственным контрактам с ГУП «Водоканал» произведены расходы, не подлежащие принятию как бюджетные обязательства, поскольку включали оплату услуг по обеспечению готовности закрепленных на праве хозяйственного ведения за ГУП «Водоканал» снегоплавильных пунктов, что выходит за пределы установленных Положением о Комитете полномочий по содержанию автомобильных дорог Санкт-Петербурга: в 2016 году - в сумме 121 641,5 тыс. рублей; в 2017 году - в сумме 105 809 тыс. рублей.

1.5. Неосуществление бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета, установленных ст. 160.1 БК РФ (3 факта).
1.5.1. В 2017 году ГКУ «Парк «Екатерингоф» допущено занижение доходов бюджета Санкт-Петербурга на 448,7 тыс. рублей вследствие взимания платы по самостоятельно установленной учреждением заниженной стоимости услуг по отношению к стоимости услуг, утвержденной распоряжением Комитета от 11.01.2016 № б/н. При этом непосредственная организация оказания платных услуг по прокату лошадей, конным прогулкам и урокам верховой езды на территории парка осуществлялась не самим учреждением, а неправомерно привлеченной им к оказанию этих услуг сторонней организацией ИП Спиридонова И.Л.
1.5.2. В 2016-2017 годах Комитетом, как главным администратором доходов, не надлежаще сформирован перечень подведомственных ему администраторов отдельных видов доходов бюджета, что не соответствует положениям п. 1 ст. 160.1 БК РФ, а именно: за ГКУ «ЦКБ» и ГКУ «Курортный лесопарк» не закреплены полномочия подведомственных администраторов доходов по следующим видам доходов: другие виды прочих поступлений от использования имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга; другие виды прочих доходов бюджета Санкт-Петербурга от компенсации затрат; прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты субъектов РФ, тогда как фактически этими учреждениями осуществлялось начисление и взимание отдельных видов доходов бюджета Санкт-Петербурга: в 2016 году - в сумме 2 857,5 тыс. рублей (в том числе: ГКУ «ЦКБ» - в сумме 2 854,5 тыс. рублей; ГКУ «Курортный лесопарк» - в сумме 3 тыс. рублей); в 2017 году - в сумме 2 587,6 тыс. рублей (в том числе: ГКУ «ЦКБ» в сумме 2 584,4 тыс. рублей; ГКУ «Курортный лесопарк» - в сумме 3,2 тыс. рублей), что является нарушением положений п. 3 ст. 160.1 БК РФ, согласно которым бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющих их полномочиями администратора доходов бюджета.
1.5.3. КБ не осуществлено начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет в виде платы за оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга. При реализации указанного полномочия потенциально возможные доходы бюджета Санкт-Петербурга ежегодно могут составить в сумме не менее 36 000 тыс. рублей.

2. Нарушения ведения бухгалтерского учета (2 факта).
2.1. ГКУ «Парк культуры и отдыха «Екатерингоф» допущено нарушение общих требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, в том числе к ее составу, установленных ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а именно: по состоянию на 01.01.2017 в отчетной форме по ОКУД 0503130 «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» в составе основных средств по коду строки 011 не отражена стоимость объектов недвижимости в сумме 3,9 тыс. рублей, что явилось следствием неправильного учета объектов на балансовом счете 10100 «Основные средства».
2.2. ГКУ «Парк 300-летия Санкт-Петербурга» допущено нарушение требований, предъявляемых к проведению инвентаризации активов и обязательств (ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), в части не выявления при инвентаризации активов расхождений между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета - композиции из натуральных камней «Финский камень», переданной в дар Санкт-Петербургу в 2013 году мэром г. Хельсинки, не учтенной на счетах бухгалтерского учета учреждения.

3. Нарушения в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Санкт-Петербурга (3 факта).
3.1. Нарушение порядка распоряжения имуществом казенного учреждения: в нарушение положений п. 4 ст. 298 ГК РФ допущено распоряжение государственным имуществом в отсутствие согласия собственника:
- ГКУ «Парк культуры и отдыха «Екатерингоф»: путем предоставления сторонней коммерческой организации ИП Спиридонова И.Л. территории парка, помещений, а также учтенного на балансе движимого имущества (7 лошадей) для оказания с целью извлечения прибыли платных услуг населению по прокату лошадей, конным прогулкам и урокам верховой езды по завышенной стоимости вместо организации разрешенных учредителем платных услуг силами самого учреждения по утвержденной стоимости услуг (государственным расценкам);
- ГКУ «Парк 300-летия Санкт-Петербурга»: путем предоставления сторонней коммерческой организации ООО «Улыбка» территории парка для организации не санкционированных учредителем – КБ платных услуг населению по катанию на аттракционах (с размещением аттракционного оборудования) по самостоятельно установленной стоимости услуг.
3.2. ГКУ «Курортный лесопарк» допущено несоблюдение требования государственной регистрации прав собственности, других вещных прав на недвижимые вещи, ограничений этих прав, их возникновения, перехода и прекращения за исключением земельных участков, что является нарушением положений ст. 131 ГК РФ: не зарегистрировано право оперативного управления на 10 объектов недвижимости, учтенных на счете 10100 «Основные средства».

