Ru
Язык: Ru Eng

Информация о проведении аудита закупок товаров, работ и услуг, направленных на реализацию региональной составляющей национальных проектов

Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга при проведении аудита закупок товаров, работ и услуг, направленных на реализацию региональной составляющей национальных проектов (выборочно) (далее – аудит) установлено следующее.
Указами Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ № 204), от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определены национальные цели развития Российской Федерации (далее - национальные цели):
    сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
    возможности для самореализации и развития талантов;
    комфортная и безопасная среда для жизни;
    достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
    цифровая трансформация.
Для достижения целей и показателей национальных проектов, в Санкт-Петербурге в 2020 году реализовывались 43 региональных проекта, расходы бюджета Санкт-Петербурга были направлены на финансирование 28 региональных проектов, в сумме 26 497 654,9 тыс. рублей, что составляет 3,7 % от общего объема расходов бюджета Санкт-Петербурга.
В 2020 году в рамках реализации региональных проектов оплата по заключенным контрактам составила 10 152 760,6 тыс. рублей (или 38,3 % от суммы исполнения бюджета по национальным проектам), что свидетельствует о значительном объеме неконтрактуемых расходов бюджета Санкт-Петербурга, направленных на реализацию региональных проектов.
В первом полугодии 2021 года финансовое участие Санкт-Петербурга в реализации 10 национальных проектов законом о бюджете предусматривалось в рамках 29 региональных проектов, на реализацию которых бюджетом Санкт-Петербурга были предусмотрены средства в объеме 30 488 759,7 тыс. рублей, что составляет 3,9 % от общего объема расходов бюджета Санкт-Петербурга.
По состоянию на 01.07.2021 расходы на реализацию региональных проектов Санкт-Петербурга были исполнены в сумме 13 757 689,8 тыс. рублей, что составило 46,7 % от запланированного бюджетом объема.
При этом, оплата по заключенным в рамках реализации региональных проектов контрактам в первом полугодии 2021 года составила 2 844 561,3 тыс. рублей или 20,7 % от суммы расходов бюджета Санкт-Петербурга, направленных на финансирование региональных проектов.

Основным конкурентным способом на этапе проведения процедур закупок стал аукцион в электронной форме (80 %). Всего было проведено аукционов в электронной форме на сумму 11 728 643,1 тыс. рублей, открытых конкурсов (в том числе в электронной форме) – 1 499 551,5 тыс. рублей, запросов предложений в электронной форме – 1 261 261 тыс. рублей.
По результатам проведения процедур закупок в проверяемом периоде всего было заключено 7 402 контракта на общую сумму 19 778 640,6 тыс. рублей, таким образом, контрактуемые расходы составили 31,4% от общего объема средств, предусмотренных на реализацию региональных проектов.
Основная часть – 72,8 % от общего объема контрактов (6 442 контракта на сумму 14 393 732,8 тыс. рублей) была заключена с единственным поставщиком: Комитетом по здравоохранению (267 контрактов на 5 878 595,3 тыс. рублей), Комитетом по информатизации и связи (19 контрактов на сумму 4 484 733,6 тыс. рублей) и Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга (14 контрактов на сумму 770 315,1 тыс. рублей).

