Егор Бушев: Упразднение Уставного суда будет иметь отложенный эффект (интервью интернет-изданию Закс.ру от 01.07.2021 г.)
Егор Бушев: Упразднение Уставного суда будет иметь отложенный эффект (интервью интернет-изданию Закс.ру от 01.07.2021 г.)
Егор Бушев: Упразднение Уставного суда будет иметь отложенный эффект (интервью интернет-изданию Закс.ру от 01.07.2021 г.)<br />Уставный суд Петербурга прекращает работу 1 июля. Он упразднен в соответствии с поправками в Конституцию и обновлением федерального законодательства. О наиболее значимых решениях этого органа и целесообразности трат на его содержание ЗАКС.Ру поговорил с бывшим судьей Уставного суда, аудитором Контрольно-счетной палаты Егором Бушевым.<br />
<br />
- Егор Андреевич, вы были судьей Уставного суда более двух лет, в 2018-2020 годах. Какие впечатления у вас остались от этой работы?<br />
<br />
- Самые положительные. Это была очень интересная работа. Уставный суд - это страж Основного документа нашего города, он защищал Устав от нарушений. Ведь как бывает? Депутаты приняли один закон, а исполнительные органы поняли и применили его по-своему, совсем не так, как это должно быть. В результате закон начинает противоречить Уставу, хотя должен обеспечивать его реализацию.<br />
<br />
У суда фактически было два полномочия. Рассматривать жалобы, запросы о соответствии нормативных правовых актов городскому Основному закону и давать официальное толкование Устава. Если основное полномочие по нормоконтролю, то есть проверке соответствия Уставу законов и иных нормативных правовых актов, с сегодняшнего дня в Петербурге "перераспределяется" в пользу судов общей юрисдикции, то официальное толкование Устава теперь будет осуществляться самим законодателем - Законодательным собранием и губернатором города. Полагаю, что это рационально и справедливо, поскольку, кроме органа конституционной юстиции, только сам "автор" Устава может "расшифровать" заложенный в нем глубинный смысл. Устав города принимался не референдумом, как, например, федеральная Конституция и конституции некоторых республик, а законодателем.<br />
<br />
- За время вашей работы какие наиболее значимые решения принимал Уставный суд?<br />
<br />
- Понимаете, оценку значимости решений такого специфического суда, как Уставный, можно давать по-разному. Вы, наверное, неоднократно слышали, что Уставный суд рассматривает одно-два дела в год. Количество дел - да, безусловно, небольшое. Но для кого, например, принимает закон Санкт-Петербурга ЗакС? Для всех его жителей, то есть для почти 5,5 миллионов человек. Так же и с решениями Уставного суда, который проверял эти законы на соответствие Уставу. Это не "суд для двоих" - истца и ответчика, это суд для всего города, для всех органов, задействованных в исполнении проверяемого закона, для всех жителей, которых закон прямо либо даже косвенно касается. Поэтому и значимость дел, с моей точки зрения, определяется тем, как на общегородскую повестку повлияло принятое решение.<br />
<br />
Вот, например, самым известным, наверное, было решение 2005 года, когда Уставный суд по жалобе горожанина фактически "упразднил", как тогда писали в прессе, Администрацию Губернатора Санкт-Петербурга - сделал вывод о том, что она де-юре не была сформирована оспоренным постановлением Правительства города. Правовые последствия - самые серьезные: как подчеркивалось в определении Уставного суда, разъясняющем смысл этого решения, "несуществующим" органом власти не могли совершаться какие-либо юридически значимые действия, включая издание нормативных и ненормативных правовых актов. Конечно, отношение к этому безусловно резонансному решению было неоднозначное, но именно с этим решением я связываю последовавшую своего рода реформу Уставного суда.<br />
<br />
- Речь о том, что сузился круг заявителей?<br />
<br />
- Не только. Во-первых, сократили число судей с семи до пяти. Сузился круг полномочий. Сократилось финансирование. Что тогда произошло? Нормативный акт был обжалован гражданином. Не депутатами и не органом государственной власти. И тогда, действительно, исключили возможность для граждан обращаться с жалобами на постановления Правительства и нормативные акты других исполнительных органов. А у нас основной массив нормотворчества, которое касается простых людей, не в законах, а как раз в подзаконных нормативных актах. Фактически у граждан изъяли данный инструмент защиты их прав. Может быть, в какой-то степени это и предопределило сегодняшнее решение о прекращении деятельности Уставного суда.<br />
<br />
- А непосредственно в вашей практике были резонансные решения? Вообще были случаи, когда Уставный суд вставал на сторону заявителя?<br />
<br />
