История Контрольно-счетной палаты
История Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга
Образование Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга
Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга была создана в 1995 году по инициативе депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург стал одним из первых субъектов Российской Федерации, где была создана контрольно-счетная палата. Закон Санкт-Петербурга «О Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга» был подписан 26 мая 1995 года. Эта дата стала днем образования палаты.
Формирование палаты началось с выборов председателя. Будущему руководителю органа парламентского контроля предстояло пройти жесткий отбор на сессии Законодательного собрания. Требования предъявлялись очень высокие: блестящее знание законодательства, экономики и финансов, наличие внушительного опыта работы, соответствующие личные и деловые качества.
Первым председателем Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга 20 сентября 1995 года был избран Шаляпин Герман Константинович, а его заместителем принят вышедший во второй тур голосования Семенов Евгений Александрович.
Затем был сформирован кадровый состав специалистов и экспертов. Первоначально численность палаты составляла всего 12 человек. Начинать было очень непросто, но нам помогали. Для укрепления статуса палаты, ее материального обеспечения много сделали депутаты и сотрудники аппарата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Время становления палаты пришлось не на самый легкий период в истории страны, но все препятствия были с честью преодолены. Палата стала принципиально новой структурой, держащей под контролем задачи поистине государственной важности.
Вторым председателем палаты был избран Буренин Дмитрий Алексеевич, который затем возглавлял созданный исполнительной властью Комитет финансового контроля.
В июне 2007 года руководителем Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга избран Лопатников Вадим Сергеевич. 29 июня 2011 года, а затем 24 июня 2015 года Лопатников В.С. был вновь избран председателем Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга.
23 июня 2020 года в Мариинском дворце состоялось заседание Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, в ходе которого председателем Контрольно-счетной палаты города тайным голосованием был избран Константин Геннадьевич Желудков. За кандидатуру проголосовали 37 депутатов городского парламента.
|
|||
Шаляпин Г.К. | Буренин Д.А. | Лопатников В.С. | Желудков К.Г. |
Важнейшее звено государственного контроля
В 1995 году бюджет города составлял около 11 млрд. рублей. В 2010 году расходы бюджета второй столицы России составили более 336 млрд. рублей, в 2015 - уже свыше 451 млрд. рублей. Безусловно, такой объем средств налогоплательщиков должен находиться под жестким и неусыпным контролем.
За прошедшие годы сотрудниками палаты проведены сотни контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга за более чем 20 лет работы стала важнейшим звеном государственного контроля. По итогам проверок, проведенных палатой, в городскую казну возвращаются миллионы рублей. Повысилась эффективность использования государственного имущества. Экспертно-аналитическая деятельность оказывает заметное влияние на формирование бюджетной политики и совершенствование бюджетного процесса в Санкт-Петербурге.
В настоящее время палата - это сплоченный коллектив, где гармонично сочетаются опыт давно работающих сотрудников с энергичностью молодых специалистов. Создана атмосфера творческого труда, товарищеской взаимопомощи, требовательности к себе и другим. Ядром коллектива являются те, кто пришли в палату в первые годы ее создания, и сейчас они подают пример ответственного отношения к работе, преданности своей профессии.
Задача палаты состоит в том, чтобы специфическими аудиторскими методами осуществлять анализ финансово-экономической ситуации, отслеживать движение бюджетного рубля, отдачу от его вложения в экономические и социальные проекты, оценивать конечный результат, предлагать пути и решения выявленных проблем. И в этом смысле Контрольно-счетная палата и исполнительная власть не противники, а союзники.
Специалистами КСП проверены практически все главные распорядители бюджетных средств, многие получатели, а в отдельных случаях и самые малобюджетные учреждения - словом, вся бюджетная цепочка. На многих направлениях использования бюджетных средств, ставших объектами контроля, наметились позитивные изменения. По результатам контрольной деятельности принимаются действенные меры по устранению выявленных нарушений, ведется претензионная работа, наказываются виновные. Активизировался процесс возврата незаконно израсходованных бюджетных средств. Все это способствует более рациональному расходованию бюджетных средств.
Свой вклад вносит палата и в совершенствование правовой базы Санкт-Петербурга, регламентирующей бюджетный процесс. Активно реализуются предложения палаты при рассмотрении проекта бюджета по учету дополнительных резервов пополнения бюджета, исключению необоснованных расходов, снижению долга.
