Ru
Язык: Ru Eng

Информация о проведении аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Санкт-Петербурга за 2021 год

Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга при проведении аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Санкт-Петербурга за 2021 год (далее – аудит) установлено следующее.

В 2021 году в рамках действия Федерального закона № 44-ФЗ заказчиками Санкт-Петербурга заключено контрактов на общую сумму 491 млрд. рублей, что на 234 млрд. рублей (или на 91,2%) больше, чем в 2020 году.

Существенное увеличение суммы контрактов, заключенных в 2021 году, обусловлено заключением СПб ГКУ «Организатор перевозок» контрактов на осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам на сумму не менее 191,2 млрд. рублей (или 38,9 % суммы всех контрактов 2021 года), финансирование которых предусмотрено в период 2021 - 2028 годов в рамках транспортной реформы.

Количество контрактов, заключенных в 2021 году, также возросло по сравнению с предыдущим годом – 331 тысяча в 2021 году против 294 тысячи в 2020 году.

Наибольший объем закупок был произведен в сфере транспорта – 192 млрд. рублей, строительства – 69,2 млрд. рублей, на закупку лекарственных средств – 32,2 млрд. рублей.

Как и в предыдущие годы, на этапе проведения процедур закупок в 2021 году основной объем закупок предполагалось осуществить конкурентными способами (не менее 86,8 %). По сравнению с 2020 годом объем таких закупок увеличился на 134,3 %.

Основным конкурентным способом на этапе проведения процедур закупок, как и в 2020 году, стал аукцион в электронной форме. Удельный вес стоимости таких контрактов в общей стоимости контрактов составил 69,9 %.

Однако, в результате проведения конкурентных процедур закупок существенный объем контрактов (на общую сумму 162 млрд. рублей или 38,1 % всех указанных процедур) в 2021 году был заключен с единственным поставщиком, что обусловлено значительной долей аукционов и конкурсов, признанными несостоявшимися в связи с тем, что в них принимал участие только один участник.

Основными способами определения поставщиков в 2021 году остаются закупка у единственного поставщика (227,4 млрд. рублей) и аукцион в электронной форме (198 млрд. рублей).

Сумма закупок малого объема (до 600 тыс. рублей) в 2021 году составила 16,5 млрд. рублей, а количество – 195 787 ед., что на 2,8 млрд. рублей и на 27 705 ед. больше, чем в 2020 году.

Наибольший объем контрактов, заключенных в 2021 году, – 52,6 % на 258,5 млрд. рублей был заключен в 3 квартале, что обусловлено заключением в указанном квартале контрактов на осуществление регулярных перевозок пассажиров на сумму не менее 191,1 млрд. рублей.

Наибольшее количество контрактов – 103 546 ед. или 31,2 % от общего количества заключенных в 2021 году контрактов было заключено в 4 квартале 2021 года.

В 2021 году процент экономии на момент заключения контрактов составил 3,79 % (16,8 млрд. рублей), что ниже значений 2020 года, составивших 8,57 % (17,1 млрд. рублей).

Основной объем экономии – 78,5 % был достигнут при проведении аукционов в электронной форме.

Средний процент экономии в случае проведения конкурентных процедур и заключения контрактов с единственным поставщиком составил всего 1,47 %, а в случае нескольких допущенных участников – 7,54 %.

В 2021 году было расторгнуто 15,5 тыс. контрактов (или 4,7 % от общего количества заключенных в 2021 году контрактов), что сопоставимо с показателями 2020 года.

Основанием для расторжения контрактов, как и в 2020 году, в большинстве случаев стало соглашение сторон.

Чаще всего расторгались контракты, заключенные с единственным поставщиком (более трех четвертей от всех расторгнутых контрактов).

Необходимо отметить, что факт расторжения контракта может свидетельствовать о недостижении результатов закупки, предусмотренных условиями заключенных контрактов.

Более половины всего объема контрактов (66,7 %) было заключено пятью ГРБС с учетом подведомственных учреждений на общую сумму
327 млрд. рублей, а именно: Комитетом по транспорту, Комитетом по здравоохранению, Комитетом по строительству, Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Комитетом по информатизации и связи.

В 2021 году 62 % объема контрактов было заключено девятью заказчиками Санкт-Петербурга.

Наибольший объем контрактов – 39,1 % на сумму 191,9 млрд. рублей (435 контрактов) был заключен СПб ГКУ «Организатор перевозок». СПб ГКУ «Фонд капитального строительства и реконструкции» заключено 469 контрактов на сумму 37 млрд. рублей (7,5 % от общего объема заключенных в 2021 году контрактов).

Наибольшее количество контрактов – 1 560 ед. на 6,1 млрд. рублей заключено СПб ГБУЗ «Городская больница № 40 Курортного района». Комитетом по здравоохранению заключено 1 029 контрактов на общую сумму 15,1 млрд. рублей.

Объем финансирования региональной составляющей национальных проектов в рамках заключенных в 2021 году контрактов составил не менее 14,5 млрд. рублей или 3,0 % всей суммы заключенных контрактов.

