Ru
Язык: Ru Eng

Выступление на заседании Законодательного Собрания СПб 10.04.2019 г.

Уважаемый Вячеслав Серафимович,

уважаемые депутаты!

 

В 2018 году Контрольно-счетной палатой было проведено 275 мероприятий. Из них 33 контрольных и 242 экспертно-аналитических мероприятия, в том числе – экспертиза 114 проектов бюджетов Санкт-Петербурга, Территориального фонда ОМС и муниципальных образований.

Совместно со Счетной палатой Российской Федерации мы провели 2 мероприятия. Первое – по вопросу финансирования обеспечения деятельности мировых судей в 2012-2017 годах. Второе - проверка использования средств федерального бюджета на развитие метрополитена в Санкт-Петербурге в рамках подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу.

Для сравнения, в 2017 году Палатой было проведено 56 контрольных и 244 экспертно-аналитических мероприятия.

Снижение количества контрольных мероприятий связано с изменением подхода к проведению проверок соблюдения бюджетного законодательства. С 2018 года Контрольно-счетная палата в рамках одного контрольного мероприятия анализирует финансово-хозяйственную деятельность не только объекта проверки, но и его учредителя; или подведомственных учреждений – в случае, если речь идет о территориальных органах исполнительной власти и ВМО.

Таким образом, количество объектов контроля увеличилось с 62 в 2017 году до 66 в 2018 году.

Контрольные мероприятия были проведены в отношении:

- пяти отраслевых органов исполнительной власти;

- трех территориальных органов исполнительной власти;

- 17-ти государственных учреждений;

- двух государственных унитарных предприятий;

- шести внутригородских муниципальных образований.

В 2018 году аудиторами палаты изменен подход к проведению проверок соблюдения требований бюджетного законодательства внутригородскими муниципальными образованиями города. Так, особое внимание уделяется более полному охвату всех вопросов местного значения.

В результате контрольных мероприятий в 2 раза увеличился объем выявленных нарушений в расчете на один проверенный муниципалитет города.

В количественном выражении  установлено  3 556 нарушений и недостатков.

Общий объем выявленных нарушений составил 32 миллиарда 873 миллиона рублей. Для сравнения, в 2017 году объем нарушений в сопоставимых условиях составил 27 миллиардов 600 миллионов рублей.

Из всего объема нарушений 78% или 25 миллиардов 754 миллиона рублей выявлено в ходе контрольных мероприятий; 22% или 7 миллиардов 119 миллионов рублей – в ходе экспертно-аналитических мероприятий.

В соответствии с Классификатором, все нарушения распределены по группам. Наиболее значительное число нарушений - 1 662 (на сумму 21 миллиард 839 миллионов) допущено в ходе формирования и исполнения бюджетов.

В ходе работы в 2018 году выявлено нецелевое расходование бюджетных средств на сумму 219,5 миллионов рублей.

Наибольший объем нецелевого расходования средств установлен при проведении контрольных мероприятий в:

- Комитете по благоустройству (89,6 млн. рублей);

- Центре по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями (54,7 млн. рублей);

- Внутригородских муниципальных образованиях и подведомственных им учреждениях (42,5 млн. рублей).

 В 2018 году установлено 752   нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок на сумму 6 миллиардов 546 миллионов рублей.

Во многом причиной выявленных нарушений и недостатков, по-прежнему, является недостаточно квалифицированная деятельность государственных заказчиков и отсутствие надлежащего планирования государственного заказа.

В отчетный период по итогам всех наших мероприятий принято к сведению и устранено финансовых нарушений и недостатков на сумму 28 миллиардов 152,4 миллиона рублей (85% от общего количества).

По итогам проверок обеспечен возврат в бюджет, а также выполнено работ, оказано услуг на общую сумму 15,5 миллионов рублей.

Уважаемые коллеги, в конце 2017 года в Контрольно-счетной палате была создана Коллегия.

В задачи этого совещательного органа входит принятие решений по вопросам планирования и организации работы Палаты, рассмотрение годового отчета о деятельности Палаты, результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Контрольно-счетная палата максимально использует все предоставленные законодательством возможности по устранению выявленных нарушений.

