Ru
Язык: Ru Eng

Выступление Председателя Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга В.С. Лопатникова на заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга при рассмотрении проекта Закона «Об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2016 год»

Уважаемый Вячеслав Серафимович! Уважаемые депутаты! Ежегодно на протяжении полутора месяцев Контрольно-счетной палатой, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, проводится внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Санкт-Петербурга. Данное мероприятие включает в себя систему обязательных действий по проверке годовой бюджетной отчетности всех 68 главных администраторов бюджетных средств и отчета города по составу, соответствию установленным формам, информативности и достоверности отраженных показателей бюджетной отчетности. На основании результатов внешней проверки подготовлено заключение на Годовой отчет (по форме Министерства Финансов Российской Федерации) об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2016 год, которое в установленный срок направлено в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, Правительство города и в Комитет финансов Санкт-Петербурга. Отличительной особенностью исполнения бюджета Санкт-Петербурга явились наилучшие показатели по освоению бюджетных ассигнований за последний ряд лет. Годовые назначения исполнены на 98 %. Рост доходов бюджета Санкт-Петербурга в 2016 году был поддержан позитивными тенденциями развития экономики города. Темп роста налоговых и неналоговых доходов бюджета Санкт-Петербурга в 2016 году также стал наиболее высоким показателем роста за последние годы. Все бюджетные обязательства Санкт-Петербурга были полностью обеспечены финансовыми ресурсами за счет опережающего поступления собственных доходов. Принимались меры, направленные на рациональное освоение выделенных ресурсов. В условиях исполнения бюджета в «программном формате» обеспечено достижение 73 целевых показателей из 92 запланированных. В 2016 году впервые значительно сократились остатки временно свободных средств бюджета, которые размещены в органе Федерального казначейства, вследствие их направления на финансирование дефицита в объемах сверх предусмотренных бюджетом. Данный маневр поспособствовал отказу от увеличения государственного долга и его сохранению в максимально безопасном размере. Фактический долг города на конец года составил 13,8 млрд руб или 3,2 % к объему собственных доходов, что свидетельствует о минимальной долговой нагрузке Санкт-Петербурга. В номинальном выражении на покрытие дефицита направлены остатки в размере 20,4 млрд руб. На конец 2016 года на счетах в органах Федерального казначейства осталось 12,8 млрд руб. В целом, объем временно свободных средств бюджета города, которые размещены как на счетах в органах Федерального казначейства, так и на депозитных счетах коммерческих банков (их объем 5 млрд руб.), подтвержден данными внешней проверки. При исполнении бюджета Санкт-Петербурга соблюдены ограничения по размеру дефицита городского бюджета, объему государственного долга и расходам на его обслуживание, а также предельному объему заимствований. Вместе с тем, необходимо остановиться на проблемах и недостатках, с которыми участники бюджетного процесса столкнулись при исполнении главного финансового документа Санкт-Петербурга, например: Множественные случаи отвлечения бюджетных средств в дебиторскую задолженность, объем которой за 2016 год увеличился на 33,8 млрд руб. или в 1,6 раза и составил 86,8 миллиарда рублей, из них дебиторская задолженность по доходам – 46,6 млрд руб. Наблюдаемый рост дебиторской задолженности свидетельствует о резервах повышения эффективного использования бюджетных средств. Увеличение размера кредиторской задолженности за 2016 год до 38,4 млрд руб., из них общий объем авансов (с учетом ранее выданных и неотработанных на объектах Адресной инвестиционной программы) к концу 2016 года достиг рекордной суммы в 29,8 млрд руб. Значительный, в 4,4 раза, рост уровня авансирования работ по Адресной инвестиционной программе создает риски не только потерь бюджета, но и возникновения «недостроев». В заключении Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга также обозначены резервы, которые будут способствовать в дальнейшем улучшению качества исполнения бюджета Санкт-Петербурга. В завершение – непосредственно о результатах внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета города за 2016 год, который подлежит утверждению Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в форме закона Санкт-Петербурга. Представленная к проверке годовая бюджетная отчетность, на основе которой подготавливалось заключение на Годовой отчет об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2016 год, содержит все формы, предусмотренные бюджетным законодательством. Основные показатели годового отчета соответствуют сводным данным бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, а также показателям закона о бюджете и сводной бюджетной росписи по состоянию на конец отчетного периода. Обеспечено соблюдение соотношений между показателями форм бюджетной отчетности, сформированной главными администраторами средств бюджета Санкт-Петербурга. По структуре и содержанию Годовой отчет об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2016 год соответствует требованиям Министерства финансов Российской Федерации, составлен на основании и в соответствии с Бюджетной классификацией. Основные характеристики проекта закона «Об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2016 год», который представлен Правительством города в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и в Контрольно-счетную палату, и подлежит утверждению законом Санкт-Петербурга, соответствует данным годового отчета об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2016 год. Таким образом, проект закона Санкт-Петербурга «Об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2016 год» может быть рекомендован к принятию Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в 1 чтении. Благодарю за внимание.