- Безусловно. Когда я стал судьей, по-моему, первым моим делом было так называемое "дело о тишине". По закону о тишине нельзя шуметь в ночное время, а также в выходные и праздничные дни. Это статья 8 закона Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях". Кто следит за исполнением этой статьи со стороны органов государственной власти? Сама администрация Санкт-Петербурга на своем сайте писала: "обращайтесь в полицию". Но это петербургская статья, и у нас соглашения с МВД нет в этой части, поэтому ее должен был реализовывать комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности. Но в ночное время органы госвласти уже не работают. Куда звонить? В полицию? Она имеет право только пресечь дебош. А если просто на фортепьяно громко играют и не дают спать? Уставный суд тогда принял, как мне показалось, компромиссное решение - выявил уставно-правовой смысл оспоренной нормы, указав, что, исходя из положений Устава, она не предполагает для органов исполнительной власти возможности не работать в то время, когда они должны обеспечивать соблюдение установленного запрета. Фактически суд указал, что комитет должен организовать по ночам дежурный телефон или иным образом обеспечить горожанам возможность обратиться с сообщениями о том, что совершается такое правонарушение, а чиновники комитета должны выехать и зафиксировать правонарушение в момент его совершения.<br />
<br />
- И это помогло?<br />
<br />
- К сожалению, у Уставного суда отсутствовали полномочия по принудительному исполнению собственных решений. Было только воззвание к совести и правосознанию исполнителей закона, но не было службы судебных приставов, которая бы пришла и заставила исполнять наши решения. Поэтому это решение, насколько мне известно, и по настоящее время остается неисполненным.<br />
<br />
- Уставный суд рассматривал несколько дел в год, но занимал большое пространство на площади Пролетарской Диктатуры. Там было трудоустроено достаточно много человек. Чем занимались эти люди изо дня в день?<br />
<br />
- Часть аппарата - это бухгалтеры, материально-техническое обеспечение, потому что у Уставного суда не было собственного судебного департамента. Он был самостоятельным органом государственной власти Санкт-Петербурга, который обеспечивал свою работу. У него даже собственный гараж был. Суд сам содержал штат водителей. Закупка ручек, бумаги - все это суд делал сам. Был, естественно, правовой аппарат, то есть помощники судей и правовое управление. Оно занималось обеспечением как текущей, так и деятельности по осуществлению правосудия.<br />
<br />
Почему так много народу работало над одним решением? Из-за большого количества адресатов этого решения нельзя было совершить ошибку. Каждое решение выверялось, рассматривалось под микроскопом. Взвешивались все возможные последствия того или иного решения. Проверка нормы закона - это проверка, в том числе, и порядка принятия закона. Весь законодательный процесс разбирался ретроспективно от внесения проекта закона до его опубликования. Не говоря уже о работе с содержанием оспариваемой нормы, установлением существующего понимания ее правоприменителем, выяснением того смысла, который закладывался в нее "автором" - то есть законодателем. Поэтому так много людей и трудилось. Нет предела совершенству.<br />
<br />
- Когда вы устраивались в Уставный суд, в СМИ вас представляли как "сына однокурсника Дмитрия Медведева". Вас это задевало? <br />
<br />
- Наверное, если бы это было правдой, то, вероятно, это было бы неплохо.<br />
<br />
- А это неправда?<br />
<br />
- Конечно, они учились в одном университете, на одном факультете, но, тем не менее, на разных курсах, у них разные годы выпуска. И хотя они пересекались по времени, это само по себе еще вовсе не означает, что они обязательно были как-то связаны, тесно общались.<br />
<br />
- Что лично вам дали два года работы в Уставном суде?<br />
<br />
- Работа в органах конституционной юстиции - это, отчасти, научная работа, по крайней мере, она требует методологически выверенного подхода к принятию решений. Дискуссии с другими судьями, коллегиальные обсуждения - это бесценный жизненный опыт, который остается на всю жизнь. Так сложилось, что в составе Уставного суда, в котором трудился я, были представители разных направлений, сфер юридической практики, даже, можно сказать, разных складов юридического мышления - это высочайшего уровня профессионалы с богатейшим жизненным опытом и уникальным бэкграундом, которым я искренне благодарен за совместную работу: председатель Наталья Федоровна Гуцан, заместитель председателя Игорь Владимирович Тимофеев, Марина Анатольевна Матвеева и Антонина Викторовна Шевченко.<br />
<br />
- В КСП работать интереснее, чем в суде?<br />
<br />
- Работа разная, она по-разному интересна, хотя суть у нее одна: и Уставный суд, и Контрольно-счетная палата обеспечивают в нашем городе реализацию прав граждан, гарантированных, в том числе, Уставом. Здесь, в КСП, реальное правоприменение. Те знания и опыт, которые я получили там, в суде, я применяю и здесь в этой работе.<br />
<br />
- О правоприменении. Горожане из новостей регулярно узнают о нарушениях, которые устанавливает КСП по итогу своих проверок, но сообщений о наказаниях гораздо меньше. Как часто нарушителей наказывают?<br />
<br />
