Ru
Язык: Ru Eng

Мы не враги Смольного (Невское время)

<p>Источник: газета «Невское время" № 5272 от 02.06.2009г.<br>Автор: Денис Терентьев<br><br><br>Вадим Лопатников:<br><b>«Мы - не враги Смольного"</b><br>Глава Контрольно-счетной палаты  ЗС Петербурга рассказал «НВ", чем занимается его ведомство<br><br><b>Контрольно-счетная палата при Законодательном Собрании Петербурга воспринималась многими как гроза Смольного во времена, когда на всю страну гремели разоблачения ее главы Дмитрия Буренина. Нынешний председатель КСП Вадим Лопатников считает, что его ведомство должно взаимодействовать с органами власти, а не противостоять им. Тогда будет больше пользы для города.</b> <br><br><b>- Вадим Сергеевич, скажите честно, вы - цербер?</b><br>- У Контрольно-счетной палаты нет карающей функции. Мы лишь даем оценку, нанесен ущерб городу или нет, бюджетные средства потрачены целевым образом или нет, завышены сметы или не завышены. А правоохранительные органы на основании отчетов палаты могут проводить свои проверки и инициировать наказание при подтверждении выявленных нарушений. Однако, суд может признать, что все действия проверяемой организации были в рамках закона.  <br><b>- А кто может повлиять на вашу работу?</b><br>- Законодательство. Мы работаем на основании годового плана работы, который утверждается бюджетно-финансовым комитетом Законодательного собрания Санкт-Петербурга и размещается на сайте палаты. Естественно, проверяемые организации знают о запланированных проверках. В год мы проверяем порядка 50 организаций, учреждений и предприятий, финансируемых из городского бюджета. При этом следует отметить, что в Санкт-Петербурге 63 главных распорядителя бюджетных средств и 3,5 тысячи подведомственных учреждений, унитарных предприятий, которые расходуют казенные деньги. Очевидно, что за год невозможно проверить всех. Даже за почти 15 лет работы Контрольно-счетной палаты  проверены не все получатели бюджетных средств.<br><b>- У каких организаций больше шансов попасть в проверку? Подозрение рождают жалобы или что-то другое?</b><br>- Это системная работа. В первую очередь в план проверок на текущий год ставятся объекты, проверенные в предыдущем периоде, в результате проверок которых выявлены наиболее значительные нарушения. Предложения в план КСП подают депутаты Законодательного Собрания, члены Правительства, Губернатор Санкт-Петербурга и председатель палаты. При наличии достоверной информации я также могу принять решение о проведении внеплановой проверки.   По итогам финансового года Контрольно-счетная палата проводит внешнюю проверку исполнения бюджета прошлого года и готовит соответствующее заключение. По сути наше заключение для депутатов Законодательного Собрания является основанием при формировании бюджета на очередной финансовый год сократить или увеличить финансирование тех или иных бюджетных организаций. <br><b>- То есть главная цель вашей работы - определение оптимального финансирования, а не найти нарушение и всех виновных посадить в тюрьму.</b><br>- Именно так. Для нас важно, чтобы работа бюджетополучателей была организована так, чтобы это соответствовало Бюджетному кодексу и законам о бюджетном процессе. Самыми грубыми нарушениями являются: нецелевое, неэффективное использование бюджетных средств и ущерб бюджету города. Де-юре нарушением является, если организация не вовремя освоила деньги  или даже немного переплатила за приобретения. Совершенно ни к чему в этом случае устраивать охоту на ведьм или сажать кого-то в тюрьму. Как правило проверяемые соглашаются с выводами палаты и впредь стараются не допускать подобных нарушений.  <br><b>- По логике, проверки должны быть неожиданными «Как снег на голову" и «подать сюда Ляпкина-Тяпкина"…</b><br>- Неожиданно проверяют другие службы, а принципы нашей работы заложены в Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 году: гласность, открытость, доступность. Контрольно-счетная палата является структурой городского парламента, и организация нашей службы - это одна из форм проявления демократии. Но мы можем проводить внеплановые проверки по срочным запросам правоохранительных органов или Счетной палаты. Так, в прошлом году, мы проверяли расходы на газификацию пригородов Петербурга по обращению Счетной палаты РФ. Проверка показала, что целевая программа не выполняется по срокам.<br><b>- Какие органы исполнительной власти могут быть субъектом проверки?</b><br>- Любой распорядитель бюджетных средств может быть проверен. В год мы проверяем  3-4 районных администрации, порядка 10 комитетов Правительства Санкт-Петербурга, порядка 20 внутригородских муниципальных образований (а всего их в Петербурге 111), а также государственные унитарные предприятия и другие учреждения. Следует отметить, что в муниципальных образованиях как в самостоятельной ветви власти нет собственных органов финансового контроля, имеет место высокая текучесть кадров, часто к муниципальной власти приходят люди из бизнеса, которые не знают, как правильно расходовать бюджетные средства. Отсюда много нарушений. У нас отдел контроля за формированием и исполнением бюджетов внутригородских муниципальных образований состоит всего из 3 человек. <br><b>- Возбуждаются ли уголовные дела по материалам ваших проверок?</b><br>- Наши отчеты направляются депутатам, Губернатору, проверяемым и при наличии оснований в Прокуратуру или ОБЭП. По итогам 2008 года в прокуратуру направлено 16 материалов проверок. Если всего за год было проведено 48 проверок, значит, примерно в каждом третьем случае мы находим поводы для возбуждения уголовного дела. По четырем нашим материалам возбуждены уголовные дела. <br><b>- А самый вопиющий случай на вашей памяти?</b><br>- Это, безусловно, ужасное благоустройство Колпинского района, которое проводило местное ГУЖА. Осенью 2008 года долго затягивалось проведение конкурсных процедур, потом конкурс выиграла одна подрядная организация, которая начала работы слишком поздно и не сумела их закончить, хотя финансирование работ было осуществлено. В итоге возбуждено два уголовных дела.<br><b>- И какова была реакция Смольного?</b><br>- На заседании Правительства Губернатор в очень жестких выражениях оценила такую «работу", главе района дали срок для устранения недостатков.<br><b>- Для Вас имеет значение, какого рода нарушение? Все-таки одно дело сроки сорвали, а другое дело, за откаты отдали подряд своим фирмам.</b> <br>- Для предъявления серьезных обвинений нужны факты. <br><b>- Возможно ли появление единого органа финансового контроля по аналогии со следственными органами, которые собирают в единый кулак?</b><br>- Это противоречило бы нынешнему бюджетному кодексу. На федеральном уровне работает Росфиннадзор, который контролирует расходование средств федеральных структур. В системе самой городской администрации есть  КРУ (контрольно-ревизионное управление) комитета финансов и комитет финансового контроля - орган исполнительной власти. Контрольно-счетная палата - парламентский орган. Могу сказать, что в ноябре 2008 года на проходившем в Кремле совещании по вопросу совершенствования государственного контроля в Российской Федерации с участием руководства Контрольно-ревизионного управления при Президенте РФ принято решение о создании Координационного Совета, в который вошли Генпрокуратура, Счетная палата РФ и другие. Что касается Петербурга, то сейчас в городе работает межведомственный совет по борьбе с коррупцией в исполнительных органах власти.<br><b>- А конкретных чиновников вы не проверяете?</b><br>- Нет, только организации в целом, как предписывает нам закон о Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга.<br> <br><br>Беседовал Денис Терентьев<br><br><br>            </p>