Так, в 2018 году по фактам воспрепятствования проведению контрольных мероприятий направлены 3 предписания.

В адрес объектов контроля вынесено 16 представлений Контрольно-счетной палаты. В их числе - «Подростково-молодежный центр «Кировский», муниципальные округа Дворцовый округ, Семеновское, Смольнинское, Сампсониевское, Светлановское и другие.

За отчетный период Контрольно-счетной палатой направлено 27 информационных писем, в адрес Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УФНС, УФАС и другие государственные органы.

В 2018 году Законодательное Собрание Санкт-Петербурга внесло изменения в статью 51 Закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях», наделив должностных лиц Контрольно-счетной палаты полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в бюджетно-финансовой сфере. 

В отношении руководителей и должностных лиц объектов контроля аудиторами составлено 29 протоколов об административных правонарушениях. По результатам их рассмотрения суд привлек к административной ответственности 22 должностных и 6 юридических лиц.

Общая сумма наложенных штрафов, подлежащая взысканию по решениям суда, составила 362,3 тысячи рублей (из них 277,3 тыс. рублей с юридических и 85 тыс. рублей с должностных лиц).

В рамках Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии Отчеты Палаты по результатам всех контрольных мероприятий направляются в Прокуратуру Санкт-Петербурга. В 2018 году в прокуратуру Санкт-Петербурга направлены материалы 47 мероприятий.

По итогам их рассмотрения нашли подтверждение многочисленные факты нарушений законодательства. Органами прокуратуры внесено 47 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 16 должностных лиц, к административной ответственности привлечено 23 лица (сумма штрафов - 361,4 тысяч рублей).

Всего по результатам работы Контрольно-счетной палаты в 2018 году правоохранительными органами возбуждено 3 уголовных дела. По 6 отчетам Контрольно-счетной палаты проводятся проверки.

Подчеркну, что эффективность нашей работы достигается за счет прямого взаимодействия с Законодательным Собранием города и Правительством Санкт-Петербурга. Отчеты о результатах всех проверок направляются Председателю Законодательного Собрания, а также Губернатору города.

Для рассмотрения планов мероприятий по устранению выявленных нарушений регулярно проводятся совещания у профильных вице-губернаторов с участием  аудиторов Контрольно-счетной палаты, руководителей объектов контрольных мероприятий, председателей Комитетов. Такая практика дает возможность оперативно принимать меры по устранению нарушений.

Важнейшим направлением работы Контрольно-счетной палаты является экспертно-аналитическая деятельность.

В 2018 году было проведено 242 мероприятия по трём направлениям.

Всего в рамках экспертно-аналитических мероприятий выявлено нарушений, недостатков и рисков на сумму 7 миллиардов 119,2 миллионов рублей.

Отмечу, что за последний год существенно укрепился авторитет Контрольно-счетной палаты как органа финансового контроля. И это во многом заслуга аудиторов. Перед ними стоит масштабная задача - обеспечить четкую финансовую дисциплину в работе со средствами городского бюджета.

В заключение – несколько слов о планах работы Палаты.

В наши задачи по-прежнему входит контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. Уверен, что результаты работы Контрольно-счетной палаты могут быть использованы в целях совершенствования бюджетного процесса и принятия управленческих решений.

В наши задачи также входит всесторонний и тщательный анализ и оценка  программ стратегического развития города.

Отмечу, что Контрольно-счетная палата Петербурга находится в «тренде» тенденций, заданных Счетной палатой России по цифровизации работы. Уже сегодня, при сохранении традиционных форм контроля, мы внедряем в работу современные информационные технологии, в том числе дистанционный контроль.

Мы также планируем использовать опыт Счетной палаты по внедрению элементов стратегического аудита.

В 2019 году продолжится работа по применению риск-ориентированных подходов к планированию собственных мероприятий. То есть, мы будем заранее прогнозировать сегменты расходования бюджетных средств, в которых наиболее вероятны  нарушения.

Убежден: сегодня все ресурсы города должны быть направлены на выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. Поэтому сегодня особенно важно предотвращать и пресекать любые финансовые нарушения.

Спасибо за внимание!