Доклад председателя Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга К.Г. Желудкова по вопросу: «Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга за 2020 год (19.05.2021)
Уважаемый Вячеслав Серафимович!
Уважаемые депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга!
В соответствии с Законом «О Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга» представляю отчет о деятельности за 2020 год.
Контрольно-счетная палата является постоянно действующим и единственным органом внешнего государственного и муниципального финансового контроля Санкт-Петербурга.
Деятельность Контрольно-счетной палаты строится на основании плана. В план работы Контрольно-счетной палаты на 2020 год были включены предложения, поступившие от Законодательного Собрания, Правительства города и правоохранительных органов.
Уважаемые депутаты! План работы Контрольно-счетной палаты выполнен в полном объеме, несмотря на трудности, с которыми всем нам пришлось столкнуться.
В 2020 году пандемия коронавирусной инфекции стала серьезным вызовом для всех без исключения государственных органов.
Введение дистанционного режима потребовало от нас безотлагательного пересмотра подходов к проведению плановых мероприятий.
Принимая здоровье горожан за безусловный приоритет, проведение ряда контрольных мероприятий по объективным причинам было приостановлено.
Начата апробация дистанционных методов контроля с использованием удаленного доступа к рабочим местам и объектам контроля.
Уважаемые депутаты! С учетом заданного Президентом страны вектора развития и мобилизации внутренних резервов, в деятельности Контрольно-счетной палаты в 2020 году произошли кардинальные преобразования, также продиктованные новыми вызовами времени.
Во-первых, изменился поход к формированию комиссий по проведению контрольных мероприятий:
- Мы усилили инспекторский состав специалистами узкого профиля. Это требовалось для применения так называемого «инструментального контроля». Комиссии формируются таким образом, чтобы в ней присутствовали профессионалы, которые компетентны в бухгалтерии, в госзаказе, в строительстве, в юриспруденции, в профильном направлении.
- Мы постепенно отходим от привычного всем «универсального ревизора», которые привыкли статично фиксировать нарушения. На основе анализа важно синтезировать решения, которые позволят что-то изменить, что-то исправить.
- Мы оптимизировали и усилили аналитические возможности Контрольно-счетной палаты. Риск-ориентированный подход позволяет на предварительном этапе контроля просчитывать потенциальные риски и синтезировать вероятные нарушения.
- Мы пересмотрели организацию своих мероприятий и перешли к работе по конвейерной модели. Как говорил один известный человек «Время не любит, когда его тратят впустую». Мы планируем и проводим контрольные мероприятия таким образом, чтобы отдельный узкий специалист по своему профилю: юрист, бухгалтер, сметчик, выполнив задание на одной проверке утром, уже в обед заступил на другой объект.
Во-вторых, как гласит восточная мудрость – «Если ошибку можно исправить – значит, ты еще не ошибся».
Контрольно-счетная палата не тот орган, который признан наказывать. Мы постепенно отходим от роли строгого ревизора, предпочитаем превентивные меры и профилактику бюджетных нарушений. Для нас важно, чтобы результаты проверок анализировались и в будущем ошибки не повторялись.
Непосредственно о результатах деятельности.
Проведено 257 (двести пятьдесят семь) контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Контрольными мероприятиями охвачено 210 (двести десять) объектов контроля.
Выявлено более 3 (трех) тысяч нарушений, недостатков и рисков.
Размер финансовых нарушений – 17,5 (семнадцать с половиной) миллиардов рублей.
Установлено 135 (сто тридцать пять) признаков нецелевого использования бюджетных средств на сумму 316 (триста шестнадцать миллионов) рублей.
Контрольно-счетной палатой выявлено 125 (сто двадцать пять) случаев неэффективных трат на сумму 7,2 (семь миллиардов двести миллионов) рублей. Это более чем в 9 (девять) раз превышает аналогичный показатель 2019 года.
В целях предотвращения в дальнейшем незаконного, нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств принимались меры, предусмотренные законодательством.
Результаты всех мероприятий в установленном порядке направлены в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, Губернатору Санкт-Петербурга, прокуратуру Санкт-Петербурга, органы государственной власти и местного самоуправления.
В адрес объектов контроля в отчетном периоде вынесено 20 (двадцать) представлений Контрольно-счетной палаты.
Продолжена работа по привлечению должностных лиц, совершивших административные правонарушения, к административной ответственности.
Общий размер штрафов, назначенных судом по протоколам Контрольно-счетной палаты, в 2020 году увеличился в 10 (десять) раз.