С 2001 года в отдельное направление выделена работа по контролю за формированием и исполнением бюджетов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга (ВМО). Соответствующие соглашения о передаче палате полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля сегодня подписаны со всеми 111 ВМО Санкт-Петербурга. В целом, нарушения законодательства в муниципальных образованиях носят массовый и устойчивый характер, повторяясь из года в год. Несмотря на это, меры по их устранению органами местного самоуправления принимаются явно недостаточные, а ответственность за допущенные нарушения четко не определена.
Эффективность деятельности КСП во многом достигается за счет взаимодействия с Законодательным Собранием города и подразделениями городской администрации. Для большинства комитетов и управлений города характерна конструктивная реакция на критические замечания палаты.
В практику деятельности Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга активно внедряется новая форма контрольной работы - аудит эффективности. Помимо традиционных методов проверки расходования бюджетных средств, аудит эффективности нацелен на оценку результативности их использования. При этом выводы базируются на основе проверок ряда объектов, за длительный период времени, что занимает достаточно большой временной период. Посредством аудита эффективности осуществляется внешний государственный контроль управления государственными финансами, по итогам которого дается независимая оценка результатов деятельности исполнительной власти по достижению поставленных целей и задач и, соответственно, делаются выводы о степени эффективности использования расходуемых на это государственных средств.
Работа Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга на современном этапе
В соответствии с законом РФ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», 29 июня 2011 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят закон Санкт-Петербурга «О Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга», наделяющий палату статусом отдельного юридического лица. 13 июля 2011 года указанный закон был подписан Губернатором Санкт-Петербурга за № 455-85 и вступил в силу с 1 октября 2011 года. 20 декабря 2011 года началась история Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга как отдельного независимого юридического лица.
Сегодня, наряду с осуществлением своей основной деятельности, палата совместно с Правительством Санкт-Петербурга, Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, правоохранительными органами принимает активное участие в реализации Национального плана противодействия коррупции, в работе Межведомственного Совета по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга.
В целях усиления эффективности государственного финансового контроля в течение 2011-2017 годов Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга подписала следующие соглашения:
- о взаимодействии - с Прокуратурой Санкт-Петербурга;
- об информационном обмене – с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга;
- о сотрудничестве и информационном взаимодействии – с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу;
- об информационном взаимодействии – с Комитетом финансов Санкт-Петербурга;
- об организации взаимодействия – с Комитетом по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга.
Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга активно сотрудничает со Счётной палатой Российской Федерации. В рамках совместных контрольных мероприятий, а также по поручению Председателя Счетной палаты были проведены следующие проверки:
- «Контроль реализации Водной стратегии РФ на период до 2020 года. Аудит эффективности использования федеральной собственности и водных ресурсов, в том числе в целях обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в ЦФО и СЗФО» Счетной палатой РФ и контрольно-счетными палатами Москвы и Санкт-Петербурга. Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Водоканал Санкт-Петербурга», Невско-Ладожское бассейновое водное управление»;
- «Проведение выборочной проверки законности, эффективности и целевого использования средств бюджета Санкт-Петербурга Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению в части производства работ, включая аварийные по капитальному ремонту и реконструкции подземных инженерных сетей и сооружений»;
- «Проверка эффективности реализации Соглашения о государственном частном партнерстве по реконструкции и развитию аэропорта «Пулково» (г. Санкт-Петербург) (совместно с Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга и Управлением на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу)»;
- Мониторинг устранения нарушений, выявленных при проведении совместного контрольного мероприятия «Проверка целевого использования бюджетных средств, направленных на проектирование и строительство футбольного стадиона в западной части Крестовского острова с разборкой существующих конструкций стадиона им. Кирова по адресу: Санкт-Петербург, Крестовский остров, Южная дорога, 25 (в настоящий момент является продолжающимся контрольным мероприятием).
Сотрудники палаты оказывали помощь при проведении следующих плановых проверок Счетной палаты Российской Федерации:
- Экспертно-аналитическое мероприятие «Мониторинг использования бюджетных средств, направленных в виде субсидии из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного и общего образования»;
- Контрольное мероприятие "Проверка использования средств федерального бюджета, выделенных в 2013-2014 годах и за истекший период 2015 года на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, и обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (совместно с контрольно-счетными органами Тамбовской области, Краснодарского края и Санкт-Петербурга)".
В марте 2014 года на основании совместного заявления Председателя Счетной палаты Российской Федерации Т.А. Голиковой и председателей контрольно-счетных органов 85 субъектов Российской Федерации был создан Совет контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации (далее – СКСО). Председатель Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга В.С. Лопатников является членом Президиума СКСО и возглавляет отделение Совета в Северо-Западном федеральном округе. Также Палата принимает активное участие в работе комиссий СКСО. СКСО является совещательным органом, деятельность которого направлена на повышение качества контрольной и экспертно-аналитической деятельности и эффективности внешнего государственного и муниципального финансового аудита (контроля).
