Информация об итогах аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Санкт-Петербурга за 2022 год
Председателем Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга Константином Желудковым утвержден Отчет по результатам аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Санкт-Петербурга за 2022 год.
Отчет содержит анализ количественных и качественных показателей, характеризующих сферу закупок для нужд Санкт-Петербурга в 2022 году, а также динамику по сравнению с 2021 годом:
- общую информацию о закупочной деятельности в Санкт-Петербурге в 2022 году;
- сводную информацию об организации и результатах работы органов контроля, надзора и аудита в сфере закупок;
- анализ организации и проведения ведомственного контроля в сфере закупок в Санкт-Петербурге;
- выводы.
Объектами аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Санкт-Петербурга стали 320 223 контракта (на 10 799 ед. или на 3,3 % меньше, чем в 2021 году) на общую сумму 495 425 123,5 тыс. рублей (на 4 385 789,0 тыс. рублей или на 0,9 % больше, чем в 2021 году), заключенные в 2022 году.
Из 320 223 контрактов, заключенных в 2022 году на сумму 495 425 123,5 тыс. рублей, было расторгнуто 16 397 контрактов на общую сумму 31 021 739,9 тыс. рублей, в том числе в период с 01.01.2023 по 01.03.2023 - 2 325 контрактов на общую сумму 6 147 765,1 тыс. рублей.
Расторгнутые контракты в 2022 году составили 5,1 % от общего количества заключенных в 2022 году контрактов, что на 0,4 % больше, чем в 2021 году, или 6,3 % от общего объема заключенных контрактов, что на 2,1 % больше, чем в 2021 году. Основанием для расторжения контрактов, как и предыдущие периоды, в большинстве случаев стало соглашение сторон.
По результатам проведенного аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Санкт-Петербурга установлено, что в 2022 году, как и в предыдущий периоды, основной объем контрактов – более 80 % планировалось заключить конкурентными способами, однако, по итогу года, основной объем контрактов – 72,1 % был заключен с единственным поставщиком.
По сравнению с 2021 годом на 15,9 % сократилось среднее количество заявок, поданных на участие в закупке, а также увеличилось количество контрактов, заключенных в результате осуществления закупочных процедур, на которые была подана только одна заявка – на 28,2 % (с 27 715 ед. в 2021 году до 35 517 ед. в 2022 году).
Указанные факторы свидетельствую о сохранении тенденции снижения конкуренции при осуществлении закупок в Санкт-Петербурге.
В 2022 году благодаря осуществлению конкурентных процедур было сэкономлено 17 448 848,9 тыс. рублей[1], что на 0,64 % выше экономии, достигнутой в 2021 году в размере 3,79 % (или 16 842 540,6 тыс. рублей).
Наибольший процент экономии в 2022 году достигнут по итогам осуществления совместных закупок – 25,96 % (в 2021 году – 16,55 %), однако, количество и объем закупок, осуществляемых заказчиками Санкт-Петербурга совместно, по сравнению с 2021 годом уменьшились – по количеству на 17,7 %, а по объемам – на 31,4 %.
В качестве положительного фактора необходимо также отметить снижение объемов контрактов, исполняемых в текущем году, заключаемых в конце года. Так, в 2021 году доля таких контрактов от объема контрактов, заключенных в 4 квартале, составила 21,9 %, а в 2022 году – 15,3 %.
По сравнению с 2021 годом в 2022 году перечень ГРБС (с учетом их подведомственной сети), которыми был заключен основной объем (71,9 %) контрактов, не изменился, а основные средства были направлены на ремонт и содержание дорог и дорожных сооружений, приобретение подвижного состава (трамваев и троллейбусов), строительство и ремонт зданий.
В заключение Отчета Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга посчитала необходимым обратить внимание на:
- малое количество и незначительность нарушений, выявляемых в ходе осуществления ГРБС ведомственного контроля за подведомственными заказчиками Санкт-Петербурга, что, в совокупности с большим объемом нарушений, выявляемых различными органами контроля, надзора и аудита в сфере закупок, свидетельствуют о недобросовестном подходе ГРБС к осуществлению своих функций по контролю за закупочной деятельностью подведомственных учреждений;
- необходимость осуществления непрерывного мониторинга изменений законодательства в сфере закупок, которые вносятся органами власти на федеральном уровне и в Санкт-Петербурге в целях неукоснительного соблюдения требований данного законодательства;
- основания расторжения контрактов с целью выявления недобросовестных поставщиков и внесения их в соответствующий реестр;
- своевременность и объективность применения штрафных санкций за нарушение условий реализации контрактов;
- необходимость усиления контроля за формированием начальной (максимальной) цены контракта в части соблюдения требований нормирования.
[1] Без учета закупок, где объем закупаемого товара, работы, услуги определить невозможно.