Эффективность работы Контрольно-счетной палаты достигается за счет прямого взаимодействия с Законодательным Собранием города и Правительством Санкт-Петербурга.
В Санкт-Петербурге регламентировано обязательное рассмотрение в Смольном всех отчетов Контрольно-счетной палаты, а также планов мероприятий по устранению нарушений.
Такие совещания проводят профильные вице-губернаторы.
Все отчеты в 2020 году рассматривались с личным участием председателя Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга.
По итогам рассмотрения отчетов к дисциплинарной ответственности привлечено 65 должностных лиц, из них: уволено 19 чел., объявлены выговоры – 15 чел., замечания – 31 чел.
По предварительным данным: устранено и принято к сведению нарушений на сумму 2,6 (два миллиарда шестьсот миллионов) рублей, восстановлено в бюджеты 6 (шесть) миллионов рублей, выполнено дополнительных работ, оказано услуг на сумму более 3 (трех) миллионов рублей.
До недавнего времени объекты контроля ограничивались направлением в наш адрес Плана мероприятий по устранению нарушений.
С прошлого года мы изменили подход. Теперь тщательно анализируем и держим на контроле своевременность и качество устранения каждого нарушения, мониторим возврат каждой копейки в городскую казну.
Видим формальную отписку – пишем в ответ. Нет ответа –дублируем профильному вице-губернатору, нет реакции от него – информируем губернатора города.
В результате принимаются исчерпывающие меры, вплоть до перераспределения курируемых комитетов между вице-губернаторами.
В тех случаях, когда План мероприятий не исполняется, либо мы наблюдаем иждивенческие настроения – обращаемся в правоохранительные органы и органы прокуратуры.
Мы тесно взаимодействуем на основании заключенных с ними соглашений.
По итогам рассмотрения наших материалов органы прокуратуры подтвердили многочисленные факты нарушений требований действующего законодательства.
Внесено 27 (двадцать семь) представлений, по результатам рассмотрения которых привлечено: к дисциплинарной ответственности – 24 (двадцать четыре) должностных лица, к административной ответственности в виде штрафов – 6 (шесть) лиц.
По итогам рассмотрения отчетов Контрольно-счетной палаты, поступивших в 2020 году, органами предварительного расследования возбуждено два уголовных дела. По четырем отчетам Контрольно-счетной палаты проводятся проверочные мероприятия.
Специфика наших проверок предусматривает не только исследование работы объекта контроля, но и требует проведения встречных проверочных мероприятий.
Зачастую для формирования доказательной базы, например, причинения бюджету Санкт-Петербурга ущерба, Контрольно-счетной палате требуются оправдательные (подтверждающие) документы контрагентов.
На них наши полномочия в области внешнего государственного финансового контроля, к сожалению, не распространяются.
В декабре 2020 года между Контрольно-счетной палатой и Главным управлением МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области было подписано соглашение о сотрудничестве.
Я благодарен коллегам за принципиальную позицию в вопросах оперативного реагирования на обращения Контрольно-счетной палаты.
Выражаю надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество, в том числе оказание содействия сотрудникам Контрольно-счетной палаты при осуществлении контрольных мероприятий.
Инновационные подходы в деятельности Контрольно-счетной палаты находят заслуженное признание не только среди наших коллег в субъектах Российской Федерации.
Контрольно-счетная палата поддерживает международное взаимодействие в рамках ЕВРОРАИ, активно обменивается опытом с европейскими партнерами.
В 2020 году должностные лица Контрольно-счетной палаты принимали активное участие в обучающих семинарах и рабочих совещаниях, проводимых Счетной палатой России, ЕВРОРАИ в формате видеоконференцсвязи.
Под руководством заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Юлии Сергеевны Русаковой, назначенной на должность заместителя председателя Комиссии Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ по вопросам методологии, была проведена работа по обобщению и анализу информации, поступившей от наших коллег со всех субъектов РФ по:
- контролю региональных проектов;
- формированию единых подходов к квалификации неэффективного использования бюджетных средств;
- применению риск-ориентированных подходов.
С учетом задач, поставленных Президентом страны в обращении к Федеральному Собранию, соответствующих рекомендаций Счетной палаты России, мною определен перечень задач и приоритетов на предстоящий период работы Контрольно-счетной палаты.
Ключевые из них – это:
- своевременное предотвращение рисков и потерь;
- профилактика бюджетных нарушений;
- выявление резервов бюджета.
Благодарю за внимание!