4. Нарушения при осуществлении государственных закупок (8 фактов).
4.1. Нарушения при обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта (договора), цены контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком, осуществленных без надлежащей проверки достоверности определения сметной стоимости, что привело к удорожанию стоимости работ и потерям бюджета Санкт-Петербурга: в 2016 году – в общей сумме 10 972,1 тыс. рублей; в 2017 году - в общей сумме 9 406,3 тыс. рублей, тогда как согласно установленному ст. 12 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» принципу, государственные заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд с максимальной эффективностью.
4.1.1. За счет определения потребности и стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия, освобожденных от налогообложения, с учетом налога на добавленную стоимость (п. п. 15 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ) начальная (максимальная) цена государственных контрактов завышена в 2016 году – в сумме 4 536,7 тыс. рублей; в 2017 году - в общей сумме 633,7 тыс. рублей:
- КБ в 2017 году - на 168,8 тыс. рублей на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения: ремонт ограды, являющейся объектом культурного наследия «Парк Петровский. Ограда», ремонт ограждения, являющегося элементом объекта культурного наследия «Парк Петровский. Парк», расположенных на объекте зеленых насаждений (целевая статья «Расходы на содержание, ремонт объектов и территорий зеленых насаждений и компенсационное озеленение»);
- ГКУ «ЦКБ» в 2016 году - на 4 536,7 тыс. рублей; в 2017 году - на 464,9 тыс. рублей на выполнение работ на отдельных объектах культурного наследия по 4-м контрактам (целевые статьи «Капитальный ремонт объектов зеленых насаждений общего пользования» - в 2016 году и «Расходы на переустройство и восстановление объектов зеленых насаждений, расположенных на территориях зеленых насаждений общего пользования городского значения» - в 2017 году).
4.1.2. За счет определения потребности и стоимости работ по содержанию автомобильных дорог Санкт-Петербурга на основании данных о площадях проезжих частей дорог в завышенном размере по отношению к данным технических паспортов дорог, а также применения завышенной расценки начальная максимальная цена контрактов завышена: в 2016 году - на 6 435,4 тыс. рублей; в 2017 году - на 2 849,9 тыс. рублей (целевая статья «Расходы на содержание дорог»).
4.1.3. За счет определения потребности и стоимости работ по благоустройству территорий, прилегающих к спортивным объектам, с учетом расценки, не предназначенной к применению в отсутствие проектной документации, начальная максимальная цена контрактов завышена в 2017 году - на 5 922,7 тыс. рублей (целевая статья «Расходы на реализацию постановления Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2014 № 233 «О Программе подготовки Санкт-Петербурга к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу на 2014-2018 годы»).

4.2. Приемка и оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, несоответствующих условиям контракта (договора), заключенного ГКУ «ЦКБ» от 28.02.2014 № 18/14 с ООО «Кэрол» на строительство снегоприемного пункта по адресу: г. Колпино ул. Севастьянова, участок 1, в 2016 году в общей сумме - 37 125,5 тыс. рублей, в том числе:
- в 2016 году земляные работы и работы по устройству покрытий в рамках строительства снегоприемного пункта стоимостью 29 338 тыс. рублей проведены в отсутствие ордера ГАТИ, не полученного подрядчиком в нарушение п. п. 4.2.1, 4.2.2. контракта, а также положений Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 № 875);
- осуществлена приемка и оплата не выполненных работ и работ, выполненных с отклонениями от проектной документации, имеющей положительное заключение государственной экспертизы (существенных условий контракта), в 2016 году - в сумме 7 787,5 тыс. рублей, чем нарушены положения ст. 432 ГК РФ, п. п. 1.2., 3.3. контракта.

4.3. Неприменение мер ответственности по контракту (договору) (отсутствуют взыскания неустойки (пени, штрафы) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя) в части не взыскания ГКУ «ЦКБ» с подрядчика штрафа за выполнение работ с отклонениями от требований контракта в 2016 году - в сумме 6 895,8 тыс. рублей.

4.4. Нарушения порядка расторжения контракта (договора), а именно: в нарушение положений п. 16 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ ГКУ «ЦКБ» при расторжении контракта в связи с невыполнением подрядчиком своих обязательств (одностороннем отказе от исполнения контракта от 28.02.2014 № 18/14) информация об ООО «Кэрол» не включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

4.5. Отсутствие надлежащего обеспечения исполнения контракта: ГКУ «ЦКБ» по государственному контракту от 28.02.2014 № 18/14 с ООО «Кэрол» на строительство снегоприемного пункта по адресу: г. Колпино, ул. Севастьянова, участок 1 на сумму 137 915,3 тыс. рублей в качестве обеспечения исполнения контракта принята банковская гарантия сроком действия на 5 месяцев меньше срока действия контракта, что не соответствует требованиям ч. 3 ст. 96 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

5. Произведены расходы средств бюджета Санкт-Петербурга без учета принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 БК РФ, согласно которому участники бюджетного процесса при составлении и исполнении бюджетов должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств: в 2016 году – в общей сумме 1 202,2 тыс. рублей; в 2017 году – в сумме 1 235,3 тыс. рублей, в том числе в результате:
- оплаты работ по содержанию объектов и территорий зеленых насаждений по завышенной стоимости из-за применения в расчетах завышенных или документально не подтвержденных данных о площадях этих территорий: в 2016 году - в сумме 940,6 тыс. рублей; в 2017 году - в сумме 1 235,3 тыс. рублей;
- оплаты работ по строительству снегоприемного пункта по адресу: г. Колпино, ул. Севастьянова, участок 1 по завышенной сметной стоимости за счет включения в сметный расчет затрат подрядчика ООО «Кэрол» на страхование строительных рисков, что является нарушением положений ст. 741 ГК РФ и п. 4.2.20.1. контракта от 28.02.2014 № 18/14, согласно которым риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства до приемки этого объекта заказчиком несет подрядчик, который обязан за свой счет застраховать различные виды рисков: в 2016 году - в сумме 261,6 тыс. рублей.

Аудитор КСП К.Г. Желудков

Руководитель комиссии КСП –
начальник инспекции М.В. Новикова