- Наказывают. Наказание бывает разным, не обязательно уголовным. Например, нецелевое расходование средств бюджета до определенного размера влечет административную ответственность. Привлекают и к дисциплинарной ответственности - вплоть до увольнения, кадровые решения регулярно принимаются. Но оценивать деятельность КСП количеством последовавших уголовных дел было бы неверно. Безусловная позиция всех ветвей власти и правоохранительных органов - решения и выводы Контрольно-счетной палаты должны в обязательном порядке учитываться, в том числе, в бюджетном планировании: по-другому формулируются государственные задания, могут где-то меньше средств выделить, если мы установили, что они неэффективно расходуются. Наши выводы могут не иметь краткосрочного эффекта, выражающегося в том, что кого-то сразу приговорили. Работа КСП отлична от той работы, которую, например, выполняют следственные органы. Надо понимать, что, если произошли какие-то потери бюджета и они имеют даже признаки ущерба бюджету, за этим не всегда стоит преступление. Однако, безусловно, мы тесно сотрудничаем с правоохранительными органами.<br />
<br />
- Как аудитор КСП вы поддерживаете решение об упразднении Уставного суда? Ежегодно из бюджета на него уходило 80-90 млн рублей. Это обоснованные траты?<br />
<br />
- Чтобы судить как аудитор, я должен провести полноценную проверку деятельности. Только потом могу сделать свои выводы. Но я могу высказать свою позицию как гражданин и как судья в отставке. Нельзя подходить с точки зрения простой арифметики - разделить количество денег на количество вынесенных решений и тем самым узнать стоимость одного решения, как иногда у нас в прессе, к сожалению, делают. Если делить, то на общее количество адресатов решения, тогда это будет справедливо. И тогда, скорее всего, окажется, что решения Уставного суда во много раз дешевле решений судов общей юрисдикции. Суммы эти для простого человека, конечно, кажутся значительными, но это приблизительно в два раза меньше, чем выделяется из бюджета на некоторые спортшколы. А это был, между прочим, высший орган судебной власти Санкт-Петербурга.<br />
<br />
Если сравнить с масштабами средств на содержание администрации города - это капля в море. Рассуждать, целесообразны эти траты или нет… Это, знаете, как подводная лодка с ядерными боеголовками. Она нечасто стреляет и дай бог, чтобы вообще никогда ей не пришлось стрелять, но содержание ее стоит очень дорого, а ее существование является сдерживающим фактором, и оно само по себе и представляет ценность. Утрату сдерживающего фактора в виде Уставного суда я расцениваю как безусловную потерю. Да, может быть, это было продиктовано объективными тенденциями в развитии федеративных отношений, которые складываются у нас в России. Но упразднение этого суда для граждан будет иметь отложенный эффект. Когда ты переходишь дорогу в неположенном месте, то эффект, зачастую, ощущаешь сразу - либо машина сбила, либо оштрафовали. С нарушением Устава не так. Эффект от такого нарушения наступает в долгосрочной перспективе, но он обязательно будет, и по своим последствиям, как правило, намного серьезней чем можно было себе представить на момент принятия "плохого" нормативного акта.<br />
<br />
- Суды общей юрисдикции, которым передадут основные полномочия Уставного суда, не будут справляться? Будут перегружены? В чем проблема?<br />
<br />
- Помните, мы говорили о том, сколько людей трудились над одним решением? У федерального суда отсутствует такая возможность. Нет возможности столько же времени, сил и ресурсов потратить на одно решение. У них много других категорий дел. Да и механизм принятия решений другой, содержание решения принципиально иное будет.<br />
<br />
- Есть риск, что решения будут не такими качественными?<br />
<br />
- Я не говорю, что они будут некачественными. Но то, что будет потрачено меньше времени и, значит, они будут менее выверенными, на мой взгляд, это вполне себе очевидное последствие. Я не говорю, что они будут хуже или лучше. Может быть, и лучше. Но на их принятие будет затрачено меньше времени и сил, а значит - меньше мнений будет выслушано, меньше обстоятельств будет исследовано и принято во внимание.<br />
<br />
Другой вопрос, что в 2000 году, когда начал работу Уставный суд, соотношение федерального и регионального законодательства было другим. Тогда очень многое отдавалось "на откуп" регионам. Сейчас идет тенденция к тому, что правовое регулирование, во многом, унифицируется, и все больше вопросов регулируется непосредственно в федеральных законах без отсылки к региональным правовым актам. В такой ситуации, может быть, и оправдан отказ от этих органов.<br />
<br />
Есть и еще одно, возможно не правовое, но важное обстоятельство. В каждом регионе есть свои особенности - у нас федеративное государство. То, что заложено в федеральной Конституции, то, что значимо и справедливо для всей страны, получает свое уникальное продолжение в региональных основных законах. Федеральные судьи иногда приезжают по принципу ротации из других субъектов. В то время как судьи Уставного суда, назначенные Законодательным собранием, в этом смысле, максимально представительны, депутаты их назначают с учетом их связи с Санкт-Петербургом, чтобы они могли учесть при вынесении решений традиции города и наши культурные особенности. Неслучайно петербургские традиции закреплены в Уставе. В этом смысле федеральный суд, конечно, никогда не заменит Уставный суд Санкт-Петербурга.<br />
<br />
Источник: <a class="txttohtmllink" href="https://www.zaks.ru/new/archive/view/214662">https://www.zaks.ru/new/archive/view/214662</a>
Начало активности (дата):