По сравнению с 2020 годом объем заключенных контрактов увеличился на 3,1 млрд. рублей, или на 26,8 %. При этом фактическое финансирование увеличилось на 91,8 млн. рублей, или на 0,8 %.

Наибольший объем оплаты контрактов был произведен для реализации следующих региональных проектов:

- «Региональная и местная дорожная сеть» – в сумме 2,7 млрд. рублей (82,4 % от планового финансирования 2021 года);

- «Борьба с онкологическими заболеваниями» – в сумме 2,7 млрд. рублей (99,8 % от планового финансирования 2021 года);

- «Формирование комфортной городской среды» – в сумме 2,1 млрд. рублей (78,3 % от планового финансирования 2021 года).

По отношению к 2020 году существенно увеличилось фактическое финансирование следующих региональных проектов: «Формирование комфортной городской среды» – в 2,8 раза, «Цифровая образовательная среда» – в 2 раза, и «Культурная среда» – в 10,3 раза.

По контрактам, заключенным в 2021 году, заказчиками начислено 206,5 млн. рублей штрафных санкций, оплата которых составила 85,7 млн. рублей, или 41,5 %.

Контроль и надзор за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок в Санкт-Петербурге в 2021 году осуществлялся:

- Управлением Федеральной антимонопольной службы по
Санкт-Петербургу (в качестве федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок);

- органами прокуратуры Санкт-Петербурга в пределах их полномочий, в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;

- Комитетом государственного финансового контроля
Санкт-Петербурга (в качестве органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля);

- Комитетом финансов Санкт-Петербурга (в качестве контрольного органа в сфере закупок);

- Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга, в качестве органа, осуществляющего аудит в сфере закупок;

- государственными органами, осуществляющими ведомственный контроль.

В 2021 году Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга проведено 38 контрольных и 6 экспертно-аналитических мероприятий, в рамках которых осуществлялся аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, реализуемых в рамках действия Федерального закона № 44-ФЗ, а также были выявлены соответствующие нарушения.

Общее количество объектов контроля, при проверке деятельности которых были выявлены нарушения в сфере закупок, составило 209 (в 2020 году – 175), из них: 181 (в 2020 году – 156) заказчик Санкт-Петербурга и иные юридические лица и 28 (в 2020 году – 19) муниципальных заказчиков.

Всего в 2021 году было выявлено 5 459 нарушений (в 2020 году - 1 800 нарушений) при осуществлении закупок, из них 1 156 финансовых нарушений на общую сумму 5 046,8 млн. рублей.

Самыми значительными нарушениями являются следующие:

- приемка и оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, несоответствующих условиям контрактов
(390 нарушений на 35 объектах контроля или 7,1 % от общего числа нарушений, из них 256 финансовых нарушений на сумму не менее
1 531,9 млн. рублей или 30,4 % от общей суммы финансовых нарушений);

- нарушение при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (196 нарушений на 30 объектах контроля или
3,6 % от общего числа нарушений, из них 128 финансовых нарушений на сумму не менее 1 089,5 млн. рублей или 21,6 % от общей суммы финансовых нарушений);

- несоблюдение принципов и основных положений о закупке
(135 нарушений на 6 объектах контроля или 2,5 % от общего числа нарушений, из них 124 финансовых нарушений на сумму не менее 911,7 млн. рублей или 18,1 % от общей суммы финансовых нарушений);

- неприменение мер ответственности по контракту (отсутствуют взыскания неустойки (пени, штрафы) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя) (88 нарушений или 1,6 % от общего числа нарушений на сумму не менее 593,6 млн. рублей (11,8 % от общей суммы финансовых нарушений) на 17 объектах контроля);

- нарушения при обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (245 нарушений на 34 объектах контроля или 4,5 % от общего числа нарушений, из них 166 финансовых нарушений на сумму не менее 348 млн. рублей или 6,9 % от общей суммы финансовых нарушений).

В результате рассмотрения отчетов Контрольно-счетной палаты
Санкт-Петербурга:

- возмещено в бюджет Санкт-Петербурга 5,5 млн. рублей;

- применены меры дисциплинарной ответственности: объявлено
32 выговора и 63 замечания должностным лицам, допустившим нарушения законодательства в сфере закупок, 3 человека уволены;

- ведется претензионная работа с исполнителями по контрактам.

В 2021 году на действия государственных заказчиков
Санкт-Петербурга в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу поступило 7 803 жалобы (на 656 ед. больше, чем в 2020 году и на 908 ед. чем в 2019 году), из которых было рассмотрено 6 180 ед., что свидетельствует о сохранении общей тенденции увеличения их количества.

В ходе проведенного анализа представленных данных отмечено следующее:

- из общего количества жалоб, рассмотренных в 2021 году, доля обоснованных составила 47,5 %, а необоснованных, соответственно, 52,5 % (для сравнения в 2020 году доля обоснованных жалоб составила
42,5 %, а необоснованных, соответственно, 57,5 %);

- по итогам рассмотрения жалоб в сфере закупок в 2021 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу выдано 1 642 предписания, что на 16,6 % больше, чем в прошлом году;

- в 2021 году продолжается динамика снижения количества и стоимости штрафов, наложенных УФАС по Санкт-Петербургу на заказчиков Санкт-Петербурга. Так, в 2019 году было наложено 774 штрафа на сумму 13 млн. рублей, в 2020 году – 340 штрафов на сумму 5,6 млн. рублей, а в 2021 году – 265 штрафов на сумму 4,5 млн. рублей.