В соответствии с требованиями ст. 98 Федерального закона от № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 2015 года палата наделена исключительными полномочиями по осуществлению аудита в сфере закупок. Особое внимание в этой работе уделяется предварительному контролю закупок (до проведения торгов), что позволяет предупредить потенциальные нарушения в сфере закупок и способствовать экономии средств бюджета. Результаты проведенных аудиторских проверок в сфере госзакупок предоставляются губернатору города и председателю Законодательного Собрания.
Возросший объем работы предопределил изменения в составе и структуре палаты. В шести инспекциях, работу которых курируют два аудитора, в аппарате Палаты, объединяющем инспекции, отделы и сектора, сегодня трудится свыше 100 человек. Профессионализм специалистов и руководства палаты отмечен многими наградами и премиями. По итогам V конкурса Ассоциации контрольно-счетных органов РФ и Российского союза налогоплательщиков палата удостоена премии имени В.А.Татаринова. Председателю Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга Вадиму Лопатникову вручен диплом победителя конкурса.
9 декабря 2014 года Председатель Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга В.С. Лопатников награжден медалью Ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
В июне 2015 года в честь 20-летия со дня образования Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, коллективу и председателю палаты были вручены почетные грамоты Председателя Счетной палаты Российской Федерации Т.А. Голиковой.
24 июня 2015 года депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга единогласно проголосовали за назначение на должность председателя Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга В.С. Лопатникова.
За последние годы заметно укрепились профессиональные связи палаты с органами государственного финансового контроля Европы и азиатского региона. В 2012 году Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга вступила в Европейскую организацию региональных институтов внешнего контроля за государственным сектором (ЕВРОРАИ - EURORAI) и принимает активное участие в работе организации.
В 2014 году, в развитие взаимодействия Счетной палаты Российской Федерации с Национальным контрольно-ревизионным управлением Китайской Народной Республики, палата подписала с соглашение о сотрудничестве с Аудиторским департаментом г. Шанхая, города-побратима северной столицы. В ноябре 2015 года Контрольно-счетную палату Санкт-Петербурга посетила делегация Департамента аудита провинции Цзянсу (КНР).
Также в 2015 году в рамках двусторонних отношений между органами государственного финансового контроля Российской Федерации и Азиатской организации высших органов финансового контроля (АЗОСАИ – ASOSAI) Контрольно-счетную палату Санкт-Петербурга посетила с рабочим визитом делегация Совета по аудиту и инспекциям Республики Корея (Board of Audit and Inspection оf Korea - BAI).
В апреле 2016 года в Петербурге по программе сотрудничества между Счетной палатой Российской Федерации и Национальным контрольно-ревизионным управлением КНР на 2014-2016 годы прошел российско-китайский семинар «Аудит эффективности широкомасштабных проектов с государственными инвестициями», организованный совместно Счетной палатой РФ и Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга.
22 сентября 2017 года в г. Согвипхо (Республика Корея) Председатель Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга Вадим Лопатников и председатель Комиссии по аудиту и проверке администрации провинции с особой автономией Чеджу Республики Корея О Чан Су подписали соглашение о сотрудничестве.
В работе палаты на современном этапе приоритетным направлением является совершенствование системы государственного (муниципального) контроля и осуществление мониторинга трех последовательных этапов: планирования, утверждения и исполнения бюджетов. Такой подход предопределяет постоянное усиление экспертно-аналитического направления деятельности Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга. Большое внимание уделяется не только выявлению нарушений, но предупреждению возможности их совершения, что находит отражение в подготавливаемых палатой заключениях на законопроекты Санкт-Петербурга. Только в 2015 год проведено 244 экспертно-аналитических мероприятий, по результатам которых палата подготовила рекомендации органам исполнительной власти Санкт-Петербурга и местного самоуправления по вопросам увеличения доходной части бюджетов, повышения эффективности бюджетных расходов и использования имущества.
В связи с переходом с 2015 года на программно-целевые методы финансирования расходов большое внимание уделяется вопросам реализации 17 государственных программ Санкт-Петербурга. Основная цель программного бюджетирования состоит в повышении социальной и экономической эффективности расходов. Результатом исполнения бюджета на их основе Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга рассматривает не просто кассовое исполнение, а соответствующие качественные результаты.