По результатам проведенного аудита комиссией Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга выявлены следующие нарушения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федерального закона № 44-ФЗ) (336 нарушений, из них в 2020 году – 234 нарушения, в 2021 году – 102 нарушения):
1. Непредставление, несвоевременное представление информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов, или направление недостоверной информации и документов, содержащих недостоверную информацию (298 нарушения ч.ч. 2, 3, 4 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ, из них 199 в 2020 году, 99 в 2021 году), например: нарушен срок направления информации в реестр контрактов (86 нарушений, из них в 2020 году – 74, в 2021 году – 12), не направлялась информация о гарантийных обязательствах (131 нарушение, из них в 2020 году – 63, в 2021 году – 68), не внесена информация о количестве поставленного товара (9 нарушений, из них в 2020 году –7 , в 2021 году – 2 нарушения), направлялась недостоверная информация о стоимости исполненных обязательств (3 нарушения, из них в 2020 году – 1, в 2021 году – 2), направлялась недостоверная информация о цене контракта (20 нарушений в 2020 году).
2. Нарушения условий реализации контрактов (договоров), в том числе сроков реализации, включая своевременность расчетов по контракту (договору) (12 нарушений, из них в 2020 году – 10 нарушений, в 2021 году –
2 нарушения):
2.1.    В нарушение совокупности требований ч. 13.1 ст. 34 и ч. 8 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ (закупка у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций) должен составлять не более 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, данный срок не соблюден в 4 случаях от 4 до 83 дней.
2.2.    В нарушение совокупности требований ч. 13.1 ст. 34 и ч. 8 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которой срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, отдельными заказчиками Санкт-Петербурга данный срок оплаты не соблюден в 6 случаях от 1 до 15 дней.
3. Нарушение при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как закупка у единственного поставщика (17 нарушений в 2020 году).
3.1.    Так, в нарушение совокупности требований ст. 24 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, могут осуществляться закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк и т.д., были заключены контракты с единственным поставщиком 8 учреждениями, не являющимися перечисленными выше организациями (16 нарушений в 2020 году).
3.2.    В нарушение совокупности требований ст. 24 и п. 13 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, в соответствии с которыми у единственного поставщика осуществляется закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения фильмов в целях проката), прав на произведения литературы и искусства определенных авторов и т.п., Комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга заключен контракт на поставку предметов декоративно-прикладного искусства (изделия из фарфора – чашки с блюдцем, подсвечники, часы), то есть на предметы, не относящиеся к указанным категориям.
4. Неприменение мер ответственности по контракту (пени, штрафы) с недобросовестного поставщика (4 нарушения на сумму 421,9 тыс. рублей, из них в 2020 году – 3 нарушения на 414,7 тыс. рублей и в 2021 году – 1 нарушение на 7,2 тыс. рублей). Так, в нарушение ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, согласно которой в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек, 4 заказчиками не предъявлены требования об уплате пени в общей сумме 421,9 тыс. рублей.
5. Не включение в контракт обязательных условий (5 нарушений в 2020 году). Так, в нарушение требований ч. 1 ст. 110.2 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым контракт, предметом которого являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, должен содержать условие, согласно которому с даты приемки результатов выполнения работ по указанному контракту исключительные права на результаты таких работ принадлежат, в том числе субъекту Российской Федерации, от имени которых выступает государственный заказчик, указанное требование не включено в 5 контрактов 3 заказчиков.
6. Установлены признаки нецелевого использования средств бюджета Санкт-Петербурга (5 случаев на общую сумму 39 126 тыс. рублей).
7. Установлены признаки неэффективного выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (16 случаев в 2020 году).
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик, выбирая способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями гл. 3 Федерального закона № 44-ФЗ, не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. При этом, четырьмя заказчиками были заключены контракты с единственным поставщиком по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ (закупки до 600 тыс. рублей).
8. В ходе аудита выявлено несоблюдение положений ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации – неэффективное расходование средств на сумму не менее 1 015,1 тыс. рублей, выразившееся, например, в заключении 155 образовательными учреждениями дополнительных контрактов на приобретение оборудования после расторжения аналогичных контрактов, с увеличением их стоимости, в среднем, на 3,7 тыс. рублей или на 6,8 %. Таким образом, сумма неэффективного расходования составила 575 тыс. рублей.

Кроме того, Комиссией Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга установлено:
1. Недостаточно качественное формулирование целей и утверждение плановых значений показателей региональных проектов.
2. Наименования и значения целевых показателей, содержащихся в различных документах стратегического планирования, требуют приведения их в соответствие друг другу.
3. Позднее проведение конкурентных процедур, заключение контрактов, а также поставка товаров (в 3 – 4 кварталах 2020 года), негативно влияют на достижение показателей региональных проектов.
Так, например, по региональным проектам «Борьба с онкологическими заболеваниями» в 2020 году не достигнут показатель «Доля злокачественных новообразований, выявленных на ранних стадиях», 23 контракта из 30 заключены во втором полугодии 2020 года.
По региональному проекту «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» не достигнут целевой показатель «Доля автоматизированных рабочих мест медицинских работников государственных и муниципальных медицинских организаций субъекта Российской Федерации, подключенных к защищенной сети передачи данных субъекта Российской Федерации», 509 контрактов из 1069 заключено в 4 квартале 2020 года, что не способствует скорейшему внедрению в медицинских организациях информационных систем, соответствующих требованиям Минздрава России.
4. Установлены недостоверные и неактуальные сведения, содержащиеся в Информационной системы управления проектами.
Совокупность рассмотренных в ходе проведения аудита данных свидетельствует о том, что часть расходов бюджета
Санкт-Петербурга, финансируемых в рамках реализации региональной составляющей национальных проектов, не направлена на решение задач, определенных Указами Президента РФ, а именно, на осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития РФ, увеличение численности населения, повышение уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека, поскольку производится в конце года.
Кроме того, 72,8 % от общей суммы контрактов, заключено с единственным поставщиком, что может свидетельствовать о потерях бюджета в условиях низкой конкуренции.




Руководитель комиссии –
начальник инспекции    Е.М. Свечкарева