Ru
Язык: Ru Eng

Доклад председателя Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга К.Г.Желудкова по вопросу «Об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2020 год» 09.06.2021 в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга

Уважаемые коллеги! Сегодняшняя отчетная стадия бюджетного процесса представляет собой один из механизмов, позволяющих обеспечить прозрачность и подотчетность исполнительных органов власти перед обществом, а бюджету города придать статус исполненного.

В соответствии с исключительным бюджетным полномочием органа внешнего государственного финансового контроля Контрольно-счетной палатой проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета за 2020 год.

Данное мероприятие включало в себя проверку бюджетной отчетности абсолютно всех главных администраторов бюджетных средств и отчета города по составу, по соответствию формам, по информативности и по достоверности отраженных в нем показателей.

Городской бюджет в 2020 году исполнен с соблюдением всех установленных бюджетным законодательством ограничений, в том числе размеру дефицита бюджета, объему государственного долга и расходов на его обслуживание.

На фоне разнонаправленной динамики показателей социально-экономического развития всем главным распорядителям удалось добиться достаточно высокого (с учетом отраслевых особенностей) уровня исполнения законодательно утвержденных показателей.

Обеспечено соблюдение всех требований направлений бюджетной, налоговой и долговой политики Санкт-Петербурга.

При этом, потенциальными резервами увеличения доходов бюджета Санкт-Петербурга остаются улучшение качества администрирования доходов, принятие действенных мер, способствующих погашению задолженности.

Экономическая и социальная эффективность оперативно принятых «пакетов» мер поддержки и снижения негативных последствий от распространения новой коронавирусной инфекции подтверждаются:

  • уверенным ростом, по сравнению с предыдущим годом, поступлений главного доходного источника НДФЛ;
  • хоть и незначительным, но увеличением поступлений имущественных налогов;
  • относительно небольшим снижением поступлений налога на прибыль организаций, учитывая предоставленную законодательством возможность отсрочки платежей на 6 месяцев по всем налогам;
  • незначительным снижением среднего оборота организаций, что непосредственно связано с падением показателей в отдельных наиболее пострадавших отраслях;
  • уменьшением количества безработных.

Несмотря на все сложности прошлогоднего бюджета, при его исполнении были финансово обеспечены все социальные гарантии, произведена индексация выплат и мер социальной поддержки, в том числе предусмотренных государственными программами Санкт-Петербурга.

Обеспечено достижение восьмидесяти одного целевого показателя из ста девятнадцати запланированных.

Органами государственной власти принимались меры, направленные на исполнение всех обязательств Санкт-Петербурга и безусловное выполнение задач, поставленных в Указах и поручениях Президента страны.

Расходы по публичным нормативным обязательствам, носящих в основном заявительный характер, исполнены в запланированных объемах.

Для достижения целей и показателей национальных и федеральных проектов, относящихся к полномочиям Санкт-Петербурга, в 2020 году реализовывались 43 региональных проекта, из них 28 проектов – с финансовым участием.

Не удалось пока достичь плановых значения ряда целевых показателей региональных проектов по направлениям: «Здравоохранение», «Демография», «Производительность труда и поддержка занятости».

При этом, третий год подряд в Санкт-Петербурге не наблюдается положительной динамики целевых показателей региональных проектов: «Финансовая поддержка семей при рождении детей» и «Укрепление общественного здоровья».

Пару слов о сбалансированности.

Бюджет по итогам 2020 года исполнен с дефицитом, который в 2 раза меньше запланированного показателя.

При этом, как и прогнозировала Контрольно-счетная палата, фактический объем источников финансирования дефицита бюджета отличался от запланированных бюджетом, что обусловлено:

  • выпуском облигаций в меньших объемах.
  • отказом от привлечения коммерческих кредитов.
  • вовлечением в оборот остатков денежных средств.

На конец 2020 года номинальный объем временно свободных денежных средств составил пятьдесят миллиардов рублей.

Кроме того, на счетах учреждений числятся остатки средств субсидий – 15 миллиардов рублей.

Уважаемые депутаты!

Все бюджетные обязательства Санкт-Петербурга 2020 года были полностью обеспечены финансовыми ресурсами за счет сложившегося высокого уровня исполнения доходов городского бюджета и значительных остатков средств на его счетах и, соответственно, подлежали финансовому обеспечению в полном объеме.

Некоторые причины неисполнения расходов, по мнению Контрольно-счетной палаты, обусловлены недостаточно надлежащим исполнением главными распорядителями бюджетных средств, полномочий, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга:

  • озвученные до меня параметры исполнения бюджета – подтверждает;
  • внеплановую корректировку бюджета 2020 года считает обоснованной;
  • принятые меры по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции– результативными.

Годовой отчет об исполнении бюджета, как и годовая бюджетная отчетность главных администраторов:

  1. Сформированы с учетом требований нормативных правовых актов Минфина России.
  2. Основные показатели годового отчета – соответствуют сводным данным бюджетной отчетности всех главных администраторов бюджетных средств, а также показателям закона о бюджете и сводной бюджетной росписи по состоянию на конец отчетного периода.
  3. Выборочной проверкой соотношений между показателями форм бюджетной отчетности, сформированной главными администраторами бюджетных средств, и годового отчета об исполнении бюджета, отклонений – не установлено.
  4. Недостатков, способных негативно повлиять на полноту и достоверность годового отчета об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2020 год – не выявлено.

Оснований для отклонения годового отчета об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2020 год – не усматривается.