В целях контроля за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в 2021 году Комитетом государственного финансового контроля Санкт-Петербурга проведено 165 контрольных мероприятий. Для устранения выявленных нарушений законодательства о контрактной системе Комитетом выдано 8 представлений и 16 предписаний, а также применены иные меры реагирования.

К типовым нарушениям можно отнести:

- неправомерный выбор способа закупки;

- отсутствие обоснования цены контракта;

- установление в документации о закупке ненадлежащих требований к составу заявки, порядку оценки заявок;

- несоблюдение правил определения размера штрафа, начисляемого в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств;

- отсутствие условий о порядке и сроках приемки товара заказчиком.

В 2021 году Комитетом возбуждено 257 дел об административных правонарушениях в части нарушений в сфере закупок. Вынесено
19 постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 608,3 тыс. рублей.

Комитетом финансов Санкт-Петербурга при осуществлении контроля в сфере закупок в 2021 году было выявлено 106 675 нарушений, что на 8,3 % больше, чем в 2020 году. В частности, при контроле следующих объектов:

- планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга. Всего направлено 77 912 протоколов о непрохождении финансового контроля;

- проектов контрактов, направляемых участникам закупки. Было выявлено 2 143 нарушения в части превышения цены контракта над финансовым обеспечением, указанным в плане-графике.

- информации о контракте, включаемой в реестр контрактов, заключенных заказчиками. Комитетом выявлено 1 513 нарушений, в том числе в части несоответствия цены контракта.

В 2021 году органами прокуратуры Санкт-Петербурга при осуществлении надзора за исполнением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг выявлено 2 860 нарушений в сфере закупок, что на 49 ед. или на 1,7 % больше, чем в 2020 году.

По сведениям, представленным прокуратурой Санкт-Петербурга, в 2021 году на незаконные правовые акты принесено 296 протестов, внесено
812 представлений, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 656 должностных лиц, привлечено к административной ответственности 209 должностных лиц, объявлено
96 предостережений, 19 материалов направлено в органы предварительного расследования, возбуждено 12 уголовных дел.

В части ведомственного контроля, в целом, наблюдается рост количества плановых и внеплановых проверок отдельными государственными органами Санкт-Петербурга в рамках организации и проведения ведомственного контроля в сфере закупок, количество проверенных заказчиков увеличилось на 37,2 %, общее количество выявленных нарушений уменьшилось на 16,6 %. Но, при общем увеличении количества мер, многие мероприятия носят формальный характер и не имеют должного воздействия. У ГБРС отсутствует единый подход к оценке нарушений и принимаемым мерам в отношении подведомственных учреждений.

В 2021 произошли изменения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, упрощающие осуществление полномочий заказчиков, при усилении контроля за их действиями, основные из них затрагивают:

- планирование закупок;

- применение национального режима при осуществлении закупок;

- осуществление закупок у единственного поставщика;

- осуществление закупок путем проведения запроса котировок;

- требования к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий;

-  возможность обжалования электронных процедур в Единой информационной системе в сфере закупок;

- возможность увеличения цены контрактов на строительство, в связи со значительным увеличением в 2021 году цен на строительные материалы;

- применение типовых контрактов;

- ведение реестра недобросовестных поставщиков;

- списание штрафных санкций;

- заключение контракта жизненного цикла;

- правила применения Федерального закона 44-ФЗ при проведении закупок отдельными или определенными юридическими лицами за счет субсидий;

- контроль и мониторинг в сфере закупок.

По результатам проведенного аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Санкт-Петербурга установлено, что в 2021 году объем оплаты по заключенным контрактам составил 273,3 млрд. рублей, или 34,3 % от всех расходов бюджета Санкт-Петербурга. По сравнению с 2020 годом сумма таких расходов увеличилась на 11,2 %.

Кроме того, увеличился как объем контрактов, заключенных с единственным поставщиком (на 17,4 %), так и количество таких контрактов (на 13,6 %), при этом процент экономии сократился почти вдвое
(на 4,78 процентных пункта).

Следует также отметить увеличение количества выявляемых органами контроля и надзора нарушений в сфере закупок, допущенных заказчиками Санкт-Петербурга.

Совокупность указанных факторов свидетельствует о снижении конкуренции при осуществлении закупок в Санкт-Петербурге.

В связи с изложенным Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга рекомендует заказчикам Санкт-Петербурга строго соблюдать требования, установленные федеральным законодательством и законодательством
Санкт-Петербурга в сфере закупок, а также производить непрерывный мониторинг изменений данного законодательства, которые вносятся органами власти на федеральном уровне и в Санкт-Петербурге в соответствии с непростой и значительно изменяющейся в 2022 году экономической ситуацией в стране в целом и Санкт-Петербурге, в частности.



Руководитель комиссии – начальник инспекции              Е.М. Свечкарева